Зашумленные картинки как способ повышения зрительного восприятия детей
материал

Андросова Надежда Михайловна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зашумленные картинки как способ повышения зрительного восприятия детей.

   Качество распознавания зрительных образов и манипулирование ими в умственном плане важны, как нигде в школе.( русский язык, чтение.)

  У многих младших школьников есть проблемы в обучении, связанные с низким уровнем состояния зрительного восприятия детей. От этого зависит навык качественного чтения и письма. Чем лучше ученик распознаёт зрительные образы, тем быстрее и лучше овладеет он письмом и чтением.

  Так что связь между базовыми учебными навыками и развитостью зрительного восприятия практически прямая.

   В дошкольном детстве  происходит интенсивное развитие функций, обеспечивающих зрительно-пространственное различение предметов. Например,

  1. начиная с шести лет, поле зрения дошкольника быстрыми шагами приближается к полю зрения взрослого по величине;
  2. острота зрения формируется до семи лет

     Не у всех здоровых дошкольников подобные функции успевают сформироваться к первому классу. А есть ведь ещё дети с ОВЗ, находящиеся на инклюзивном обучении и имеющие задержку развития изначально.

      Как определить недостатки зрительно-пространственного восприятия у детей младших классов ?

     1. пишет зеркально;

2.ученику с трудом удаётся запоминать, как выглядят буквы, цифры, отдельные графические элементы; он путает их по сходству или конфигурации, не дописывает элементы или добавляет лишние;

3.при чтении долго не может припомнить буквы, переставляет буквы и слоги в словах, что затрудняет понимание читаемого.

4.путает геометрические фигуры, заменяет сходные по форме.

     Лучше бы  эти проблемы решить в дошкольном возрасте. Но если  у ребенка –школьника  есть эти проблемы, учителю необходимо это исправлять, применяя различные методы и приемы.

Как  доразвить зрительное восприятие у школьников?

Один из распространённых способов – зашумлённые картинки.

Анализ зашумлённых картинок

Цель дидактической игры: узнавание предметов по их контурам среди нескольких наложенных изображений. Предъявите  несложный рисунок с контурами четырёх предметов, лежащих поверх друг друга (пример зашумлённого изображения). 

Предложение: рассмотри картинку, а потом назови всё, что здесь нарисовано. Когда предмет ребёнком узнан, предложите: обведи его пальчиком.

Обратите внимание! Соскальзывает ли при обведении контура предмета на другие изображения или нет. Соскальзывание – это минус зрительному восприятию.

Если ребёнок ещё не показал все фигуры, но уже бездействует, стимулируйте вопросами: а что-нибудь ещё есть на картинке? Покажи, пожалуйста.

Если ребёнок обвёл предмет правильно, но затрудняется его назвать, то это не ошибка восприятия, а скорее, признак педагогической запущенности.

Получив небольшое представление о воспитаннике, можно подбирать материал для работы. В интернете много карточек с наложенными картинками, будет нетрудно подобрать подходящие.

Предъявлять зашумлённые картинки надо от простого к сложному.

Парные зашумлённые изображения

Это усложнение

Цель: формирование навыков последовательного зрительного обследования и нахождения отличий

Предложим ученику рассмотреть парные изображения (на этапе обучения они минимально друг от друга отличаются). Найти, назвать и показать отличия.

1. Поначалу на одной картинке чего-то не достаёт или добавляется лишний предмет. Затем число лишних или добавленных предметов возрастает до 5

 https://mama-pomogi.ru/images/OldImages/2019/saschumlennye-kartink5.jpg

 Игру полезно  проводить от простого к сложному.

https://mama-pomogi.ru/images/OldImages/2019/saschumlennye-kartink3-min.jpg

https://mama-pomogi.ru/images/OldImages/2019/saschumlennye-kartink4-min.jpg

2. Потом задание посложнее, например, чем отличаются контуры предметов на парных  картинках.

 

https://mama-pomogi.ru/images/OldImages/2019/saschumlennye-kartinki-min.jpg

https://mama-pomogi.ru/images/OldImages/2019/saschumlennye-kartink2-min.jpg

Создание наложенных изображений

   Процесс создания зашумлённых картинок своими руками повышает мотивацию к занятию, поскольку процесс творческий. Ребятам постарше интересно, а как это сделано. Они начинают присматриваться, анализировать. Спрашивают, почему картинки называются зашумлёнными.

Показываем самые простые способы, как это можно нарисовать вручную и на компьютере. Зашумлённые картинки

Затем ребятишки самостоятельно предлагают разные варианты зашумления. После самостоятельной работы, приводящей к пониманию устройства наложенных друг на друга изображений, анализ улучшается даже на письме.  Дети начинают сравнивать: где правильно написано, где неправильно и почему. Значит улучшается самоконтроль. Лишний раз убеждаешься, что лучше всего учит личный опыт: делаю - узнаю - понимаю - контролирую себя.

Варианты игры в наложенными изображениями

1. Найти и выделить среди овощей – фрукт (или наоборот: фрукт среди контуров овощей).
2. Найти и выделить среди контуров домашних животных – дикого зверя (или наоборот).
3. Найти и выделить указанную цифру и букву.
4. Отыскать среди силуэтов морских животных – контур сухопутного животного.
5. Выделить контуры животных жарких стран.
6. Отыскать и выделить указанную геометрическую фигуру (либо несколько геометрических фигур).
8. Выделить силуэты северных животных.
9. Найти и выделить среди силуэтов домашних птиц – дикую (или наоборот).
10. Найти контур животного посреди насекомых.
11. Найти среди ветвей контуры животных и/или птиц.

Указанный контур дети могут выделить разными способами:

• обвести, заштриховать, раскрасить прозрачными красками или светлыми фломастерами (чтобы было видно контур), карандашами, восковыми мелками или пастелью;
• закрасить контур клеем ПВА, а затем посыпать песком, манкой, солью;
• вырезать силуэт ножницами.

Создание зашумленных картинок возможно при помощи трафаретов.

Применение этого приема дает хорошие результаты. Но для этого необходимы дополнительные занятия с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.

Структура зрительного анализатора человекаРабота тифлопедагога по развитию зрительного восприятия.Лечебные компьютерные программыРазвивающие компьютерные игрыРазработки в программе Microsoft Off...

Особенности восприятия информации как способ повышения уровня обученности учащихся

Каждый знает, что мы воспринимаем мир с помощью органов чувств: мы видим картины, мы слышим звуки, мы ощущаем запахи и вкусы. В НЛП те пути, по которым мы получаем, храним и кодируем информацию извест...

Развитие зрительного восприятия. Выделение буквенных форм. (дети с ОВЗ)

Цель:  формирование и развитие зрительного восприятия. Выделение буквенных форм.  Задачи:•развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, исключения),•развитие концентраци...

Технологическая карта занятия по развитию зрительного восприятия

Технологическая карта занятия по развитию зрительного восприятия в 1 классе общеобразовательной школы по общедидактической теме "Зима"....

Методические подходы коррекции слухового и зрительного восприятия детей младшего школьного возраста с ТМНР.

В статье рассказывается о методических подходах коррекции слухового и зрительного восприятия детей младшего школьного возраста с ТМНР; рассматриваются инновационные и традиционные технологии работы по...

Развитие зрительного восприятия детей с ОВЗ с помошью игры "Зашумленные буквы"

Наибольшей эффективностью в формировании всех зрительных функций у  младшего школьника обладают сенсибилизированные зашумленные предметные картинки.Игра "Зашумленные буквы"Цель:...

Технологическая карта открытого занятия. "Развитие зрительного восприятия. Дорога домой"

Открытое занятие для учащихся 2 классов, обучающихся по АООП 7.2...