Зашумленные картинки как способ повышения зрительного восприятия детей
материал
.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Зашумленные картинки как способ повышения зрительного восприятия детей.
Качество распознавания зрительных образов и манипулирование ими в умственном плане важны, как нигде в школе.( русский язык, чтение.)
У многих младших школьников есть проблемы в обучении, связанные с низким уровнем состояния зрительного восприятия детей. От этого зависит навык качественного чтения и письма. Чем лучше ученик распознаёт зрительные образы, тем быстрее и лучше овладеет он письмом и чтением.
Так что связь между базовыми учебными навыками и развитостью зрительного восприятия практически прямая.
В дошкольном детстве происходит интенсивное развитие функций, обеспечивающих зрительно-пространственное различение предметов. Например,
- начиная с шести лет, поле зрения дошкольника быстрыми шагами приближается к полю зрения взрослого по величине;
- острота зрения формируется до семи лет
Не у всех здоровых дошкольников подобные функции успевают сформироваться к первому классу. А есть ведь ещё дети с ОВЗ, находящиеся на инклюзивном обучении и имеющие задержку развития изначально.
Как определить недостатки зрительно-пространственного восприятия у детей младших классов ?
1. пишет зеркально;
2.ученику с трудом удаётся запоминать, как выглядят буквы, цифры, отдельные графические элементы; он путает их по сходству или конфигурации, не дописывает элементы или добавляет лишние;
3.при чтении долго не может припомнить буквы, переставляет буквы и слоги в словах, что затрудняет понимание читаемого.
4.путает геометрические фигуры, заменяет сходные по форме.
Лучше бы эти проблемы решить в дошкольном возрасте. Но если у ребенка –школьника есть эти проблемы, учителю необходимо это исправлять, применяя различные методы и приемы.
Как доразвить зрительное восприятие у школьников?
Один из распространённых способов – зашумлённые картинки.
Анализ зашумлённых картинок
Цель дидактической игры: узнавание предметов по их контурам среди нескольких наложенных изображений. Предъявите несложный рисунок с контурами четырёх предметов, лежащих поверх друг друга (пример зашумлённого изображения).
Предложение: рассмотри картинку, а потом назови всё, что здесь нарисовано. Когда предмет ребёнком узнан, предложите: обведи его пальчиком.
Обратите внимание! Соскальзывает ли при обведении контура предмета на другие изображения или нет. Соскальзывание – это минус зрительному восприятию.
Если ребёнок ещё не показал все фигуры, но уже бездействует, стимулируйте вопросами: а что-нибудь ещё есть на картинке? Покажи, пожалуйста.
Если ребёнок обвёл предмет правильно, но затрудняется его назвать, то это не ошибка восприятия, а скорее, признак педагогической запущенности.
Получив небольшое представление о воспитаннике, можно подбирать материал для работы. В интернете много карточек с наложенными картинками, будет нетрудно подобрать подходящие.
Предъявлять зашумлённые картинки надо от простого к сложному.
Парные зашумлённые изображения
Это усложнение
Цель: формирование навыков последовательного зрительного обследования и нахождения отличий
Предложим ученику рассмотреть парные изображения (на этапе обучения они минимально друг от друга отличаются). Найти, назвать и показать отличия.
1. Поначалу на одной картинке чего-то не достаёт или добавляется лишний предмет. Затем число лишних или добавленных предметов возрастает до 5
Игру полезно проводить от простого к сложному.
2. Потом задание посложнее, например, чем отличаются контуры предметов на парных картинках.
Создание наложенных изображений
Процесс создания зашумлённых картинок своими руками повышает мотивацию к занятию, поскольку процесс творческий. Ребятам постарше интересно, а как это сделано. Они начинают присматриваться, анализировать. Спрашивают, почему картинки называются зашумлёнными.
Показываем самые простые способы, как это можно нарисовать вручную и на компьютере.
Затем ребятишки самостоятельно предлагают разные варианты зашумления. После самостоятельной работы, приводящей к пониманию устройства наложенных друг на друга изображений, анализ улучшается даже на письме. Дети начинают сравнивать: где правильно написано, где неправильно и почему. Значит улучшается самоконтроль. Лишний раз убеждаешься, что лучше всего учит личный опыт: делаю - узнаю - понимаю - контролирую себя.
Варианты игры в наложенными изображениями
1. Найти и выделить среди овощей – фрукт (или наоборот: фрукт среди контуров овощей).
2. Найти и выделить среди контуров домашних животных – дикого зверя (или наоборот).
3. Найти и выделить указанную цифру и букву.
4. Отыскать среди силуэтов морских животных – контур сухопутного животного.
5. Выделить контуры животных жарких стран.
6. Отыскать и выделить указанную геометрическую фигуру (либо несколько геометрических фигур).
8. Выделить силуэты северных животных.
9. Найти и выделить среди силуэтов домашних птиц – дикую (или наоборот).
10. Найти контур животного посреди насекомых.
11. Найти среди ветвей контуры животных и/или птиц.
Указанный контур дети могут выделить разными способами:
• обвести, заштриховать, раскрасить прозрачными красками или светлыми фломастерами (чтобы было видно контур), карандашами, восковыми мелками или пастелью;
• закрасить контур клеем ПВА, а затем посыпать песком, манкой, солью;
• вырезать силуэт ножницами.
Создание зашумленных картинок возможно при помощи трафаретов.
Применение этого приема дает хорошие результаты. Но для этого необходимы дополнительные занятия с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.
Структура зрительного анализатора человекаРабота тифлопедагога по развитию зрительного восприятия.Лечебные компьютерные программыРазвивающие компьютерные игрыРазработки в программе Microsoft Off...

Особенности восприятия информации как способ повышения уровня обученности учащихся
Каждый знает, что мы воспринимаем мир с помощью органов чувств: мы видим картины, мы слышим звуки, мы ощущаем запахи и вкусы. В НЛП те пути, по которым мы получаем, храним и кодируем информацию извест...

Развитие зрительного восприятия. Выделение буквенных форм. (дети с ОВЗ)
Цель: формирование и развитие зрительного восприятия. Выделение буквенных форм. Задачи:•развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, исключения),•развитие концентраци...

Технологическая карта занятия по развитию зрительного восприятия
Технологическая карта занятия по развитию зрительного восприятия в 1 классе общеобразовательной школы по общедидактической теме "Зима"....
Методические подходы коррекции слухового и зрительного восприятия детей младшего школьного возраста с ТМНР.
В статье рассказывается о методических подходах коррекции слухового и зрительного восприятия детей младшего школьного возраста с ТМНР; рассматриваются инновационные и традиционные технологии работы по...

Развитие зрительного восприятия детей с ОВЗ с помошью игры "Зашумленные буквы"
Наибольшей эффективностью в формировании всех зрительных функций у младшего школьника обладают сенсибилизированные зашумленные предметные картинки.Игра "Зашумленные буквы"Цель:...
Технологическая карта открытого занятия. "Развитие зрительного восприятия. Дорога домой"
Открытое занятие для учащихся 2 классов, обучающихся по АООП 7.2...






