Особенности обучения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии (ТМНР) в школе.
статья

Молокова Ирина Юрьевна

В статье говорится об особенностях обучения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности обучения детей с интеллектуальными нарушениями,  с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии (ТМНР) в школе.

Молокова Ирина Юрьевна,

учитель высшей квалификационной категории

ГБОУ СО «Алапаевская школа».

Образование - это не просто процесс передачи знаний от учителя к ученику. Это мост, соединяющий внутренний мир с внешним, сложным многогранным обществом.    Когда мы говорим об обучении детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии (ТМНР), строительство этого моста требует  особого подхода, бесконечного терпения, профессионализма и, главное, веры в безграничный потенциал каждой личности.

Главная особенность обучения таких детей заключается в коренном переосмыслении цели самого образования. Если в общеобразовательной школе во главу угла часто ставится академический результат – усвоение программы, то в образовательной организации, где обучаются дети с ТМНР, приоритетом становится социальная адаптация и развитие жизненных компетенций. Задача педагогов и специалистов, работающих с детьми данной категории - не научить ребенка решать сложные уравнения, а помочь ему научиться самостоятельно, одеваться, соблюдать личную гигиену, коммуницировать свои потребности, ориентироваться в окружающем пространстве и взаимодействовать с другими людьми. Это тот фундамент, без которого невозможна никакая дальнейшая жизнь.

Ключевым принципом становится индивидуальный и дифференцированный подход. Нет двух одинаковых детей с идентичными нарушениями. Один ребенок может испытывать трудности с абстрактным мышлением, но иметь хорошие творческие способности, другой – быть невербальный (который испытывает затруднения в выражении себя и общении с окружающими с помощью устной речи), но прекрасно понимать обращенную речь и выражать себя через жесты или специальные устройства. Поэтому для каждого обучающегося разрабатывается Специальная индивидуальная программа развития (СИПР), которая учитывает его уникальные стартовые возможности, зону ближайшего развития и конечные цели обучения.

Учебный процесс в таком классе кардинально отличается от привычного. Он строится на основе практико-ориентированной и предметно-действенной деятельности. Дети не заучивают правила, а проживают их. Математические навыки осваиваются не по учебникам, а проигрывая разные ситуации: покупка хлеба в магазине, деление яблока на всех детей в классе. Развитие речи происходит непрерывно в течение всего учебного дня: во время совместного приготовления завтрака, на прогулке, во время игр. Огромную роль играют альтернативные и дополнительные средства коммуникации (карточки PECS, жесты, специальные программы на планшетах, визуальное расписание, глобальное чтение), которые становятся голосом для неговорящих детей, даруя им возможность быть понятными.

Не менее важна и среда, в которой происходит обучение. Она должна быть безопасной, знакомой, структурированной и предсказуемой. Многие дети с ТМНР болезненно воспринимают хаос и неопределенность. Четкое расписание, визуальное подкрепление (картинки-подсказки, схемы, алгоритмы), зонирование класса на рабочие и игровые зоны помогают снизить  тревожность и сформировать чувство защищенности. В такой среде ребенок может сосредоточиться не на страхе перед неизвестностью, а на процессе познания нового.

Но школа – это не только стены класса. Крайне важен междисциплинарный подход. Над развитием ребенка работает команда специалистов: учитель - дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, специалист по адаптивной физкультуре и другие. Их усилия скоординированы и направлены на достижения общих целей, прописанных в СИПР. Роль родителей в этой команде играет огромную немаловажную роль. Семья – главный проводник ребенка в мир, и те навыки, которые он осваивает в школе, должны находить поддержку и продолжение дома.

Наконец важнейшей особенностью является воспитание толерантности и инклюзивной культуре в школьном сообществе. Совместные праздники, проекты, «уроки доброты» для сверстников помогают стереть барьеры и страхи. Дети учатся помогать, дружить и видеть в своих сверстниках с особенностями не диагноз, а прежде всего – личность.

В заключение хочется сказать, что обучение детей с интеллектуальными нарушениями с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии – это путь не к условной «норме», а к максимальной реализации заложенного в ребенке потенциала. Это искусство видеть маленькие, но значимые победы: первую самостоятельно застегнутую пуговицу, осознанный взгляд в глаза педагогу, улыбку, попытку попросить желанную игрушку. Это образование, которое учит не столько математическим представлениям и развитию речи, сколько самому главному – искусству быть человеком, ценным и нужным нашему обществу несмотря ни на что. И в этом процессе равноценно учатся все: дети – жить, а взрослые любви, терпению и настоящей, безграничной вере.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм составления СИПР для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (1 класс)

В СОШ № 1 г.Белоярский в 2016-2017 учебном году обучаются по специальным индивидуальным программам развития двое учащихся первого класса. Вашему вниманию хочу предложить алгоритм составления СИПР для ...

Игровые упражнения, направленные на развитие мелкой моторики учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии

Данная статья предназначена для учителей коррекционных школ, работающих с учащими с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии. В ней приведены основные принципы развития мелкой моторики учащихс...

Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями (Ва

Аттестация обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тя...

Игровая технология, как успешная форма обучения детей с умеренной степенью умственной отсталости, тяжелыми множественными нарушениями развития.

Применение игровых технологий, адаптация игрового материала и успешное применение на уроках с детьми с нарушением интеллекта и ТМНР,...

Особенности речи детей с интеллектуальными нарушениями

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижение потребности в речево...