Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога.
электронный образовательный ресурс

В последние годы отмечается увеличение количество детей с ОВЗ. И, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как нельзя лучше подходят информационно – коммуникационные технологии - это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники (компьютеров), а также средств телекоммуникации (сеть Интернет).

На сегодняшний день ИКТ значительно расширяют возможности педагогов и специалистов в сфере коррекционно-развивающего обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ikt.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога.

В последние годы отмечается увеличение количество детей с ОВЗ. И, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как нельзя лучше подходят информационно – коммуникационные технологии - это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники (компьютеров), а также средств телекоммуникации (сеть Интернет).

На сегодняшний день ИКТ значительно расширяют возможности педагогов и специалистов в сфере коррекционно-развивающего обучения. С помощью компьютерных технологий в своей педагогической деятельности осуществляю следующие виды работы:

  • быстрый поиск в Интернете и распечатка стимульного материала для взаимодействия с детьми, бланков различных упражнений и практических заданий;
  • создание собственных презентаций, хранящихся на компьютере и на цифровом носителе;
  • составление отчетов, фиксацию и хранение результатов работы;
  • совершенствование профессиональной компетентности и повышение профессионального уровня с помощью Интернет (чтение и анализ электронных книг, рассылок, сайтов по коррекционной тематике, дистанционное обучение, участие в различных конкурсах, проводимых в Интернете, общение с коллегами-дефектологами на форумах и сетевых сообществах).

Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно развивать способности ребенка. Компьютер становится частью развивающей среды для ребенка, фактором обогащения его интеллектуального развития, мотивационной сферы.

В своей работе использую следующие средства информационно-коммуникативных технологий:


• Компьютер
• Мультимедийный проектор
• Принтер
• Видеомагнитофон, DVD плейер
• Телевизор
• Магнитофон
• Фотоаппарат
• Видеокамера


Так же можно выделить следующие виды интерактивных материалов:
• Фотографии;
• Видеоролики;
• Видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов);
• Мультимедийные презентации;
• Детские развивающие компьютерные игры;
• Возможно создание коллекций цифровых фотографий и мультфильмов.

Применение ИКТ на коррекционных занятиях позволяет:

  • использовать двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными;
  • задействовать как визуальный канал восприятия информации детьми (цветовая палитра, анимационные эффекты), так и аудиальный (звуковые файлы - дикторский текст, музыка), что помогает детям лучше понять и усвоить материал;
  • оптимизировать процесс формирования правильной речи, психических процессов и коррекции их недостатков;
  • интенсифицировать процесс коррекции, а именно, повысить темп занятия, увеличить долю самостоятельной работы детей.

Каждое занятие с использованием ИКТ является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным возможностям и образовательным потребностям ребёнка.

Помимо того, обязательным является включение в занятия игр, направленных на профилактику нарушений зрения.

Занятия с использованием компьютера провожу с соблюдением СанПиНов: использование компьютера не более 10-15 минут на занятии и не более 2-х раз в неделю

Направления коррекционной работы учителя – дефектолога с использованием ИКТ:

  • Игры на развитие общей, мелкой моторики рук.
  • Занятия по ознакомлению с окружающим миром.
  • Занятия по формированию математических представлений.
  • Работа над развитием и коррекцией познавательных процессов (восприятие, память, внимание, мышление, воображение).
  • Формирование зрительно-пространственных отношений.
  • Сенсорно-перцептивное развитие.

Я постоянно пополняю личную медиатеку – собрание образовательных и игровых ресурсов, заимствованных на сайтах, содержащих коррекционно – развивающую информацию, а также нами созданных:

  • текстовая (консультации, рекомендации для воспитателей и родителей, выступления, сценарии, стихи и т.п.);
  • табличная (мониторинг, дифференциальные таблицы, мнемотаблицы и т.п.);
  • графическая (графики обследования, диагностический материал);
  • звуковая (мелодии без слов, песни, стихи, звуки и звукоподражания);
  • видеоинформация (мультфильмы и клипы);
  • картинки и фотографии;
  • презентации по лексическим темам и направлениям коррекционно – развивающего обучения.

Мной разработаны авторские презентации, дидактические игры по всем многим лексическим темам. Презентации озвучены, включены клипы, сказки, стихи по теме. Презентации использую, как на групповых занятиях, так и на индивидуальных занятиях, в зависимости от поставленных задач и психофизиологических возможностей детей.

Сегодня я хочу подробнее остановиться на детских развивающих сайтах.

На занятиях я использую специальные детские развивающие сайты:

  • Маам - сайт для практикующих педагогов, построен по типу блога. Материалы для публикации присылают специалисты. Конспекты занятий, детские поделки и примеры игр пригодятся любому учителю, который занимается с детьми и не устает придумывать новые тематические задания.
  • Развивающие игры для вашего голопуза - так называется сайт с небольшим количеством ярких, понятных малышам и содержательных флеш-игр. Игры представлены в разделах "Алфавит", "Цифры", "Логические", "Внимание и память", "Пазлы". Самые очевидные плюсы сайта - игры бесплатны, а на сайте нет рекламы. Минус в явно недостаточном количестве этих игр. Впрочем, если их дозировать, как и любую деятельность ребенка за компьютером, их хватит на много увлекательных вечеров.
  • "Играемся" - еще один сайт с обучающими бесплатными играми для детей. Игры разбиты на категории: на внимание и память, на логику и мышление, загадки и ребусы, пазлы, и другие.
  • На сайте "По складам" собраны уникальные игры на обучение детей чтению. Соединяя буквы, склады и слоги, дети сами не замечают, как начинают разбираться в принципах составления и чтения слов. Аналогов этим упражнениям в пространстве рунета практически нет.
  • Детский интернет-портал «Чудо-юдо» - это портал для детей, родителей и педагогов. Много развивающих материалов на любой вкус. Кроссворды и ребусы, лабиринты и прописи, скороговорки и аудиосказки, развивающие мультфильмы, поделки и пазлы для ребенка любого возраста. Сайт изобилует материалами для распечатывания и описаниями различных оффлайн-активностей. База регулярно пополняется новыми эксклюзивными материалами и свежими идеями.

Я постоянно предлагаю родителям познакомиться с интересными сайтами, которые окажут помощь в воспитании и коррекции недостатков их детей.

Практика показала, что при условии систематического использования ИКТ в сочетании с традиционными методами обучения, значительно повышается эффективность коррекционно – развивающей работы.

По результатам мониторинга прослеживается стойкая положительная динамика развития познавательной деятельности детей с ОВЗ.

Таким образом, использование ИКТ в работе учителя – дефектолога, я рассматриваю, как крайне необходимый и обоснованный вид помощи школьникам с ОВЗ, обеспечивающий их оптимальное развитие, раскрытие личностного потенциала, профилактику дезадаптации.

Использованная методическая литература:
1. Научно-методической статья «Использование ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида». Гафиятуллина А.Г. Образование и воспитание. — 2015. — №5. — С. 46-48.
2. Харлампиева С.Я. Использование компьютерных технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. М.: 2009.
3. Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006
4. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: М. «Академия», 2010.

Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- дефектолога, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с дошкольниками с ОВЗ.

В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как нельзя лучше подходят информационно – коммуникационные средства обучения. Актуальность выбора данного направления продиктовано необходимостью решения проблем развития и коррекции детей с ОВЗ в современном информационном обществе, которое существенно изменило практику повседневной жизни. Информационные технологии входят в жизнь ребенка с ранних лет и оказывают большое влияние на его развитие. Логично возникает вопрос о необходимости использования компьютера в работе учителя – дефектолога.

Компьютер должен стать частью развивающей среды для ребенка, фактором обогащения его интеллектуального развития, мотивационной сферы.

Эти выводы подтверждают в свих исследованиях многие специалисты, среди них – С.Л. Новоселова, Л. А. Парамонова и др.

Использование ИКТ в ДОУ имеет ряд преимуществ:

доступ к разнообразным источникам информации - Интернет; возможность опосредованного консультирования и просвещения; точность и быстроту обработки диагностического материала; большой интерес детей к современным информационным технологиям; наличие компьютерных развивающих тренажеров; высокое качество и наглядность стимулирующего материала.

Направления коррекционной работы учителя – дефектолога с использованием ИКТ:

  • Коррекционно-оздоровительное направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук.
  • Занятия по ознакомлению с окружающим миром.
  • Занятия по формированию математических представлений.
  • Работа над развитием и коррекцией познавательных процессов (восприятие, память, внимание, мышление, воображение).
  • Формирование зрительно-пространственных отношений.
  • Сенсорно- перцептивное развитие.

Мы постоянно пополняем медиатеку – собрание образовательных и игровых ресурсов, заимствованных на сайтах, содержащих коррекционно – развивающую информацию, а также нами созданных:

- текстовая (консультации, рекомендации для воспитателей и родителей, выступления, сценарии, стихи и т.п.);

- табличная (мониторинг, дифференциальные таблицы, мнемотаблицы и т.п.);

- графическая (графики обследования, диагностический материал);

- звуковая (мелодии без слов, песни, стихи, звуки и звукоподражания);

подобраны звуковые файлы по следующим темам:

  • Звуки дома
  • Звуки деятельности человека.
  • Звуки, которые издают животные, птицы.
  • Звуки, которые издают музыкальные инструменты.

- видеоинформация (фильмы и клипы);

- анимация; - картинки; - фотографии;

- слайд – шоу (презентации по лексическим темам и направлениям коррекционно – развивающего обучения);

Разработаны авторские презентации, дидактические игры по всем лексическим темам «Времена года», «Цветы», «Космос», «Птицы», «Животные» и др. По математике «Счет», «Количество», «Дни недели» и др. Презентации озвучены, включены клипы, сказки, стихи по теме.

В качестве цифрового образовательного ресурса, включая региональный компонент, нами создана подборка фотографий «Животные и природа Хакасии», «Мой Любимый Абакан», «Интересные места Хакасии».

Презентации используем, как на подгрупповых занятиях, так и на индивидуальных занятиях, в зависимости от поставленных задач и психофизиологических возможностей детей.

На каждую тему созданы различные по сложности упражнения на развитие зрительного восприятия, внимания(зашумленные изображения «Кто спрятался на картинке?», «Найди отличия», «Найди недостающую часть», «Где чья тень?»); памяти( « Чего не стало?», «Что изменилось?»); наглядно – действенного и словесно – логического мышления (аналогии, исключения, сериации). Сюда же включаются упражнения на развитие слуховой памяти, конструктивного праксиса, графо - моторных навыков по изучаемой теме. С целью профилактики переутомления и снятия мышечного напряжения подобраны мультимедийные музыкальные физминутки и упражнения на профилактику нарушений зрения.

- Нами было апробированы компьютерные игры и программы: «Компьютер для малышей», «Подготовка к школе»,; «Планета чисел для малышей»; «Занимательная арифметика»; «Занимательная геометрия», «Учимся считать»; «Развиваем мышление»; «Времена года»; «Считаем с Хрюшей», «Уроки тетушки Совы», «Двенадцать месяцев», «Лесная школа» и другие.

Мы постоянно предлагаем родителям, воспитателям познакомиться с интересными сайтами, которые окажут помощь в воспитании и коррекции детей.

Практика показала, что при условии систематического использования ИКТ в сочетании с традиционными методами обучения, значительно повышается эффективность коррекционно – развивающей работы.

По результатам мониторинга прослеживается стойкая положительная динамика развития познавательной деятельности детей с ОВЗ.

Таким образом, использование ИКТ в работе учителя – дефектолога, мы рассматриваем, как крайне необходимый и обоснованный вид помощи дошкольникам с ОВЗ, обеспечивающий его оптимальное развитие, раскрытие его личностного потенциала, профилактику дезадаптации.

Список литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов"

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступно...

"Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов"

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором инфо...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

В статье рассматриваются компьютерные программы, используемые в работе учителя- логопеда.В современном мире компьютерные технологии стремительно завоёвывают всё новые направления в области образовател...

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов"

«Послушай – и ты узнаешь. Посмотри – и ты поймёшь. Сделай и ты научишься»(китайская мудрость)...

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов

Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего об...

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Информационно-комуникационные технологии – это широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, сохранения, управления и обработки данных, в том числе, с прим...

Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- дефектолога, как средство оптимизации процесса обучения и развития с обучающимися с ОВЗ

Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- дефектолога, как средство оптимизации процесса обучения и развития с обучающимися с ОВЗЦель применения информационно ...