интерактив не сотвори себе кумира, или какой идеал нужен ребенку
материал
дэмо
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерактивное родительское собрание «Не сотвори себе кумира, или какой идеал нужен вашему ребенку»
Цель: создать условия по формированию понимания разницы между стремлением к идеалу или фанатическим преклонениям перед кем-либо публичным человеком.
Форма проведения: круглый стол.
Когда природа лишила человека
его способности ходить на четвереньках,
она дала ему, в виде посоха, – идеал!
И с той поры он бессознательно,
инстинктивно стремится к лучшему – все выше!
М. Горький
I. Организационный момент. Постановка целей.
-Добрый вечер, дорогие родители! Проблема сегодняшнего разговора звучит так: «Не сотвори себе кумира, или какой идеал нужен вашему ребенку?». Предлагаю провести родительское собрание в форме круглого стола. Для этого необходимо разделиться на 2 группы. (Деление на группы по дате рождения: чётное, нечётное число)
-Тот факт, что стремление к идеалу отличает человека от всех других живых существ, давно никем не оспаривается (см. эпиграф). Вопрос состоит в том, какой идеал должен быть у ребёнка, как отличить стремление к идеалу от болезненной, фанатической зависимости.
II. Основная часть.
-Что такое идеал? Словарь С. И. Ожегова дает следующее толкование значения:
1. То, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. 2. Совершенное воплощение чего-нибудь.
-К чему же стремятся ваши дети и на кого хотят быть похожи? (Учитель знакомит родителей с результатами анкетирования детей. Цель анкетирования: выявить героев и кумиров современных школьников.)
- Родители должны быть всегда рядом со своими детьми, особенно, если те находятся в столь юном возрасте. Знаете ли вы, родители, на кого хочет быть похож ваш ребенок? Ответьте на вопросы (письменно):
1. Какой любимый литературный герой вашего ребенка?
2. Самый любимый музыкальный исполнитель?
3. Самый любимый артист?
4. Самый любимый киногерой?
5. Самый любимый спортсмен? (Футбольный клуб? Баскетбольная команда?)
6. Чьи фотографии на дневнике и тетрадях вашего ребёнка?
(Родители отвечают на предложенные вопросы. После этого учитель предлагает им познакомиться с ответами их детей на те же самые вопросы.)
-Вашим детям были предложены такие же вопросы. У вас есть возможность познакомиться с их ответами. Все ли там ожидаемо? Все ли имена, указанные детьми, вам знакомы? Чем больше правильных ответов, тем очевидней факт, что вы не очень хорошо знакомы с увлечениями и нравственными устремлениями своих детей.
-Ребенку свойственно стремление к чему-то. Если по каким-то причинам идеал у ребенка не появится, то место займет кумир. (Кумир – предмет восхищения, преклонения). В чем же опасность этой замены? Как вы думаете? Обсудите это в течение пяти минут в своих группах, затем один представитель каждой из групп расскажет, сделанные вами выводы.
-Среди негативных последствий замены идеала кумиром вы назвали фанатичное преклонение перед звездами кино, эстрады, спорта. На этом мне хотелось бы остановиться чуть подробней. Отношения между поклонниками и звездами часто вызывают отталкивающее впечатление.
-На что обратить внимание родителям? О чём нужно знать?
-Мы все давно привыкли к выражениям «хит-парад», «горячая десятка» и т. д. Кто голосует за тех или иных представителей шоу-бизнеса и других публичных людей? Как правило, основную аудиторию составляют молодые люди, подростки.
Шоу-бизнес заботится о поддержании собственного авторитета: непрерывно подводит итоги хит-парадов, организует нелепые премии типа «Гремми», «Овация» или «Серебряная калоша», присуждает романтические звания типа «Живая легенда», добивается государственных наград и средневековых титулов пэров и леди для своих представителей.
Современный человек, даже подросток, конечно, далек от такой наивности. Но тем больнее ему, когда мечты не сбываются, притязания отвергаются, друзья предают, дела не клеятся. А поп-звезда одним своим видом снимает любой разлад чувств, мол: «Что вытворяю, а знаменита и богата!». Тут не банальный пример для подражания. Тут встреча с идеалом, присоединение к существу высшего порядка, вместе с которым будешь счастлив, удачлив и во всем прав. И современный, может быть, даже атеистический подросток погружается в мистический фетишизм.
Но вот в чем разница. Каменная баба нема и неподвижна. Она только фокусирует идущие изнутри человека импульсы. Ведь первобытный фетишизм был, в сущности, внутренним механизмом концентрации собственных психических сил, способом самоорганизации личности. А поп-звезда поет и пляшет. Она агрессивно навязывает зрителям свои чувства и мысли, свой образ жизни. Это духовное насилие, потому что излюбленные позы и костюмы, жесты и интонации шоуменов воздействуют на подсознание. Повторяющиеся, словно на испорченном граммофоне, вскрики-заклинания типа: «Нас не догонят! Нас не догонят!»; «Ты бросил меня! Ты бросил меня!»; «Будь или не будь! Будь или не будь!» и тому подобное – провоцируют эхолалию – автоматическое повторение услышанных слов (как при аутизме); затверживание (как на ранних этапах усвоения языка младенцем) речемыслительных стереотипов, сращение рефлекторных действий со словами-командами (как окрик стражи или слоган рекламы). А потому агрессивные самооправдания шоу-бизнеса: «Не нравится – не смотри! Или «Не любишь – не слушай!» – злостный обман. Не дают поп-звезды сделать сознательный выбор: сначала «жмут» на безусловные рефлексы, потом – на возникшую зависимость.
Многим взрослым некоторая доля фетишизма в массовой культуре нужна, как процент алкоголя в пиве. Без этого не получается ни развлечься, ни расслабиться. Но дети в сфере шоу-бизнеса – совсем другое дело. Даже виртуальное поклонение кумиру нередко приводит к тому, что так и не случается в их жизни ни настоящей первой любви, ни взаимной беззаветной дружбы.
Пусть у вашего ребенка будет любимый герой. Это ему очень нужно для полноценного развития личности, для выбора жизненной цели, для подражания, наконец. Но лучше, если между ним и звездой будет дистанция.
Контактировать, дружить и конкурировать разумнее всего со сверстниками. Только им дано повлиять на отношение вашего ребенка к своему кумиру. Мнение взрослых, особенно родителей, он, скорее всего, отвергнет как предвзятое, неправильное и нечестное. И будет упорствовать, пока его не спросят те, с кем ему хочется дружить: «Скажи мне, кто твой кумир, и я пойму, чего можно ожидать от тебя самого».
Полное освобождение от «звездной» зависимости начнется в тот момент, когда подросток добьется успеха в сфере, которую его сверстники считают престижной: в спорте, творчестве, практических умениях. Почувствовав искреннюю заинтересованность друзей, он станет более критично относиться к своему кумиру.
-Но что же в таком случае требуется от родителей? Подумайте и запишите свои рекомендации в виде памятки (вывесить на доску памятки, обсуждение).
-Предлагаю проверить ваши ответы по рекомендациям нашего школьного психолога.
(Вывесить плакат: 1. Понимание. Фанатами не рождаются. Чаще всего ими становятся дети, ощущающие свои недюжинные способности, но не встречающие признания. Поэтому нужно попытаться распознать способности и таланты ребенка. При их свободном и ускоренном развитии все остальные проблемы обычно решаются сами собой.
2. Умение ненавязчиво, но резко исключить на время всякое воздействие кумира на ребенка и любые контакты с другими фанатами. Например, уехать на каникулы в поход на лыжах или на байдарках, где будет тяжелый рюкзак, обязанности кострового или судомойки, туристское братство, совсем другие песни под гитару и, может быть, появятся друзья тоже совсем другого склада.
3. Активность в поиске секций, кружков, студий, где можно заниматься престижными вещами и где уважают за талант и мастерство, а не за глупую приближенность к кумиру.
4. Нужно постоянно расширять круг общения семьи, собирая в одну компанию детей и взрослых, которые вместе ходят в музеи, на концерты, выставки и презентации и говорят об этом горячо и много).
-Ваш ребенок рассказывает о том, как прошел день, какие происшествия произошли. Будьте внимательны к этим рассказам: психологи считают, что внимательные родители обязательно должны услышать о мечтах, надеждах и опасениях ребенка.
Проанализируйте детские рассказы и ответьте на вопросы теста (см. Приложение).
III. Заключительная часть.
- Наш разговор подходит к концу. Очень хочется верить, что сегодняшняя беседа поможет уменьшить количество ваших педагогических проблем хотя бы на одну. Помогите вашему ребенку найти в своей жизни истинный маяк и отличить его от блуждающих обманных огоньков. А перед сном расскажите сказку Леонардо да Винчи «Мотылёк и пламя» (читает сказку).
-Сберегите своего мотылька от напрасных жертв и усилий. Предлагаю завершить нашу встречу упражнением «Паутинка». У меня в руках клубок ниток, я буду кидать его одному из родителей, а вы говорите, что запомнили из сегодняшнего собрания и передаёте другому родителю. Затем клубок идёт по обратному кругу, но при этом вы говорите друг другу пожелания.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тест для родителей
И н с т р у к ц и я: необходимо проанализировать рассказы ребенка и ответить на вопросы «да» или «нет».
1. Его возмущают одноклассники, которые командуют всеми вокруг.
2. Жалуется, что в классе все думают только о себе.
3. Терпеть не может тех, которые всегда стараются быть
в центре внимания.
4. Время от времени сожалеет, что напрасно доверял кому-то.
5. Возмущается, когда люди лгут для того, чтобы добиться успеха.
6. Обожает мечтать. Представляет себя богатым; могущественным, знаменитым.
7. Одноклассники считают, что он зазнается.
8. Любит, когда им восхищаются.
9. Способен работать очень упорно, больше других в сфере, которая приносит успех.
10. У него быстро портится настроение, становится пассивным или раздражительным, если его не оценивают по достоинству.
#1063;асто неправильно понимает чувства и поступки других людей, производит впечатление недостаточно чуткого.
12. Если приходится стоять в очереди, пытается пройти вперед, считает, что имеет на это право.
13. Считает, что одноклассники завидуют ему.
14. Часто просит купить ему те или иные игрушки, вещи, которые есть у одноклассников.
15. Гордится статусом своей школы, секции.
16. Стремится заниматься престижными видами спорта, завести модное хобби.
17. Обижается, когда хвалят других.
18. Старается превзойти одноклассников своими успехами.
19. В соревнованиях стремится победить любой ценой.
20. Уверен, что достоин всяческих похвал.
21. Одноклассникам не нравится, что он всегда первый.
22. Очень расстраивается от проигрыша на соревнованиях.
24. Скептически относится к тому, чем хвастаются одноклассники.
25. Есть человек, которым он восхищается, которому подражает.
Интерпретация ответов
Если вы отметили 10 пунктов и менее, то, скорее всего, причина жалоб действительно внешняя и случайная. Недостаточно взвешенное решение педагога, конкуренция со стороны сверстников и так далее. Это неприятно, но преодолимо и опасности для внутреннего состояния ребенка нет.
От 11 до 20 ответов «Да»
От 11 до 20 пунктов – в событиях имеется некая тенденция. Самое время поговорить с ребенком. Попытайтесь незаметно выяснить (не обижая свое чадо недоверием), какие реальные факты и события вызывают его обиду. Если таковые причины действительно существуют, имеет смысл посоветоваться с учителем. Если же на ваш взгляд ничего серьезного не происходит, значит, причиной является внутреннее состояние самого ребенка, как это описано далее.
Более 20 ответов «Да»
Если вы отметили более 20 пунктов, можно предположить наличие у ребенка нереализованных потребностей в признании, которые провоцируют его «странное» поведение и негативную реакцию на окружающих. Школьник страдает от несправедливого, как ему кажется, отношения к себе, он не удовлетворен своим местом в коллективе, но не потому, что оно низкое или не соответствует его способностям, а потому, что ему хочется самого высокого, даже если он пока не в состоянии подтвердить свои притязания реальными достижениями.
Чтобы предотвратить подобное развитие событий, при первых же неблагоприятных симптомах взрослым необходимо пересмотреть свои отношения с ребенком, а также свои собственные ценности. Не становится ли ребенок орудием нашего родительского тщеславия, продолжением нашего грандиозного «Я»? Одновременно нужно помочь ребенку овладеть каким-либо мастерством, умением, которое помимо оценок окружающих позволило бы ему самореализоваться, почувствовать свои реальные, а не вымышленные возможности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Какой папа нужен ребенку?"
Беседа с родителями о взаимоотношении отца с детьми ....

Классный час "Сотвори себя сам"
Классный час по воспитанию нравственных качеств, о духовном и физическом здоровье детей....

Беседа - диспут «Сотвори себя сам»
Решая реальные жизненные проблемы, оценивая поведение людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, учить не только сочувствию и милосердию, но и умению находить достойный выход из трудных обстояте...
Родительское собрание "Какой папа нужен ребёнку?"
Данный материал может быть использован для проведения родительского собрания в начальных классах....
Родительское собрание "Какой папа нужен ребенку"
Отец - это звучит гордо!...

Как и какими словами поощрять ребенка? Какими формами наказывать ребенка?
Методическая разработка: "Наказать нельзя, помиловать!"Надо ли хвалить ребенка?Поощрение и наказание ребенка в семье.Правила поощрения.Как и какими словами поощрять ребенка?Какими формами на...

Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух?
Информация для родителей младших школьников и учителей-логопедов.Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух?Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на ...
