«Определение критериев и уровней диагностики проявления изобретательности младших школьников и разработка условий, методов и приёмов развития изобретательности детей на занятиях по оригами».
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Ткаченко Галина Глебовна

В статье представлены разработки критериев и уровней диагностики  проявления изобретательности детей и предлагаются, методы и приёмы развития креативног творчества  младших школьников на занятиях по оригами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ctatya.docx29.65 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества «Союз» Выборгского р-на г. Санкт-Петербурга

        Статья

«Определение критериев и уровней диагностики

проявления изобретательности младших школьников

и разработка условий, методов и приёмов

 развития изобретательности  детей

на занятиях по оригами».

        Автор:

Ткаченко Галина Глебовна

педагог дополнительного образования

 

Санкт-Петербург

2023

Аннотация

    В статье представлены разработки критериев и уровней диагностики  проявления изобретательности детей и предлагаются, методы и приёмы развития креативног творчества  младших школьников на занятиях по оригами.

Введение

   XXI-й век характеризуется многочисленными процессами преобразований и реформ во всех сферах экономики и общественной жизни. Возрастает потребность современного общeствa в aктивных личнoстях, способных мыслить не шаблонно, а креативно, нaхoдить кaчeствeнныe рeшeния проблем, совершенствовать, преобразовывать уже существующие технологии, знания, а также умеющих успешно создавать нечто новое, оригинальное, неповторимое в разных сферах человеческой  деятельности.

    Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно, но для этого необходимо найти оптимальные условия,  методы и приемы обучения, направленные на развитие креативности.

Вся история человечества — это история изобретательства. Сегодня развитие творческого мышления как никогда, актуально:

  • жизнь в современном информационном обществе сопровождается быстрым устареванием и обновлением знания, быстрым увеличением его объемов, что требует от сегодняшних членов общества такие качества как: пытливость, смекалку, воображение и, инициативу, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и правильно принимать решения. Развитие творческих способностей определяет становление активного, целенаправленного человека;
  • по мнению советского и российского педагога Никитина Б. П., который много лет занимался проблемой развития творчества детей, малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творчества;
  • работы многих педагогов и психологов посвящены проблеме формирования  творческого потенциала у детей, что вызвано необходимостью и актуальностью ее изучения в современных условиях. Но  вопрос развития детского изобретательства  недостаточно хорошо представлен в педагогической литературе и исследован педагогами - практиками. Тем не менее, опыт работы по обучению детей технике оригами показывает, что у младших школьников  можно развивать в той или иной степени способности к изобретательству.

В программе «Бумагопластика» прописаны следующие планируемые результаты:

Личностные - у детей будет сформирован навык творческого отношения к окружающей жизни;

Метапредметные -  дети научатся проявлять инициативу, творчество и самостоятельность в различных жизненных ситуациях;

 Предметные - дети научатся импровизировать, видоизменять образец, выполнять различные варианты изделий на заданную тему, создавать творческие работы с опорой на образец, создавать собственные изобретения в технике оригами.

   Таким образом,  изобретательская одаренность проявляется в разной степени, поэтому далеко  не всякий ребёнок в состоянии полностью изобрести модель в технике оригами. Но каждый может видоизменить фигурку, усовершенствовать её.

Из актуальности вытекает проблема: определение диагностики уровней проявления изобретательности.

Цель статьи.

    Определение критериев и уровней диагностики  проявления изобретательности детей и разработка условий, методов и приёмов развития изобретательности  младших школьников на занятиях по оригами.

   Рассмотрев критерии, которые предлагают в своих работах Дж.  Гилфорд, Дроздикова Л.Н., Е.П. Торренс, были выделены  критерии,  характеризующие степень изобретательности, уровни их проявления и разработана система творческих диагностических заданий.

Исследование проводилось в группе второго года обучения.

Представлены результаты итоговой диагностики.

     

критерии

уровни

высокий

средний

низкий

беглость

количество идей, возникающих в единицу времени; измеряется числом результатов, соответствующих требованиям задания.  (Общее количество ответов)

Сазанович Слава

Харламов Савелий

Серебряков Миша

Кошельков Петя

Дружин Дима

Польская Кристина

 Егорова Даша

Лисович Даша Уткина Оля

Доронина А.

 Габибова Соня

Кравцова Вика

гибкость

способность переключаться с одной идеи на другую, найти несколько различных путей решения одной и той же задачи, использовать разнообразные стратегии решения проблем. Оценивают по количеству использованных категорий

Сазанович Слава

Лисович Даша

Харламов Савелий

Кошельков Петя

Серебряков Миша

Дружин Дима

Польская Кристина

 Егорова Даша

Уткина Оля

Доронина Арина

 Габибова Соня

Кравцова Вика

Оригинальность

 предполагает способность избегать очевидных решений, рассматривать проблему на более глубоком уровне либо с другой стороны; выдвижение новых необычных идей

Сазанович Слава

Харламов Савелий

Лисович Даша

Кошельков Петя

Габибова Соня

Егорова Даша

Польская Кристина

Габибова Соня Уткина Оля

Дружин Дима

Серебряков М.

Доронина А.

Кравцова Вика

вариативность

разнообразие вариантов одной модели

Сазанович Слава

Харламов С.

Лисович Даша

Кошельков Петя

Дружин Дима

Серебряков Миша

Егорова Даша

Польская Кристина

Габибова Соня

Уткина Оля

Доронина А.

Кравцова Вика

разработанность, детализация

способность наилучшим способом воплотить идею, замысел.

Кошельков Петя

Лисович Даша

Сазанович Слава

Кошельков Петя

Харламов Савелий

Егорова Даша

Польская Кристина

Серебряков М.

Габибова Соня

Уткина Оля

Доронина А.

Дружин Дима

Кравцова Вика

Целостность

способность продукту придавать завершённый вид

Лисович Даша

Егорова Даша

Кошельков Петя

Харламов Савелий

Сазанович Слава

Польская Кристина

Серебряков Миша

Габибова Соня Уткина Оля

Доронина Арина

Дружин Дима

Кравцова Вика

самостоятельность творческого поиска

Сазанович Слава

Польская Кристина

Лисович Даша

Егорова Даша

Кошельков Петя

Харламов С.

Серебряков Миша

Габибова Соня

Доронина Арина

Уткина Оля

Дружин Дима

Кравцова Вика

степень увлечённости

 отношение ребёнка к процессу

Сазанович Слава

Харламов Савелий

Кошельков Петя

Серебряков Миша

Лисович Даша

Егорова Даша

Габибова Соня

Уткина Оля

Доронина Арина

Кравцова Вика

Диагностическаие задания

I.Доработка фигурки

«Поработай с уголками», «Дополни работу складками»

«Усовершенствуй фигурку» (из 1-го листа; модульное оригами; объёмная модель), «Придумай ёлочный шарик»

II. Изобретение с определённым условием

 «Изобрети свою фигурку из квадрата, прямоугольника, полосы»

«Придумай свой модуль», «Закончи и придумай название», «Придумай цепочку преобразований фигурок. У кого цепочка длиннее?», «Придумай фигуру из готового модуля».

III. Словесные игровые задания

 «Укажи разные способы использования фигурки»

«Путешествие в «Бумажную страну» по карте»

 Типы проблемных ситуаций на занятиях:

1.Ситуация неожиданности идеи выз. Удивление: динамические игрушки

2.Ситуация конфликта (когда новые факты выступают в противоречие с устоявшимся мнением): базовые формы двойной квадрат и треугольник.

3.Ситуация неопределённости (когда проблемное задание  содержит недостаточное количество данных): в схеме допущена ошибка: в серии схем пропущены один-два этапа.

4.Ситуация выбора (необходимость сделать выбор из представленных вариантов): задания на вариативность, беглость, гибкость.

5.Ситуация предложения (предоставляется возможность выдвинуть собственную версию): сборка фигуры из готового модуля.

     В результате проделанной работы выяснилось, что тестовые диагностические задания не только помогают выявить детей с разным уровнем степени изобретательности и определить разные стороны этого процесса, но и положительно влияют на развитие креативного мышления, что можно увидеть в детских творческих работах и в ролевых играх во время динамической паузы.

   Образовалась группа детей, которые регулярно изобретают модели фигурок. Интересными оказались причины, по которым эти дети изобретают:

Увлечённость, любимое занятие

Кошельков Петя, Сазанович Слава, Харламов Савелий

По примеру друга

Дружин Дима

Для участия в городском конкурсе детских изобретений оригами

Серебряков Миша

Итак, для развития изобретательности в младшем школьном возрасте необходимо создать условия для творчества, мотивировать учащихся к нестандартным решениям, поддерживать детей в их начинаниях, учитывая возрастные особенности младшего школьника.

Список литературы

dodiplom.ru Кокиева Э. М. «Развитие изобретательности младших школьников на уроках технологии»

vuzlit.ru «Развитие детского творчества в работах психологов и педагогов»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Изучение уровней проявления воспитанности младшего школьника».

Изучение и соотнесение государственных ориентиров с ценностными ориентирами педагогов, детей и их родителей....

Методика определения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста

Методика определения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста...

Критерии оценки педагогической диагностики к содержанию и методам воспитания и обучения

Задачи, методы, виды и правила проведения диагностики отражены в этой статье...

Статья « Диагностика проявлений изобретательности детей на занятиях по оригами».

В статье представлены разработки критериев и уровней диагностики  проявления изобретательности детей и предлагаются методы и приёмы развития креативног творчества  младших школьников на заня...

Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника

Диагностическая программа изучения   уровней проявления воспитанности  младшего школьника...

Диагностики для определения уровня школьной мотивации, самооценки младших школьников.

Диагностики содержат методики:Лускановой Н.Г. для определения уровня школьной мотивации;"Лесенка", "Какой Я?" для определения самооценки младших школьников;Цукерман Г.Л. "Рука...