Конспект урока по литературе: "Размазня" А.П. Чехова
план-конспект урока

Конспект урока по литературе: "Размазня" А.П. Чехова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_razmaznya_a.p._chehov.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по рассказу А.П. Чехова «Размазня»

Тема урока: «Размазня» А.П. Чехова. Легко ли быть сильным?

Задачи: познакомить с рассказом А.П. Чехова; сформулировать тему, идею произведения, выявить проблематику, развить умения анализа и интерпретации художественного текста, умения анализа отдельных эпизодов, образов героев, композиции, стиля.

Цель урока: раскрыть идейно-художественное своеобразие произведения.

Формировать УУД:

Регулятивные УУД – уметь самостоятельно планировать свою работу, оценивать свою деятельность в ходе совместной работы, высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Коммуникативные УУД – уметь работать в парах, в группе, принимать участие в диалоге с учителем и одноклассниками, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные УУД – развивать умение анализировать художественное произведение, соотносить изучаемое произведение с творчеством писателя, извлекать нужную информацию из текста, читать и слушать.

Планируемый результат:

Предметный результат: знать литературные термины (эпический герой, тема, идея, сюжет, композиция, образ.); уметь анализировать прозаическое художественное произведение. 

Личностный результат: воспитать уважение к себе, окружающим, учить сохранять собственное достоинство в любой ситуации; формировать ценностные понятия в ходе работы с понятиями «быть сильным», «быть размазней», «быть беззубым».

Метапредметные: выявлять причинно-следственные связи в тексте формулировать выводы;

Оборудование: распечатанные тексты рассказа А. П. Чехова «Размазня».

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: чтение с остановками, работа в группах, составление кластера, использование в процессе анализа «тонких и толстых» вопросов.

Ход урока

Организационный момент (приветствие учащихся).

– Слово учителя, переходящее в формирование интереса к теме занятия.

Сегодня мы с вами будем знакомиться еще с одним рассказом А.П. Чехова. Давайте вспомним, что мы знаем о писателе и его творчестве? О какой отличительной черте его творчества писали в своих статьях критики-современники?

– Он являлся автор коротких рассказов. Считал, что «краткость – сестра таланта» (А.П. Чехов)

–Чему будет посвящено сегодняшнее произведение? (ученики обсуждают, высказывают свои предположения).

– Рассказ, который мы будем сегодня читать, был опубликован в журнале «Осколки» в 1888 году. По словам автора, этим рассказом он из жанра юморески перешел в жанр «серьёза». Любите ли вы слушать рассказы? Тогда сегодня буду читать я. Начну с начала рассказа, затем вы выскажете свои версии относительно одного слова, на котором я остановлюсь. (Происходит чтение учителем начала рассказа до слов «нам надо посчитаться»)

– Как вы понимаете значение этого слова? (Предварительно было дано задание ученику – выяснить толкование слова)

–Ответ ученика: расквитаться, свести счеты, отомстить, отплатить.

– Мы продолжаем чтение 2 части рассказа до слов «Она взяла деньги дрожащими руками и замерсикала». Как вы думаете, почему гувернантка Юлия Васильевна слушает, но не произносит ни слова?

–  Она испытывает страх, робость, безволие.

– Почему Юлия Васильевна наконец-то заговорила? И как именно?

– Она прошептала (зачитывание фрагмента из текста)

– Почему А.П. Чехов так подробно описывает все расчеты хозяина? Хотелось бы услышать ваши варианты.

– Он её проверяет, издевается и насмехается над девушкой.

–  Продолжаем чтение 3 части рассказа. «Она взяла и дрожащими пальчиками сунула их в карман» – до фразы «я отдам вам все ваши 80 рублей». Рассказчик, он же герой рассказа, говорит, что пошутил, дал жестокий урок жизни. Почему? Чего он добивался? Разве такие шутки допустимы в нашем обществе?

–Наверное, герой хотел проверить гувернантку и разбудить в ней чувство протеста, собственного достоинства, и выявить в ней умение постоять за себя.

–Как вы понимаете финальную фразу рассказа? О чем это произведение? (Ответы учеников). Вы обратили внимание на то, что в распечатках рассказа нет названия. Я убрала не случайно, а даже специально. Давайте поразмышляем, как может называться этот рассказ?

– Варианты учащихся: гувернантка, расплата, расчет и др. Один из ответов был: гувернантка – размазня.

– Дочитываем рассказ, переходя к финалу – «Я отдам вам все ваши 80 рублей. Она замерсикала и вышла… Я подумал: легко на этом свете быть сильным… Как вы понимаете смысл финальной фразы? О чем этот рассказ?

Чтобы найти более точные ответы на эти вопросы, давайте поближе познакомимся с героями рассказа и обратим наше внимание на то, с помощью каких художественных средств создавались А.П. Чеховым образы героев.

Работа в группах по сбору текстового материала с целью выявления характера героев.

1 группа - Образ героя-рассказчика.

Вопрос: Кто он? Какой он?

– Это отец, глава семейства, заботится о воспитании и образовании своих детей, хозяин, знающий цену копейке, умеющий считать каждый рубль. «У меня все записано» – 3 раза и 1 раз – «не записано». Он довольно внимателен. Обратил внимание на характер гувернантки, её скромность.

–Каковы  художественные средства создания образа героя-рассказчика?

–Образ создается через реплики героя, их интонации, изменения в его настроении. В первой части рассказа он кажется злобным насмешником, которому доставляет удовольствие высчитывать из полагающегося жалования каждый рубль. Но в тот момент, когда гувернантка берет из 80 рублей оставшиеся 11 и благодарит его, он «вскочил, заходил. Меня охватила злость. Я вас обобрал, черт возьми, ограбил. Ведь я украл вас!» Эти глаголы совершенного вида описывают его эмоциональное состояние. Он возмущен, он недоумевает, он негодует по поводу поведения девушки.

– Что именно его злит в героине? Почему он позволяет себе применять такие оскорбления – «размазня, кислятина, беззубая»? Почему рассказчик поступил с Юлией Васильевной именно так – он отдал ей все 80 рублей, к её великому удивлению?

– Думаю, что рассказчик увидел в гувернантке, прежде всего, честного человека. Девушку в каком-то смысле сильную, ведь она стойко выдержала этот жестокий эксперимент, не унижалась, не умоляла о снисхождении. Поэтому он просит у нее прощения.

– В финале рассказа мы видим уже не злодея, насмехающегося над гувернанткой, а человека, который глубоко сочувствует нашей героине. Именно поэтому, он задает вопрос себе и читателю: легко ли быть сильным?

2 группа – образ гувернантки Юлии Васильевны.

Вопросы: Кто рассказывает о девушке? И что мы узнаем о ней?

– Гувернантка, обучающая французскому языку, в её обязанности входит: учить, гулять, следить, чтобы дети никуда не лазили и ничего не рвали. А также она должна смотреть, чтобы горничная ничего не украла

–Ей, наверное, нужны деньги, а вы «церемонные, сами не спросите».

Какое у неё жалование?

–«Договорились по сорока, но получает по тридцати».

–За что снимает хозяин с неё жалование?

–«9 воскресений - только гуляли,

-3 праздника,

-4 дня болезни Коли, но занимались только с Варей,

-3 дня у вас болели зубы - за всё это снимает 41 рубль

-Разбитая чашка

-порванный Колей сюртучок

-кража горничной ботинок Вари - вы должны были смотреть «ещё минус 27 рублей»

-10 января взяла 10 рублей («я не брала. Взяла у супруги вашей 3 рубля»)

Договорились по 40, но получает по 30

–С помощью каких средств автор описывает героиню? Какие виды описания он использует?

– Каково сюжетное своеобразие рассказа?

–Это рассказ в рассказе – воспоминание об эксперименте-проверке над человеком.

–Почему А. П. Чехов так подробно описывает каждую деталь, передающую настроение и чувства героев?

– Скорее всего, писателю важно показать не только состояние героев, но и найти ответ на вопрос: «Почему человек поступает именно так?»

–Как чувствуют себя участники разговора?

–Если Юлия Васильевна испытывает глубокое волнение и в конце рассказа «кислую радость» от того, что ей все-таки заплатили, потому что «в других местах не платили вообще», то рассказчик приходит в удивление, он не понимает безвольности, слабости, беззубости гувернантки.

–Какого результата вы ожидали от этого разговора? Как мог закончиться рассказ?

–Может быть, Юлия Васильевна расплакалась бы и ушла ни с чем. Возможно, ей тоже не заплатили бы, как и в других местах.

–Как бы вы завершили рассказ? Куда по вашему мнению вышла Юлия Васильевна?

– Заключительное слово учителя: А.П. Чехов своим произведением донес до нас очень важную мысль. Нужно быть более сильными, решительными, проявлять упорство и стремление. Не бояться отстаивать свои права и бороться за справедливость.

Рефлексия.

Какие чувства у вас вызвал рассказ? Обратите внимание на финальные строчки, над которыми действительно стоит задуматься.

Домашнее задание:

Базовый уровень: придумать и написать завершение рассказа.

Профильный уровень: написать сочинение – размышление «Изменится ли Юлия Васильевна после этого разговора?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по творчеству А.П.Чехова "Мальчики". Характеристика главных героев.

Урок посвящен творчеству А.П.Чехова. Это второй урок по произведению "Мальчики", на котором дается характеристика главных героев....

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Перспектива «Картины весны в произведениях А.Чехова, А.Фета, А.Барто»

Конспект урока по литературному чтению на тему «Картины весны в произведениях А.Чехова, А.Фета, А.Барто» + презентация...

Самоанализ урока литературного чтения А.П. Чехова " Мальчики"

Презентация самоанализа урока литературного чтения А.П. Чехова " Мальчики"...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ___________________________________________________________________________ Характеристика героев и их поступков в рассказе А.П. Чехова «Мальчики»

Технологическая карта урока по теме "Характеристика героев и их поступков в рассказе А.П.Чехова "Мальчики"...

Конспект урока по рассказу А.П. Чехова «Человек в футляре»

Конспект урока по рассказу А.П. Чехова «Человек в футляре»...

Конспект урока по рассказу А.П. Чехова «Человек в футляре»

Конспект урока по рассказу А.П. Чехова «Человек в футляре»...