Кабинет дефектолога: организация благоприятной среды для ребенка с ОВЗ
методическая разработка
Большую часть времени дефектолог уделяет коррекционно-развивающей работе. Дефектолог помогает развивать память, внимание, мышление. Работает над лексикой и грамматикой. Помогает расширить словарный запас, исправить ошибки при чтении и письме, проводит ритмические занятия, включает элементы музыки и ритма для улучшения координации движений и речи. Основное внимание дефектолог уделяет развитию навыков самоорганизации, работе с учебными материалами. Помогает адаптироваться к школьной среде, обучает детей с ОВЗ взаимодействовать с одноклассниками и справляться с учебными нагрузками. При успешной адаптации в школе, у ребенка формируется позитивная мотивация к учебе. Из всего выше сказанного можно сделать вывод: Дефектолог помогает создать благоприятные условия, при которых ребенок с особенностями в развитии сможет не только обучаться наравне со сверстниками, но и развиваться в эмоциональном и социальном плане.
Так как же создать интересную и комфортную обстановку для обучения? Какой же должен быть кабинет учителя- дефектолога? Какие требования к освещению? Чем кабинет учителя-дефектолога отличается от обычного класса?
Освещенность должна быть достаточной для работы с мелкими деталями, при этом она не должна бить в глаза, создавать резкие блики и тени. Лучше использовать естественное освещение и дополнять его искусственным по необходимости.
В нашей школе кабинет дефектолога изолирован от основного учебного блока, чтобы уменьшить уровень шума извне, мы разместили его рядом с зимним садом.
Кабинет специалиста должен быть разделен на функциональные зоны. Одна из них это - рабочее место учителя-дефектолога, которое должно быть расположено так, чтобы он мог видеть весь кабинет, иметь легкий доступ ко всем нужным для работы материалам и оборудованию. Предполагает наличие рабочего стола, ПК, принтера и системы хранения для методических материалов, полок, шкафов, органайзеров для размещения необходимой документации.
Учебная зона, оснащена столами и стульями для индивидуальной работы и занятий в группе. Проектор, экран, настенная доска - необходимы для визуального отображения информации, создания схем и наглядных пособий, что помогает детям лучше воспринимать учебный материал.
Двигательная зона – предполагает свободное пространство, специальное оборудование для развития ловкости, внимания: оно включает в себя гимнастические маты, платформы, лестницы, мячи разного размера, ортопедические коврики, нейротренажеры и зеркало. Зеркало помогает детям отслеживать свои движения, определять стороны относительно себя и напротив стоящего человека.
Лабиринты, тактильные дорожки, массажеры для пальцев рук способствуют развитию мелкой моторики. Балансиры, кольца, мячи – работа с данным оборудованием способствуют развитию координации, улучшают кровообращение, что способствует развитию внимания, памяти мышления. При регулярной работе на нейротренажерах нормализуется поведение ребенка.
Игровая зона - включает в себя материалы для творчества, конструкторы, настольные и другие развивающие игры.
Конструктор, пазлы, настольные игры способствуют развитию логического мышления. Для развития математических навыков используются специальные наборы для сортировки, счётные палочки, таблицы Пифагора. А также игры: «Детское кафе», «Денежка без сдачи» и другие.
Работа с наборами для творчества, природными материалами улучшают восприятие, воображение, мелкую моторику и просто повышают настроение.
Для развития временно-пространственных представлений на занятиях с детьми мы используем Календарь природы, Часы: Настенные, настольные, песочные.
Учебники, тетради, карточки с заданиями активно используются на занятиях по развитию речи. Также можно использовать обучающие интерактивные игры, например, Мерсибо, Игровая активность стимулирует исследовательский подход и мотивацию к обучению.
Зона отдыха – предполагает уголок для уединения, где дети могут отдохнуть и почувствовать себя в безопасности. Включает в себя удобные кресла, пуфики или диван.
Так в кабинете еще может быть современная интерактивная доска, планшеты для альтернативной коммуникации (если в школе обучается ребенок с РАС). Замечательно, если у кого-то есть возможность сделать пространство для занятий с детьми с ОВЗ в двух помещениях.
Организация развивающего пространства в кабинете дефектолога является основным условием для создания комфортной обучающей среды, благоприятного школьного климата, чтобы каждый ребенок смог обучаться наравне со сверстниками, был уверен в своих силах и не чувствовал перегрузки.
Ссылка на презентацию: https://disk.yandex.ru/i/ZxfrB8WGdTHcfg
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Перечень рекомендуемого оборудования кабинета
учителя-дефектолога
№ п/п | Наименование оборудования |
Помещение и дизайн | |
1 | Рабочий стол |
2 | Стул мягкий офисный |
3 | Стеллаж/ шкаф для пособий и развивающих игр |
4 | Классная доска маркерная магнитная |
5 | Классная доска в косую узкую линию магнитная |
6 | Парта |
7 | Стул к парте |
8 | Шведская стенка |
9 | Скамейка |
10 | Диван |
11 | Жалюзи |
12 | Подставка для документов офисная |
Аппараты и приборы | |
1 | Часы песочные (3 мин. 5 мин.) |
2 | Часы настольные |
3 | Часы настенные |
5 | Экран |
6 | Проектор |
7 | Компьютер |
8 | Принтер |
9 | Колонки |
10 | Расходные материалы для оргтехники |
Примерный перечень демонстрационного оборудования, дидактических пособий, раздаточного материала, развивающих игр в кабинете учителя - дефектолога | |
1. | Набор счетного материала |
2. | Счетные палочки |
3. | Линейка |
4. | Чертежный угольник |
5. | Циркуль |
6. | Цветные карандаши |
7. | Простой карандаш |
8. | Ластик |
9. | Набор букв |
10. | Набор цифр |
11. | Набор геометрических фигур (дерево, пластик) |
12. | Набор для развития различения объемных форм |
13. | Трафареты и обводки (геометрические фигуры и по лексическим темам) |
14. | Матрешка (9-10составная) |
15. | Пирамида-миски (12составная) |
16. | Пособие «Почтовый ящик» |
17. | Пособие «Доска Сегена» (сложные варианты) |
18. | Мозаика мелкая |
19. | Разрезные картинки (9-12 частей) |
20. | Иллюстрированные кубики (9-12 частей) |
21. | Развивающие кубики Никитина «Сложи узор» |
22. | Развивающий конструктор «Танграм» |
23. | Пособие «Логические блоки Дьенеша» |
24. | Пособие «Развивающие игры с Логическими блоками Дьенеша» |
25. | Монтессори «Шумовые коробочки» |
26. | Монтессори «Цветные таблички» (основные цвета и оттенки) |
27. | Монтессори «Тактильные дощечки» |
28. | LEGO конструктор |
29. | LEGO мозаика |
30. | Мозаика мелкая |
31. | Мяч резиновый (большой, средний, малый) |
32. | Демонстрационный материал «Элементарные пространственные представления. Дошкольный и младший школьный возраст» |
33. | Демонстрационный материал «Пространственные представления в речи» |
34. | Демонстрационные плакаты: Алфавит; Таблица умножения; Геометрические фигуры; Времена года |
35. | Демонстрационный материал «Тематический словарь в картинках» по лексическим темам: Овощи; Фрукты; Деревья; Ягоды; Грибы; Цветы; Травы; Злаки; Комнатные растения; Посуда; Одежда; Обувь; Головные уборы; Мебель; Транспорт; Школьные принадлежности; Продукты; Животные холодных стран; Животные жарких стран; Домашние животные; Дикие животные; Домашние птицы; Дикие птицы; Насекомые; Рыбы |
36. | Наглядный материал сезонных изменений в природе |
37. | Пособие «Пословицы и поговорки» |
38. | Пособие «Сюжетные картины со скрытым смыслом» |
39. | Пособие «Серии сюжетных картин» |
40. | Опорные схемы для пересказов, рассказов-описаний |
41. | Пособие «Логические задачи» |
42. | Пособия для развития графомоторных функций (прописи буквенные и цифровые, штриховки, пособия с графическими диктантами и др.) |
43. | Игры на сенсорное и сенсомоторное развитие |
Методическое оснащение коррекционно – развивающей работы
учителя - дефектолога
1.Программа специальных (коррекционных) ОУ VIII вид 1-4 классы, 5-9 классы под ред.
2.Комплекты учебников по программам специальных (коррекционных) ОУ VII и VIII вида
3. Вильшанская и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе. – М.: Школьная Пресса, 2008.
4. Епифанцева книга педагога – дефектолога М., 2006.
5. Школьный психолого – медико – педагогический консилиум: организационные основы деятельности / Авт.- сост. .- Волгоград: Учитель, 2008.
6. , , Вильшанская с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга 1. – М., 2005.
7. Математика: коррекционно-развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1-2 классов начальной школы / авт.-сост. . – Волгоград: Учитель, 2007.
8. Русский язык: коррекционно-развивающие задания и упражнения. 3-4 классы / авт.-сост. . – Волгоград: Учитель, 2009.
9. Коррекция письменной речи в начальной школе: разработки занятий 1-4 классы школы / авт.-сост. , , . – Волгоград: Учитель, 2009.
10. , , Г Развитие восприятия у ребенка. – М., 2001.
11. Агранович материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников– С.-П., 2003.
12. Шевлякова коррекции и развития зрительного восприятия и пространтвенного мышления у детей младшего школьного возраста.– М., 2003.
13. Семаго формирования пространственных представлений у детей дошкольного и школьного возраста.- М., 2007.
14. Яковлева внимания и памяти у школьников.– М.: Межд. пед. академ,1995.
15. , , Шаховская речемыслительных способностей детей.- М: Просвещение, 2007.
16. Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи. – М., 2001.
17. Формирование и развитие связной речи – СПб, 1999.
18. Шевченко по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи – М., 2005.
19. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I – IV). Подготовительный класс/ Под ред. . – М.: Школьная пресса, 2004.
20. Шевченко с окружающим миром: Развитие мышления и речи детей 5 – 7 лет с ЗПР (комплект из 3-х тетрадей). - М.: Школьная пресса, 2004.
21. , Владимирова речи, слова, предложения – что это? Учебник-тетрадь № 1, № 2, № 3. Смоленск: Ассоциация "XXI век", 2005.
22. , , Шевченко с ЗПР: особенности речи, письма, чтения. – М., 2004.
23. , , Пузанов детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика: Учебное пособие для вузов/ под ред. .- М: «Академия», 2008.
24. Стребелева мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал): пособие для педагога - дефектолога: материал для индивидуальной работы с детьми М: «Владос», 2007.
25. , Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Книга для педагога-дефектолога М: «Владос», 2004.
26.Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» (подписка)
27.Журнал «Дефектология» (подписка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
Презентация на тему "Предметно - развивающая среда в кабинете начальных классов. Презентация по математике 2 класс. «Час и минута»Презентация по математике 3 класс. «П...

ПК 4.2. Овладеть умением создавать в кабинете предметно - развивающую среду.
1. Паспорт кабинета начальных классов. 2. Презентация "Предметно развивающая среда". 3. Таблица возможности информационно-образовательной среды.4. Информационная карта учителя нач...

ПК 4.2.Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
ПК 4.2.Создавать в кабинете предметно-развивающую среду....

ПК 4.2 Создавать в кабинете предметно - развивающею среду
ПК 4.2 Создавать в кабинете предметно - развивающею среду...
ПМ 04. ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
Презентация «Предметно – развивающая среда в кабинете начальных классов».Средства обучения по учебным дисциплинам учебного плана начальной школы...
Дефектолог советует родителям. Если ребенок пишет с ошибками.
Рекомендации родителям....

Развивающий потенциал предметно - пространственной среды кабинета учителя-дефектолога
Приглашаю Вас познакомиться с кабинетом учителя-дефектолога МБОУ "Мамонтовская СОШ"...
