Кабинет дефектолога: организация благоприятной среды для ребенка с ОВЗ
методическая разработка

Савенкова Юлия Сергеевна

Большую часть времени дефектолог уделяет коррекционно-развивающей работе. Дефектолог помогает развивать память, внимание, мышление. Работает над лексикой и грамматикой. Помогает расширить словарный запас, исправить ошибки при чтении и письме, проводит ритмические занятия, включает элементы музыки и ритма для улучшения координации движений и речи.  Основное внимание дефектолог уделяет развитию навыков самоорганизации, работе с учебными материалами. Помогает адаптироваться к школьной среде, обучает детей с ОВЗ взаимодействовать с одноклассниками и справляться с учебными нагрузками. При успешной адаптации в школе, у ребенка формируется позитивная мотивация к учебе. Из всего выше сказанного можно сделать вывод: Дефектолог помогает создать благоприятные условия, при которых ребенок с особенностями в развитии сможет не только обучаться наравне со сверстниками, но и развиваться в эмоциональном и социальном плане. 

Так как же создать интересную и комфортную обстановку для обучения? Какой же должен быть кабинет учителя- дефектолога? Какие требования к освещению? Чем кабинет учителя-дефектолога отличается от обычного класса?

Освещенность должна быть достаточной для работы с мелкими деталями, при этом она не должна бить в глаза, создавать резкие блики и тени. Лучше использовать естественное освещение и дополнять его искусственным по необходимости.

В нашей школе кабинет дефектолога изолирован от основного учебного блока, чтобы уменьшить уровень шума извне, мы разместили его рядом с зимним садом.

Кабинет специалиста должен быть разделен на функциональные зоны. Одна из них это - рабочее место учителя-дефектолога, которое должно быть расположено так, чтобы он мог видеть весь кабинет, иметь легкий доступ ко всем нужным для работы материалам и оборудованию. Предполагает наличие рабочего стола, ПК, принтера и системы хранения для методических материалов, полок, шкафов, органайзеров для размещения необходимой документации.

Учебная зона, оснащена столами и стульями для индивидуальной работы и занятий в группе. Проектор, экран, настенная доска - необходимы для визуального отображения информации, создания схем и наглядных пособий, что помогает детям лучше воспринимать учебный материал.

Двигательная зона – предполагает свободное пространство, специальное оборудование для развития ловкости, внимания: оно включает в себя гимнастические маты, платформы, лестницы, мячи разного размера, ортопедические коврики, нейротренажеры и зеркало. Зеркало помогает детям отслеживать свои движения, определять стороны относительно себя и напротив стоящего человека.

Лабиринты, тактильные дорожки, массажеры для пальцев рук способствуют развитию мелкой моторики. Балансиры, кольца, мячи – работа с данным оборудованием способствуют развитию координации, улучшают кровообращение, что способствует развитию внимания, памяти мышления. При регулярной работе на нейротренажерах нормализуется поведение ребенка.

Игровая зона - включает в себя материалы для творчества, конструкторы, настольные и другие развивающие игры. 

Конструктор, пазлы, настольные игры способствуют развитию логического мышления. Для развития математических навыков используются специальные наборы для сортировки, счётные палочки, таблицы Пифагора. А также игры: «Детское кафе», «Денежка без сдачи» и другие. 

Работа с наборами для творчества, природными материалами улучшают восприятие, воображение, мелкую моторику и просто повышают настроение.

Для развития временно-пространственных представлений на занятиях с детьми мы используем Календарь природы, Часы: Настенные, настольные, песочные.

Учебники, тетради, карточки с заданиями активно используются на занятиях по развитию речи. Также можно использовать обучающие интерактивные игры, например, Мерсибо, Игровая активность стимулирует исследовательский подход и мотивацию к обучению.

Зона отдыха – предполагает уголок для уединения, где дети могут отдохнуть и почувствовать себя в безопасности. Включает в себя удобные кресла, пуфики или диван.

Так в кабинете еще может быть современная интерактивная доска, планшеты для альтернативной коммуникации (если в школе обучается ребенок с РАС). Замечательно, если у кого-то есть возможность сделать пространство для занятий с детьми с ОВЗ в двух помещениях.

Организация развивающего пространства в кабинете дефектолога является основным условием для создания комфортной обучающей среды, благоприятного школьного климата, чтобы каждый ребенок смог обучаться наравне со сверстниками, был уверен в своих силах и не чувствовал перегрузки.

 

Ссылка на презентацию: https://disk.yandex.ru/i/ZxfrB8WGdTHcfg

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perechen_rekomenduemogo_oborudovaniya_kabineta_uchitelya.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

           Перечень рекомендуемого оборудования кабинета

           учителя-дефектолога

     

№ п/п

Наименование оборудования

Помещение и дизайн

1

Рабочий стол

2

Стул мягкий офисный

3

Стеллаж/ шкаф для пособий и развивающих игр

4

Классная доска маркерная магнитная

5

Классная доска в косую узкую линию магнитная

6

Парта

7

Стул к парте

8

Шведская стенка

9

Скамейка

10

Диван

11

Жалюзи

12

Подставка для документов офисная

Аппараты и приборы

1

Часы песочные (3 мин. 5 мин.)

2

Часы настольные

3

Часы настенные

5

Экран

6

Проектор

7

Компьютер

8

Принтер

9

Колонки

10

Расходные материалы для оргтехники

Примерный перечень демонстрационного оборудования, дидактических пособий, раздаточного материала, развивающих игр в кабинете учителя - дефектолога

1.

Набор счетного материала

2.

Счетные палочки

3.

Линейка

4.

Чертежный угольник

5.

Циркуль

6.

Цветные карандаши

7.

Простой карандаш

8.

Ластик

9.

Набор букв

10.

Набор цифр

11.

Набор геометрических фигур (дерево, пластик)

12.

Набор для развития различения объемных форм

13.

Трафареты и обводки (геометрические фигуры и по лексическим темам)

14.

Матрешка (9-10составная)

15.

Пирамида-миски (12составная)

16.

Пособие «Почтовый ящик»

17.

Пособие «Доска Сегена» (сложные варианты)

18.

Мозаика мелкая

19.

Разрезные картинки (9-12 частей)

20.

Иллюстрированные кубики (9-12 частей)

21.

Развивающие кубики Никитина «Сложи узор»

22.

Развивающий конструктор «Танграм»

23.

Пособие «Логические блоки Дьенеша»

24.

Пособие «Развивающие игры с Логическими блоками Дьенеша»

25.

Монтессори «Шумовые коробочки»

26.

Монтессори «Цветные таблички» (основные цвета и оттенки)

27.

Монтессори «Тактильные дощечки»

28.

LEGO конструктор

29.

LEGO мозаика

30.

Мозаика мелкая

31.

Мяч резиновый (большой, средний, малый)

32.

Демонстрационный материал «Элементарные пространственные представления. Дошкольный и младший школьный возраст»

33.

Демонстрационный материал «Пространственные представления в речи»

34.

Демонстрационные плакаты: Алфавит; Таблица умножения; Геометрические фигуры; Времена года

35.

Демонстрационный материал «Тематический словарь в картинках» по лексическим темам:

Овощи; Фрукты; Деревья; Ягоды; Грибы; Цветы; Травы; Злаки; Комнатные растения; Посуда; Одежда; Обувь; Головные уборы; Мебель; Транспорт; Школьные принадлежности; Продукты; Животные холодных стран; Животные жарких стран; Домашние животные; Дикие животные; Домашние птицы; Дикие птицы; Насекомые; Рыбы

36.

Наглядный материал сезонных изменений в природе

37.

Пособие «Пословицы и поговорки»

38.

Пособие «Сюжетные картины со скрытым смыслом»

39.

Пособие «Серии сюжетных картин»

40.

Опорные схемы для пересказов, рассказов-описаний

41.

Пособие «Логические задачи»

42.

Пособия для развития графомоторных функций (прописи буквенные и цифровые, штриховки, пособия с графическими диктантами и др.)

43.

Игры на сенсорное и сенсомоторное развитие

Методическое оснащение коррекционно – развивающей работы

учителя - дефектолога

1.Программа специальных (коррекционных) ОУ VIII вид 1-4 классы, 5-9 классы под ред.

2.Комплекты учебников по программам специальных (коррекционных) ОУ VII и VIII вида

3. Вильшанская и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе. – М.: Школьная Пресса, 2008.

4. Епифанцева книга педагога – дефектолога М., 2006.

5. Школьный психолого – медико – педагогический консилиум: организационные основы деятельности / Авт.- сост. .- Волгоград: Учитель, 2008.

6.   , , Вильшанская с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга 1. – М., 2005.

7. Математика: коррекционно-развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1-2 классов начальной школы / авт.-сост. . – Волгоград: Учитель, 2007.

8. Русский язык: коррекционно-развивающие задания и упражнения. 3-4 классы / авт.-сост. . – Волгоград: Учитель, 2009.

9. Коррекция письменной речи в начальной школе: разработки занятий 1-4 классы школы / авт.-сост. , , . – Волгоград: Учитель, 2009.

10. , , Г Развитие восприятия у ребенка. – М., 2001.

11. Агранович материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников– С.-П., 2003.
12. Шевлякова коррекции и развития зрительного восприятия и пространтвенного мышления у детей младшего школьного возраста.– М., 2003.
13. Семаго формирования пространственных представлений у детей дошкольного и школьного возраста.- М., 2007.

14. Яковлева внимания и памяти у школьников.– М.: Межд. пед. академ,1995.
15. , , Шаховская речемыслительных способностей детей.- М: Просвещение, 2007.

16. Л.Н. Ефименкова Коррекция  устной  и  письменной  речи. – М., 2001.
17. Формирование и развитие связной речи – СПб, 1999.

18. Шевченко по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи –  М.,  2005.

19. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I – IV). Подготовительный класс/ Под ред. . – М.: Школьная пресса, 2004.

20. Шевченко с окружающим миром: Развитие мышления и речи детей 5 – 7 лет с ЗПР (комплект из 3-х тетрадей). - М.: Школьная пресса, 2004.
21. , Владимирова речи, слова, предложения – что это? Учебник-тетрадь № 1, № 2, № 3. Смоленск: Ассоциация "XXI век", 2005.

22.  , , Шевченко с ЗПР: особенности речи, письма, чтения. – М., 2004.

23.   , , Пузанов детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика: Учебное пособие для вузов/ под ред. .- М: «Академия», 2008.

24. Стребелева мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал): пособие для педагога - дефектолога: материал для индивидуальной работы с детьми М: «Владос», 2007.

25. , Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Книга для педагога-дефектолога М: «Владос», 2004.

26.Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» (подписка)

27.Журнал «Дефектология» (подписка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.

Презентация на тему "Предметно - развивающая среда в кабинете начальных классов. Презентация по математике 2 класс. «Час и минута»Презентация по математике 3 класс. «П...

ПК 4.2. Овладеть умением создавать в кабинете предметно - развивающую среду.

1. Паспорт кабинета начальных классов. 2. Презентация "Предметно развивающая среда".  3. Таблица возможности информационно-образовательной среды.4. Информационная карта учителя нач...

ПК 4.2.Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.

ПК  4.2.Создавать в кабинете предметно-развивающую среду....

ПК 4.2 Создавать в кабинете предметно - развивающею среду

ПК 4.2 Создавать в кабинете предметно - развивающею среду...

ПМ 04. ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.

Презентация «Предметно – развивающая среда в кабинете начальных классов».Средства обучения по учебным дисциплинам учебного плана начальной школы...

Развивающий потенциал предметно - пространственной среды кабинета учителя-дефектолога

Приглашаю Вас познакомиться с кабинетом  учителя-дефектолога МБОУ "Мамонтовская СОШ"...