Одаренные дети и работа с ними с учетом ФГОС НОО
статья

Коловай Татьяна Ивановна

Подготовлен ли современный педагог к работе с одаренным ребенком в условиях массовой школы? Это вопрос стал главным при анализе тех проблем, которые часто фиксируют у себя педагоги.Ключевой фигурой в создании образовательной среды, способствующей развитию одаренного ребенка, является педагог, обладающий целым комплексом личностных и профессиональных характеристик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odarennymi_detmi.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Глобальные  социально-экономические   преобразования   в   обществе выявили потребность в людях творческих, активных неординарно мыслящих,   способных   нестандартно   решать   поставленные   задачи   и   на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи.

Одним из направлений президентской инициативы «Наша новая школа» является выявление и поддержка талантливых детей. В рамках этого направления необходимо поддерживать творческую среду, инициативность учащихся, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. В условиях рыночных отношений такие качества востребованы в обществе.

Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный  и экономический потенциал города, области и государства в целом.

          Программа    «Одаренные    дети»,    ставит    своей    целью    создание необходимых   условий   для   развития   интеллектуальных,   творческих   и  физических      способностей      детей      и      подростков      в      условиях  общеобразовательной школы.

         Под  одаренностью понимают системное, развивающееся в течение жизни качество   психики,   которое   определяет  возможность  достижения человеком   более   высоких   результатов   в   одном   или   нескольких   видах деятельности по сравнению с другими людьми.

        Одаренный   ребенок   -   это  ребенок,   который   выделяется   яркими, очевидными,  иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.    

       Предусмотрена работа по трем направлениям:

-работа с учащимися;

-работа с родителями;

-работа с педагогическим коллективом.

          Одаренные дети – это особый мир детства, и задача педагога понять этот мир, направить усилия на то, чтобы передать детям максимум опыта и знаний. Чтобы работать с одаренными детьми, нужна большая психологическая подготовка. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Целостный подход к одаренному человеку, как к личности, необходим, чтобы реализовать его дар. В процессе целенаправленной деятельности, опирающейся на познавательные потребности детей, происходит развитие способностей. Под способностями понимают (по Б.М. Белову) психологические особенности, отличающие одного человека от других, причем они обусловливают успешность выполнения какого-либо действия или многих действий. Важным для способностей ребенка является то, что они взаимно компенсируются, то есть невыраженные качества подкрепляются более выраженными.

           Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность. Познавательная потребность, прежде всего,  в познавательной информации, которая

выступает в самых разных формах: потребность в впечатлениях, любознательность,
целенаправленная познавательная деятельность.
          Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Определение одаренных детей:

  • имеют    более    высокие    по    сравнению    с    большинством интеллектуальные   способности,  восприимчивость  к  учению, творческие возможности и проявления;
  • имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки (подростковый возраст).

Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

II. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип  максимального  разнообразия  предоставленных возможностей для  

            развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном

            участии учителя;

  • принцип   свободы   выбора  учащимся   дополнительных образовательных услуг,

             помощи, наставничества.

III. Цели и задачи работы с одаренными детьми

Цель работы: Выявление и развитие одаренных детей в рамках общеобразовательного пространства школы на основе современных научных методик и технологий обучения, воспитания и развития личности.

Для реализации  цели необходимо решить следующие задачи:

  • знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы  с  одаренными детьми;
  • осуществление необходимых мероприятий по научному, методическому и информационному обеспечению работы с одаренными детьми;
  • проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр,     олимпиад,   позволяющих   учащимся   проявить   свои  способности;
  • создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей;
  • подготовка и повышение квалификации кадров, работающих с одаренными детьми.

 

Стратегия работы с одаренными детьми

 

Обучение одаренных детей

 

      При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает  проблема чему   и   как   их   учить,   как   способствовать   их   оптимальному развитию. Программы   для   одаренных   должны   отличаться   от   обычных учебных программ. Одаренные      дети      обладают некоторыми общими  особенностями, которые должны учитываться при разработке  учебных программ для них.

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией

 I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д.

  •  Этот этап (1 - 4-й год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.
  • Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности – в области художественного развития. В связи с этим целесообразно использовать часы вариативной части в обучении младших школьников на организацию творческих мастерских.
  • Творческие мастерские:
  • Мастерская художественного слова;
  • Ремесленная мастерская (прикладное искусство);
  • Музыкальная мастерская;
  • «В мире прекрасного» (изобразительная деятельность)
  • Мастерская здорового образа жизни («В здоровом теле – здоровый дух»).

Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах 2 и 3 ступени.

 II этап – диагностический – на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.

  • Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным.
  • На II этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.
  • На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания и т.д.
  • Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой такой системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются обучение и воспитание, а организующим началом – игра.

III  этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.

  • Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности, а с другой стороны, реально происходит постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией системы ЗУНов к созданию условий для становления комплекса компетенций, которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях информационного и коммуникационного пространства. Исходя из этого, формируются новые принципы и методология организации образовательного пространства в старшей школе:
  • индивидуализированные формы учебной деятельности;
  • выработка проектно-исследовательских навыков (проектная методика);
  • самоопределение старшеклассников в отношении профилирующего направления собственной деятельности;

 Целенаправленное    развитие    высших    познавательных    процессов    в специальных учебных программах поднимает эти способности на качественно новый уровень.

Условия успешной работы с одаренными учащимися

- Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи

 с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

- Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными

 детьми.

- Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы

 работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы

 школы.

Включение в работу с одаренными детьми в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

  • учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющий воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он.
  • учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие

           проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и

           одновременно уверен в своей человеческой привлекательности;

  • учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

    Учитель должен быть:

        увлечен своим делом;

        способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

        профессионально грамотным;

        интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

        проводником передовых педагогических технологий;

       психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного

         процесса;

        знатоком во всех областях человеческой жизни.

 Формы работы с одаренными учащимися:

        творческих мастерских;

        групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

        кружки по интересам;

        участие в олимпиадах, конкурсах, чемпионатах и конференциях;

        участие в спортивных соревнованиях;

        интеллектуальный марафон;

  •        организация дополнительного образования  

При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности учащегося. Программа развития нашей школы предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одаренные дети и формы работы с ними

Доклад на тему "Одаренные дети и формы работы с ними"....

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С НИМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Из опыта работы учителя начальных классов Подгайной Ирины Николаевны...

Одаренный ребенок в начальной школе: диагностирование и работа с ними

Я вообще не верю в одну единственную силу таланта, без упорной работы. Выдохнется без нее самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески … Ф.И. Шаляпин ...

Программа "Одаренные дети" (система работы школы с одаренными учащимися)

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорош...

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С НИМИ

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.  Именно в школе должны закладываться основы развития думающ...