Групповая работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС»
статья

Татьяна Валерьевна Сороковых

Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания, которые заложены в государственных стандартах второго поколения.

Начальная школа – важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».

Основная задача современного образования не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию. ФГОС ориентирован на становлении личностных характеристик выпускника, таких как способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovaya_rabota_kak_sredstvo_universalnyh_deystviy.docx30.75 КБ

Предварительный просмотр:

Групповая работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

Введение

Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания, которые заложены в государственных стандартах второго поколения.

Начальная школа – важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».

Основная задача современного образования не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию. ФГОС ориентирован на становлении личностных характеристик выпускника, таких как способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. В условиях этих нововведений актуализируется проблема формирования коммуникативной деятельности школьников. Поиском оптимальных путей и способов внедрения коммуникативных технологий в педагогическую науку и сферу образования занимаются как ученые, так и практико – ориентированные специалисты. Вполне очевидно, что успех педагогической деятельности по развитию коммуникативных компетенций во многом определяется уровнем профессионализма учителя начальных классов, необходимым для формирования у школьников универсальных коммуникативных учебных действий как своеобразного фундамента, без которого в дальнейшем они не смогут самостоятельно приобретать знания.

Овладение коммуникативной деятельностью – условие успешного изучения предметов начальной школы, а также благополучной адаптации ребенка, пришедшего в школу, в коллективе одноклассников.

Групповая деятельность является наиболее эффективным средством, обеспечивающим развитие мотивации учащихся и формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

Одной из основных задач, поставленных перед общеобразовательной школой федеральным образовательным стандартом второго поколения, является формирование у обучающихся комплекса метапредметных действий, в который в обязательном порядке входит и умение налаживать эффективное коммуникационное взаимодействие. В общем данный комплекс носит название «универсальных учебных действий».

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Остановлюсь более подробно на коммуникативых универсальных учебных действиях.

Коммуникация – это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов, каждый из этих шагов необходим для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Каждый шаг – это пункт, в котором, если мы будем небрежны, и не будем думать о том, что делаем, - смысл может быть утрачен. Существует определение коммуникации в общих выражениях как процесса передачи информации от одного человека (трансмиттера) к другому (приемнику) с целью сообщения определенного смысла. А.Б. Зверинцев рассматривает коммуникацию, прежде всего, как одну из форм взаимодействия людей в процессе общения, как информационный аспект общения.

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Групповая работа по праву считается одной из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей. По мнению М.А. Данилова «...работая в составе группы…, школьники на собственном опыте убеждаются в пользе совместного планирования, распределения обязанностей, взаимообщения. Учащиеся сплачиваются между собой, приучаются действовать согласованно и слаженно, испытывая чувство коллективной ответственности за результаты совместной деятельности. Групповая форма организации работы, кроме того, делает явными усилия и способности каждого, что является естественным стимулом здорового творческого соревнования». По определению Е.Н. Щурковой, групповая деятельность – это «организованное взаимодействие двух или более индивидов как совокупного субъекта с миром, объединенных единой целью и совместными усилиями по ее достижению». В групповой работе реализуются все виды взаимодействия субъектов образовательного процесса: учитель – ученик, ученик- ученик, ученик – группа, ученик – учитель. Групповую работу характеризует непосредственное взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная деятельность. Результаты совместной работы учащихся в группах, как правило, всегда значительно выше индивидуальных при выполнении аналогичного задания. По мнению М.В. Менкес это связано с тем, что в группе все участники несут коллективную ответственность за результат, а потому стремятся помочь друг другу, кроме того, работа каждого ученика в группе становится более эффективной и достижение индивидуальных результатов по освоению тех или иных умений и навыков происходит в более короткие сроки. Оказывая друг другу помощь в процессе групповой работы, учащиеся актуализируют, конкретизируют, обобщают и закрепляют собственные знания, что приводит к положительным результатам в аспекте освоения предметного содержания занятия. Как показывает опыт педагогов (О.А. Еремеева, И.В. Кузнецова), в результате применения групповой формы работы не только возрастает глубина изучаемого материала, растет познавательная и творческая самостоятельность учащихся, но и формируются необходимые для плодотворного сотрудничества коммуникативные качества - возрастает сплоченность класса, - меняется характер взаимоотношений между детьми, дети согласовывают свои действия, учатся делать выводы по предметному содержанию, - формируется монологическая и диалогическая речь; - возрастает навык бесконфликтного взаимодействия; - развивается умение начать и поддержать дискуссию. Все эти результаты оказывают выраженное позитивное воздействие на формирование коммуникативного блока универсальных учебных действий. Наиболее распространенными видами групповой работы является работа в парах и работа в малых группах. Организация такой работы на уроках требует следования определенным методическим указаниям. Работа в парах. Её применяют c первых дней обучения детей в школе. Пара чаще всего образуется из детей, сидящих зa одной партой. Парной работой может быть охвачен либо сразу весь класс, либо часть класса, отдельные учащиеся. Если тема урокa ужe хорошо усвоена сильными учениками, только начинает усваиваться средними и пока непонятна слабым, учителю целесообразно дать задание парам, сформированным по принципу «сильный – средний», а со слабыми работать самому. В другом случае сильные могут обучать слабых, а средние – работать индивидуально. Могут быть и другие варианты. Работа в парах повышает интерес детей к занятиям, в результате чего быстрее и качественнее происходит усвоение учебного материала. Парная работа приучает детей внимательно слушать ответ товарища, самому быть постоянно готовым к ответу, приучает к конструктивному диалогу, к доказательной аргументации своей позиции. При этом свободная форма парной работы, возможность разговаривать, общаться на уроке (чего обычно делать не разрешается) повышает эмоциональный фон, настроение ребенка. При этом дети ограничены во времени, не хотят отстать от других пар, следовательно, стараются не отвлекаться, их общение ограничено деловыми рамками тематического взаимодействия. Динамическая пара – это группа из четырёх человек, работающих попарно. Сначала работают дети, сидящие зa одной партой (первая пара), затем разворачиваются к соседям, сидящим зa следующей партой в ряду, и образуют новые пары (вторая пара). Послe завершения работы в парах необходимо обсуждение в группе результатов работы, подготовка к представлению результатов для общеклассного обсуждения. После отработки навыков работы в парах можно перейти к работе в группах. Важнейшим элементом в организации группового обучения является деление класса на группы. Оно может производиться различными способами: по желанию детей, случайным образом, по определенному признаку, по выбору «лидера», по выбору педагога. Взаимодействие групп в процессе работы также может быть организовано по-разному. Чаще всего применяется способ, когда группы работают изолированно и только в конце групповой деятельности оценивают результат работы других групп.

Одним из главных условий качественной работы группы является взаимопонимание между членами группы, умение вести диалог, вести дискуссии, но избегать конфликтов. Для этого нужно предоставить детям правила работы в группе. В 3-4 классах такие правила (или критерии оценки работы) ученики могут вырабатывать уже самостоятельно. Правила организации групповой работы должен помнить и педагог. К основным таким правилам относятся следующие:

- нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

- следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;

- групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I–II классах, не более 20-30 минут – в III–IV классах;

- нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как групповая работа предполагает обмен мнениями, диалог, дискуссию. Поэтому надо заранее договориться, что небольшой шум в классе допустим, однако если он превысит определенный уровень, учитель подает условный сигнал, и группы начинают обсуждать задание тише;

- недопустимо лишение ребенка права участия в групповой работе в качестве наказания. Групповые формы работы, как отмечает М.В. Новикова, можно использовать на разных этапах урока:

- этап актуализации знаний (при выполнении устной работы);

- этап закрепления и повторения знаний (при проведении самостоятельной работы);

- этап приобретения новых знаний (постановка проблемных ситуаций);

- при подведении итога урока (при выполнении обобщений и формулировки выводов).

Но групповая форма несет в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются:

- на комплектование групп затрачивается время урока;

- если в группе много сильных, но мало слабых учеников, слабые могут не усвоить материал, так как сильные разбираются в задании быстрее;

- неравномерная нагрузка на детей в группе (некоторые дети ведут себя пассивно, отмалчиваются, не выполняют свою часть работы, зная, что группа все доделает за них);

- дополнительная нагрузка на учителя, которому необходимо приготовить дополнительный раздаточный материал, продумать распределение детей по группам, организовать работу в группах, решать на уроке конфликтные ситуации. Учителю в своей работе надо обратить внимание на то, что при комплектовании групп важно учитывать характер межличностных отношений учащихся. Психолог Ю.Н. Кулюткин по этому поводу пишет: «В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх». Очень важно правильно подобрать задания для групповой работы. Они должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один. По уровню заданий групповая работа может быть однородной или дифференцированной. При однородной групповой работе малые группы учащихся выполняют одинаковые для всех задания. Дифференцированная работа предполагает выполнение различных заданий разными группами. Работа в группах требует нетрадиционной организации рабочих мест. Для групповой работы парты надо ставить так, чтобы каждый ребёнок видел своих собеседников, не сидел спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, на котором фиксируется итог работы группы, был в пределах досягаемости всех участников. Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время нa уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников. В процессе групповой работы возможны конфликты, споры, ссоры детей, следовательно, педагог должен уметь вовремя гасить конфликты, контролировать психологическую ситуацию взаимодействия, одновременно обучая и детей способам разрешения проблемных или спорных ситуаций без ссор и конфликтов. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения.

Выводы

Теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы:

1. Коммуникативные универсальные учебные действия составляют важную часть общего комплекса УУД учащихся, обеспечивая не только повышение эффективности обучения, но и являясь необходимым компонентом социализации ребенка младшего школьного возраста. Сформированые коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность, умения диалогического общения, продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

2. Необходимость формирования коммуникативных УУД в начальной школе обусловлена требованиями ФГОС НОО. В современной начальной школе разработаны и активно применяются разнообразные средства формирования коммуникативных УУД как на различных уроках (организация дискуссий, диалогов, коллективных проектов, проблемных заданий и т.д.), так и во внеурочной деятельности учащихся (психологические тренинги коммуникативной компетентности). Одним из традиционных и высокоэффективных средств формирования коммуникативных УУД является организация групповой работы учащихся.

3. В начальной школе умения и навыки групповой работы находятся в стадии начального формирования. Поэтому именно от умений педагога во много зависит успешность организации и эффективность групповой работы как средства активизации познавательной сферы и формирования коммуникативных компетенций младших школьников. Организуя групповую работу на уроках, педагог должен руководствоваться как общепедагогическими, так и специфическими методическими принципами, разработанными в современной педагогике начального общего образования.

Современный уровень школьного образования все чаще заставляет задуматься над выбором форм и методов обучения: образовательный процесс должен осуществляться в условиях постоянного активного взаимодействия всех обучающихся между собой и учителем.

Использование на уроках групповой формы работы позволяет повысить интерес к предмету, мотивацию к учению, уйти от шаблонов.

Групповая форма работы предполагает организацию и развитие диалогового обучения, в ходе которого ученики учатся самостоятельно, критически мыслить, решать сложные задачи, планировать условия совместных действий, принимать решения, общаться. Эта форма работы способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу.

Работа в группе помогает ребёнку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, обучающиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса. У робких и слабых детей развивается школьная тревожность, у лидеров - искажение становления характера. Каждый ребенок имеет возможность утвердиться в себе в микроспорах, где нет подавляющего авторитета учителя и внимания всего класса.

В групповой деятельности обучающиеся приобретают опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание, планирование).

Ещё хочется отметить то, что работа в группе позволяет повысить мотивацию, вовлечь в содержание обучения как можно больше обучающихся класса.

На первых порах овладения приемами групповой работы обучающиеся не очень внимательны к тому, что и как отвечают их соученики. После того как они действительно поймут, что оценивается работа всей группы, а не каждого ученика в отдельности и что любой ученик может быть вызван к доске для ответа, они начинают вслушиваться в ответы товарищей, контролировать их, а там, где это необходимо, тактично оказывать помощь.

Уже начиная с первого класса, я приучаю детей работать парами. Такую деятельность на каждом уроке предполагает и комплект учебников по «Планете знаний», по которому я работаю.

В первые дни занятий ученикам дается тест, проверяющий их знания по предметам. В зависимости от результатов они разбиваются на пары «сильный – слабый» или «средний – средний». Школьникам дается объяснение, что каждый может работать со своим партнером в любое время, если возникнет необходимость. Занятия обычно начинаются с того, что учащиеся обсуждают в парах всё, что они не поняли. Затем учитель отвечает на вопросы, с которыми учащиеся не справились сами. Далее занятия могут проводиться любым удобным учителю способом, но при неукоснительном соблюдении двух правил:

1) учащимся разрешается обсуждать с партнером учебный материал тогда, когда они считают это необходимым;

2) учащимся дается время в классе для обсуждения нового материала с партнером, если учитель считает это целесообразным.

Выводы.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы. Работа в группе - очень эффективная форма обучения. Вот что получается, когда дети в процессе обучения объединяют свои усилия в решение учебных задач:

- на формирования понятий, умений, навыков тратиться меньше времени, возрастает и объём усваиваемого материала, и глубина его понимания;

- уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности (не остаётся учеников, не работающих на уроке);

- ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;

- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

- сплоченность класса резко возрастает; дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;

- в то же время растёт и самокритичность: ребёнок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует; воспитательная работа учителя становиться необходимым

условием группового обучения, так как все группы в своём становлении проходят стадию конфликтных отношений.

преимущества групповой работы явны: укрепляется дружба; улучшаются межличностные отношения; устанавливается психологический комфорт в классе; учащиеся усваивают больший объем материала; появляется возможность избежать негативных сторон соревнования; между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения; работа в группе помогает ребенку проявить себя.

Надеюсь, что использовав на уроках групповые формы обучения, мои ученики на уроках будут говорить больше, чем я сама, смогут свободно выражать свое мнение. И ни один ученик не останется на уроке без участия. Групповая форма обучения предъявляет высокие требования к учителю, который управляет классом. Он должен хорошо владеть дисциплиной, в совершенстве освоить технологию групповой работы, уметь регулировать взаимодействие учащихся.

Умение работать в группах позволило детям стать активнее, повысилось их участие в конкурсах, проектах, выставках.

Практика подтверждает, что формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся младшего школьного возраста будет осуществляться более эффективно, если будут, использованы групповые формы работы на уроке.

Заключение.

Формирование УУД создаёт возможность соотносить учебные предметы с точки зрения приёмов познавательной деятельности, общих для осуществления познания этих предметных областей. Требования к результатам изучения предметов включают формирование всех видов УУД.

Применяя групповую работу на уроке, можно сделать следующие выводы:

Для эффективности групповой работы важно использовать её в системе.

Групповая работа (работа в парах) позволяет быстро организовать проверку любого задания через взаимоконтроль.

В групповой работе кроется огромный потенциал для развития коммуникативных УУД учащихся так как:

1.Групповая деятельность естественна для активной природы ребенка. Но для организации эффективного познавательного процесса в группе у учащихся необходимо развивать коммуникативные качества (т.е. умение участвовать в учебном и внеучебном общении) и навыки сотрудничества (взаимопонимание, взаимопомощь, взаимовыручка, сплочённость). У первоклассников эти навыки ещё не развиты. Проблему решить помогает введение подготовительного этапа в организации групповой работы.

2. Для формирования эффективных учебных групп необходимо соблюдать ряд условий, предусматривающих количественный, качественный состав и обязанности участников группы.

3. Учебное сотрудничество в группе способствует повышению эффективности познавательного процесса, поскольку вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым её членом, так как успех группы зависит от вклада каждого в совместное решение поставленной перед всеми проблемы.  Работа  в группе даёт возможность каждому ученику быть субъектом обучения.  Ученики гордятся тем, что сами отвечают за своё обучение, выполняют самостоятельно функции, составляющие основу умения учиться: цель-планирование -рефлексия.

4. Сформированные в результате совместной деятельности учебные и коммуникативные навыки необходимы школьникам для дальнейшего успешного обучения и производственной деятельности.

Совместная деятельность учащихся в группе способствует повышению уровня результативности учебного процесса, характеризуется высокой активностью школьников в урочной и внеклассной деятельности, формированием дружного ученического коллектива.

Можно с полным основанием считать, что проведение уроков с использованием групповой работы – один из мощных педагогических инструментов, которым может и должен пользоваться учитель. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе...

Групповая работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

Инновационный проект по теме "Групповая работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников"...

Групповая работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

Из опыта раьоты по теме "Групповая работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников"...