Положение о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся начального и основного общего образования в школе-интернат №22 ОАО «РЖД»
статья

Кузнецова Галина Михайловна

Настоящее положение определяет основы организации оценки знаний, универсальных учебных действий, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся начального и основного образования (5 классы)  в соответствии с требованиями ФГОС НОО И ФГОС ООО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polozhenie_ob_otsenki.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЛОЖЕНИЕ

о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся начального и основного общего  образования  в школе-интернат №22 ОАО «РЖД»

  1. Пояснительная записка

Настоящее положение определяет основы организации оценки знаний, универсальных учебных действий, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся начального и основного образования (5 классы)  в соответствии с требованиями ФГОС НОО И ФГОС ООО.

1. Общие положения

1. Положение о системе оценки, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся разработано на основании п. 3 ст. 15 Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного стандарта начального общего образования, Устава НОУ «Школы-интерната №22 ОАО «РЖД».

 2. Настоящее положение утверждается директором школы. Настоящее Положение устанавливает требования к отметке и оценке учебных достижений, а также порядок, формы, периодичность текущего и промежуточного контроля обучающихся. Настоящее положение обязательно для обучающихся и педагогических работников школы.

3. Положение определяет порядок организации самоанализа ученика образовательной успешности через Портфолио обучающегося  и административного контроля качества достижения планируемых предметных и метапредметных результатов с учетом требований  ФГОС.

2. Общие подходы к оцениванию

2.1.Построение системы оценивания, учитывающую первичность самооценки и специальная ее организация  в учебной деятельности на основе  формирующей  самооценочной деятельности.

2.2. Обеспечение социального признания достижений учащихся.

2.3. Динамическая фиксация индивидуального продвижения школьника.

3. Формы оценивания

3.1. Папка достижений (портфолио) учащегося, где размещаются лучшие творческие работы.

3.2. Аналитические таблицы по результатам мониторинговых оценочных процедур.

3.3. Электронный журнал.

4. Порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся.

4.1. Промежуточная аттестация  – вид контроля, определяющий успешность обучения в течение всего учебного года и подведение итогов за контролируемый период (урок, серия уроков по теме, четверть, полугодие, год) в виде стартового, текущего, рубежного, годового контроля предметных знаний, умений и навыков обучающихся и метапредметных результатов.

Личностные результаты обучающихся в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.

Оценка метапредметных результатов

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

  • способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
  • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
  • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.

Оценка предметных результатов

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания (в режиме формирующего оценивания), так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных  результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования..

Предметом промежуточной оценки  достижения планируемых результатов ФГОС ООО является  достижение положительной динамики качества образования.

Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по основным учебным дисциплинам: математике, русскому  языку, включающие задания на  оценку  уровня сформированности УУД..

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися.  По завершению  учебного года    проводится итоговая  комплексная  работа на межпредметной основе.

Система оценок, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся начальной школы направлена на реализацию требований федерального государственного образовательного стандарта. Оценка отражает уровень достижения поставленных целей и выполнения требований образовательного  стандарта.

Основными принципами системы оценивания, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся являются:

  • критериальность, основанная на сформулированных в ФГОС требованиях к оценке планируемых результатов. Критерии вырабатываются на уроке учителем совместно с учащимися, ими являются целевые установки: по курсу, разделу, теме, уроку, универсальным учебным действиям;
  • уровневый характер контроля и оценки, заключающийся в разработке средств контроля на основе базового и повышенного уровней достижения образовательных результатов;
  • суммативность оценки, фиксирующая возможность суммирования результатов;

         Для воспитания адекватной самооценки может применяться формирующее оценивание: проверка выполненной работы по образцу и выставление отметки самим учеником. При этом - качество  работы оценивается по критериям, предложенным либо самим учителем,  либо  критериями, разработанными совместно   с учениками.

  • гибкость и вариативность форм и процедур оценивания образовательных результатов. Содержательный контроль и оценка предполагает использование различных процедур и форм оценивания образовательных  результатов;
  • оценочная безопасность. Информация о целях, содержании, формах и методах контроля и оценки должна быть доведена до сведения обучающихся и их родителей. Информация об индивидуальных результатах обучения и развития обучающихся должна быть адресной.

 Основными видами контроля являются:

  • стартовый (предварительный) контроль; имеет диагностические задачи и осуществляется в начале учебного года, начиная со второго года обучения или перед изучением новых крупных разделов. Цель: предварительная диагностика знаний, умений и универсальных учебных действий, связанных с предстоящей деятельностью;
  • текущий (формиирующий) контроль; проводится поурочно после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом. Цель: контроль предметных знаний и универсальных учебных действий по результатам урока и определение критичных показателей для выстраивания корректирующей системы обучения;
  • рубежный (тематический, четвертной, полугодовой) контроль; осуществляется по итогам изучения темы, раздела, курса, четверти. Цель: контроль предметных знаний и метапредметных результатов темы, раздела, курса, четверти;
  • годовой (итоговый) контроль, предполагает комплексную проверку образовательных результатов, в т.ч. и метапредметных в конце учебного года.

4.4. Основными функциями оценки являются:

  • мотивационная – поощряет образовательную деятельность ученика и стимулирует ее продолжение;
  • диагностическая – указывает на причины тех или иных образовательных результатов ученика;
  • воспитательная – формирует самосознание и адекватную самооценку учебной деятельности школьника;
  • информационная – свидетельствует о степени успешности ученика в достижении образовательных стандартов, овладении знаниями, умениями и способами деятельности, развитии способностей, личностных образовательных приращениях.

 Конечная цель системы контроля и оценки заключается в переводе внешней оценки во внутреннюю самооценку и в достижении (в перспективе) полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.

Количество тематических (зависит от УМК, по которому работает учитель, и определяется в рабочей программе), а итоговых работ установлено по предметам в соответствии с рекомендациями к ФГОС.

Количество административных  тематических, творческих, итоговых контрольных

работ и проектов по годам обучения

        Данные административные контрольные работы включены в учебно-тематическое планирование рабочих программ по предметам.

Русский язык

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

контрольное списывание/ диктант

1 (во втором полугодии)

2

2

2

2

  1. Стандартизированная

контрольная работа (контрольная работа)

1

4

4

4

4

  1. Всего по русскому языку

2

6

6

6

6

Математика

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

  1. Стандартизированная
  2. контрольная работа
  1. 2

4

4

4

4

  1. Всего по математике
  1. 2

4

4

4

4

Литературное чтение

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

  1. Стандартизированная
  2. контрольная работа
  1. 2

4

4

2

2

  1. Всего по литературному чтению

2

4

4

2

2

Метапредметные результаты

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

Интегрированная контрольная работа

  1. 1

(в конце года)

1-2

1-2

2

2

             Промежуточное административное тестирование  проводится  в соответствии  с графиком  контрольных работ.

Итоговая аттестация учащихся 4 класса проводится в форме тестирования по текстам Российской академии образования и предполагает проведение контрольных работ по математике, русскому языку, окружающему миру и комплексной работы по оценке метапредметных результатов за курс начальной школы.

5. Оценочные шкалы

5.1. В 1-ых классах обучение является безотметочным в соответствии с методическим письмом Министерства образования от 03.06.2003г. №13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях». Оценка результатов обучения в классном журнале не фиксируется. Успешность усвоения программ первоклассниками  характеризуется качественной оценкой на основе анализа мониторинговых  результатов  образовательных достижений, включающего совокупность критериев освоения программ первого класса (уровень успешности: высокий, выше среднего, средний, низкий).

5.2. Успешность освоения учебных программ обучающихся 2-5 классов оценивается в форме балльной отметки в соответствии с методическим письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.1998 г. № 1561/14-15.

     5.3.. Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются следующим образом: в процентном отношении качества усвоения программы, в уровневом отношении, в виде отметки. Перевод в балльную шкалу осуществляется по соответствующей схеме:

Качество освоения программы

Уровень достижений

Отметка в

5-балльной шкале

100 - 90%

высокий

«5»

89 - 66%

повышенный

«4»

65 - 50%

средний

«3»

меньше 50%

ниже среднего

«2»

Качественная характеристика знаний, умений и универсальных учебных действий составляется на основе «портфолио» ученика, его рефлексивной самооценки. Портфолио составляется учащимся по желанию (Положение о Портфолио)

6. Ведение документации

6.1.По каждому предмету учитель составляет учебно-тематическое планирование на год, которое является основой планирования педагогической деятельности. В учебно-тематическом плане, которое является частью рабочей программы по данному предмету на данном этапе обучения отражаются цели, сроки, виды и формы контроля.

6.2.  Журнал является главным документом учителя. Электронный  журнал заполняется соответственно программе и тематическому планированию.

6.3. Для тренировочных и самостоятельных работ используется рабочая тетрадь. Контрольные и творческие работы выполняются учащимися как в отдельных тетрадях для контрольных работ, так и в раздаточных  листах диагностического  инструментария, который возможно включать в Портфолио (по желанию ученика).  

6.4. В журнал выставляются отметки (во 2 - 5 классах) за устный ответ, тематические проверочные (контрольные) работы, за стандартизированные контрольные работы по итогам четверти, проекты, творческие работы, практические работы в виде отметки.

6.5. Текущие оценки (во 2-5 классах)  фиксируются в тетради ученика и в дневнике классным руководителем и учителем по предмету. Оценки за четверти и год выставляет в дневник обучающегося классный руководитель. Контроль за соответствием оценок, выставленных в классном журнале оценкам, выставленным в дневнике ученика, осуществляет классный руководитель.

6.6. Администрация школы управляет процессом контрольно-оценочной деятельности субъектов образовательного процесса на основании данного Положения.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: "Промежуточная аттестация обучающихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС"

В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие:результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении план...

Положение о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся начального и основного общего образования в школе-интернат №22 ОАО «РЖД»

Настоящее положение определяет основы организации оценки знаний, универсальных учебных действий, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся начального и основного образования (5 классы) в соо...

Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации и переводе обучающихся начальной школы ( в соответствии с ФГОС НОО)

Положениео системе оценок, формах и порядке проведения промежуточнойаттестации и переводе обучающихся начальной школы( в соответст...

Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования

Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования БОУ г. Омска «Гимназия № 9» ...

Положение о порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся начальных классов с РАС

     Основная задача   школы  – всесторонняя педагогическая помощь ребенку с особыми образовательными потребностями.      Данный материал помо...