Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
материал

Машанова Надежда Алексеевна

Одним  из главных направлений  моей работы  – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент, может быть, еще не проявилась.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы

   

     В соответствии с требованиями ФГОС НОО, одним из важнейших направлений в образовательном процессе школы должно стать развитие личности обучающихся, которая может развиваться, самосовершенствоваться. В основе дифференциации учебного процесса лежит выявление способных детей в раннем школьном периоде.

    Моя задача, как учителя состоит в том, чтобы создать образовательную среду и условия для проявления и развития творческих, интеллектуальных способностей детей, для раскрытия потенциала ребёнка.

    Свою задачу как учителя вижу в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявлять свои способности и весь творческий потенциал, обеспечить благоприятные условия для развития и поддержки способностей детей.  Работа строится как в урочное, так и во внеурочное время. К урочной деятельности относится проведения уроков с учетом личностно-ориентированного обучения. К внеурочной деятельности относятся проведение дополнительных занятий, предметных недель, конкурсов, олимпиад и т.д.

   Первые шаги по выявлению и развитию способностей учеников делаю с первых дней обучения ребёнка в школе. Изучаю условия и историю развития учащихся в семье и в детском саду, его увлечения, интересы и способности, на основе наблюдения, психологического тестирования, изучения индивидуальных особенностей.

При планировании я использую следующие формы:

  1. Выявление уровня творческих и индивидуальных возможностей, педагогические наблюдения на уроках.
  2. Диагностические работы для определения интересов, способностей и наклонностей детей.
  3. Изучение результатов деятельности (работ учащихся).
  4. Развивающие игры на переменах.
  5. Организация мероприятий для повышения социального статуса талантливых и способных детей (участие в конкурсах).
  6. Проведение уроков творчества для одаренных детей (олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, , конкурсы знатоков).
  7. Работа с родителями ребенка в реализации его интересов в школе и в семье.

Выделяю два основных способа выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной) творческой и  физкультурно-оздоровительной  деятельности.

 – выявление способностейпсихолого-педагогические диагностики, педагогическое наблюдение; изучение результатов деятельности учащихся; анализ портфолио детей.

- развитие способностей: участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня; участие в научно-практических конференциях; включение в учебный процесс решения задач повышенной сложности, побуждение к прочному усвоению изучаемого материала с помощью хорошо подобранных заданий к уроку; решения различных задач повышенной сложности;

обучение детей самооценке результатов своей работы.

     Развитию творческой одарённости способствует участие в конкурсах рисунков, плакатов, стенгазет, выставках, праздниках, посещение кружков. Важно, чтобы дети сами проявляли инициативу и умели договариваться. Например: придумывая новогодние игрушки для ёлки, дети придумали украшения, изготовленные своими руками.

      Для развития интеллектуальных способностей веду кружок «Школа добрых дел». Лепка, оригами, шитье – это отличный вариант занятия, стимулирующего развитие мелкой моторики рук, но не только. Во время работы с материалом дети младшего школьного возраста получают возможность как интеллектуального, так и эстетического развития. Одна из форм работы с одарёнными детьми – их участие в предметных олимпиадах.

Способы выявления у учащихся

способностей к научной (интеллектуальной),

творческой, физкультурно-оздоровительной

деятельности

Способы развития у учащихся

способностей к научной

(интеллектуальной), творческой,

физкультурно-оздоровительной

деятельности

Работа по выявлению способностей

выстраивается с помощью:

- инструментальной диагностики;

- педагогического наблюдения;

- изучения результатов деятельности (работ

учащихся);

- учета желаний родителей;

- наблюдение за проектной деятельностью

учащихся и анализ продуктов деятельности;

Работа по развитию способностей

выстраивается с помощью:

- применение индивидуального подхода в

работе с одаренными учащимися на

уроках и во внеурочное время с учетом

возрастных способностей детей и

созданием условий в активную

познавательную деятельность учащихся ;

- проведение родительских собраний

-в течение года провожу работу согласно рабочей программе с одарёнными детьми

-выявление творческих способностей через

анализ результативной деятельности

учащегося;

Дополнительные задания для одаренных

детей усложненного уровня

Дифференцированная домашняя работа.

Проведение интеллектуальных игр

- интегрированные диагностические работы;

- анализ результатов контрольных работ,

тестов в течение учебного года

Участие в Международных и

Всероссийских олимпиадах и конкурсах.

Поведение предметных недель

Используется познавательная деятельность в группе, команде, сотрудничество при

решении учебных задач. Наблюдение за

внеурочной деятельностью обучающихся

(творческие работы, проекты,

исследовательские работы и т д)

Работа во внеурочное время по программе «Орлята России», участие в треках.

Участие в творческих конкурсах, смотрах, интеллектуальных играх, математических  КВНах и других мероприятиях, где используется деятельность в команде, группе.

Участие в проектах «Орлята России»

Одна из главных целей в  работе с детьми - это научить учащихся мыслить. Дети всегда должны находиться в поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое. В творческой обстановке всегда рождаются новые идеи, замыслы, возникает атмосфера сотрудничества, которая в свою очередь рождает вкус к творчеству, делает его привлекательным для всех. Дети учатся анализировать, рассуждать, отстаивать свою точку зрения. Выполняется основная задача начальной школы – разбудить мысль каждого ученика.

Каждый ученик вправе выбирать свой путь работы. На уроках дети работают как индивидуально, так и в творческих группах. Работа творческих групп над коллективными проектами имеет большое воспитательное значение для развития художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории, традициям, для профессиональной ориентации.

Для определения способности к научной (интеллектуальной), творческой деятельности применяю методики, созданные А.И. Савенковым:

  • «Оценка общей одаренности»;
  • «Характеристика ученика»;
  • «Карта одаренности»;
  • Анкета одаренности (предлагаю заполнить родителям);
  • Оценка одаренности самими учащимися (заполнение «Карты интересов для младших школьников»);
  • «Интеллектуальный портрет»;

-выявление творческих способностей через анализ продуктов деятельности ( рисунков, поделок, творческих работ) учащихся;

  • диагностика способностей к обучению (тесты «Способность к обучению в школе» Г.Вицлака);
  • «Оценка уровня школьной мотивации» по методике Н.Г. Лускановой;
  • анализ результатов контрольных работ, тестов в течение учебного года;
  • анализ портфолио учащихся, отражающий творческие способности ребенка.

Тест на творческие способности

Цель: определить характер творческих способностей ученика.

Возраст учащихся: 7-12 лет.

Оборудование: распечатанные бланки текста, карандаши или ручки.

Инструкция: ученик должен внимательно прочитать каждое утверждение, обвести слово «да», если он согласен, слово «нет», если написанное не совпадает с его мнением.

Да Нет 1. Я люблю сочинять собственные песни.

Да Нет 2. Я люблю гулять один.

Да Нет 3. Мои мама и папа любят играть со мной.

Да Нет 4. Я задаю много вопросов.

Да Нет 5. Сочинение рассказов и сказок - никчемное занятие.

Да Нет 6. Я люблю, чтобы у меня было один или двое друзей.

Да Нет 7. Я ничего не имею против, если иногда меняются правила игры.

Да Нет 8. У меня есть несколько действительно хороших идей.

Да Нет 9. Я люблю рисовать.

Да Нет 10. Я люблю дела, которые трудно делать.

Так нет 11. Солнце на рисунке должно быть всегда желтым.

Да Нет 12. Я люблю разбирать приборы и игрушки, чтобы понять, как они работают.

Да Нет 13. Мне больше всего нравится раскрашивать рисунки раскрасок, чем рисовать самому.

Да Нет 14. Легкие загадки - самые интересные.

Да Нет 15. Иногда папа или мама занимаются чем-нибудь вместе со мной.

Да Нет 16. Я люблю узнавать новое о животных.

Да Нет 17. Мой папа любит делать что-нибудь по хозяйству.

Да Нет 18. Я не люблю, когда другие дети задают много вопросов.

Да Нет 19. Трудно найти себе занятие, когда находишься в одиночестве.

Да Нет 20. Мой папа считает, что я обычно поступаю правильно.

Да Нет 21. Я люблю рассказы о древности.

Да Нет 22. Я охотнее играю в старые игры, чем в новые.

Да Нет 23. Если то, что я хочу сделать оказывается трудным, я отказываюсь от этой идеи и берусь за что-нибудь другое.

Да Нет 24. Я всегда играю с друзьями, один я не люблю играть.

Обработка полученных результатов.

За каждый положительный ответ (обведенное слово «так») начисляется 1 балл, за отрицательные ответы (обведенное слово «нет») - 0

Методика оценки общей одаренности
Общая характеристика. Методика разработана Савенковым А.И. и адресована родителям (может также применяться педагогами). Ее задача - оценка общей одаренности ребенка его родителями.

Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).

Инструкция

Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.

Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;

4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;

3 - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;
1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.
Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).
Сверхчувствительность к проблемам. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно» (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека. Она проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.

Способность к прогнозированию - способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.

Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.

Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка.

Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.

Способность к оценке - прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.
Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.

Изобретательность - способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности.

Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.

Способность рассуждать и мыслить логически - способность к анализу, синтезу, классификации явлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли.
Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.
Настойчивость (целеустремленность) - способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех.

Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) - стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.

Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.

Обработка результатов

Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.

Качество

Отметка

1

Любознательность

2

Сверхчувствительность к проблемам

3

Способность к прогнозированию

4

Словарный запас

5

Изобретательность

6

Настойчивость

7

Способность к оценке

8

Способность рассуждать и мыслить логически


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 1 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 1 класс...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 2 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 2 класс...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 3 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 4 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 4 класс...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 3 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся, 3 в класс, 2013-2014...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 2 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 2 класс, 2014-2015 уч. год...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 3 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 3 класс, 2015-2016 уч.г....