«Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе»
опыты и эксперименты
Актуальность опыта
Моя тема по самообразованию в течение последних четырех лет «Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе»
Системно-деятельностный подход – это содержание учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Системно-деятельностный подход лежит в основе Стандартов II поколения и предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого результата личностного и познавательного развития обучающихся.
Современное образование требует, чтобы у младшего школьника была сформирована не просто система знаний, умений и навыков, а ключевые компетенции в разных сферах жизни.
Целью обобщения опыта является не просто дать учащемуся объем знаний, а научить его учить самого себя, т.е. овладеть умениями учиться.
Задачи:
- изменить психологические условия обучения;
- изучить деятельностную парадигму образования как важнейшее условие реализации ФГОС;
- создать психологическую комфортность;
- систематизировать знания об активизации деятельности учащихся, накопленных в традиционном подходе обучения;
- создать рабочие программы по предметам курса начальной школы, в которых будут выделены планируемые результаты (личностные, метопредметные, предметные)
- изучить типологию уроков при системно-деятельностном подходе к обучению;
- повысить качество обучения в соответствии с существующими сегодня измерителями, которые мотивируют к дальнейшему развитию;
- включаться в инновационный процесс на посильном для себя уровне.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Научно - практическая конференция работников образования ОУ Красногвардейского района «Педагогические инновации, педагогический опыт и эксперимент»
Секция: Общее начальное образование
«Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе»
Автор: Головкина Т.В.,
учитель начальных классов
МБОУ «Красногвардейская СОШ№1»
Введение.
Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам
максимум знаний, а в том, чтобы привить им
интерес к самостоятельному поиску знаний,
научиться добывать знания и пользоваться ими.
Константин Кушнер
Особенностью cтандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС. В условиях реализации стандартов второго поколения учителю необходимо по-новому взглянуть на процесс обучения, научиться разрабатывать уроки развития компетентностей, создать благоприятную среду для открытия новых знаний в процессе самостоятельной познавательной деятельности учащихся, учить учиться и применять полученные знания в нестандартных ситуациях.Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника общеобразовательного учреждения фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Задача учителя сегодня - включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Для решения этой задачи используется технология деятельностного метода обучения, реализацию которого необходимо начинать с первого класса.
Актуальность опыта
Моя тема по самообразованию в течение последних четырех лет «Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе»
Системно-деятельностный подход – это содержание учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Системно-деятельностный подход лежит в основе Стандартов II поколения и предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого результата личностного и познавательного развития обучающихся.
Современное образование требует, чтобы у младшего школьника была сформирована не просто система знаний, умений и навыков, а ключевые компетенции в разных сферах жизни.
Целью обобщения опыта является не просто дать учащемуся объем знаний, а научить его учить самого себя, т.е. овладеть умениями учиться.
Задачи:
- изменить психологические условия обучения;
- изучить деятельностную парадигму образования как важнейшее условие реализации ФГОС;
- создать психологическую комфортность;
- систематизировать знания об активизации деятельности учащихся, накопленных в традиционном подходе обучения;
- создать рабочие программы по предметам курса начальной школы, в которых будут выделены планируемые результаты (личностные, метопредметные, предметные)
- изучить типологию уроков при системно-деятельностном подходе к обучению;
- повысить качество обучения в соответствии с существующими сегодня измерителями, которые мотивируют к дальнейшему развитию;
- включаться в инновационный процесс на посильном для себя уровне.
Гипотеза: при системно-деятельностном подходе у обучающихся формируется активность на уроке, прививается любовь к предмету, повышается учебная мотивация, психологическое восприятие школы, развивается слуховая и зрительная память.
Для проверки гипотезы и реализации выдвинутых задач использовались следующие методы:
- изучение результатов системно-деятельностного подхода в ходе обучения;
- педагогическое наблюдение и анализ.
Практическая значимость опыта заключается в том, что он нацелен на создание условий для повышения качества обученности путём применения технологии системно-деятельностного подхода.
Предполагаемые результаты:
1. Повышение качества успеваемости по предметам (повышение среднего балла по предмету; отсутствие неуспевающих).
2. Активизация творческой, познавательной и интеллектуальной инициатив учащихся - участие в конкурсах, олимпиадах, проектной и исследовательской деятельности.
Разработка и проведение уроков (в том числе, открытых) с использованием современных образовательных технологий.
Доклады, выступления, публикации.
Сущность деятельностного подхода.
Основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.
Начальная школа дает сегодня не только базовые навыки, такие как умение читать, слушать и говорить, а формирует устойчивую потребность в саморазвитии, самообразовании. И задача каждого учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка.
Поэтому мне как учителю необходимо не только доступно все рассказать, но и научить ребенка мыслить, привить ему навыки практических действий.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании я считаю обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик на моих уроках получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Я в своей педагогической деятельности стараюсь использовать следующие методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный метод;
- проектный метод;
- метод проблемного изложения;
- частично - поисковый, или эвристический, метод;
- исследовательский метод.
При использовании каждого из последующих методов степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых возрастает. На своих уроках я использую разнообразные дидактические игры, такие как (Дидактическая игра-конкурс «Аукцион знаний», Творческая учеба - игра: «Защита», «Мозговая атака» и другие )
2) Принцип непрерывности – имеет огромное значение, это преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Используя принцип целостности – стараюсь формировать у учащихся представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности).
4) Принцип минимакса – даю обучающимся возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечиваю при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний), в классе есть мебель, компьютер, проектор, экран, дидактический материал, что помогает мне в работе и способствует лучшему усвоению учебного материала.
5) Принцип психологической комфортности – на уроках я стараюсь снять стрессообразующие факторы учебного процесса, создаю в школе и на уроках доброжелательную атмосферу, которая ориентирована на сотрудничество, развитие диалоговых форм общения, использую рефлексию, хвалю за успехи, настраиваю обучающихся на то, что у них все получится, смогут преодолеть трудности и справятся с заданием.
6) Принцип вариативности – формирую у учащихся способность к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора, в учебниках программы «Гармония» очень много заданий такого типа.
7) Принцип творчества – ориентирую на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности, часто даю задания - сочини загадку, сказку, стихотворение, продолжи, придумай красивое предложение, продолжи рассказ, сказку, придумай другой конец истории, переделай сказку, сочини свою историю, составь памятку и т.д.
Деятельностный подход на уроках осуществляется через:
- Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
- Использование активных и интерактивных методик;
- Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности.
- Вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.
Обучающиеся:
- работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;
- критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;
- анализируют современные общественные явления и события;
- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (на уроках гуманитарного цикла)
- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.
Важной характеристикой деятельностного подхода в работе педагогов является системность. Так, в практике работы учителей системно -деятельностный подход осуществляется на различных этапах урока.
На этапе самоопределения к учебной деятельности и актуализации знаний создается проблемная ситуация, которая предполагает наличие разных вариантов решения проблем.
На этапах постановки учебной задачи и открытия нового знания идет поиск, анализ, структурирование информации. Эффективность данного этапа урока достигается за счет работы в группах постоянного и сменного состава, организации проектной деятельности. Коллективная деятельность обучающихся организуется в форме мозгового штурма, с помощью которого выбирается метод разрешения проблемной ситуации. Данный прием используется тогда, когда можно предложить наибольшее количество вариантов разрешения проблемы.
На этапе включения нового знания в систему и повторения используются такие формы работы, как индивидуальная работа при решении количественных и качественных задач, организуется индивидуальная ликвидация пробелов в знаниях обучающихся на основе самоконтроля и взаимоконтроля.
Особого внимания заслуживает этап обобщения полученных знаний и рефлексии учебной деятельности. В практике работы наших педагогов использование на данных этапах таких приемов обучения как синквейн и кластер, которые позволяют соединить аналитическую и творческую деятельность.
Использование системно-деятельностного подхода ориентировано прежде всего на формирование информационно-коммуникативной культуры обучающихся. Резко возрастает роль познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровые технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные турниры), технология критического мышления, технология «Дебаты», технология исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных
Заключение.
Использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт мне возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников. Правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.
Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно. Применение технологии деятельностного метода обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей (самовоспитание).
Список используемой литературы
1. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС. – М:АРКТИ, 2012 – стр.44-45(Начальная школа)
2. Асмолов А. Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли». М: Просвещение, 2010.
3. Журова Л., Кузнецова М., Кочурова Е. «Учение — учебная деятельность?» // Начальная школа №14, 2008г.;
4. Корбакова И.Н. Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы.- Волгоград: Учитель, 2006
5. Попова Н. П. «Деятельностный способ обучения», ОАОУ НИРО,2011.
Инетрнет – ресурсы:
4. www.pedsovet.org
5. www.moi-universitet.ru
Головкина Т.В., учитель начальных классов МБОУ «Красногвардейская СОШ №1»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе »
Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес с помощью разнообразных заданий....

Особенности реализации системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе
В материале рассмотрены приемы организации учебных ситуаций в системно-деятельностном уроке, отражены показатели эффективности организации урока в рамках деятельностного подхода....
Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе
Актуализация системно - деятельностного подхода при разработке концепции стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность о...

Системно -деятельностный подход на уроках в начальной школе согласно ФГОС
Презентация подготовлена для выступления на ШМО учителей начальных классов в свете изучения Стандартов нового поколения....
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе
Ключевые слова:Педагогика, начальная школа, система, деятельность, подход. Ключевые слова:Педагогика, начальная школа, система, деятельность, подход. ...

Мастер-класс" Системно - деятельностный подход на уроках в начальной школе"(в рамках педсовета школы)
Деятельностный подход лежит в основе развивающего образования в любом его варианте - будь это система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова, или любой современный учебно-методический комп...

Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)
Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.Проектная дея...


