" Пальчиковая гимнастика, как средство разития речи детей" учебно-методический материал
методическая разработка (2 класс)
Различные пальчиковые игры для развития речи детей.дают пальцам полноценный отдых ,развивают ловкость ,подвижность и способствуют развитию речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка учителя-дефектолога
МБОУ «Песчановская СОШ»Калининой Светланы Владимировны
«Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей»
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Главная цель пальчиковой гимнастики – стимулирование мозговой деятельности ребёнка, посредством развития мелкой моторики рук, подготовка руки к письму, снятие усталости и напряжения при письме.
Упражнения, используемые при проведении пальчиковой гимнастики, дают пальцам полноценный отдых, кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а весёлые стишки помогают ученикам снять эмоциональное напряжение и способствуют развитию речи.
Данный дидактический материал может быть использован педагогами коррекционных школ, логопедами, воспитателями дошкольных и школьных специальных учреждений, а также родителями.
«Колечко»
Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.
«Дружат добрые зверята»
Дружат добрые зверята,
(пальцы рук соединяются в «замок»)
Дружат малые зайчата,
(ритмичное касание мизинцев обеих рук)
Дружат в озере бобры,
(ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук)
Дружат в небе комары,
(ритмичное касание средних пальцев обеих рук)
Дружат милые ежата,
(ритмичное касание указательных пальцев обеих рук)
Дружат даже медвежата.
(ритмичное касание больших пальцев обеих рук)
Вот как разыгрались,
По лесу разбежались!
(руки опустить, потрясти кистями)
«В гости»
В гости к пальчику большому
(выставляются вверх большие пальцы обеих рук)
Приходили прямо к дому («дом»):
Указательный и средний,
(поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно)
Безымянный и последний –
Сам мизинчик – малышок
(пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы)
Постучался на порог.
(кулаки стучат друг о друга)
Вместе пальчики – друзья,
(ритмичное сжимание пальцев в кулаки)
Друг без друга им нельзя. (Дети выполняют движения в соответствии с текстом, и проговаривают текст.)
Будут ручки у меня ловкие, умелые! ( стучать пальцами по столу, сжимать, разжимать)
Посмотри: моя ладошка, как веселая гармошка! ( ладони повернуты вниз, пальцы сжаты)
Пальчики я раздвигаю, а потом опять сдвигаю.
Раз. два, три, раз, два, три. Я играю, посмотри! - раздвигать сжатые кулачки, изображая гармонь
«Пальчики»
Раз, два, три, четыре, пять, (сжимают и разжимают кулачки)
Мы пошли в лесок гулять.
Этот пальчик по дорожке, (загибают пальчики, начиная с большого пальчика)
Этот пальчик по тропинке,
Этот пальчик за грибами,
Этот пальчик за малиной,
Этот пальчик заблудился,
Очень поздно возвратился.
*****
Раз, два, три, четыре, пять.
Ходят пальчики опять.
От мизинца - до большого,
А потом к мизинцу снова.
Раз, два, три, четыре, пять.
Будут пальцы отдыхать!
Наши нежные цветки – пальцы сжаты в кулачки
Распускают лепестки – раскрыть пальцы
Ветерок чуть дышит, лепестки колышит. – пошевелить пальцами
Наши чудные цветки закрывают лепестки – пальцы сжать в кулачки
Тихо засыпают, головой качают - вращать кистями рук
1, 2, 3, 4, 5, (дети попеременно сгибают пальцы, начиная с мизинца)
«За грибами»
Мы грибы идем искать.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот – в миску все кидал,
Этот пальчик все-все съел,
Оттого и потолстел!
«Снеговик»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики по одному, начиная с большого.)
Мы во двор пришли гулять. («идут « по столу пальчиками)
Бабу снежную лепили, («лепят» комочек двумя ладошками)
Птичек крошками кормили, (крошащие движения всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись. (кладут ладони на стол то одно, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли. (отряхивают ладошки)
*****
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.
*****
Ежик топал по дорожке
И грибочки нёс в лукошке.
Чтоб грибочки сосчитать,
Нужно пальцы загибать.
Дети загибают по очереди пальцы сначала палевой, потом на правой руке.
В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки.
Повторяют упражнение несколько раз.
*****
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять —
Начинаем разгибать.
Дети вытягивают руки вперёд, сжимают пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабляют их и разжимают. Повторяют упражнение несколько раз.
*****
Пальцы вытянулись дружно,
А теперь сцепить их нужно.
Кто из пальчиков сильнее?
Кто других сожмёт быстрее?
Дети сцепляют выпрямленные пальцы обеих рук (без большого) и, не сгибая, сильно прижимают их друг к другу, зажимая каждый палец между двумя другими. Затем опускают руки и слегка трясут ими. Повторяют упражнение несколько раз.
Дети сжимают левую руку в кулачок, а правой обхватывают его и сильно сжимают.
«Апельсин»
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька — для ежа,
Эта долька — для чижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
Ну а волку — кожура.
Покрутить сжатым кулаком левой руки. Растопырить пальцы правой руки. Левая рука сжата в кулак, отогнуть мизинец. Отогнуть безымянный палец. Отогнуть средний палец. Отогнуть указательный палец. Отогнуть большой палец.
Волк сердит на нас, беда!
Разбегайтесь кто куда!
Ладонь повернуть тыльной стороной кверху, округлить пальцы и погладить «кожуру». Ладони соприкасаются основаниями, чуть согнутые пальцы постукивают по пальцам другой руки, как волчьи зубы. Руки «разбегаются» по коленям.
«Овощи»
У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке:
Дети делают ладошки «корзинкой».
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
Сгибают пальчики, начиная с большого.
Наша Зина - молодец!
Показывают большой палец.
«Фруктовая ладошка»
Этот пальчик - апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик - слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик - абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик - груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик - ананас,
Поочередно разгибают пальчики из кулачка,
начиная с большого.
Фрукт для вас и для нас.
Показывают ладошками вокруг и на себя.
«Журавли»
— «До свиданья, до свиданья,
— Возвращайтесь поскорей!»
— Провожаем, провожаем
— В путь-дорогу журавлей.
Машем ручкой вслед птицам.
— Крылышками машем:
— «До свиданья, Маша!
— Полетели мы на юг,
— Вспоминай нас, добрый друг!»
Ладошками изображаются крылья птиц.
Список использованной литературы и интернет-ресурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное развивающие занятия по развитию речи с элементами пальчиковой гимнастики. Тема: Лесные ягоды
Цель: формировать представления о ягодах,познакомить детей с понятиями «облепиха», «черника», учить составлять рассказ по плану.Коррекционно-образовательные цели: Расширить знания о разнови...

Пальчиковая гимнастика как коррекционно-развивающее средство на уроках для детей с особыми образовательными потребностями
Обобщение опыта. Использование пальчиковой гимнастики на уроках письма и развития речи в специальных (коррекционных) классах VIII вида....

Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников
Регулярное применение пальчиковой гимнастики у дошкольников способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и...

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики сти...

Коррекция нарушений мелкой моторики средствами пальчиковой гимнастики у детей с интеллектуальными нарушениями
Коррекция нарушений мелкой моторики, средствами пальчиковой гимнастики, проходит в следующих направлениях: Пальчиковая гимнастика (игры с пальцами...

Пальчиковые игры как средство активизации речи детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - процесс активизации речи детей младшего дошкольного возраста будет эффективным, если в процессе непосредственной образовательной деятельности будут использоваться различные пал...

Коррекция нарушений мелкой моторики, средствами пальчиковой гимнастики для детей с интеллектуальными нарушениями
Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Исследователи, изучающие механизм речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, по...
