Рабочая программа с одарёнными детьми
рабочая программа

Машанова Надежда Алексеевна

Работа с одарёнными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odaryonnymi_detmi.docx38.43 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Удинская средняя общеобразовательная школа»

Программа работы с одаренными детьми учителя начальных классов

Машановой Надежды Алексеевны

2023- 2024 учебный год

Пояснительная записка

Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарѐнных детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Цели работы с одаренными детьми

  • выявление одаренных детей;
  • создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;
  • развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;
  • проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности.

Задачи программы:

  • организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
  • выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей.
  • интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
  • организация проектной деятельности;
  • забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;
  • Использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках с целью достижения максимального уровня развития детей.

Принципы работы педагога с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Основные направления реализации программы:

  • создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:
  • - внедрение передовых образовательных технологий;
  • - укрепление материально-технической базы;
  • - нормативно-правовое обеспечение деятельности;
  • методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:
  • - повышение профессионального мастерства педагогов;
  • - организация обмена опытом учителей, работающих с одарѐнными детьми;
  • - научно-методическое и информационное обеспечение программы.
  • мероприятия по работе с одарёнными детьми.
  • предусматривается участие способных и одарѐнных детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).

Главные принципы реализации программы.

  • Непрерывность        и        систематичности        школьного        и        внешкольного        образования        и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
  • Гуманизм в межличностных отношениях.
  • Научность.
  • Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
  • Применение принципов развивающего обучения.
  • Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Направления деятельности:

  • организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;
  • подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;
  • проведение массовых мероприятий внутри объединения;
  • обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Формы работы с одаренными учащимися.

  • объединения дополнительного образования;
  • кружки по интересам;
  • конкурсы и конференции;
  • интеллектуальный марафон;
  • участие в олимпиадах.

Методическая работа педагога:

  • заниматься самообразованием;
  • повышать профессиональное мастерство;
  • посещать занятия других педагогов;
  • участвовать        в        педагогических        чтениях,        семинарах,        педсоветах,        конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;
  • проводить открытые занятия;
  • подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
  • проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.

Работа с родителями.

  • Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей.
  • Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.
  • Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.

Ожидаемые результаты

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

  • сформировать систему работы с одарѐнными детьми;
  • создать условия для развития одарѐнности и таланта у детей в современных условиях;
  • совершенствовать формы работы с одарѐнными и способными детьми;
  • сформировать банк данных «Одарѐнные дети».

Прогнозируемые результаты:

  • совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
  • призовые места или дипломы в городских олимпиадах.
  • развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
  • развитие творческого и логического мышления учащихся; После изучения курса программы учащиеся должны уметь:
  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
  • определять учебную задачу;
  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • владеть своим вниманием;
  • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
  • использовать основные приемы мыслительной деятельности;
  • самостоятельно мыслить и творчески работать;
  • владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

Этапы реализации

I этап. Диагностический; мониторинг одарѐнности:

  1. Создание
  • банка данных по одарѐнным детям;
  • банка творческих работ учащихся;
  • банка заданий повышенной сложности;
  1. Организация
  • системы дополнительного образования: творческие мастерские;
  • творческих конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций;
  • внеклассной работы по предмету.

II этап. Деятельностный:

  • организация активной системы научно-исследовательской деятельности учащихся;
  • активное использование в проектной деятельности.

III этап. Констатирующий.

  • оформление портфолио;
  • внедрение в практику рейтинга учащихся.

Содержание программы

  1. Методические требования к организации и практической реализации программы

«Одарѐнные дети»

  1. Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об образовании».
  2. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.
  3. Ежегодный анализ состояния и результатов работы с талантливыми учащимися..
  4. Обогащение и распространение опыта работы с одаренными детьми.
  5. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.

  1. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов.

  1. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в городских, краевых всероссийских олимпиадах
  2. Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций

  1. Контроль за выполнением программы.

  1. . Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.
  2. Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.

План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»

Мероприятия

Сроки

1.

Диагностика одаренных детей

октябрь ежегодно

2.

Составление плана работы с одаренными детьми на учебный год

Август, ежегодно

3.

Составление индивидуальной программы обучения:

  • разработка планов индивидуальной работы с детьми;
  • проведения занятий с детьми;
  • отработка форм, методов, приѐмов работы
  • создание мониторинга результативности работы с одарѐнными детьми.

постоянно

4.

Организация и проведение школьных олимпиад.

февраль ежегодно

5.

Участие в муниципальных, республиканских, всероссийских олимпиадах

ежегодно

6.

Творческий отчет по итогам работы с одаренными детьми

Ежегодно

7.

Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми.

Ежегодно

Тематическое планирование занятий с одарѐнными учащимися (занятия проводятся во внеурочное время)

34 часа (1час в неделю)

Учебный предмет

Тема занятия

Коли честв о

часов

Дата проведен

ия

1

Русский язык

Трудные случаи русского языка, олимпиадные задания

1

2

3

Математика

Задания для подготовки к предметной олимпиаде по математике

2

4

Литературное чтение

Интеллектуальная игра

«Внимательный читатель»

1

5

Окружающий мир

Составление презентаций

1

6

Русский язык

Задания для предметной олимпиады по разделу «Словообразование»

1

7

Математика

Решение задач

1

8

Литературное чтение

Задания для подготовки к предметной олимпиаде по литературному чтению

1

9

Окружающий мир

Задания для предметной олимпиады по окружающему миру

1

10

Русский язык

олимпиадные задания

1

11

12

Математика

Решение логических задач.

2

13

Литературное чтение

Сочиняем сказку об озере «Могой»

Хоринского района

1

14

Окружающий мир

Задания для предметной олимпиады по окружающему миру

1

15

Русский язык

Задания для предметной олимпиады по разделу «Фонетика. Графика»

1

16

17

Математика

Числовые головоломки.

2

18

Литературное чтение

Предметная олимпиада по литературному чтению

1

19

Окружающий мир

Предметная олимпиада по

окружающему миру

1

20

21

Русский язык

Задания для предметной олимпиады

по разделу «Орфография»

2

22

Математика

Предметная олимпиада по математике.

1

23

Русский язык

Предметная олимпиада по русскому языку.

1

24

Окружающий мир

Интеллектуальная игра «Моя малая Родина».

1

25

Русский язык

Задания для предметной олимпиады по разделу «Синтаксис.

Пунктуация»

1

26

Математика

Занимательные головоломки

1

27

Литературное чтение

Литературная викторина

«Волшебный мир»

1

28

Окружающий мир

Работа над проектом «Озеро Колпинное»

1

29

Русский язык

Задания для предметной олимпиады

по разделу «Морфология»

1

30

31

Математика

Задания на логику

2

32

Литературное

чтение

Интеллектуальная игра «В мире

литературы»

1

33

Русский язык

Задания для предметной олимпиады по разделу «Состав слова.

Словообразование».

1

34

Окружающий мир

Викторина «В мире растений и животных Бурятии» .

1

Литература

  1. Ляшко Л.Ю.

Развитие системы поддержки талантливых детей / Л. Ю. Ляшко, Т. В. Ляшко, Е. О. Федоровская// Одарѐнный ребенок. - 2011. - № 1. - С. 8-15.

  1. Антонова И.Г.

Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними / И. Г. Антонова// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 46-51.

  1. Захарченко Т.В.

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей / Т. В. Захарченко// Одарѐнный ребенок. - 2011. - № 1. - С. 97-101. - Библиогр.: с. 101.

  1. Вьюжек Т.

Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа с одарёнными детьми по русскому языку "Грамотей" 2-4 классы Составитель Захарова Т.А.

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность прог...

Рабочая программа с одаренными детьми

Рабочая программа с одаренными детьми начальной школы...

Рабочая программа с одаренными детьми

Рабочая программа с одаренными детьми...

Рабочая программа с одаренными детьми в начальной школе.

Программа работы с одарёнными детьми  разрабатывается с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития муниципального образовательного учреждения и буде...

Рабочая программа с одаренными детьми 2 класс

Рабочая программа с одаренными детьми 2 класс...