Методическая разработка урока родного (русского) языка на тему "Числительные в русском языке"
методическая разработка (3 класс)

Шакирова Резеда Рамильевна

Методическая разработка интегрированного урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rodnogo_yazyka_3_klass_avtosohranennyy.docx42.12 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО  Шакирова Резеда Рамильевна, МБОУ "ООШ №6"                                                                                                                                                                                                                                                                           Класс:  3

Интегрированный урок родного языка с математикой.

Тема интегрированного урока родного языка с  математикой: Имя числительное в русском языке.

Тип урока: Открытие нового знания

Цель урока: Познакомить учащихся с новой  частью речи – именем  числительным.

Планируемые результаты:

Предметные:

подвести  учащихся к «открытию» и  осознанному пониманию понятия  «числительное как части речи», «виды числительного»; «роль в жизни», «употребление в речи».

формировать умение выделять имена числительные среди других частей речи, классифицировать и правильно употреблять в речи;

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке,

учиться совместно с учителем и другими учениками давать  оценку деятельности класса на уроке.

Коммуникативные УУД :

умение слушать и вступать в диалог, слышать задание,  правильно  строить  речевые высказывания, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать и оценивать действия  друг друга.

Познавательные УУД :

 формулировать  учебные задачи, принимать цель урока, сравнивать понятия, делать выводы в результате совместной работы класса, понимать смысл предложенных учителем заданий.

Личностные:

-формировать положительную мотивацию учения;

-развивать  уважение и интерес к родному языку

Основные дидактические методы:  деятельностный, проблемный, исследовательский, практический;

Форма организации познавательной деятельности:индивидуальная, парная, групповая, дифференцированная.

Место данного урока в системе уроков по теме:первый урок по теме «Имя числительное».

Форма проведения урока: урок с использованием деятельностного метода обучения

Учебные пособия: толковый  словарь С.Ожегова., рабочая тетрадь Л.В.Мищенкова «Занимательный русский язык» 3класс. 1 часть,

Используемое оборудование: ПК, проектор, экран, презентация "Имя числительное", сказка о частях речи, , карточки с названиями частей речи для учителя и для обучающихся, карточки для игры "Четвёртый лишний", карточки со словами для самостоятельной работы словарные слова: один, четыре, восемь, девять;  лестница знаний,

                                                                                             Структура  урока

Этапы  урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Мотивирование на учебную деятельность

II. Актуали-

зация знаний

Обобщение изученного материала

III.  Выявление затруднения

Работа в группах

 Словарная работа

IV.Построение проекта решения проблемы

.Постановка проблемы

Определение детьми темы урока

СЛАЙД

.Постановка учебной задачи

СЛАЙД

V.Реализация проекта

Выведение правила об имени числительном (новые сведения о языке)

СЛАЙД

Работа с заданиями рабочей тетради

Слайд

СЛАЙД

Физминутка     (с числительным

СЛАЙД

СЛАЙД обобщение

VI. Первичное закрепление

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой

СЛАЙД

VIII.Включение в систему знаний и повторение.

СЛАЙД

IX.  Рефлексия

Оценивание себя

Лестница знаний

СЛАЙД

X.  Домашнее задание

Всем, всем доброе утро!

  Ребята! К нам на урок пришли гости. Поприветствуйте их. Всем, всем доброе утро!

-   Русский язык трудный. В нём много правил, много трудных слов, но  надо стремиться быть грамотными.

Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами
Если ёлка в дом идёт,
Что за праздник?...

-Ребята, чтобы Новый год поскорее к нам пришёл, что мы делаем?

-Правильно. Наряжаем ёлку. Чтобы нарядить нашу ёлочку , нам нужно выполнить задания

-Повторим знакомые нам части речи .

- Проверить ваши знания  о частях  речи  нам поможет сказка о частях речи.

 -Приготовьте карточки, ваша задача, узнать часть речи и  поднять  нужную карточку.

Читаю сказку ( Приложение 1 ), по ходу чтения выходят герои сказки .Показываю на слайде

   Ребята, кто  правильно узнал все части речи? Оцените свою работу .

 

Ребята, сейчас поработаем группами. Проведём игру "Четвёртый лишний".  Ваша задача не только найти лишнее слово, но и объяснить почему оно лишнее.

   Давайте проверим.

   Слово 1-й группе: аромат, снежинка, мороз, один

   Слово 2-й группе : падает, рисует,решает, девять

   - Оцените себя

  Запишем лишние слова  в тетрадь.

Учитель пишет на доске слова, работая над правописанием.

  Один, девять.

 

Эти слова не существительные,  не прилагательные  и не глаголы, не предлоги.

 - Что это за слова?

 

- Можно ли объединить эти слова в одну группу?    

-  А  что их объединяет?

Расширьте эту группу. Добавьте свои числа.

Значит  ЧИСЛА  образуют новую группу слов, новую ...( часть речи). Эта группа слов очень большая. Почему?

- Может кто знает как называется эта часть речи?

Слова этой группы называются  ... (имена числительные)

Назовите тему урока, скажите хором.

ИМЯ  ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

На доску помещаю  карточку с темой урока.

Сокращённое обозначение: числ.

- Кто расскажет нам всё об имени числительном?

 - Почему нет желающих?

-Какую учебную задачу поставим перед собой ?

- Что хотите узнать? Что должны узнать?

 - Чему будем  учиться?

- По какому плану будем изучать имя числительное?

- С чего мы  всегда начинаем? (используем алгоритм)

                1. ЧТО  ЭТО  ТАКОЕ?

- Кто ответит?  ЧАСТЬ  РЕЧИ

- Дальше что мы должны выяснить?

                2. ЧТО  ОБОЗНАЧАЕТ?

                       ЧИСЛО

- На каких уроках мы постоянно работаем с числами?

Мы числа складываем, вычитаем, умножаем, делим, сравниваем, значит мы работаем с именами ... (числительными)

-В Новом году на столе изобилие каких фруктов?

Расшифруйте слова, решив примеры и воспользовавшись кодом(апельсин)

Код:

А

П

Е

Л

Ь

С

И

Н

2

3

4

5

6

7

8

9

Оцените себя

 - А только ли на математике мы работаем с числительными?

Прочитайте задание и отгадайте загадки.

А сейчас поработаем в парами и тройками

- На каких уроках мы изучаем загадки? (на лит. чтении)

 - К какому виду творчества относятся загадки? ( к устному народному)

- А на других уроках мы употребляем числительные? Конечно! Они с нами повсюду.

  Давайте ещё понаблюдаем, что ещё обозначают числительные

-Выйдите к доске все мальчики

- Девочки, сколько у нас мальчиков?  (восемь)

Восемь -это количество наших мальчиков.

Значит, имя  числительное  обозначает ... КОЛИЧЕСТВО  ПРЕДМЕТОВ

Мальчики, равняйсь, смирно! Направо, раз, два!

- Кто из мальчиков стоит первым? Ваня  стоит каким по счёту - вторым, Егор который - третий, Женя - четвёртый, Коля - пятый, Дима - шестой, Миша - седьмой

Кругом, раз, два!

 -Что изменилось?

На физкультуре вы строитесь по росту и там уже другой порядок .

- Кто догадался, что обозначают имена числительные: первый, второй, пятый, десятый и т. д.

   ПОРЯДОК  ПРИ  СЧЁТЕ

Футбольный мяч который по счёту?

А теперь вместе встанем и отдохнём.Физминутка.

 

-Что по плану осталось выяснить?

           3. НА  КАКИЕ  ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЕТ?

                             СКОЛЬКО?

                  КАКОЙ?  КОТОРЫЙ?

Давайте обобщим полученные знания об имени числительном.

             ИМЯ  ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

             ЭТО  ЧАСТЬ  РЕЧИ

             ИМЕНА  ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

               ОБОЗНАЧАЮТ

                    ЧИСЛО

            КОЛИЧЕСТВО  ПРЕДМЕТОВ

            ПОРЯДОК  ПРИ  СЧЁТЕ

      ОТВЕЧАЮТ  НА  ВОПРОСЫ

                 СКОЛЬКО?  (количественные)

         КАКОЙ?, КОТОРЫЙ? (порядковые)

А сейчас поиграем в игру «Почтальоны». В Новом году приходит много писем. Разнесите слова по адресам.(Количественные и порядковые)

 

 Работа по карточке.

1 вариант

1. Наговорить с ________короба.

2._________пятниц на неделе.

3.Знать как свои_______ пальцев.

2 вариант

4._______в поле не воин.

5._______сапога пара.

6. Идти на все ______ стороны

Проверьте себя по эталону

Оцените  себя

 Для чего нужно знать имена числительные?  ( чтобы употреблять в устной и в письменной речи )

- А что вы можете рассказать о себе, используя имена числительные.

- Что мы выяснили в ходе урока?

- Кто запомнил вопросы?

- А кто может сказать что обозначает имя числительное?

- Довольны ли вы своей работой на уроке?

Оцените свою работу

 

1-я ступенька - мне трудно, я мало что понял об имени числительном

2-я ступенька - я хорошо усвоил новую  тему

3-я ступенька - я всё отлично  понял, могу научить других

Возьмите  магнитик и покажите на какой ступеньке ваши знания по теме урока.

1.Базовый уровень. Написать письмо  Деду Морозу ,используя имена числительные

2. Повышенный уровень.

Вспомните пословицы, поговорки, фразеологизмы, название сказок, в которых встречаются числительные.

Приветствие: Всем, всем доброе утро!

Ответы детей

Учитель вместе с детьми читает стишок

Зачем нужна грамматика?

Чтоб грамотно писать,

Чтоб грубые ошибки

В письме не допускать,

Чтоб с детства знали дети

И каждый ученик,

Что лучше всех на свете

Его родной язык!

Ответы детей:

 Части речи

Учащиеся узнают изученные части речи. Показывают карточку с частью речи.

На елочку-игрушка.

Учатся работать в группе, слушать выступление ребят из других групп.

Ответы детей.

Доказывая, ребята используют знания  правил.

На ёлочку-игрушка

Дети объясняют правописание слов

Дети рассуждают.

Да.

Это всё  ЧИСЛА

Дети называют любые числа.

Чисел бесконечное множество

Дети хором говорят тему урока

Мы еще ничего не знаем о нём

Познакомиться с новой частью речи - именем числительным. Узнать на какие вопросы отвечает, что обозначает.

Распознавать имена числительные, отличать их от других частей речи, употреблять в своей речи, правильно писать.

На ёлочку-игрушка

Дети под руководством учителя выводят правило  об имени числительном.

На уроках математики

Апельсинов.

Дети в группе выполняют примеры и расшифровывают слова.

Каждый по 1 слову

Проверка по эталону:

1.Синь 2.Сани.3.План.4.Пепел.5.Пение

На ёлочку-игрушка

Ответы детей.

Пары и тройки поднимают и соединяют руки

В парах отгадывают загадки с числительными

Считали предметы

Восемь

Дети устанавливают порядок построения мальчиков, наблюдают изменение порядка.

Порядок при счёте

Дети вместе с учителем  по слайду читают что обозначают имена числительные

Дети выходят ,берут слова и прикрепляют в нужный столбик: пять, двенадцатый, семь, десятый, три, пятьдесят, семнадцатый, первый, шестнадцатый, сорок первый, четыре, девять.

Учащиеся вставляют пропущенные числительные.

Самопроверка

Дети составляют предложения о себе

Имя числительное

Знакомились с этой частью речи

Да

На какие вопросы отвечает и что обозначает

Приложение 1.

   В некотором царстве, в волшебном государстве Частей Речи жил-был король. У короля был прескверный характер. Он так грозно сотрясал королевство вопросами, что все слуги разбегались по разным углам и дрожали от страха, как овечьи хвостики. Король - хозяин!

   У короля был министр - мудрейшая голова. Каждый день король спрашивал его:

 - Что делал?

 - Что делают мои дети?

 - Что делает моя супруга?

 - Не скучает ли?

  Покажите как звали короля (глагол)

  Вторым лицом в королевстве была очаровательная королева. Король обожествлял её и баловал. Из заморских стран купцы и торговцы везли дорогие ткани, драгоценные украшения. Королева каждый день меняла платья, вертелась у зеркала и спрашивала у своей служанки:

 - Какая я?

 - Какое платье мне надеть к обеду?

 - Какие бусы?

 - Какие туфельки?

Как звали королеву? (имя прилагательное)

   У короля с королевой был сынишка - маленький принц. Отличался он от своих сверстников удивительной любознательностью и острым умом. Он всё хотел знать и не давал покоя своему учителю.

 - Скажите, учитель, куда текут реки?

 - Когда придёт весна?

 - Как появляются листочки на деревьях?

 И так бесконечно: вопросы, вопросы, вопросы.

Как звали принца? (наречие)

   Однажды принц спросил своего учителя:

 - Почему у тебя такое странное имя?

 - О, это объясняется просто. Я по природе своей очень общительный человек. Мне ничего не стоит заговорить даже с тем, с кем я никогда не был знаком. Вместо имени я могу обратиться так: ты, вы, он, она, оно, мы. Вот поэтому меня называют  . . .  

Как зовут учителя? (местоимение)

   У ворот королевства стоял главный стражник и грозно спрашивал:

 - Кто идёт?

 - Что везёт?

Кто он стражник? (существительное)

   А кем был министр? Он  не задавал никогда вопросов, но был  тесно связан с часовыми, учитель был его другом, но он им никогда не подавал руки?

Министр  . . .  (предлог)

Продолжение сказки

   В этом царстве никто ничего никогда не считал и не собирался этого делать. Но однажды решили там провести перепись населения ( то есть всех сосчитать), а здесь уж без цифр не обойтись! Сначала попросили Существительное назвать точную цифру подсчёта.

  - Если в единственном числе, то цифра так и будет - цифра, - ответило Существительное. - А во множественном числе - уже цифры!

 - А точнее умеешь?

 - Нет!

 - Точнее - много! - сказало Наречие.

 - А ещё точнее кто-нибудь может сказать?

Король произнёс: Думаем!

 - Может вы, королева, это сделаете?

Королева пожала плечами и сказала:

 - Это не моя работа.

   Этот разговор услышал садовник.

 - Да что тут говорить и думать, здесь надо считать: 1, 2, 3, 4, 5. и т. д. В своём саду я всё давно пересчитал и знаю сколько чего растёт.

   Садовнику и поручили провести перепись населения королевства. Так он стал главным счётчиком королевства - Именем Числительным.

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь - один раз отрежь.

Семь пядей во лбу.

Один в поле не воин.

У семи нянек дитя без глазу.

Семь бед - один ответ.

Почувствовать себя на седьмом небе.

До  седьмого пота.    

  Семь  верст до небес с все лесом.

За семью печатями

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Один ум хорошо, а два лучше.

Рубрика «Это интересно!» Слайд № 20 - 21

Работа с фразеологизмами и пословицами.

-Где мы используем числительные? 

(На карточках записаны фразеологизмы и пословицы, прикреплены к доске).

1) на седьмом небе;

2) Одна пчела немного мёду натаскает.

3) с пятого на десятое;

4) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

5) Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года. Чтобы научиться лени – только три дня.

6) как свои пять пальцев;

- Прочитайте выражения. Как они называются? (Фразеологизмы; пословицы)

- Что такое фразеологизмы? Пословицы?

(Фразеологизмы – это устойчивые выражения в переносном значении.

Пословицы – предложения, в которых заключена народная мудрость).

- Объясним смысл выражений.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону: (1 2 3 4 5 6 7)

1. Наговорить с ________короба.

2._________пятниц на неделе.

3.Знать как свои_______ пальцев.

1._______в поле не воин.

2._______сапога пара.

3. Идти на все ______ стороны.

Физкультминутка:

Выполняйте движения, а как услышите числительное – хлопайте в ладоши.

Счёт « один » - мы станем смирно

И потянемся теперь.

На счёт «два » - мы улыбнёмся.

На «три » - за руки возьмёмся.

Будем плавно танцевать

На «четыре » и на « пять ».

На счёт « шесть » мы прыгнем выше,

Чтобы стать чуть - чуть повыше.

На счёт «семь » поднимем плечики,

Быстро прыгаем как кузнечики.

В ладоши дружно хлопаем,

Как услышим « восемь » мы.

На счёт « девять » мы присядем,

Покачаем головой.

Вот счёт «десять ». Эй, вставайте

И работу продолжайте.

Тест по теме «Имя числительное»

1. На какие вопросы отвечает имя числительное?

А) кто? что?

Б) какой? чей?

В) какой? сколько?

Г) что делать? что сделать?

2. Найдите словосочетание с числительным.

А) «тройка» за ответ;

Б) третий по списку;

В) утроить усилия;

Г) трёхэтажный дом;

3.Имена числительные делятся на:

А) количественные, целые и дробные;
Б) количественные и собирательные;
В) количественные и порядковые

4. Выбери правильные утверждения: …, …, …

А) Часть речи, которая обозначает предмет, называется именем числительным.

Б)Часть речи, которая обозначает количество предметов или порядок их при счёте, называется именем числительным.

В) Имя числительное – это член предложения, который обозначает количество предметов или порядок их при счёте.

Рефлексия. Составление синквейна. Слайд №23 Пример синквейна.

 Имя числительное

Порядковое, количественное.

Записываем, считаем, называем.

Число, количество, порядок

Счёт!

В чём разница между числом и цифрой? Уточним по словарю.

Число - понятие количества, величина, при помощи которой производится счёт.

Цифра – знак, обозначающий число.

                                                                         (толковый словарь С.Ожегова)

Физкультминутка:

Выполняйте движения, а как услышите числительное – хлопайте в ладоши.

Счёт « один » - мы станем смирно

И потянемся теперь.

На счёт «два » - мы улыбнёмся.

На «три » - за руки возьмёмся.

Будем плавно танцевать

На «четыре » и на « пять ».

На счёт « шесть » мы прыгнем выше,

Чтобы стать чуть - чуть повыше.

На счёт «семь » поднимем плечики,

Быстро прыгаем как кузнечики.

В ладоши дружно хлопаем,

Как услышим « восемь » мы.

На счёт « девять » мы присядем,

Покачаем головой.

Вот счёт «десять ». Эй, вставайте

И работу продолжайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе"Русский язык как знаковая система"

Вводное занятие поможет ученикам дать определение термину "русский язык", выделить основные функции языка и выявить место русского языка в системе знаков...

Методическая разработка урока по русскому языку "КВН "Знатоки русского языка"

Тема: КВН «Знатоки русского языка»Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиЦуканова Е.АЦели: прививать интерес к предмету; развивать логическое мышление.Оборудование: карточки, словари, пла...

Методическая разработка урока русского языка « Что такое предложение" по программе « Школа России» 2 класс УМК : "Русский язык" В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

Методическая разработка урока  русского языка во 2 классе по теме «Что такое предложение»    включает в себя план-конспект урока. Материал может быть использован для проведе...

Методическая разработка урока родного языка

Методическая разработка интегрированного урока родного (татарского) языка для русскоязычных детей 2 класса...

Методическая разработка урока родного языка "Оскертилге кожумаа".

https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-uroka-өskertilge-kozhumaa-po-rodnomu-yazyku-dlya-4-klassa-6619790.html...

Учебно- методическая разработка уроков по предмету "Русский родной язык" для учащихся 1 -х классов

В данном конспекте  представлены технологические карты уроков по родному русскому языку для 1-х классов, разработанные в соответствии с положениями ФГОС, ориентированные на работу по учебнику О. ...