Методическая разработка занятия для 1 класса: "Мое здоровье".
методическая разработка (1 класс)

Методическая разработка составлена в соответствии с  возрастными особенностями младших школьников. В этом возрасте ребёнок  систематизирует полученные знания в ответственное отношение к своему здоровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:


Методическая разработка

«Мое здоровье»

Класс: 1

Тема урока: «Путешествие за здоровьем!»

Задачи:

  1. Повторить и обобщить знания о рациональном питании.
  2. Сформировать представления о витаминах и их значении.
  3. Продолжить формирование навыков поддержания собственного здоровья.
  4. Продолжить формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Оборудование:

- магнитофон;

- аудиокассета;

- картины с изображением островов;

- картина с изображением друзей;

- раздаточный материал (таблицы с домашним заданием);

-наклейки;

- географическая карта мира;

- рисунки учащихся.

- кроссворд;

- овощи и фрукты.

Ход урока:

  1. Организационный момент (1-2 мин.)

Постановка задач урока.

Проверка домашнего задания ( 3мин.)

Фронтальная беседа по вопросам, позволяющая обобщить и мобилизовать уже имеющиеся знания учащихся.

III. Объяснение нового материала (20мин.)

а) Игра – путешествие с опорой на дидактический материал.(15 мин.)

б) Выполнение практического задания на релаксацию с целью приобретения навыка расслабления, сосредоточения, чувственного переживания радости от встречи, снятия напряжения ( на основе рекомендаций по Чистяковой М. И., Психогимнастика М., 1995г., с использованием музыкального фрагмента Ф.Шуберта «В путь» из вокального цикла «Прекрасная мельничиха».

(5мин.)

IV. Закрепление нового материала. (13 мин).

а) Фронтальный опрос учащихся через беседу по вопросам (4 мин)

б) Выполнение учащимися творческого задания (рисунка или мини – сочинения о своём путешествии на необитаемый остров. (9-10 мин.)

Физкультпауза (5мин.)

Барышева Н.В. «Основы физической культуры младшего школьника» - Самара, 1994.

V. Постановка домашнего задания с комментированием (2мин).

VI. Подведение итогов, выставление оценок (1мин).

Сценарий урока: «Путешествие за здоровьем!»

Ход урока:

(запись на доске)

Древнее китайское изречение гласит:

«Мудрый человек предотвращает болезни, а не лечит их».

Проверка домашнего задания:

Воспитатель:

Ребята, на предыдущем уроке мы с вами говорили о правильном питании.

-Что понимается под нормальным питанием человека?

- Какие требования к нему предъявляются? (ответы детей).

Воспитатель обобщает ответы детей:

Воспитатель:

- Вся жизнь человека связана с питанием. Оно поддерживает нашу жизнь, заряжает нас энергией, питает мозг, обеспечивает рост и обновление клеток.

Ребята, дома вы отгадывали кроссворд.

- В какую группу можно объединить все угаданные слова в данном кроссворде?

Дети:

( Овощи и фрукты).

Воспитатель:

Для чего необходимы человеку овощи и фрукты?

Дети:

( Чтобы быть здоровым, сильным, красивым).

Воспитатель:

Хотите узнать, как вырасти сильными, красивыми, здоровыми?

Дети: (ДА).

Воспитатель:

Для этого надо следить за чистотой своего тела, заниматься гимнастикой и есть полезные продукты. Соблюдение правил здорового образа жизни укрепляет здоровье и воспитывает волю и характер человека. Древнее китайское изречение гласит: «Мудрый человек предотвращает болезни, а не лечит их».

- Как вы понимаете данное изречение?

(Ответы детей).

Воспитатель:

Дорогие, ребята! Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в неизведанную страну. Её вы не найдёте на обычной географической карте мира (показ карты на доске). Эта страна волшебная и загадочная, представляет собой необитаемый остров. Именно там растёт необычный чудо-цветок, который исполняет все желания, даёт заряд энергии, укрепляет здоровье. Если мы с вами отправимся в путешествие, то вы сможете увидеть этот цветок и загадать своё заветное желание. Но знайте, что на пути вас ждут трудности, с которыми вы должны справиться. Мне известно о том, что нас ждут новые друзья:

ЗЕЛИБОБА, КУБИК, БУСИНКА. (показ рисунка)

.- Вы готовы открывать новые земли?

Дети: ( Да )

Воспитатель:

Ребята, на чём же мы с вами отправимся в путешествие? Отгадайте загадку!

Не зная броду,

Лезу смело в воду-

На всякой глубине

Лишь по пояс мне.

Дети: (Корабль).

Воспитатель:

Это наш корабль (показ рисунка)

Наша волшебная карта (показ карты на доске)

Как и всякое путешествие непредсказуемо, так и на нашем пути могут встретиться самые неожиданные препятствия.

Будьте очень внимательными, так как нам будут встречаться молодильные яблочки, которые укажут дорогу нашего путешествия на необитаемый остров. Чтобы выжить в пути, за каждое правильно выполненное задание вы будете получать овощи, фрукты в виде наклеек.

Ваша задача, как можно больше набрать овощей и фруктов (наклеек), так как с помощью них вы сможете выполнить в дальнейшем домашнее задание.

Воспитатель: Всех отважных, пытливых и зорких

Приглашаем на борт мы сейчас.

Вместо флага весёлая зорька

Пламенеет на мачте у нас.

И ни грозные штормы, ни штили

Не страшат нас, ребята, ничуть-

Мы, как песню, корабль сочинили

И на нём отправляемся в путь.

(К. Ибряев ).

- Ребята, мы вынуждены с вами сделать первую остановку возле сказочного Королевства у короля ОБЖОРЫ - 31. С ним живёт его красавица дочь ВИТАМИНКА. (показ островов).

Слово «ВИТАМИН» произошло от латинского «ВИТА», что означает «ЖИЗНЬ». Это чудесные вещества, которые необходимы человеку каждый день.

Принцесса Витаминка в опасности. Послушайте, что с ней произошло.

У короля ОБЖОРЫ-31 родилась дочь.

С каждым годом принцесса становилась краше, а король всё толще. Ведь он так любил вкусно покушать. Когда ВИТАМИНКА выросла и стала настоящей красавицей, толстый король решил, что такой красотой может любоваться только он один, и заточил принцессу в высокую башню. Как только это произошло, в сказочном королевстве все жители стали болеть, потому что из всех продуктов исчезли витамины.

Воспитатель:

- Ребята, для чего нам необходимы витамины?

Дети:

(Они необходимы, для того, чтобы все наши органы хорошо работали, а кости и мышцы нормально росли и развивались).

Воспитатель:

-Ребята, необходимо помочь ВИТАМИНКЕ. Король будет вам загадывать загадки, если отгадаете, то ВИТАМИНКА и королевство будет спасено.

Пушистый и зелёный хвост

На грядках горделиво рос.

Ухватились ловко:

Вылезай…. ( морковка)

(Воспитатель показывает морковь и сообщает о том, что в ней содержится витамин А)

Круглолица, белолица,

Любит вдоволь пить водицы.

У неё листочки с хрустом,

А зовут её …(капуста) (Показ капусты – витамин С).

Само с кулачок,

Красный бочок,

Тронешь пальцем - гладко,

А откусишь – сладко…(яблоко) (Показ яблока – витамин С).

Ярко – жёлтый, ароматный,

Кислый. Но на вкус приятный.

Хорош очень с чаем он,

Называется…(лимон) (Показ лимона – витамин С).

(За правильные ответы, дети получают наклейки).

Молодцы, ребята! Вы помогли сказочному королевству, все его обитатели

поправились. Так как они стали употреблять в пищу богатые витаминами

продукты.

А - это витамин роста, оказывает влияние на остроту зрения. Содержится в печени рыб и животных, овощах красного и жёлтого цвета (особенно в моркови).

В – это витамин, который играет большую роль в обмене веществ, является стимулятором роста. Он содержатся в печени, яичном желтке, капусте, гречневой крупе.

С – повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, влияет на обменные процессы. Много витаминов С содержится в чёрной смородине, плодах шиповника, в цитрусовых и капусте.

Д - способствует образованию костной ткани и стимулирует рост организма. В большом количестве содержится в рыбьем жире, печени, яйцах и молоке. При недостатке этого витамина у детей развивается рахит.

Молодцы! Вы хорошо потрудились, давайте отдохнём и отправимся дальше в путь.

Проводится физминутка учащимися, ответственными за спортивно-оздоровительную работу в классе.

Массаж лица « Умывалочка»

Надо, надо нам помыться.

Дети хлопают в ладоши.

Где тут чистая водица?

Показывают руки то вверх ладонями,

то тыльной стороной.

Кран откроем- ш-ш-ш…

Делают вращательное движение кистями (открывают кран).

Ручки моем - ш-ш-ш…

Растирают ладони друг о друга.

Щёчки, шейку мы потрём.

Энергично поглаживают щёки и шею

движениями сверху вниз.

И водичкой обольём.

Мягко поглаживают ладонями

лицо от лба к подбородку.

Воспитатель:

- Не напугались ли вы трудностей? Готовы ли вы дальше продолжать наш путь?

В путь-дорогу собирайтесь,

За здоровьем отправляйтесь.

(запись на доскеСОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И ВОДА - НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ).

Наше путешествие продолжается. С правой стороны находится остров ПРИРОДА. ( показ острова, приложение №7). На нём расположено королевство «Здоровячки», где живут ДОКТОР ВОЗДУХ, ДОКТОР ВОДА, ДОКТОР СОЛНЦЕ.

Чтобы вы научились беречь и укреплять своё здоровье, доктора Природы весь год давали

вам советы. Например,

ДОКТОР ВОЗДУХ:

Под его влиянием улучшаются процессы пищеварения, совершенствуется деятельность сердечно – сосудистой и дыхательной систем, изменяется состав крови и улучшается обмен веществ. Пребывание на свежем воздухе оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние, вызывает чувство бодрости и свежести.

ДОКТОР СОЛНЦЕ:

При действии солнечных лучей усиливается деятельность потовых желез и испарение пота с поверхности кожи. Лучи способствуют образованию витамина Д, ускоряют обменные процессы, оказывают тонизирующее влияние на все ткани организма.

ДОКТОР ВОДА:

Водные процедуры (обтирание, обливание, купание) – наиболее эффективное средство закаливания. Особенно они полезны тем, кто часто болеет простудными заболеваниями. Полезно ходить летом босиком по песку, рыхлой земле.

Воспитатель:

Сегодня они готовы нам помочь. Доктора приготовили очень интересную игру, чтобы ещё раз проверить ваши знания о здоровом образе жизни. ( За правильные ответы дети получают наклейки).

Ребята, если вы справитесь с заданиями игры, то Доктора откроют перед вами волшебные слова, которые помогут приблизиться к заветному желанию.

ИГРА «ЗАКОНЧИ ПОСЛОВИЦУ ИЛИ ПОГОВОРКУ».

1 Мойте руки перед едой - …. ( будете здоровы).

2 Кто аккуратен, …..(тот людям приятен)

3 Чистота – лучшая ….(красота).

4 Чистая вода…(для хворобы беда).

5 Чаще мойся, ….(воды не бойся).

Молодцы, ребята, вы очень хорошо поиграли с Докторами.

- А вот и волшебные слова, давайте заучим их наизусть.

Вы запомните, ребята:

Всех важнее чистота.

От хворобы, от болезней

Защищает нас она.

И недаром говорят в народе…

Чистота - залог здоровья!

Вот и подошло время загадать своё желание.

Ребята, вы хорошо потрудились, и ДОКТОРА ПРИРОДЫ предлагают нам немного отдохнуть. Выполняя следующее упражнение, не забудьте вспомнить про своё желание, ради которого мы отправились в путешествие.

Релаксация (упражнение для снятия усталости).

Воспитатель включает магнитофон с записью музыки Ф.Шуберта «В путь» из вокального цикла «Прекрасная мельничиха».

- Встаньте, разогните спину и запрокиньте голову назад. Руки разведите в стороны и вверх, ладонями назад. Пальцы разведите в стороны, глубоко вдохните и задержите вдох. Поднимитесь на носки. Постойте в такой позе 10-30 секунд. Затем, энергично выдыхая, опустите руки назад и примите исходное положение.

- Осторожно, прикрыв глаза ладонями, поморгайте в течение 20-30 секунд, постепенно наращивая темп до предела, а затем плотно зажмурьте глаза под ладонями. Снимите ладони и медленно откройте глаза.

- Начинаем сеанс воображения. Сядьте удобно, закройте глаза. Начинаем погружение в мир чувств и переживаний. Расслабьте тело и руки. Они ленивые и неподвижные. Тело отдыхает, а воображение и чувства усиливаются. Почувствуйте это! Вы очень чуткие и чувственные.

- Пусть каждый из вас представит себя капитаном. Капитан стоит на мостике корабля и смотрит вперёд. Вокруг высокие и крутые волны, тёмное небо, свистит ветер… Но не боится капитан бури. Он чувствует себя сильным, смелым, уверенным. Он доводит свой корабль до порта назначения. Мы выходим из погружения в воображаемый мир. Почувствуйте бодрость в руках и ногах. Вы спокойны. Откройте глаза, вздохните и мысленно пожелайте друг другу добра, улыбнитесь.

Воспитатель:

В путь! В путь! В путь! К своей мечте, вперёд! Мы продолжаем наше морское путешествие.

Ребята, наши молодильные яблочки перестали указывать нам дорогу.

- Что же случилось?

Наш корабль потерпел крушение. Мы оказались на необитаемом острове. (показ необитаемого острова).

Чтобы вернуться домой, мы должны найти чудо- цветок – символ жизни и здоровья. Необходимо узнать магическое заклинание, а поможет нам в этом дочь греческого мифологического бога врачевания ЭСКУЛАПА – ГИГИЯ – богиня здоровья, отсюда и произошло слово «гигиена» - т.е. наука о здоровье.

- Ребята, помогите разобраться

- это правда или нет?

(ИГРА).

Если то, что я скажу, правильно, вы отвечайте: « Правильно!» и хлопайте в ладоши. А если я скажу что-то неверно, отвечайте: «Неправда!» и топайте ногами. Вас прошу я дать ответ:

Это правда или нет?

Чтоб с микробами не знаться,

Надо, дети, закаляться?

Никогда чтоб не хворать,

Надо целый день проспать?

Если хочешь сильным быть,

Со спортом надобно дружить?

Чтоб зимою не болеть,

На улице надо петь?

И от гриппа, от ангины

Нас спасают витамины?

Будешь кушать лук, чеснок-

Тебя простуда не найдёт?

Хочешь самым крепким стать?

Сосульки начинай лизать!

Ешь побольше витаминов-

Будешь сильным и красивым?

Ребята, давайте выучим магические слова:

ДРУЖИ С ВОДОЙ, КУПАЙСЯ, ОБТИРАЙСЯ,
ЗИМОЙ И ЛЕТОМ ФИЗКУЛЬТУРОЙ ЗАНИМАЙСЯ!

А вот и чудо-цветок, ( показ рисунка), который нам дарит житель необитаемого острова ЗЕЛИБОБА.

- Ребята, берегите этот цветок - цветок жизни и здоровья! Хотя он и волшебный, но может и погибнуть, если вы не будете соблюдать правила здорового образа жизни. Не забывайте своё заветное желание, так как оно выполнимо, но только нужно очень сильно захотеть его исполнения и к этому стремиться.

Пожалуйста, нарисуйте всё, что вы видели и о чём бы хотели рассказать. Постарайтесь передать именно те краски, которые ярко отражали бы ваше состояние в момент мысленного путешествия или попробуйте описать это в стихах, положить на музыку.

(рисунки детей, сочинения).

Объяснение домашнего задания. Подведение итогов урока.

Обсуждение с учащимися результатов урока-путешествия.

Учитель распределяет детям раздаточный материал.

- Ребята, за правильные ответы вы получали овощи, фрукты (наклейки). Давайте посчитаем, у кого 5 наклеек – оценка «5», у кого 4 наклейки – ставим оценку «4». Дома из них накройте стол. Первый ряд – завтрак. Второй – обед. Третий – ужин.

- Дети, спасибо за активную работу на уроке! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия "Мой путь к здоровью"

Тип занятия: изучение и усвоение нового материала. Знания и умения обучающихся могут быть оценены как уровень общей эрудиции.Характеристика группы: обучающиеся 1-го года обучения в количестве 20...

Методическая разработка занятия "Растём здоровыми"

Цель занятия: знакомство с понятиями «здоровье», «здоровый образ жизни».Задачи:- формирование положительной мотивации на формирование навыков здорового образа жизни- развитие навыков здорового о...

Личностные УУД. Методическая разработка занятия в 1 классе по здоровому питанию - 2017.

Материал содержит пояснительную записку, конспект занятия по теме "Здоровое питание"...

Методическая разработка занятия на тему: "Формирование здорового образа жизни у младших школьников".

Сохранение и укрепление здоровья детей. Эффективные формы и методы формирование знаний о здоровом образе жизни у младших школьников....

Методическая разработка занятия для 1 класса: "Мое здоровье".

Методическая разработка составлена в соответствии с  возрастными особенностями младших школьников. В этом возрасте ребёнок  систематизирует полученные знания в ответственное отношение к свое...

Методическая разработка занятия 2 класса (обучающихся с легкой умственной отсталостью) "Путешествия по островам здоровья".

Пояснительная записка  Тема: «Путешествие по островам Здоровья» Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. В п...