Рабочая программа по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность", 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность", 1 класс
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Ростовской области
Отдел образования Администрации Егорлыкского района
МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского
РАССМОТРЕНО им. О. Казанского | СОГЛАСОВАНО ________/ И.В.Сергунова / | УТВЕРЖДЕНО Вр.и.о. директора МБОУ ЕСОШ №7 им. О. Казанского ______________/В.С.Губина / Приказ № 226 от 29.08.2025 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
(общеинтеллектуальное направление)
для обучающихся 1 «А» класса
Составитель: Антонова Лариса Юрьевна
учитель начальных классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального Закона «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ от 29.12.2012г.).
- ФОП начального общего образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 “Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования” (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 569 от 18.07.2022 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования” (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676);
- Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процессаобученияивоспитаниягосударственныхсимволовРоссийскойФедерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
- Концепции фундаментального ядра содержания общего образования.
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников.
- Устава МБОУ ЕСОШ №7 им. О. Казанского.
- Учебного плана МБОУ ЕСОШ №7 им. О. Казанского ст. Егорлыкской на 2025-2026 учебный год.
Согласно учебному плану на изучение курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» в 1 классе отводится пишем 33 часа из расчёта 1 час в неделю.
Срок реализации рабочей программы 1 год.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественнонаучная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1класс
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1класс
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих
личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- Осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу;
- планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
- оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- представление о роли денег в семье и обществе;
- умение характеризовать виды и функции денег;
- знание источников доходов и направлений расходов семьи;
- умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
- определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
- проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название раздела | Ко-во часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ЦОР |
1 | Блок «Читательская грамотность» | 8 | https://shkola26vorkuta-r11.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/200/3470/FG_Trenazher_1_klass_._Polnaya_versiya_1_compressed.pdf |
2 | Блок «Математическая грамотность» | 8 | |
3 | Блок «Финансовая грамотность» | 8 | |
4 | Блок «Естественно-научная грамотность» | 9 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Ко-во часов | Дата проведения | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ЦОР |
1 | Блок «Читательская грамотность». Виталий Бианки. Лис и мышонок. | 1 | 04.09.2025 | https://shkola26vorkuta-r11.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/200/3470/FG_Trenazher_1_klass_._Polnaya_versiya_1_compressed.pdf |
2 | Русская народная сказка. Мороз и заяц. | 1 | 11.09.2025 | |
3 | Владимир Сутеев. Живые грибы. | 1 | 18.09.2025 | |
4 | Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко. | 1 | 25.09.2025 | https://shkola26vorkuta-r11.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/200/3470/FG_Trenazher_1_klass_._Polnaya_versiya_1_compressed.pdf |
5 | Михаил Пляцковский. Урок дружбы. | 1 | 02.10.2025 | |
6 | Грузинская сказка. Лев и заяц. | 1 | 09.10.2025 | |
7 | Русская народная сказка. Как лиса училась летать. | 1 | 16.10.2025 | https://shkola26vorkuta-r11.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/200/3470/FG_Trenazher_1_klass_._Polnaya_versiya_1_compressed.pdf |
8 | Евгений Пермяк. Четыре брата. | 1 | 23.10.2025 | |
9 | Блок «Математическая грамотность». Про курочку Рябу, золотые и простые яйца. | 1 | 06.11.2025 | |
10 | Про козу, козлят и капусту. | 1 | 13.11.2025 | https://shkola26vorkuta-r11.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/200/3470/FG_Trenazher_1_klass_._Polnaya_versiya_1_compressed.pdf |
11 | Про петушка и жерновцы. | 1 | 20.11.2025 | |
12 | Как петушок и курочка делили бобовые зёрнышки. | 1 | 27.11.2025 | |
13 | Про наливные яблочки. | 1 | 04.12.2025 | https://shkola26vorkuta-r11.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/200/3470/FG_Trenazher_1_klass_._Polnaya_versiya_1_compressed.pdf |
14 | Про Машу и трёх медведей. | 1 | 11.12.2025 | |
15 | Про старика, старуху, волка и лисичку. | 1 | 18.12.2025 | |
16 | Про медведя, лису и мишкин мёд. | 1 | 25.12.2025 | https://shkola26vorkuta-r11.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/200/3470/FG_Trenazher_1_klass_._Polnaya_versiya_1_compressed.pdf |
17 | Блок «Финансовая грамотность». За покупками. | 1 | 15.01.2026 | |
18 | Находчивый колобок. | 1 | 22.01.2026 | |
19 | День рождения Мухи – Цокотухи. | 1 | 29.01.2026 | https://shkola26vorkuta-r11.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/200/3470/FG_Trenazher_1_klass_._Polnaya_versiya_1_compressed.pdf |
20 | Буратино и карманные деньги. | 1 | 05.02.2026 | |
21 | Кот Василий продаёт молоко. | 1 | 12.02.2026 | |
22 | Лесной банк. | 1 | 26.02.2026 | https://shkola26vorkuta-r11.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/200/3470/FG_Trenazher_1_klass_._Polnaya_versiya_1_compressed.pdf |
23 | Как мужик и медведь прибыль делили. | 1 | 05.03.2026 | |
24 | Как мужик золото менял. | 1 | 12.03.2026 | |
25 | Блок «Естественно-научная грамотность». Как Иванушка хотел попить водицы. | 1 | 19.03.2026 | https://shkola26vorkuta-r11.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/200/3470/FG_Trenazher_1_klass_._Polnaya_versiya_1_compressed.pdf |
26 | Пятачок, Винни Пух и воздушный шарик. | 1 | 26.03.2026 | |
27 | Про репку и другие корнеплоды. | 11 | 09.04.2026 | |
28 | Плывёт, плывёт кораблик. | 1 | 16.04.2026 | https://shkola26vorkuta-r11.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/200/3470/FG_Trenazher_1_klass_._Polnaya_versiya_1_compressed.pdf |
29 | Про Снегурочку и превращения воды. | 1 | 23.04.2026 | |
30 | Как делили апельсин. | 1 | 30.04.2026 | |
31 | Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду. | 1 | 07.05.2026 | https://shkola26vorkuta-r11.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/200/3470/FG_Trenazher_1_klass_._Polnaya_versiya_1_compressed.pdf |
32 | Иванова соль. | 1 | 14.05.2026 | |
33 | Владимир Сутеев. Яблоко. | 1 | 21.05.2026 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Буряк М.В., Шейкина С.А., Функциональная грамотность. 1 класс, методическое пособие. Издательство «Планета», 2025.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
- https://shkola26vorkuta-r11.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/200/3470/FG_Trenazher_1_klass_._Polnaya_versiya_1_compressed.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"
Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Рабочая программа "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование занятий. Полностью соответствует требованиям ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению" в 1 классе.
Курс внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» реализуется с 1 по 4 класс, рассчитан на 135 часов всего, в первом классе 33 часа в год, 1 час в неделю.Рабоча...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Грамотный читатель".
Цель курса: формирование у учащихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Грамотный читатель" 4 класс
Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Срок реализации - 1 год, 34 часа.Содержит разделы: "Результаты освоения курса внеурочной...
