Карточная игра как средство формирования регулятивных и коммуникативных УУД
методическая разработка (1 класс)

Данный методический материал разработан с целью развития регулятивных и коммуникативных УУД младших школьников в период адаптации в образовательном учреждении. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Карточная игра как средство формирования регулятивных и коммуникативных УУД"

Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества и т.д. Можно сделать вывод о необходимости разработки новых средств вхождения юного поколения в информационный век. [1]

Установка коммуникативных и регулятивных норм отношений между младшими школьниками – одна из важнейших задач классного руководителя с первого года работы в школе. Именно в этот период дети начинают понимать ответственность за свои поступки и действия, которые должны быть правильно сформированы посредством воздействия грамотного педагога.

Научить ребёнка уважать других, уметь общаться с детьми разных возрастных групп, с разными особенностями поведения, быть мобильным в данных ситуациях – это то, чему должно быть уделено особое внимание учителя.

Основными методами знакомства и усвоения норм общения и поведения в начальной школе является диалог, поучительные произведения на уроках литературного чтения, ролевые игры, где разбираются проблемные ситуации. «Правильно поступил персонаж или нет?», «как ему нужно было поступить?», «как поступили бы вы?» и т.д.

Так как на протяжении всего периода обучения в начальной школе у детей преимущественно развивается учебная деятельность, возможно упущения игровой деятельности, которая имеет важную роль.

В игровой модели учебного процесса создаю проблемные ситуации через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в игровом воплощении. Основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане. Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия. Итоги игры выступают в двойном плане – как игровой и как учебно-познавательный результат. [2]

В современном мире знакомство и усвоение с нормами общения и поведения, по моему мнению, могут быть развиты с помощью карточной игры. 

Карточная игра - игра с применением игральных карт. В нашем случае, карты создаёт учитель по-своему усмотрению, в зависимости от целей игры.

Чтобы грамотно составить такого типа игру, педагогу необходимо найти проблемы в коммуникации и регуляции действий обучающихся. Например, посадка в столовой, дежурство в классе или коридоре образовательного учреждения и т.д. «Бытовые» моменты, в которых дети должны находить общий язык и решать по необходимости.

Исследование, участниками которого стали обучающиеся 1-го класса, помогло выявить ряд особенностей организации данной игры:

  • количество карточек соответствует числу обучающихся в классе;
  • поначалу разнообразие карточек минимальное, а потом более разнообразное, чтобы в ежедневной игре чувствовалась динамика;
  • карточки(одни и те же) должны меняться каждый день;
  • не нужно заставлять ребёнка играть;
  • участие учителя в игре в качестве судьи;
  • поощрение учеников за выполнение своей игровой функции (наклейки, смайлики и т.д.)

В данной игре ученики связаны нормативными правилами общения и взаимодействия. То есть за нарушения правил (например, дежурный в классе не выполнял свои обязанности) другой обучающийся с такой же карточкой дежурного или ответственного должен попросить его вернуться на игровое место, но так, чтобы не получилось конфликта. Обязательное условие вхождения в игру – добровольность.

Карточная игра должна обеспечить освоение следующих универсальных учебных действий(УУД):

Коммуникативные УУД:

  • ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку (обеспечивает социальную компетентность и учет позиции других людей);
  • ученик умеет договариваться несиловыми методами;
  • ученик умеет вступать в диалог;
  • ребенок может сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации;
  • у ребенка развита рефлексия (рефлексия в общении - осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению);
  • ребенок умеет слушать и слышать;
  • может создавать устные и письменные высказывания.;
  • умение выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации;
  • ребенок может интегрироваться в группу сверстников.

Регулятивные УУД:

  • ученик умеет составлять план действий;
  • ученик может внести необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае необходимости;
  • ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения;
  • ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • ученик способен к волевому усилию;
  • у ребенка развита рефлексия;
  • ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля;
  • у ученика сформирован внутренний план действий;
  • ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий;
  • ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку;
  • у ребенка развита адекватная самооценка.

Таким образом, день за днём под присмотром учителя, и динамическим разнообразием карточной игры,  дети должны научиться коммуницировать и регулировать не только своё поведение, но и поведение других обучающихся путём просьб на основе соблюдения игровых правил.

Список литературы

 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ФГОС НОО. Код доступа: https://kpfu.ru/docs/F2009061155/FGOS.NOO_23_10_09_Minjust_3._1_.pdf (дата обращение 17.06.21)

2. Инфоурок. «Игровая деятельность в младшем школьном возрасте» Никитина Лариса Николаевна. Код доступа: https://infourok.ru/igrovaya-deyatelnost-v-mladshem-shkolnom-vozraste-2164839.html (дата обращения 15.06.21)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерное тестирование как средство формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся

Данный материал я использую на уроках как тренинги. Интересно мнение коллег....

Работа по формированию регулятивных и коммуникативных УУД в начальной школе

В работе представлен краткий материал, повсященный тому, как построена моя работа  по формированию УУД. Имеются конкретные примеры уроков....

Формирование регулятивных и коммуникативных учебных действий в начальной школе

Одной из приоритетных задач начального образования во все времена была задача «научить учиться». То есть, вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, который обеспечивал бы успеш...

Игра как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка в начальных классах

В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступает как интегр...

«Хороводные игры как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

Мастер класс «Хороводные игры как средство формирования коммуникативных  универсальных учебных действий  младших школьников",Познакомить  с возможностями  использов...

Методические рекомендации для учителей физической культуры «Подвижные игры как средство формирования коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста «группы риска» во внеурочной деятельности»

Эффективным средством развития коммуникативных навыков могут стать подвижные игры, эстафеты и соревнования. Игровое и реальное общение с друзьями, коллективное преодоление трудностей побуждают детей п...

Игра как средство формирования коммуникативных умений

Внеурочная деятельность с младшими школьниками....