Персонификация в образовательной деятельности
статья

Маркова Ольга Андреевна

Реализация принципов персонификации становится возможной в современной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл personifikatsiya_v_obrazovanii.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Маркова Ольга Андреевна

ГБОУ лицей № 373

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ПЕРСОНИФИКАЦИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Дополнительное образование по праву относится к сферам наибольшего благоприятствования для развития каждого ребенка, оно действительно «свое», личностное - по выбору, по характеру, «по душе». Личность формируется в постоянной деятельности, преодолении себя, в переживаниях горя и радости, в сопричастности к общению, большому настоящему делу.

Отличительными чертами дополнительного образования детей являются: создание условий для свободного выбора детьми образовательной области, профиля программы и времени ее освоения, педагога; многообразие видов деятельности, которая удовлетворяет самые разные интересы, склонности и потребности ребенка; личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению; и в конечном счете – создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности [2].

Педагогам дополнительного образования необходимо создать воспитывающую среду, в которой происходит развитие творческой личности ребенка, в обеспечении личностно-деятельностной и практико-ориентированной направленности дополнительного образования детей, являющегося своего рода механизмом реализации возможностей персонифицировать образование.

Понятие «персонификация» обозначает деятельность самой личности. Гарри Салливан в 1947 году в качестве основных элементов структуры личности рассматривать «систему персонификаций», сущность которой заключается в сформированности образов себя и окружающих, стереотипно определяющих отношение к себе и другим. Чтобы оказывать влияние на персону, любые условия, в которых она существует, должны быть персонифицированы.

Персонификация рассматривается с различных позиций:

  • как специфическая самоорганизация субъекта образовательного процесса своего личностного образовательного пространства, свободного сознательного выбора образовательных траекторий и путей решения задач профессионального становления, осознания своей уникальности и самоценности. (Е.В. Болычева);
  • как личностно-ориентированный процесс, который направлен на развитие способностей и интересов учащихся (И.Э. Унт);
  • как ориентированность образовательного процесса на внутреннюю активность самого обучающегося и его самостоятельность в образовательной деятельности (М.С. Клевцова).

В самом общем виде персонификация образования – это ориентация образовательного процесса на результаты, обеспечивающие личностное развитие.

Каргина З. выделяет ряд принципов персонификации образовательного процесса: диалогизации, позитивности, социально-педагогической поддержки, доступности, опоры на персональный личностный опыт учащегося. В системе дополнительного образования данные принципы могут быть реализованы по-разному, например: Принцип позитивности. В творческих мастерских (театральной и танцевальной студиях) для детей создаются ситуации успеха и выбора, которые активизируют стремление к самопроявлению в социуме, личной жизни, творчестве. Принцип социально-педагогической поддержки индивидуальности обучающегося. Педагоги создают ситуации, в которых обучающийся может проявить сою индивидуальность, приобрести опыт осознания себя как субъекта в различных видах деятельности. Принцип доступности. Учащиеся сами выбирают то направление деятельности, которое соответствует их потребностям, возможностям и способностям. Принцип опоры на персональный личностный опыт учащегося в образовательной среде. Учащиеся сами проводят мероприятия спортивные, познавательные, развлекательные, тем самым реализуя свой творческий потенциал.

Персонифицированный подход в образовании ориентирует нас на содержание, отвечающее требованиям вариативности и возможности выбора образовательного маршрута; на использование в образовательном процессе технологий, предполагающих личностно-деятельностную направленность. Среди видов деятельности, в которые педагог включает учащихся, наиболее значимыми становятся творческие. А оценку личностного развития учащегося, его ориентацию на построение собственного будущего, его способность к самообучению необходимо включить в систему оценивания образовательных достижений учащихся [3].

Особыми возможностями в персонификации образования учащихся обладает включение их в деятельность коллегиальных органов управления.

Л.И. Новикова определяет самоуправление как разумно осуществляемую самими детьми деятельность, включающую постановку цели, планирование, способы реализации плана, организацию учета и контроля.

Детское самоуправление является видом деятельности школьников. Отвечая за отдельные разделы работы своего коллектива, дети организовывают своих товарищей на выполнение заданий, участвуют в планировании, контролируют и проверяют друг друга. А, как известно, всякая деятельность человека является своего рода упражнением его сил и способностей, и, следовательно, вызывает определенное их развитие. Участвуя в работе органов самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний.

С помощью ученического самоуправления создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту каждого школьника,

В нашем исследовании мы сосредоточили свое внимание на такой форме ученического самоуправления, как совет обучающихся.

Совет обучающихся образовательной организации является коллегиальным органом управления образовательной организации и формируется по инициативе обучающихся с целью учета мнения обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы обучающихся. [Письмо Минобрнауки РФ от 14.02.2014 N ВК-262/09 – В действ. ред. О методических рекомендациях о создании и деятельности советов обучающихся в образовательных организациях].

Советы обучающихся действуют в различных образовательных организациях общего и дополнительного образования. На базе образовательного учреждения «Академия талантов», например, действует Совет старшеклассников при Комитете по образованию Санкт-Петербурга. Это коллегиальный совещательный орган при Комитете по образованию, состоящий из представителей всех районов города и образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию. Перед Советом стоит ряд задач, важнейшие из которых: вовлечение старшеклассников в общественную жизнь города, формирование и объединение школьного актива. Деятельность Совета осуществляется по ряду направлений: еvent-технологии, информационно-медийное, социальные технология, кросскультурные коммуникации. Подобные советы обучающихся действуют также на базе отделений дополнительного образования при школах Санкт-Петербурга, и их деятельность является сегодня неотъемлемой частью системы дополнительного образования.

Для определения влияния участия обучающихся в деятельности Совета обучающихся на их самоопределение, построение жизненных планов мы опросили студентов различных вузов, которые будучи в школьном возрасте принимали участие в работе подобных советов. Мы пытались выявить степень такого влияния, а также ресурсы участия в работе советов для персонификации результатов образования подростков и юношей.

В рамках нашего исследования было опрошено 40 человек. Более 85 % опрошенных говорят о наличии влияния их работы в совете обучающихся на их жизненные ориентиры и построение жизненных планов. При этом 33 % говорят о существенном, а 54 % – о частичном влиянии, остальные не смогли определиться со степенью влияния.

В ответе на вопросы об объекте влияния участия в деятельности совета респонденты называют выбор сферы деятельности, будущей профессии, вуза (65 %),  формирование лидерских качеств и навыков общения с людьми, работы в команде, умения выстраивать отношения с участниками общего дела (30 %), влияние на личные качества – ответственность, инициативность, уверенность, открытость (более 20 %).

В качестве ресурсов персонификации участники опроса выделили: возможность проявлять инициативу, брать на себя ответственность, возможность организовывать самостоятельную деятельность в решении различных задач, расширение круга общения, использование различных средств коммуникации, возможность выражать свою позицию, приобретение опыта решения задач.

Мы видим, что реализация принципов персонификации предполагает выбор различных средств реализации принципов персонификации образования в организации образовательного процесса, а деятельность советов обучающихся в рамках системы дополнительного образования обладает рядом возможностей для реализации этих средств с целью влияния на процесс самоопределения обучающихся.

Список литературы:

  1. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник, 1997, №9.
  2. Олейникова Л. Т. Дополнительное образование детей - потенциал воспитания // Молодой ученый. 2010. №1-2. Т. 2. – С. 282-287.
  1. Синицына А.И. Персонификация содержания образования как профессиональная задача педагога // Непрерывное педагогическое образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям. Образовательные и профессиональные стандарты в обеспечении готовности выпускника к профессиональной деятельности в сфере образования Сборник статей по материалам всероссийской научной конференции с международным участием. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена", Научно-исследовательский институт непрерывного педагогического образования. 2016. – С. 116-121.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в 1 младшей группе Интеграция образовательных областей: Познание (предметный мир)/ художественное творчество (рисование)

Интеграция образовательных областей: Познание (предметный мир)/ художественное творчество (рисование)Тема: Разноцветная водичка.Цель:  Ознакомление детей со свойствами воды  средствами рисо...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в образовательной области "Здоровье". Тема: "Познай себя".

Цель: Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.Задачи: Продолжение знакомства детей с частями тела и органами чувств человека,  представление о функциональном назначении...

Непосредственно организованной образовательной деятельности. Образовательная область: Изобразительная деятельность. Тема:«Дымковская игрушка - гордость России» (для подготовительной группы).

Цель данного занятия : приобщать дошкольников к истокам русской народной культуры, способствовать художественно-нравственному воспитанию дошкольников средствами народного искусства....

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности. Образовательная область: Познание (ФЭМП) – изобразительная деятельность (лепка). Тема: «Помидоры в банках» для младшей группы.

Продолжаем знакомить детей с понятиями "один", "много"; с геометрической фигурой круг. Закрепляем знания детей об овощах, о цвете и т.д....

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», «Музыка», детей подготовительной к школе группы дошкольных образовательных учреждений.

Тема: «Необычное путешествие» Цель: создание условий для проявления детской самостоятельности и инициативности в процессе музыкальной деятельности. Задачи: Развивать творческую активность в музыка...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Гадзевой Ж.В., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Гадзевой Ж.В., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образовательны...