Технологическая карта открытого урока по функциональной грамотности 3 класс "На что тратятся семейные деньги? Виды расходов".(с приложением)
план-конспект урока (3 класс)

Открытый урок по функциональной грамотности 3 класс, тема "На что тратятся семейные деньги? Виды расходов". Технологическая карта с приложением.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

По учебному предмету     Функциональная грамотность

Класс  3ж

Составитель   Антропова Татьяна Александровна

Тема урока

На что тратятся семейные деньги? Виды расходов.

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель урока

Развитие у учащихся интереса к изучению вопросов финансовой грамотности, формирование понимания рационального использования семейного бюджета.

Основные термины и понятия

Семейный бюджет

Доходы

Расходы

Сбережение

Потребности

Информационно-образовательная среда

Ресурсы

Межпредметные связи

ПК;

Мультимедийный проектор;

Интерактивная доска;

Презентация «На что тратятся семейные деньги. Виды расходов семьи»;

Словаря Ожегова;

Карточки для индивидуальной работы;

Карточки для работы в группе.

Русский язык «Лексическое значение слова»,

Финансовая грамотность «Семейный бюджет»

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- иметь представление о понятии  расходы  семьи;

- знать основные виды расходов;

- уметь характеризовать разные виды расходов;

- уметь применять полученные знания на практике.

Познавательные УУД: уметь работать с информацией, сравнивать, анализировать, выделять существенную информацию из рассказа учителя, делать правильные выводы, устанавливать элементарные причинно-следственные связи, работать с таблицей, схемой;

Регулятивные УУД: уметь формулировать задачи урока с помощью учителя, соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности, организовывать свое рабочее место, адекватно реагировать на указанные ошибки;

Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя, работать в группе, участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, работать в парах и индивидуально, распределять роли при выполнении заданий.

- проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала;

- формировать адекватную оценку своей учебной деятельности.

-  осознание себя как члена семьи, общества и государства;

-  понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

ЭТАПЫ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД, КОМПОНЕНТЫ ФГ

Мотивационно-ориентировочный этап

- Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность к уроку. Желаю всем удачи.

Всё то что здесь мы узнаём

Нам очень интересно!

И многое, сто мы не знали

Становится известным.

Нам много предстоит узнать

И нравится учиться!

Ведь всё сто мы изучим здесь

Нам в жизни пригодится! (читают дети наизусть)

Внимание на экран! Прочитайте слова немецкого писателя Бертольда Авербаха.   Нажить много денег – храбрость;сохранить их – мудрость,а умело расходовать – искусство.(слайд 1)

- Как вы понимаете эти слова?

- Какие ассоциации у вас вызывает слово «Семья»?

- На основе чего состоят взаимоотношения в семье?

- Что же такое семейный бюджет? (План доходов и расходов семьи)- Перечислите все возможные доходы. (зарплата, пенсия, стипендия, выигрыш, гонорар и т.д.)

Президентом нашей страны 2024 год был объявлен годом семьи, в котором будет уделено особое внимание укреплению семьи, развитию семейных ценностей и традиций.

- Какие традиции есть в вашей семье? (ответы)

Традиция посещать театр.

Определение темы и целей урока.(слайд 2)

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Предметные:

- иметь представление о понятиях семейный бюджет, доходы и расходы.

Метапредметные:

Познавательные УУД: уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя, делать правильные выводы, устанавливать элементарные причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД: уметь формулировать задачи урока с помощью учителя, организовывать свое рабочее место, адекватно реагировать на указанные ошибки.

Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя, участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя.

Личностные:

- проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению.

Поисковый этап

ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ:

Театральное представление по ролям.(слайд 3)

Сцена 1

Знакомство с семьей Петровых.

-- Мы познакомились с самыми младшими членами семьи Петровых, но при этом мы многое узнали о семье. Назовите доходы семьи Ромы и Полины. (зарплаты, пенсии, стипендия)

Сцена 2

Группы видов расходов Ромы.

- Ребята, как вы думаете, на какие группы разделил расходы семьи Рома? (обязательные, необязательные, незапланированные)

- Давайте посмотрим на Ромины группы. (на доске необходимые, желаемые, внеплановые)

- Подумайте и своими словами объясните, что обозначает каждая группа.

- Перед вами объяснения каждой группы расходов, прочитайте и соотнесите с соответствующей группой расходов (работа с интерактивной доской).(слайд 4) Приложения 1

- На примерах распределите картинки по видам  расходов.  (работа с интерактивной доской, дети по очереди выходят и распределяют картинки).

Сцена 3

Группы видов расходов папы.

Папа нарисовал свою схему семейных расходов; текущие, чрезвычайные, капитальные (самостоятельно изучить) (слайд 6)

-Определить к какой группе они относятся о обвести рамку тем же цветом, каким они обозначены на схеме папы. (работа в парах) Приложение 2

- Поменяйтесь карточками, проверьте выполненное задание. Если вы с чем-то не согласны, поднимите руку.

Новые понятия.

- Сбережения - накопленные денежные средства, отложенные для обеспечения потребностей семьи в будущем или в непредвиденных ситуациях.(работа со словарём)(слайд 7)

Сцена 4

Группы видов расходов мамы.

-«Мама разделила все расходы на четыре группы в зависимости, как ……..» ( как часто они совершаются) (слайд 8)

- Прошу каждой паре взять схему мамы. Линиями соедините каждую картину с видом расхода. (работа в парах, одна пара у доски)(слайд 9)Приложение 3

- Проверяем. На доске выполненное задание, сравните его со своими работами. Поднимите руки кто выполнил так же.

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Предметные:

- иметь представление о понятии расходы

- знать виды  расходов;

- уметь характеризовать виды доходов

Метапредметные:

Познавательные УУД: уметь работать с информацией, сравнивать, анализировать, выделять существенную информацию из рассказа учителя, делать правильные выводы, устанавливать элементарные причинно-следственные связи, работать с таблицей, схемой.

Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, адекватно реагировать на указанные ошибки.

Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя, участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Личностные:

- проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала;

-  осознание себя как члена семьи, общества и государства.

Практический этап

- В рабочих листах у вас должны быть заполнены все окошечки, виды расходов Ромы, папы и мамы. Данный лист вам поможет в выполнении последнего задания, которое вы будете выполнять группой.

 Приложение 4

- Данная работа будет оценена, каждый из вас получит отметку.

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Предметные:

- уметь применять полученные знания на практике.

Метапредметные:

Познавательные УУД: уметь работать с информацией, сравнивать, анализировать, делать правильные выводы, устанавливать элементарные причинно-следственные связи, работать с таблицей, схемой;

Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место, адекватно реагировать на указанные ошибки.

Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя, работать в группе, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, работать в парах и индивидуально, распределять роли при выполнении заданий.

Личностные:

- проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению.

-  осознание себя как члена семьи, общества и государства;

-  понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Рефлексивно-оценочный этап

- Подошел к концу наш урок и наше театральное представление.

- Смогли мы выполнить все поставленные цели и учебные задачи? Перечислите.

- Кто из вас сможет применить приобретенные знания в жизни?

В конце каждого спектакля звучат аплодисменты, и наш спектакль на исключение.

Сейчас на поклон выйдут актеры. Предлагаю стоя аплодировать тем, кто доволен сегодняшним уроком, сидя аплодировать – кто считает – не всем доволен. Не вставать и не хлопать – кто не доволен сегодняшним уроком.

Внимание на экран!(слайд 10)

Спасибо за урок.

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Предметные:

- иметь представление о понятии расходы, об основных видах расходов;

- уметь применять полученные знания на практике.

Метапредметные:

Познавательные УУД: уметь работать с информацией, сравнивать, анализировать, делать правильные выводы, устанавливать элементарные причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД: уметь соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя, отвечать на вопросы учителя.

Личностные:

- проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению.

- формировать адекватную оценку своей учебной деятельности.

Приложение 1

Приложение 2

Папа

   

    Определи к какой группе относятся семейные расходы, записанные на карточках. Обведи их тем же цветом, каким они обозначены на схеме у папы.

Приложение 3

Мама

    Соедини линией представленные ниже расходы с выбранной группой семейных расходов. 

Приложение 4

Номер группы ____________

Задание 4

Прочитайте записанные ниже расходы. Рядом запишите не менее двух их характеристик, пользуясь схемами, которые представили мама, папа, Рома.

Платеж за этектроэнергию __________________________________________________________________________________________________________

Портфель с канцелярскими принадлежностями __________________________________________________________________________________________________________

Транспортный налог __________________________________________________________________________________________________________

Покупка компьютера

__________________________________________________________________________________________________________

Семена овощей и фруктов __________________________________________________________________________________________________________

Путевка в летний лагерь

__________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока математики во 2 классе по теме: "Случаи сложения вида 26+4. Переход через разряд"

Технологическая карта открытого урока математики во 2 классе по теме: "Случаи сложения вида 26+4. Переход через разряд"...

Технологическая карта Открытого урока по математике «Приём вычислений вида 26+7».

Урок с использованием современных технологий. «Математика» 2 класс Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В....

Технологическая карта открытого урока математики 2 класс «Устные приёмы сложения вида 26+7, 64+9»

Технологическая карта открытого урока математики 2 класс «Устные приёмы сложения вида 26+7, 64+9»Программа«Школа России»Класс2Тип урокаОткрытие новых знанийТема урокаПриёмы сло...

Технологическая карта открытого урока по математике для обучающихся 8 вида. "Нахождение неизвестных компонентов слагаемого и вычитаемого"

Технологическая карта открытого урока по математике для обучающихся 8 вида. "Нахождение неизвестных компонентов слагаемого и вычитаемого"...

Технологическая карта открытого урока по математике 2 класс по теме "Закрепление. Решение задач изученных видов".

Предоставляю технологическую карту открытого урока по математике во 2 классе. Тема урока "Закрепление и решение задач изученных видов. Урок интегрированный (окружающий мир) и содержит много интер...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» В кинотеатре.

Предмет: Функциональная грамотность.Тема: В кинотеатре.Цель занятия: формирование математической грамотности посредством решения учебно-практических задач.Задачи занятия:Цели:содержательная: актуализи...

Технологическая карта открытого урока по математике по теме "Устные приемы вычитания вида 35-7" 2 класс

открытый урок по математике во 2 классе по теме "Устные приемы вычитания вида 35-7"...