Методика обогащения и активизации словарного запаса учащихся в начальной школе посредством изучения синонимов и антонимов
статья

Шункевич Алла Вацлавовна

 Обогащение и активизация словарного запаса учащихся в начальной школе посредством изучения синонимов и антонимов  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика обогащения и активизации словарного запаса учащихся в начальной школе посредством изучения синонимов и антонимов  

Обогащение словарного запаса детей младшего школьного возраста синонимами способствует: избеганию в речи повторения одних и тех же слов; формированию умения употреблять заданное слово в словосочетании с другими словами; умению выбрать наиболее точное слово из синонимического ряда и наиболее точно передать свою мысль.

Употребление в речи антонимов расширяет представление детей о слове, помогает уточнить его значение, глубже осознать многозначность слова, способствует активизации  частей речи.

           Известно, что для  учащихся начальной школы характерна возрастная потребность стремиться к  хорошему, доброму, они хотят выразить то, что знают словами. Этому часто  препятствует отсутствие в речи  детей таких слов, как доброта, чуткость, отзывчивость и т.д. Усвоение слов данного направления имеет огромное  значение в воспитании правильных норм поведения, потому что словарный запас младших школьников продолжает оставаться бедным.

    Коллеги,  я хочу вас познакомить с наиболее эффективными, на мой взгляд, формами работы по обогащению и активизации словарного запаса учащихся посредством изучения синонимов и антонимов, которые использую в своей работе.

     При введении понятия «синонимы» я предлагаю следующие упражнения.

Найдите «лишнее» слово в каждом синонимическом ряду.

1) Добрый, чуткий, ласковый,  враждебный.

2) Заплакать, зарыдать, расстроиться, зареветь.

3) Друг, приятель, товарищ, сосед.

4) Отзывчивый, равнодушный, душевный, сердечный.

С любым из этих слов можно предложить учащимся устно составить  предложение.

Цель  данного упражнения: формировать умение использовать синонимы для более точного выражения мыслей. 

    Большие возможности для ознакомления с синонимами имеются при работе над частями речи. Упражнения для введения синонимов в активный словарь учащихся разнообразны. Вот некоторое из них.

Подберите слова, близкие по значению.

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Обман- ложь

Зестенчивый - робкий

Работать - трудиться

Гнев - ярость

Страшный - жуткий

Мыслить - думать

Враг - противник

Подвижный - гибкий

Грустить горевать

     Используйте данные слова при составлении предложений. Например:

Застенчивая девочка вошла в класс.

Робкий мальчик стоял у доски.

Запишем в словарик.

Застенчивый – нерешительный, боязливый.

Гнев – злость, ярость.

Здесь мы работаем над закреплением умения подбирать синонимы к данным словам, опираясь на признак принадлежности к одной части речи.

В своей работе я активно использую ведение толковых словарей учащимися, в которых дети записывают лексическое значение незнакомых слов в алфавитном порядке. Словарь используется не только на уроках русского языка, но и на уроках литературного чтения.

Слайд фото словаря

    Мы также с вами на протяжении нашей совместной работы образно заведёт толковый словарик. В него будем записывать незнакомые слова.

Подберите слова-синонимы к словам уважение и дружба.

Уважение – внимание, почтение, чуткость, понимание.

Дружба -  товарищество, дружество, братство, приятельство.

      Подобрав синонимы, ребята сами раскрывают значение слова уважение.  

    И наше первое слово уважение. Запишем его в толковый словарик.

Уважение — это хорошее отношение друг к другу, доверие, внимание и вежливость.

    Отношения между родителями и детьми – это уникальное явление социума. И нам, учителям, будет интересно узнать, какие отношения существуют между родителями и детьми. Данное задание помогает нам в этом.

Выберите из перечисленных прилагательных те, которые описывают ваши подразумеваются (детей) отношения с родителями. Как вы понимаете их значение?

Например: хорошие, доверительные, тёплые, прекрасные, понимающие, весёлые, общительные, уважительные, спокойные, всепрощающие.

Далее я предлагаю поработать с таблицей с заполненной левой и частично заполненной правой частью. Цель задания: подобрать к слову добрый синонимы, учитывая лексическое значение слова в каждом из контекстов. Причем слова, подобранные в качестве синонимов, не должны повторяться.

Предлагается

Учащиеся должны

подобрать синонимы

Наши добрые друзья

Наши прекрасные, славные, отличные, лучшие, близкие друзья

Пожелать доброго здоровья

Пожелать крепкого, хорошего, богатырского здоровья

Будьте добры, позвоните позже

Будьте так любезны, будьте любезны, не сочтите за труд, прошу вас, позвоните позже

Пожелание доброго пути

Пожелание счастливого пути, удачного пути

Добрый совет

Полезный, важный совет

Очень часто на своих уроках я использую игры. Предлагаю одну из них. «Кто больше напишет слов?»

Я называю детям слова, а они устно подбирают  к ним синонимы. Предлагаю вам попробовать.

Например:

   Верный – преданный, постоянный, неизменный, надежный, проверенный (в значении не подведет), испытанный.

Милосердие – отзывчивость, сердечность, душевность, доброта, добродушие, добросердечность, доброжелательность.

  В следующем задании предлагаю распределить слова в два столбика:  в первый столбик слова, указывающие на положительные (хорошие) качества людей, а во второй отрицательные (плохие).

    Добрый, злой, лживый, справедливый, честный, прилежный,  мстительный, терпеливый, свирепый, чуткий, равнодушный, жестокий. 

     

Положительные (хорошие) качества человека

Отрицательные (плохие) качества человека

Добрый

злой

справедливый

лживый

честный

мстительный

прилежный

равнодушный

терпеливый

жестокий

чуткий

свирепый

Запишем в словарик.

Свирепый - слово говорит о большой жестокости, соединённой со злостью.

        При работе с антонимами также подбираю различные задания, направленные на формирование человеческих отношений. Например:

 Подберите  прилагательные, противоположные по смыслу.

Добрый человек – злой человек.

Честный поступок - лживый поступок.

Неравнодушный взгляд - безразличный взгляд.              

Сильный характер - слабый характер.

Смелый друг - трусливый друг.

Слова для справок: безразличный, трусливый, лживый, злой, слабый.

Цель: закреплять умение образовывать антонимические пары.

     Моим детям очень нравится игра  «Магнит», в которую играем не только на уроках, но и на классных часах, направленная на воспитание нравственности.

На доске помещен рисунок магнита, на красной половине которого нарисована лесная поляна, над цветами летают бабочки; на синей  - небо с черными тучами, та же поляна, но идет дождь.

Левая часть магнита «притягивает» добрые слова, правая – слова с противоположным значением.  Дети прикрепляют к магнитной доске карточки со словами.

Добрый – злой

Деликатный – грубый

Дружба – вражда

Жестокий – добрый, гуманный

Отзывчивый – равнодушный

Друг – враг

Война – мир

Запишем в словарик.

Гуманный – проникнутый доброй, любовью и уважением к человеку.

Для повышения познавательной активности детей, активизации синонимов и  антонимов в речи я использую в заданиях пословицы.

Прочитайте и выберите в пословицах подходящие по смыслу слова из скобок. Подчеркните слова, противоположные по смыслу. Объясните смысл пословиц.

Доброго чтут, а … (злого, недоброго, сердитого) не жалуют. Ленивый к обеду, а ….(трудолюбивый, ретивый, прилежный, старательный) к работе.

Запиши в словарик.

Ретивый – усердный, старательный, прилежный. Работать ретиво (бойко, живо).

Цель:  закреплять умения подбирать нужные синонимы и  находить антонимы в предложениях, умение толковать смысл пословиц; учить выяснять выразительную ценность противопоставленных слов.

Это синонимы или антонимы? Запишите нужное слово.

1.Смелый, мужественный; смышленый, смекалистый.

Это…

2.Правда – ложь; труд – лень.

Это…

3.Робкий, боязливый; отважный, мужественный.

Это…

4.Трус – смельчак; друг – враг.

Это…

Данное задание направлено на умение отличать синонимы от антонимов.

Таким образом, предлагаемая система работы создает возможность обогащения речи детей лексикой человеческих отношений, а следовательно, обусловливает усвоение понятий, активизирует  словарь младших школьников.

Если постоянно использовать такие специальные лексические упражнения и дидактические игры для введения в речь младших школьников синонимов и антонимов, то речь детей станет более точной и выразительной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: « Организация и проведение творческих работ учащихся в начальной школе посредством использования информационно- коммуникационных технологий»

Данная работа представляет собой одну из форм реализации процесса модернизации российского образования и способствует решению главной задачи – повышения качества образования. В настоящее время...

Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся в начальной школе.

Человеку никогда не поздно учиться, постигать новое. Не бойтесь новых знаний, а, наоборот стремитесь к ним. Стремление к самообразованию является отличительной чертой современного педагога....

Методические рекомендации по обогащению и расширению активного словарного запаса учащихся 2-х классов с нарушением интеллекта

На основании анализа психолого-педагогической и методической литературы мною были выявлены различные подходы к проблеме обогащения и расширения активного словарного запаса учащихся 2-х классов с наруш...

Активизация словарного запаса учащихся. Работа с трудными словами.

Активизация словарного запаса учащихся. работа с трудными словами....