Как повысить уровень финансовой грамотности младших школьников на уроке и в формате внеурочной деятельности: подходы и пути решения задачи.
статья
Актуальность проблемы недостаточности финансовой грамотности населения кардинально выросла . Деньги – одна из самых загадочных вещей в мире. Но самое главное и самое странное – нигде не учат людей, как им управлять своими деньгами в обычной жизни. А ведь это очень важно, потому что часто потратить хочется гораздо больше денег, чем у тебя есть. Если не знать, как это правильно сделать, можно остаться и без денег, и без нужных вещей. Начинать образование граждан в области экономики и финансов нужно как можно раньше – ещё со школы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.38 КБ |
Предварительный просмотр:
« Как повысить уровень финансовой грамотности младших школьников на уроке и в формате внеурочной деятельности: подходы и пути решения задачи.»
Актуальность проблемы недостаточности финансовой грамотности населения кардинально выросла . Деньги – одна из самых загадочных вещей в мире. Но самое главное и самое странное – нигде не учат людей, как им управлять своими деньгами в обычной жизни. А ведь это очень важно, потому что часто потратить хочется гораздо больше денег, чем у тебя есть. Если не знать, как это правильно сделать, можно остаться и без денег, и без нужных вещей. Начинать образование граждан в области экономики и финансов нужно как можно раньше – ещё со школы.
Наша школа участвовала в проекте «Твой капитал».Его целью было приобретение элементарных навыков поведения в условиях рынка, создание понятийной основы для дальнейшего, более глубокого изучения экономики и повышения финансовой грамотности .
В рамках этого проекта была проведена стартовая диагностика,где был выявлен низкий уровень финансовой грамотности у школьников.
Поэтому возникла необходимость начать образование в области экономики и финансов как можно раньше – ещё с начальных классов.
Активными участниками проекта были не только школьники, но и их родители.Они участвовали в роли волонтёров(добровольных помощников школы),экспертов(консультантов,имеющих профессиональную подготовку),авторов идей(разработчиков творческих проектов).
В мероприятиях проекта «Мой капитал»вместе со школьниками принимали участие представители банка «Возрождение».После подведения итогов детям были вручены сладкие торты.
Изучением азов финансовой грамотности я занимаюсь с обучающимися не только на уроках математики, окружающего мира, но и на занятиях внеурочной деятельности по курсу: «Экономика: первые шаги». В программу занятий введены экскурсии в банк, магазин, в музей. Для некоторых заданий использую творческие тетради-альбомы. Для запоминания и правильного написания, произношения экономических терминов мною издан «Толковый словарь экономических терминов».
На стенде я представила свою методическую копилку «Игру-квест по финансовой грамотности «Деньги любят счёт», «Брейн – ринг» (Викторина)
«Мы, ребята, деловые», Занятие внеурочной деятельности
по курсу «Экономика:первые шаги»
, Тема : «Мир денег ».(урок-игра).К уроку приложила разработанную таблицу и раздаточный материал.
В процессе обучения я использовала.
1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся.
2. Методы диалога
3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора.
4. Игровые методы.
5. Методы диагностики и самодиагностики.
6. Технологии критического мышления.
7. Информационно-коммуникационные технологии.
8. Технологии коллективного метода обучения.
При изучении основ финансовой грамотности предполагалсь преобладание активных и интерактивных методов обучения. Например:
Мозаика
Этот метод может быть использован при ответе на вопросы или решении задач.
- Класс делится на группы. В каждой группе число человек соответствует количеству задач.
- Членам группы случайным образом (например, на каждом столе лежат карточки с номерами номером вниз) присваиваются номера, соответствующие номеру задачи.
- Ученики пересаживаются таким образом, чтобы за одним столом оказались игроки с одинаковыми номерами, которые вместе решают задачу (задачи), соответствующую их номерам.
- Все возвращаются в свои команды, и каждый «эксперт» представляет свою задачу остальным членам команды.
- Из каждой команды к доске вызывают игроков для решения задач, в которых они не были экспертами.
«Один — два — вместе»
Тестовые задания с открытым ответом, задания, связанные с объяснением смысла (например, пословиц), могут также выполняться в группах следующим образом. На первом этапе каждый член группы пишет собственный ответ, далее ученики объединяются по двое и на основе индивидуальных ответов составляют общий, стараясь не потерять идеи каждого. На следующем шаге создают группу из двух или трёх пар и вырабатывают общий ответ. По этой методике может быть разработан эскиз постера, если он выполняется группой. В этом случае лучше ограничиться четырьмя участниками.
Мозговой штурм
В групповых проектах, например организации праздника в классе, эффективно начинать работу с мозгового штурма. В зависимости от количества участников идеи могут выдвигаться индивидуально или от группы. Роль ведущего, обязанностью которого является фиксирование идей, может исполнять учитель или ученик. На первом этапе важно чётко сформулировать проблему, которая должна быть решена. На втором этапе идеи выдвигаются, фиксируются, но не оцениваются. Число идей не ограничено. Третий этап посвящён группировке идей, близких по содержанию, оценке и отбору.
Мини-исследование
Поскольку цель курса — вовлечение школьников в реальную жизнь, формирование активной жизненной позиции и ответственности, исследовательская деятельность является, вероятно, самым эффективным методом обучения. Любое исследование предполагает определение цели, сбор, обработку и анализ информации, оценку полученных результатов. Естественно, что учащиеся 2–4 классов находятся на разных этапах освоения этой деятельности. Для проведения мини-исследования используется один источник, результаты представляются в простой форме, например в виде таблицы или короткого текста.
Кейс
Говоря об учебном кейсе, имеется в виду ситуация из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Для младших детей ситуация может быть приближенной к реальной, но упрощённой.
Для определенного класса с учётом уровня подготовки учащихся педагог имеет возможность самостоятельно подобрать метод для разъяснения материала по финансовой грамотности.
Формирование финансовой грамотности происходит на уроках математики, где младшие школьники получают элементарные представления о видах собственности, семейных доходах и расходах, разумных тратах, карманных деньгах и рациональном их расходовании, стоимости школьного имущества. Уже в начальных классах учащиеся начинают освоение основных терминов, составляющих суть экономики: собственность, производство, торговля, товар, рынок, деньги, цена и др.
Были достигнуты следующие результаты:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги.
Не зря в народе звучит вековая мудрость:»Нажить много денег – храбрость,сохранить их – мудрость,а умело расходовать – искусство.»
Получив финансовые знания, ребенок сможет более осознанно подумать о своем будущем. При управлении личными финансами он сможет принимать разумные решения, формировать у себя правильные финансовые привычки и использовать свои знания на практике. Финансово образованный человек способен сам выбирать наиболее привлекательные пути в жизни, создавая материальную основу для развития общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности»
Данный мастер-класс представляет собой практическое занятие с профессиональной аудиторией (учителя музыки) по теме «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки и...

Формирование экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира через внеурочную деятельность.
Из опыта работы....

Формирование экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира через внеурочную деятельность.
Из опыта работы....

Система работы по развитию творческих способностей младших школьников на уроках технологии и во внеурочной деятельности с применением региональных условий
Одна из задач трудового обучения является формирование и развитие творческих способностей младших школьников. Обучаясь, дети приобретают необходимые для творческого труда на...

Духовно - нравственное воспитание младших школьников через уроки литературного чтения и внеурочную деятельность
Духовно - нравственное воспитание младших школьников через уроки литературного чтения и внеурочную деятельность...

Программа "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности"
Программа содержит диагностические методики, а также формы и методы развития логического мышления на уроках и во внеурочной деятельности....
Формирование финансовой грамотности младших школьников на уроке через игровые приемы.
Статья посвящена вопросам формирования финансовой грамотности младших школьников. Рассматриваются методы и подходы к обу...