Методическая разработка по шашкам на тему "столбняк"
учебно-методический материал (2, 3, 4 класс)

Для выигрыша партии в шашки на завершающем этапе существует множество различных приемов, об одном из которых пойдет речь в этой работе. Особенно актуальна данная тема для игры среди начинающих учеников (1-2 год обучения), так как многие из них еще слабо владеют гарантированными приемами ловли дамки (треугольник Петрова, проводка шашки с1, позиция Саргина). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_stolbnyak.docx322.53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детско-Юношеский Центр «Красногвардеец»

Методическая разработка

«Виды столбняка в русских шашках»

Авторы:

Авсиевич Павел Владимирович

Викулов Юрий Игоревич

Сипович Марина Владиславовна, педагоги дополнительного образования

«ДЮЦ «Красногвардеец»

Санкт-Петербург

2025

Оглавление

О проблеме розыгрыша окончаний. 3

Столбняк на большой (главной) дороге. 4

Столбняк на двойнике. 6

Столбняк на тройнике. 10

Заключение. 12

Список используемых источников. 13


О проблеме розыгрыша окончаний.

Игра в шашки напоминает военное искусство. Об этом говорят и внутреннее содержание борьбы, и многие принятые здесь термины.

Перед нами всегда стоят две проблемы: что делать и как делать. Конечно, нам всегда хочется победить, уничтожить силы противника. Но в начале партии нельзя составить план достижения победы. Ведь решая, например, трудную математическую задачу, мы тоже не можем сразу подойти к конечной цели. Обычно приходится раскладывать ее решение на отдельные этапы. Это дает нам возможность изучить стоящие перед нами трудности и тем самым достижение цели упростить.

Стратегический план рассматривает вопросы шашечной борьбы в целом.

В шашечной партии - три главных этапа: начало, середина и окончание. Каждый из них имеет свойственные только ему одному характерные черты.

Стратегия может меняться с переходом от одного этапа к другому, оставаясь во время данного этапа в основном без изменения. Общий стратегический план игры охватывает огромный круг вопросов. В зависимости от конкретной обстановки он должен предусмотреть наилучшую расстановку сил, использование слабостей, возникающих в лагере противника, захват командных пунктов поля боя, атаку или защиту, сосредоточение в решающий момент главных сил на наиболее уязвимом для противника участке, использование резервов, направление решающего удара и т. д. Все это относится к проблеме "что делать".

Методы борьбы, применяемые для осуществления намеченной стратегическим планом цели, называются тактикой. Тактика - неотъемлемая и важнейшая часть стратегии, ею определяемая, ей подчиненная, ее обслуживающая. Тактика определяет пути и средства, формы и способы борьбы, наиболее соответствующие конкретной обстановке в данный момент и вернее всего обеспечивающие стратегический успех. Именно поэтому тактика может неоднократно меняться в течение каждого этапа. Тактика призвана решать проблему "как делать".

Таким образом, стратегия и тактика тесно связаны между собой и друг друга дополняют.

«Сила шашиста в конце партии!» Эту бездоказательную аксиому надо запомнить раз и навсегда! Реализация в шашечной партии достигнутого перевеса – наитруднейшая задача! Для её решения в первую очередь необходимо понять смысл игры в конце партии. Казалось, чем меньше шашек, тем легче расчет, тем проще игра. Оказывается, наоборот! Расчеты, как вы уже отчасти убедились, штудируя материалы предыдущей главы, в этих случаях сложные, ответственные и глубокие. Ведь чем меньше войска, тем дороже каждый солдат! Кроме того, в эндшпиле появляются дамки, которые, как известно, могут передвигаться через любое количество полей. Поэтому число возможностей растет астрономически! Обнаружить лучшие ходы становится очень трудно. Недаром в лабиринтах эндшпиля часто блуждают даже самые искусные игроки! Вот какие парадоксы возникают в простых шашках!

Для выигрыша партии на завершающем этапе существует множество различных приемов, об одном из которых пойдет речь в этой работе. Особенно актуальна данная тема для игры среди начинающих учеников (1-2 год обучения), так как многие из них еще слабо владеют гарантированными приемами ловли дамки (треугольник Петрова, проводка шашки с1, позиция Саргина).

Столбняк – прием ловли дамки на диагоналях доски, где дамка соперника завлекается на край доски, с последующим ограничением её ходов дамой или шашками. В некоторых позициях собственные шашки соперника играют роль предательниц, которые мешают движению своей дамки, например, на диагонали двойника. Рассмотреть прием выигрыша столбняк в позиции будет гораздо проще, если показать, как можно больше элементарных видов столбняка по диагоналям шашечной доски! Столбняк по главной диагонали указывает на уникальный случай в шашках: ловлю дамки соперника всего лишь одной дамкой. К таким исключениям можно и отнести выигрыш двумя дамками у одной приемом столбняк на диагоналях двойника, тройника и диагонали «косяк».

Существует несколько вариаций окончания столбняк, в зависимости от того, на каких диагоналях доски была поймана дамка противника: столбняк на большой дороге, столбняк на двойнике, столбняк на тройнике и столбняк на косяке. В данной работе мы рассмотрим каждый из этих видов по отдельности, а также несколько известных шашечных этюдов, каждый из которых сводится также к окончанию вида столбняк.

Столбняк на большой (главной) дороге.

Главная диагональ (большая дорога) –самая длинная диагональ на шашечной доске, начинающаяся на поле а1 и заканчивающаяся на поле h8.

Столбняк на большой дороге является уникальным случаем в русских шашках, когда одна дамка выигрывает против одной дамки противника. Зачастую такой эндшпиль получается в результате проведения комбинации, или ошибки противника при попытке убежать на ничью в других шашечных окончаниях.

Простейшим примером столбняка на главной шашечной диагонали является данная позиция:

Белые дамки: b2, d4.

Черные дамки: c3.

Здесь выигрыш достигается с помощью хода

  1. d4-g7 и у черных два выбора поля боя: a1 и h8, но в обоих случаях их ждет проигрыш
  1. …. c3:a1
  2. g7-h8 x

Если же черные побьют в другой конец диагонали, следует

  1. …. c3:h8
  2. b2-a1 с выигрышем

Здесь для достижения победы белые использовали прием столбняк на большой дороге (главной диагонали).

Известный этюд наглядно демонстрирует выигрыш в непростом окончании с помощью этого приема:

Белые дамки: a7, d6.

Черные шашки: c3, g5, g7.

Казалось бы, черные почти добежали до дамок и ничья не за горами, но последовало:

  1. d6-h2! c3-b2
  2. a7-g1 и любой ход черных проигрывает

2. … b2-a1 в ход идет столбняк на большой дороге

  1. h2-f4 g5:e3
  2. g1:h8 х

В этом окончании мы видим, как белые методично подстраивают трамплин для своих дамок, чтобы в решающий момент выстрелить, заставив соперника, имеющего преимущество в шашку и прорывающегося в дамки капитулировать.

И напоследок еще один пример задачки на этот вариант столбняка.

Белые шашки: a5, b2, b6, f2, f4, g3.

Черные шашки: с3, d2, d4, d6, e5, e7, f6,h2.

Здесь выигрыш достигается с помощью комбинационной составляющей шашек и после проведения разгромного удара у нас на доске остается столбняк на главной диагонали:

  1. b6-c7 c3:a1
  2. a5-b6 d6:b8
  3. f4:f8 h2:f4
  4. f2-e3 d4:f2
  5. b6-c7 b8:d6
  6. f8:b4:e1:g3:e5:h8 х

Феноменальное окончание!

Столбняк на двойнике.

Двойник — в русских шашках: контур из диагоналей a7-g1, g1-h2, h2-b8, b8-a7. Двойник чаще используется для обозначения двух диагоналей из 7 полей: верхний двойник: в русских шашках — диагональ b8-h2, нижний двойник— диагональ a7-g1.

Для обозначения диагоналей из двух полей используют понятие двойничок, который разделяется на верхний двойничок: в русских шашках — диагональ a7- b8 и нижний двойничок— диагональ g1 — h2.

Столбняк на двойнике представляет собой окончание, в котором дамка соперника заперта на короткой стороне двойника с помощью шашки (своей или чужой) или своей дамки, а на длинной стороне двойника создан столбняк с дамками различных цветов в разных углах. Такой способ выигрыша довольно часто получается в этюдных окончаниях, что делает их очень зрелищными по красоте и позволяет оценить всю глубину шашечного искусства, а также заставляет думать над правильностью каждого хода обоих сторон противостояния за шашечной доской.

В качестве примера можно привести очень известный этюд.

Белые шашки b6, h2.

Черные шашки: h4, g5.

Здесь выигрыш за белых достигается точной игрой и использованием приема “столбняк”:

  1. b6-c7 g5-f4
  2. c7-d8 f4-e3
  3. d8-a5 e3-f2
  4. a5-b6 …

Теперь у черных есть два варианта постановки дамки, и оба они проигрывают:

На 4. … f2-g1 следует

  1. b6-a7 со столбняком!

В случае же 4. … f2-е1 следует простая ловля черной дамки

5. b6-f2 x

Также примером комбинационного построения столбняка может служить следующая позиция.

Белые шашки: b2, d4, d6, f4, g1, h6.

Черные шашки: b6, c3, f8, g7, h2.

Здесь выигрыш достигается с помощью небольшого удара, который взрывает всю позицию черных.

  1. d4-e5 c3:a1
  2. g1-f2 a1:f6
  3. f4-e5 f6:g1
  4. d6-e7 f8:d6
  5. h6:a7

Возникает позиция, где спастись черной дамке мешает своя же шашка h2, и белые с помощью столбняка одерживают красивую победу!

Столбняк на тройнике.

Тройник — в русских шашках: контур из четырех диагональных линий на шашечной доске: две диагонали (по 6 полей в каждой), лежащие по обе стороны большой дороги и две диагонали (по 3 поля в каждой), соединяющие их. Большие диагонали тройника соответственно называются нижним и верхним тройником, малые — нижним и верхним тройничком.

Столбняк на тройнике встречается несколько реже рассмотренных ранее видов столбняка, но это нисколько не умаляет его значение, ведь порой с помощью этого приема можно вытащить буквально ничейную партию, или поймать зазевавшегося соперника в процессе построения другого известного шашечного окончания 3 дамки против одной без большой дороги “треугольник Петрова”.

В качестве примера можно привести следующую позицию:

Белые дамки: b2, h4, f8

Черная дамка: f4

В этой позиции, вместо того, чтобы долго строить “треугольник Петрова” можно легко выиграть с помощью столбняка на тройнике.

  1. h4-g5 f4:h6
  2. b2-c1 х

Столбняк на косяке.

Косяком на шашечной доске называют те диагонали, которые не относятся к понятиям главная диагональ, двойники (в том числе двойнички) и тройники (в том числе тройнички). Например диагонали a5-d8, e1-a5, h4-d8, e1-h4 -- косяки.

Столбняк на косяке также нечасто встречается в окончаниях, но от этого он не перестает поражать людей своей неожиданностью и красотой, буквально за пару ходов переворачивая всю позицию целиком.

Простым примером такого столбняка является следующая позиция:

Белые дамки: a5, d8, e5.

Черная дамка: e1.

Если в этой позиции ход белых, то они выигрывают легко, походив

  1. e5-c3 x

или

В случае же хода черных нам помогает добиться быстрого выигрыша прием столбняк:

  1. … e1-f2
  2. e5-g3 f2:h4
  3. a5-e1 с выигрышем

Заключение.

Подводя итог всему вышесказанному, стоит отметить, что столбняк хоть и не часто встречается в партиях, но является красивым элементом завершения борьбы в эндшпиле, в том числе позволяющий выигрывать казалось бы 100%-но ничейные окончания и который необходимо хорошо изучить, чтобы не допускать в своих партиях подобные ошибки. Также использования столбняка может помочь быстро прекратить сопротивление соперника в окончании, где необходимо ловить одинокую дамку соперника своими значительно превосходящими силами. Я считаю, что для начинающих шашистов будет полезно рассмотрение окончаний, где используется столбняк также для изучения и нахождения тактических идей (комбинации, жертвы), так как в данном окончании они встречаются наиболее часто, и помогают изменить исход казалось бы уже гарантированно ничейной партии.


Список используемых источников.

  1. Городецкий В.Б. 'Книга о шашках' - Москва: Детская литература, 1980
  2. А. Вирный. Немного о шашках, но по существу. - Москва: ФАИР-ПРЕСС, 328 с
  3. Шашки — статья из Большой советской энциклопедии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русским шашкам «Ловушки в миттельшпиле»

В данной методической разработке приводятся примеры применения тактического приёма "ловушка" в миттельшпиле. На примере 10 фрагментов из партий объясняется действия данного тактического приёма....

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка. Игра как проект учащегося: тематические шашки.

Уважаемые коллеги! Представляю игры в тематические шашки на примере игры «Шашки: изменение климата». Игра разработана и выполнена совместно с учащимися 5 класса, пятый год работающих в рам...

Методическая разработка урока по игре в шашки

    Данная методическая разработка может быть полезна педагогам дополнительного образования по направлению деятельности “Русские шашки”. Методическая разработка посвящена ...

Методическая разработка учебного занятия на тему: Русские шашки. Эндшпиль (окончание). Треугольник Петрова»

Русские шашки. Эндшпиль (окончание). Треугольник Петрова».-Цель: обучение приему «Петля» ( две дамки против одной), и приему «Треугольник Петрова» ( три дамки против одно...