Рабочая программа по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность", 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность", 1 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌‌‌ Министерство образования Ростовской области

Отдел образования Администрации Егорлыкского района

МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского

  РАССМОТРЕНО
Руководитель методического совета МБОУ ЕСОШ №7

 им. О. Казанского
___________/ Н.В. Фенёва/
Протокол  №1 от 29.08.2025 г.


СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора

________/ И.В.Сергунова /

от  29.08.2025 г.

УТВЕРЖДЕНО

Вр.и.о. директора МБОУ ЕСОШ №7 им. О. Казанского ______________/В.С.Губина /

Приказ № 226 от 29.08.2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Функциональная грамотность»

(общеинтеллектуальное направление)

для обучающихся 1 «А» класса

Составитель: Антонова Лариса Юрьевна

учитель начальных классов

ст. Егорлыкская2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями:

  1. Федерального Закона «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ от 29.12.2012г.).
  2. ФОП начального общего образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 “Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования” (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229);
  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100);
  4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 569 от 18.07.2022 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования” (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676);
  5. Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процессаобученияивоспитаниягосударственныхсимволовРоссийскойФедерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
  6. Концепции фундаментального ядра содержания общего образования.
  7.  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  8. Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников.
  9. Устава МБОУ ЕСОШ №7 им. О. Казанского.
  10. Учебного плана МБОУ ЕСОШ №7 им. О. Казанского ст. Егорлыкской на 2025-2026 учебный год.

Согласно учебному плану на изучение курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» в 1 классе отводится пишем 33 часа из расчёта 1 час в неделю.

Срок реализации рабочей программы 1 год.

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественнонаучная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1класс

Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.

Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.

Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.

Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1класс

Программа        обеспечивает        достижение        первоклассниками        следующих

личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

  • Осознавать   себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;
  • овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
  • осознавать личную ответственность за свои поступки;
  • уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

  • осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
  • использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
  • овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • делать        предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую.

 

Регулятивные:

  • проявлять познавательную и творческую инициативу;
  • принимать и сохранять учебную цель и задачу;
  • планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
  • контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
  • уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
  • оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.

Коммуникативные:

  • адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах работы в группе;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

  • способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

  • способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
  • способность проводить математические рассуждения;
  • способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
  • способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

  • понимание и правильное использование экономических терминов;
  • представление о роли денег в семье и обществе;
  • умение характеризовать виды и функции денег;
  • знание источников доходов и направлений расходов семьи;
  • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
  • определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
  • проведение элементарных финансовых расчётов.

Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

  • способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
  • способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название раздела

Ко-во часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ЦОР

1

Блок «Читательская грамотность»

8

https://shkola26vorkuta-r11.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/200/3470/FG_Trenazher_1_klass_._Polnaya_versiya_1_compressed.pdf

2

Блок «Математическая грамотность»

8

3

Блок «Финансовая грамотность»

8

4

Блок «Естественно-научная грамотность»

9

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Ко-во часов

Дата

проведения

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ЦОР

1

Блок «Читательская грамотность».

Виталий Бианки. Лис и мышонок.

1

04.09.2025

https://shkola26vorkuta-r11.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/200/3470/FG_Trenazher_1_klass_._Polnaya_versiya_1_compressed.pdf

2

Русская народная сказка. Мороз и заяц.

1

11.09.2025

3

Владимир Сутеев. Живые грибы.

1

18.09.2025

4

Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко.

1

25.09.2025

https://shkola26vorkuta-r11.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/200/3470/FG_Trenazher_1_klass_._Polnaya_versiya_1_compressed.pdf

5

Михаил Пляцковский. Урок дружбы.

1

02.10.2025

6

Грузинская сказка. Лев и заяц.

1

09.10.2025

7

Русская народная сказка. Как лиса училась летать.

1

16.10.2025

https://shkola26vorkuta-r11.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/200/3470/FG_Trenazher_1_klass_._Polnaya_versiya_1_compressed.pdf

8

Евгений Пермяк. Четыре брата.

1

23.10.2025

9

Блок «Математическая грамотность».

Про курочку Рябу, золотые и простые яйца.

1

06.11.2025

10

Про козу, козлят и капусту.

1

13.11.2025

https://shkola26vorkuta-r11.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/200/3470/FG_Trenazher_1_klass_._Polnaya_versiya_1_compressed.pdf

11

Про петушка и жерновцы.

1

20.11.2025

12

Как петушок и курочка делили бобовые зёрнышки.

1

27.11.2025

13

Про наливные яблочки.

1

04.12.2025

https://shkola26vorkuta-r11.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/200/3470/FG_Trenazher_1_klass_._Polnaya_versiya_1_compressed.pdf

14

Про Машу и трёх медведей.

1

11.12.2025

15

Про старика, старуху, волка и лисичку.

1

18.12.2025

16

Про медведя, лису и мишкин мёд.

1

25.12.2025

https://shkola26vorkuta-r11.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/200/3470/FG_Trenazher_1_klass_._Polnaya_versiya_1_compressed.pdf

17

Блок «Финансовая грамотность». За покупками.

1

15.01.2026

18

Находчивый колобок.

1

22.01.2026

19

День рождения Мухи – Цокотухи.

1

29.01.2026

https://shkola26vorkuta-r11.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/200/3470/FG_Trenazher_1_klass_._Polnaya_versiya_1_compressed.pdf

20

Буратино и карманные деньги.

1

05.02.2026

21

Кот Василий продаёт молоко.

1

12.02.2026

22

Лесной банк.

1

26.02.2026

https://shkola26vorkuta-r11.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/200/3470/FG_Trenazher_1_klass_._Polnaya_versiya_1_compressed.pdf

23

Как мужик и медведь прибыль делили.

1

05.03.2026

24

Как мужик золото менял.

1

12.03.2026

25

Блок «Естественно-научная грамотность». Как Иванушка хотел попить водицы.

1

19.03.2026

https://shkola26vorkuta-r11.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/200/3470/FG_Trenazher_1_klass_._Polnaya_versiya_1_compressed.pdf

26

Пятачок, Винни Пух и воздушный шарик.

1

26.03.2026

27

Про репку и другие корнеплоды.

11

09.04.2026

28

Плывёт, плывёт кораблик.

1

16.04.2026

https://shkola26vorkuta-r11.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/200/3470/FG_Trenazher_1_klass_._Polnaya_versiya_1_compressed.pdf

29

Про Снегурочку и превращения воды.

1

23.04.2026

30

Как делили апельсин.

1

30.04.2026

31

Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду.

1

07.05.2026

https://shkola26vorkuta-r11.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/200/3470/FG_Trenazher_1_klass_._Polnaya_versiya_1_compressed.pdf

32

Иванова соль.

1

14.05.2026

33

Владимир Сутеев. Яблоко.

1

21.05.2026

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  • Буряк М.В., Шейкина С.А., Функциональная грамотность. 1 класс, методическое пособие.  Издательство «Планета», 2025.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

  • https://shkola26vorkuta-r11.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/200/3470/FG_Trenazher_1_klass_._Polnaya_versiya_1_compressed.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению" в 1 классе.

Курс внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» реализуется с 1 по 4 класс, рассчитан на 135 часов всего, в первом классе 33 часа в год, 1 час в неделю.Рабоча...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Грамотный читатель".

Цель курса: формирование у учащихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Грамотный читатель" 4 класс

Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Срок реализации - 1 год, 34 часа.Содержит разделы: "Результаты освоения курса внеурочной...