Главные вкладки
Продуктивное использование новых образовательных технологий
материал
.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 48.21 КБ | |
| 37.39 КБ | |
| 2.22 МБ | |
| 609.69 КБ | |
| 304.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека ЭОР для начальной школы
Ресурс | Адрес |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР) | http://school-collection.edu.ru |
Детские электронные презентации и клипы | |
Уроки для начальной школы от «Кирилл и Мефодий» и презентации уроков | http://nachalka.info/demo?did=1001902&lid=1005521 http://nachalka.school-club.ru/about/193/ |
Онлайновые разработки (развивающие игры, кроссворды) | http://www.nachalka.com/igrovaja |
Коллекция ЭОР «Открытый класс» " | |
RusEdu, архив учебных программ и презентаций представлены материалы для проведения уроков в начальной школе | http://www.rusedu.ru/subcat_28.html |
Учительский портал: Представлены уроки, тесты, презентации, внеклассные мероприятия, интерактивная доска, контрольные работы, компьютерные программы | http://www.uchportal.ru/load/47-2-2 |
Видеоуроки, презентации | http://um-razum.ru/load/uchebnye_prezentacii/nachalnaja_shkola/18 |
Социальная сеть работников образования. Представлены материалы для работы и для самообразования учителя начальной школы | |
Интегрированный урок в 4-м классе (история + труд) с использованием мультимедийных технологий и конструктора ЛЕГО на тему "Флот Петра I" | http://festival.1september.ru/articles/503879/ |
Преподавание предмета “информационные технологии” в начальной школе на основе использования сред lego + logo | http://ito.edu.ru/1998-99/b/zvereva-t.html |
Портал «Электронные образовательные ресурсы» |
Категории ресурсов ЕК ЦОР инновационные учебные материалы
Коллекции.
Картотека ЭОР по предметам
№ п/п | Описание ЭОР , окружающий мир | Адрес ресурса |
1 | Интерактивная онлайн - игра «Вещество и энергия»,3 кл «Из чего состоят вещества» (проведение опытов) Герой КОМИКС объясняет задание игры (щелкнуть мышкой на героя) Для самоконтроля есть два рычага: оранжевый «проверить» (если выполнено неправильно,предлагается повторить) синий «повторить (выполняют задание снова) | http://nachalka.info/demo?did=1001906&lid=1005525 игра № 1 |
2 | Экосистема озера | http://nachalka.info/demo?did=1001906&lid=1005525 |
3 | Интерактивная онлайн - игра «Экологическая система – ячейка живой оболочки Земли», «Изучи обитателей почвы»,3 кл Узнают о том,что и кто находится в почве. Герой КОМИКС объясняет задание игры (щелкнуть мышкой на героя) -Щёлкни по каждому изображению обитателей почвы и прочитай про них. Для самоконтроля есть два рычага: оранжевый «проверить» (если выполнено неправильно,предлагается повторить) синий «повторить (выполняют задание снова) | http://nachalka.info/demo?did=1001906&lid=1005525 игра № 4 |
4 | Интерактивная онлайн - игра «Экосистема луга «Что растения получают из почвы?»,3 кл Герой КОМИКС объясняет задание игры (щелкнуть мышкой на героя) - Выбери названия веществ, которые растения получают из почвы. (Перетаскиванием заполнят ячейки ,делают вывод.) Для самоконтроля есть два рычага: оранжевый «проверить» (если выполнено неправильно, предлагается повторить) синий «повторить (выполняют задание снова) | http://nachalka.info/demo?did=1001906&lid=1005525 игра № 7 |
5 | Интерактивная онлайн - игра «Экосистема леса «Помести изображения животных в соответствующую экосистему»,3 кл Герой КОМИКС объясняет задание игры (щелкнуть мышкой на героя) - Помести изображения животного в соответствующую экосистему. Обрати внимание, что некоторые животные могут обитать в разных экосистемах ,их изображения следует поместить сразу в несколько экосистем. (Перетаскиванием заполнят ячейки ,делают вывод.) Для самоконтроля есть два рычага: оранжевый «проверить» (если выполнено неправильно, предлагается повторить) синий «повторить (выполняют задание снова) | http://nachalka.info/demo?did=1001906&lid=1005525 игра № 9 |
6 | Наблюдаю за птицами Предлагаются вопросы и аудио и видеоматериалы для исследования (поиска ответа) Проверяют себя по эталону (раздел «Решение») | |
7 | Знакомлюсь с временами года Предлагаются вопросы и аудио и видеоматериалы для исследования (поиска ответа) -Научись подбирать одежду в соответствии с временами года. Проверяют себя по эталону (разделы: «Проверь себя» и «Решение») | |
8 | Тренируюсь узнавать о профессии Предлагаются вопросы и аудио и видеоматериалы для исследования (поиска ответа) -Попробуй представить себя взрослым. Кем ты хочешь стать? Чем различаются профессии друг от друга? Определи люди каких профессий какую работу выполняют и т.д. | |
9 | Узнаю,чем занимались люди в прошлом. Знакомятся с разными занятиями людей в давние времена (аудиозапись) Проверяют себя с помощью тест (в котором с помощь стрелки соединяют профессию и работу, подтверждают ответ) Работают со словариком. Проверяют себя по эталону (раздел «Решение») | |
10 | Познавательная онлайн флеш-игра для 1 кл - "Причинно-следственные связи" Флеш – игра «Причинно-следственные связи» способствует развитию воображения и логики. Играя онлайн ребенок научится понимать причинно-следственные связи и узнает больше об окружающем мире. Злой волшебник заколдовал путь в страну снов. Теперь никто не сможет увидеть сновидения. Ты можешь снять заклятье, пройдя познавательную онлайн флеш – игру для детей 6 – 7 лет «Причинно-следственные связи». Суть игры – правильно сопоставить картинки и составить из них пары. Игра управляется мышкой. Тебе даны 8 картинок. Начинать можно с любой картинки. Если кликаешь на рисунок из верхнего ряда, то пара ему будет из нижнего и наоборот. Твои правильные ответы показаны зелеными цифрами наверху слева, а красными – ошибочные ответы. | http://mumskids.ru/game/gameid/253 |
11 | 9 лет составь слово | http://mumskids.ru/game/gameid/330 |
12 | Птицы России Находят название нужной птицы. Дано изображение птицы. Описание птицы. Видео. (По навигации слева можно перейти в разделы: «Птицы водоёмов и «Птицы леса») | |
13 | Мир воды- озёра, реки,моря и океаны. (Можно выбрать любую тему) Байкал – голубая жемчужина Сибири. Иллюстрации и информация про озеро. | https://geograf.info/mir-vodee.html https://geograf.info/mir-vodee/baykal--golubaja-zhemchuzhina-sibiri.html |
14 | Необыкновенные рыбы. (Можно выбрать любую тему о рыбах) Рыбы – сенсации. Иллюстрации и информация про рыбу- сенсация. Находят ответ на вопрос почему о рыбе так говорят.. | https://geograf.info/neobyknovennie-ryby.html https://geograf.info/neobyknovennie-ryby/ryby-sensacii.html |
15 | Интересные птицы. (Можно выбрать любую тему о птицах) Птицы – строители. Узнают,почему этих птиц называют строителями,делают вывод. | https://geograf.info/interesnie-pticy.html https://geograf.info/interesnie-pticy/pticy-stroiteli.html |
16 | Ставлю опыты . Предлагаются вопросы и аудио и видеоматериалы для исследования (поиска ответа) Предлагается действовать как настоящие учёные. Ставится проблема. Предлагаются варианты решений. Что нужно сделать ,чтобы узнать кто прав? Опытным путем находят ответ. И т.д. | |
17 | Развитие растения из семени. Анимационный сюжет по развитию растения из семени на примере фасоли. | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f112d145-401f-4bde-a42d-18e694de3c6b/ResFile.SWF |
18 | Изучаю свойства воздуха | |
19 | Наблюдаю за птицами Расширяет кругозор и прививает любовь детей к окружающему его миру, развивает чувство прекрасного | |
20 | Ставлю опыты | |
21 | Узнаю, как образуется почва. | |
22 | Знакомит с составом почвы и ролью живых существ в её образовании | |
23 | Как животные готовятся к зиме? | |
24 | Расслабляющая музыка , пение птиц, шум воды, отзвуки природы , дождь | https://www.youtube.com/watch?v=qOap8GY4ti0 |
№ п/п | Описание ЭОР , технология | Адрес ресурса | |||
1 |
Интерактивное задание. Конструирование. | ||||
2 | Схема для изготовления открытки Иллюстрация. Заготовка для открытки | ||||
3 | Одежда вождя
Задание для индивидуальной работы, пазл | ||||
4 |
Демонстрация хода изготовления игрушки-оригами "Коробка" | ||||
5 | Этапы изготовления бумажной салфетки Видеофрагмент технологии изготовления поделки | ||||
6 | Мозаика Интерактивное задание | ||||
7 |
| ||||
8 | Составь замок
| ||||
9 | Архитектурные композиции Интерактивное задание. Задание для индивидуальной работы по составлению гармоничных вариантов строения | ||||
10 | Создай смешные рожицы Комическое вокруг нас. Конструирование. |
№ п/п | Описание ЭОР | Адрес ресурса | |
Музыка | |||
1 | Итальянская полька Аудиофрагмент Жанр: фортепианная миниатюра, Исполнитель: В.Камышов - фортепиано, Инструмент: Фортепиано | ||
2 | Биография русского композитора Римского-Корсакова Н.А. Гипертекст с иллюстрациями. Портрет композитора. | ||
3 | Русская классическая музыка Коллекция произведений русской классической музыки для учреждений общего и начального профессионального образования Российской Федерации используется для преподавания как предметов музыкального цикла по тематике "Русская классическая музыка", так и других школьных предметов, а также для организации внеурочной деятельности в учреждениях общего и начального профессионального образования. | ||
4 | Поиграем в музыкантов Предлагается послушать игру музыкантов. Затем детям самим предлагается поиграть . Щелкай по музыкантам в любом порядке, и они начнут играть вместе. Послушай, какая музыка у тебя получилась. Игра-тест на знание музыкальных инструментов. Работа со словариком. | ||
5 | «Гимн России» Есть одно произведение, стоящее отдельно. Это гимн России – самая главная песня о нашей Родине. Дан текст гимна. Тест. Работа со словариком: гимн, песня. Можно использовать во внеклассной работе. | ||
6 | Маршевая музыка Знакомятся через музыкальный фрагмент с маршевой музыкой. Делают вывод, что такое-марш. Рассматривают иллюстрации. Определяют ритмичность марша. Рассматривают разные виды марша. Работают со словариком. | ||
7 | Народные музыкальные инструменты Для исполнения музыки используются различные музыкальные инструменты. Посмотри и послушай, как звучат инструменты разных народов, населяющих нашу большую Родину. Как ты думаешь, почему они называются «народными» инструментами? Какие из них похожи друг на друга? (аудиофрагмент) Игра «Соотнеси звук инструмента и его картинку. Работа со словариком. (объясняются названия народных музыкальных инструментов) | ||
8 | Сайт Классической музыки. На сайте представлены: композиторы, исполнители, различные музыкальные произведения, музыкальный словарь и книги. | ||
9 | «Такие разные мелодии» Ресурс знакомит учащихся с мелодией как способом передачи настроения певца. Игра на соответствие песен и картинок. Упражнение на узнавание известных мелодий из фильмов и мультфильмов, описание настроения этих мелодий. Все музыкальные файлы хорошего качества. | ||
10 11. | «Узнаю о прошлом своей родины» Ресурс знакомит с прошлым Родины через знакомство с шуточной и русской народной песней, с народными инструментами. Содержит сведения о музыкальных произведениях. «Я живу в России» Знакомит с историей России. Ресурс содержит отрывки из произведения П.И. Чайковского и фрагмент народной песни в исполнении Ф. Шаляпина. ЭОР способствует воспитанию гражданских чувств. Позволяет испытать безграничную гордость за свою Родину. | ||
12 |
| ||
13 | «Песни детям» На этом сайте можно прослушать и абсолютно бесплатно скачать отечественные и зарубежные детские песни, песни из детских кинофильмов и мультфильмов, такие знакомые и любимые с детства. На сайте можно посмотреть и скачать мультфильмы для детей, прекрасные старые мультфильмы, несущие громадный заряд радости и добра. | ||
Изобразительное искусство | |||
1 | Волшебные краски Видеофрагмент. Элементарные основы рисунка | ||
2 | Смешение цветов Интерактивное задание | ||
3 | Работа над композицией Видеофрагмент. Рисование на темы и иллюстрирование сказок | ||
4 | Осень в произведениях искусства. Видеофрагмент. Отражение в искусстве человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу. | ||
5 | Красота вокруг нас. Посуда Гжели Видеофрагмент. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России | ||
6 | Рисую цветными пятнами С помощью тёплых и холодных тонов художники передают объёмность фигур, их расстояние до зрителя. Тёплый цвет зрительно приближает объект, а холодный – отдаляет его от зрителя. Кроме того, с помощью цвета можно передать настроение. Создай с помощью цветных пятен рисунок «Зимнее утро»., «Знойное лето» Главное, чтобы по рисунку было видно, что это зима, мороз. Используй в своей работе круглое, квадратное или звёздоподобное пятна, рисуй линии, подбирая толщину линий и величину пятен с помощью бегунка. Обсуди свою работу в классе. | ||
7 | Изучаю жостовскую роспись У многих людей дома есть красивые металлические подносы: чёрные, зелёные, синие, с красивыми цветами. Это жостовские подносы. (аудиофрагмент) Описание элементов жостовской росписи. Сравнение с изображением цветов в других художественных промыслах. | ||
8 | «Государственная Третьяковская галерея» Собрание музея уникально: одна из самых крупных коллекций русского изобразительного искусства в мире включает русскую живопись, графику,скульптуру, произведения декоративно-прикладного искусства ХІ - начала ХХІ веков. Особой гордостью Третьяковской галереи являются собрание древнерусских икон, картины художников-передвижников второй половины XIX века и коллекция русского авангарда. Эти бесценные сокровища составляют золотой фонд культурного наследия России. | https://artchive.ru/publications/28~Gosudarstvennaja_Tretjakovskaja_galereja | |
9 | Искусствоведческая викторина от Весёлого карандаша. ЦОР в занимательной форме. Может использоваться для обобщения и систематизации знаний в конце учебного года учащихся 3 класса (программа Б.М.Неменского) | http://www.openclass.ru/node/137042 | |
10 | Сокровища Российских музеев. ИОМ представляет зал Музея скульптуры С.Т. Коненкова, содержащий скульптуры «сказочного» цикла. Включает также изображения скульптур, текст-описание с гипертекстовым расширением. При помощи стрелочек-навигации можно передвигаться по комнатам ,смотреть, что находится вверху и т.д.
| http://eor-np.ru/taxonomy/term/770
| |
11 | Библиотека изобразительного искусства Библиотека предназначена для создания авторских галерей художников и различных собраний произведений искусств. Представлены : авторские галереи, коммерческие галереи, сборники, собрания, музеи, классика, творческие объединения и т.д. | ||
12. | «Работаю пастелью» Знакомство с техникой рисования пастелью. Ученики узнают из чего сделана пастель. Модуль учит отличать картины нарисованные пастелью от других работ. | ||
13. | «Делаю мозаику»Модуль знакомит с мозаикой. Звуковой файл. Яркие, красочные иллюстрации. Школьники узнают чем мазок отличается от мозаичного изображения. Собирают фреску при помощи кусочков смальты. Пробуют самостоятельно сложить целое изображение из отдельных частиц по образцу. Создают свою мозаику из яичной скорлупы. | ||
14. | «Расписываю дымковскую игрушку»Интересный видеосюжет о том, как работают с глиной. Ребёнок не только узнаёт об игрушке, но и может сам её разукрасить. Материал доступный, способствует развитию практических навыков | ||
15. | «Игры рисования онлайн» Здесь ты можешь раскрасить картинки с персонажами из мультфильма «Смешарики» | http://www.game01.ru/?id=41456 | |
16. | «Раскраски онлайн» Нашему вниманию предлагают игры раскраски. Здесь можно попробовать себя творчески проявить. Раскраски онлайн так же развивают наблюдательность. Дети постарше смогут проявить весь свой творческий потенциал ведь раскраски развивают восприятие, творческие способности, формируют эстетический вкус. | http://www.teremoc.ru/game/raskraski.htm | |
17. | «Учимся рисовать» В этом разделе подскажут и покажут, как можно научиться рисовать | http://www.teremoc.ru/ricynki/ricyn.php |
№ п/п | Описание ЭОР | Адрес ресурса |
Русский язык | ||
1 | Электронный тренажёр «Безударные гласные. Орфография» №1. | http://fcior.edu.ru/card/23723/bezudarnye-glasnye-orfografiya.html |
2 | Электронный тренажёр «Безударные гласные. Орфография» №2. | http://fcior.edu.ru/card/23748/bezudarnye-glasnye-orfografiya.html |
№ п/п | Описание ЭОР | Адрес ресурса |
Литературное чтение | ||
1 | Аудиоресурс «Толстой Л.Н. «Прыжок» | https://yadi.sk/d/HZAT6ucOdwtQM |
2 | Новый жанр - басня (N 190960) Задание: проверьте знания басен И. А. Крылова, ответив на вопросы теста (N 203380) Задание: соотнесите названия басен и персонажей (N 203161) | |
Предварительный просмотр:
«Использование метода проектов на уроках и во внеурочное время в начальной школе»
Учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 1 имени А.В.Войналовича»
Фадеева Лариса Анатольевна
В современной педагогике метод проектов используется как компонент системы образования. ФГОС ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.
«Проект» в рамках образовательной деятельности есть особое результативное действие, совершаемое в специально организованных педагогом безопасных условиях, которые дают ребёнку возможность действовать самостоятельно и получать результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Метод проектов помогает научить детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знаний, рационально подходить к процессу познания, т. е. учит учиться.
Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту –совершенно особые.
1.Необходимо наличие лично или социально значимой проблемы – исследовательской, информационной, практической.
2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
3.Каждый проект обязательно требует наличия элементов исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск и структурирование информации особым образом, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4.Результатом работы над проектом, выходом проекта, является продукт.
5.Подготовленный продукт должен быть представлен представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое и эффективное средство решения проблемы.
Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
То есть проект – это “шесть П”:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей.
Классификация проектов
1. по содержанию:
Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
2.По комплексности можно выделить два типа проектов.
1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
3. По территории охвата участников.
- внутриклассные;
- внутришкольные;
- региональные;
- межрегиональные;
- международные
Критерии классификации проектов
№ | Критерии | Виды проектов |
1 | Содержание проекта | · предметные (выполняются на материале конкретного предмета). · межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов). · метапредметные (выполняются в основном на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу). |
2 | Включенность проектов в учебные планы | · текущие (на самообразование и проектную деятельность школьников из учебного курса выносится большая часть содержания обучения). · итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала). |
3 | Продолжительность выполнения проекта | · мини-проекты (один или несколько уроков) · краткосрочные (несколько дней; выполняются во внеурочное время.). · среднесрочные (несколько недель; выполняются во внеурочное время). · долгосрочные (несколько месяцев; выполняются во внеурочное время). |
4 | Организационные формы работы участников в проекте | · коллективные. · групповые. · индивидуальные. |
Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.
Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.
Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:
- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);
- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументированно его доказывать);
- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.
Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”.
Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:
- развитие аналитико-синтетических действий;
- сформированность алгоритма сравнительного анализа;
- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
- возможность выделять общий способ действий;
- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.
К “интеллектуальной зрелости” также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.
Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1-го по 4-й класс в русле работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста -теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.
В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности - опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:
- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
В использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.
В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
1.- мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
2.- планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
3.- информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
4.- рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:
1-й этап
УЧИТЕЛЬ ученик
2-й и 3-й этапы
учитель УЧЕНИК
4 - й этап
УЧИТЕЛЬ ученик
Ученик | Учитель |
Определяет цель деятельности | Помогает определить цель деятельности |
Открывает новые знания или способы деятельности | Рекомендует источники получения информации |
Экспериментирует | Предлагает возможные формы работы |
Выбирает пути решения | Содействует прогнозированию результатов |
Активен | Создает условия для активности школьника |
Субъект деятельности | Партнёр ученика |
Несёт ответственность за свою деятельность | Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки. |
Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Прежде всего, начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. Тема учебного плана и тема проекта – это разные темы. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники.
Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.
На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным.
После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Ребята все делают сами, учитель лишь наблюдает. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.
Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика и сточки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.
Главнейший основополагающий принцип метода проектов – исходить из интересов самого ребенка, детских интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих детей, их близких, общества. Какую же ценность представляет этот метод, каковы пределы его применения в школе? В педагогической практике доминируют два пути подготовки детей к жизни: косвенный, через познание основ наук в школе, со всеми ее атрибутами (режимом, воспитательными и образовательными средствами и т.п.) и другой – прямой путь, путь непосредственного участия в решении жизненных проблем.
Организация проектной деятельности школьников способствует развитию творческого потенциала учащихся; проведению самостоятельных исследований; принятию решений; развитию умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда; проведению экономической и экологической оценок процесса и результатов труда; формирует привычку к анализу потребительских, и технологических ситуаций.
Поскольку способности учащихся различны, важно проводить дифференцированное обучение. Предположим, весь класс выполняет один проект. Способные дети могут провести больше исследований, рассмотреть более широкий диапазон первоначальных идей, сделать более сложное изделие и более полно спланировать свою работу. Менее способные учащиеся острее нуждаются в помощи учителя во время выполнения проекта.
Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.
Таким образом, Учебный проект с точки зрения учащегося
– это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя
– это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Итак, это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. Метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.
Требования к содержанию проекта
Проект может состоять из двух или трех основных частей:
1) теоретическая часть (обзор литературы);
2) практическая часть (результаты наблюдений, опыта, эксперимента и др.);
3) проектная часть.
Обязательными являются обзор литературы по проблеме и собственно проектная часть. Теоретическая и практическая части проекта представляют завершенную учебно-исследовательскую работу, на основании результатов которой автор(ы) предлагают то или иное решение выявленной проблемы (проектная часть).
Оформление проекта
Проект оформляется на листах форматом А4, в отпечатанном виде, не более 15 страниц. Таблицы, схемы, рисунки включаются в текст проекта или выносятся в приложения.
1. Первая страница.
а) название проекта;
б) имя и фамилия автора(ов);
в) имя, отчество и фамилия, место работы руководителя проекта;
г) место основной учебы автора(ов): ОУ, класс;
д) название образовательного учреждения, где был выполнен проект (с адресом и почтовым индексом). Если проект выполнен полностью самостоятельно, то указывается домашний адрес;
е) год подготовки проекта.
2. Вторая страница – оглавление.
3. С третьей страницы – основное содержание проекта.
а) обоснование актуальности проблемы;
б) перечень выявленных проблем, анализ причин их появления;
в) цель и задачи проекта с указанием его адресности (области применения);
г) краткий литературный обзор (теоретическое обоснование проектной части);
д) результаты практических опытно-экспериментальных исследований (если есть);
е) содержание проекта (предлагаемые пути и способы решения проблемы);
ж) предполагаемый результат в случае реализации проекта.
4. Последняя страница – список литературы (по правилам библиографического описания).
Этапы проектов и их характеристики
В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:
I этап – подготовительный.
На этом этапе выбирается тема проекта, ставится проблема, определяется задание конкретной направленности, по завершении которого учащиеся смогут оценить результаты своего труда, также определяются группы учащихся и распределяются роли. Определяющими факторами формирования групп являются уровень знаний предмета, способность к самостоятельной работе и наличие лидера – координатора.
II этап – практический.
Цель этого этапа: качественное и правильное выполнение поисково – исследовательских операций, контроль и самооценка работ. Работа обсуждается, делаются замечания, добавления, корректировки. На этом этапе дети защищают свои проекты. Все учащиеся выступают со своими проектами, демонстрируют, что достигнуто, определяют дальнейшие перспективы, отвечают на вопросы одноклассников, производят самооценку проекта.
Метод проектов начинаю реализовывать с 1 класса. В 1-ом классе основное внимание уделяю развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах:
- проблемное введение в тему урока;
- постановку цели и задач урока совместно с учащимися;
- совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;
- групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;
- выдвижение идеи (мозговой штурм);
- постановку вопроса (поиск гипотезы);
- формулировку предположения (гипотезы);
- обоснованный выбор способа выполнения задания;
- составление аннотации к прочитанной книге, картотек;
- поиск дополнительной литературы;
- подготовку доклада (сообщения);
- самоанализ и самооценку, рефлексию;
- поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.
Используя материал уроков, особое внимание уделяю развитию приемов логического мышления, навыков устной и письменной речи.
Для развития общих исследовательских умений и навыков даю такие задания:
- Для развития умения видеть проблему: продолжить рассказ, оценив ситуацию с чьей-либо позиции, продолжить рассказ от чьего-либо имени, составить рассказ от имени другого персонажа, составить рассказ, используя данную концовку.
- Задания на развитие умения вырабатывать гипотезу: например, задание «Давайте вместе подумаем» (Почему опадают листья? Как животные готовятся к зиме? и т.д.).
- Для развития умения задавать вопросы: задание «Найди загадочное слово», игра «Угадай, о чем спросили».
- Для развития умения и навыков экспериментирования: даются задачи для мыслительных экспериментов (что можно сделать из листка бумаги? Что будет, если люди научатся читать мысли других?)
Проектная деятельность ребенка – один из эффективных путей развития его творческих способностей. Открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении; выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир; реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное; ведет учащихся по ступенькам роста от проекта к проекту.
В ходе проектной работы учащиеся познают мир, делают открытия, удивляются, разочаровываются, делают ошибки, исправляют их, приобретают опыт общения. Как показывает опыт работы, большинство учащихся идет своим путем, а вместе они делают одно дело: учатся и учат друг друга. Пример краткосрочного исследования: Урок окружающего мира в 1классе «Как животные готовятся к зиме».
Определение проблемы исследования: исследовать животных и их жизнь осенью.
Составление плана исследования.
Задача заключается в том, чтобы дети получили, как можно больше новых сведений о жизни животных осенью. Им необходимо собрать информацию и обрабатывать её.
А как можно собирать информацию? (Ответы детей)
- Подумать самостоятельно.
- Спросить у другого человека.
- Связаться со специалистом.
- Посмотреть в книге.
Методов исследования много, но мы остановились на этих.
- Исследователи, которые сидят на 1 ряду, будут думать самостоятельно. В помощь им будет иллюстрация в учебнике, на которой изображены разные животные.
- Исследователи, которые сидят на 2 ряду, будут спрашивать у других людей, а именно у своих родителей. Вы позвоните родителям и зададите им интересующий вас вопрос.
- Исследователи, которые сидят на 3 ряду, найдут ответы на свои вопросы в текстах, которые я взяла из книг.
У детей на партах лежат листы с изображением животных. Как только дети соберут информацию, по своей теме, им нужно выбрать фото животных впадающих в спячку, а затем проанализировать всю найденную информацию.
Теперь собранные детьми сведения нужно проанализировать и обобщить.
Итак, 1 ряд, слушаем вас. Вы собирали информацию о животных, которые впадают зимой в спячку.
Что вы узнали про этих животных?
Опрос: 1 парта
2 парта
3 парта
4 парта
Выяснили, что многие животные впадают в спячку, так как поиск пищи требует больших затрат энергии, которую, возможно, не восполнишь найденной пищей. Одни животные, например перелетные птицы, просто улетают на юг, спасаясь от зимы бегством. Другие стойко переносят холод. Многие погибают. А некоторые животные, такие как ежи и бурые медведи, впадают в спячку. Впадая в зимнюю спячку, животные уменьшают потребность организма в энергии, сводят ее до минимума.
У нас получился проект «Альбом с изображениями животных впадающих в спячку».
Кроме того, пришли к выводу, что природа придумала замечательное приспособление, чтобы спасти свои детища - живые организмы от неблагоприятных условий. Она устроила так, что животные просто "выключаются" из активной жизнедеятельности, когда жить нормально становится невозможно. Животные могут пережить холодную зиму за счет того, что погружаются в спячку. Длительность спячки - приспособление пережить зимнее отсутствие кормов и холода.
Поработав учёными, дети захотели продолжить изучение условий для жизни животных. Возникла идея следующего проекта по изучению природы и ее сезонных изменений. Задались проблемой: А какие изменения происходят в природе с наступлением холодов? Решили изучить природное явление – листопад.
Для проведения исследования детям было предложено следующее оборудование:
- ветки лиственных растений (березы, клёна);
- ветки хвойных растений (сосны, ели);
- лупы (21 шт.);
- фрагмент видеофильма “Мир вокруг нас”;
- выставка детского творчества “Волшебница-осень”;
- искусственная елка, березка;
- учебник-хрестоматия “Давай знакомиться, мир” 1 класс.
– Вы будете учеными-исследователями. Вас ждут открытия, у каждого они будут свои. Какой месяц осени идет?
Ответы детей:
Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли “листопадом”, “грязником”, потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья.
Примета, т. е. так раньше говорили: Если листья, осыпаясь, лягут изнанкой – к урожаю и тёплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме.
Практическая работа
У детей – листья.
– Рассмотрите осенние листья.
– Как вы понимаете слово изнанка и лицевая сторона? Покажите ладошки вот так – это внутренняя сторона, а так – внешняя. А на листьях – это изнанка, т. е. внутренняя сторона. А это – лицевая сторона, т. е. внешняя.
Исследовательская работа
1 этап. Эксперимент.
Детям предлагается рассмотреть в учебнике растения и выяснить какие из них мы можем встретить в нашем лесу? (Беседа по картине учебника)
– На какие две большие группы их можно разделить?
Дать рассмотреть веточки растений и предложить детям положить слева веточки хвойных растений, а справа – лиственных.
– Рассмотрите внимательно веточки лиственных растений. Как называется растение? Есть ли на нем листья? Какого они цвета? Оторвите листочек. Легко это сделать? Давайте рассмотрим место отрыва листа от ветки с помощью лупы. Есть ли ранки от опавших листьев на веточках? Почему? Зовем на помощь учебник-хрестоматию.
Дети изучают материал и находят в тексте ответ на вопрос.
Конец черешка гладкий, округлый: листья опали, не оставив ранки на ветках. Почему?
Летом черешки листьев прочно соединены с ветками, и по ним проходят питательные вещества. Осенью там, где черешок крепится к ветке, вырастает особый пробковый слой и постепенно отделяет черешок от ветки словно перегородкой. Летом, когда пробковой перегородки в черешке нет, лист легче разорвать, чем без повреждений отделить от ветки. А осенью, когда перегородка полностью закупорит черешок, лист отделяется от ветки, не оставляя ранки. (По Г. Мельниковой, А. Крестинскому)
А зачем же растения сбрасывают листья на зиму?
Деревья не могут на зиму расстаться со стволом и ветками и спрятаться под землю. Они поступают по-другому: сбрасывают на зиму листву. Листьям надо много влаги. А вода в почве зимой замерзает, и не могут ее корни выкачивать. К тому же листья зимой только повредили бы дереву. Груды снега, навалившиеся на них, поломали бы ветки и сучья. (По Н. Осипову)
– А что еще можно рассмотреть на месте опавших листьев?
Почки. Они спят до весны. Весной на них вырастут новые веточки со стебельком и листьями.
А теперь какой сделаете вывод?
Лиственные растения осенью сбрасывают листья, так как в это время в черешке листа вырастает особая пробковая перегородка. Так они готовятся к зиме.
В течение всего исследования очень важно поддерживать чувства успешности в результате формирования исследовательских навыков.
Результатом нашей совместной исследовательской деятельности с детьми стала выставка творческих работ из осенних листьев.

Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о продуктивном использовании новых образовательных технологий и методик
В отчете учителя предсавлен перечень современных образовательных технологий и методик, цели их использования и способы применения на уроках и во внеклассных мероприятиях. Для получения объективной кар...

Продуктивное использование новых образовательных технологий
Технология РКМ обучает учеников умению самостоятельной обработки информации, формирует самостоятельность мышления; развивает коммуникативные навыки, умения вести диалог, способности работа...

Продуктивное использование новых образовательных технологий
Технология РКМ обучает учеников умению самостоятельной обработки информации, формирует самостоятельность мышления; развивает коммуникативные навыки, умения вести диалог, способности работа...
АТТЕСТАЦИЯ Критерий 4: Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта
Повышение качества профессиональной деятельности.Поощрения за профессиональную деятельность.Членство в комиссиях.Курсы повышения квалификации....
АТТЕСТАЦИЯ Критерий 4: Личный вклад в повышения качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта
Повышение качества профессиональной деятельности.Курсы повышения квалификации....

Продуктивное использование новых образовательных технологий.
Продуктивное использование новых образовательных технологий является эффек...

4.2. Продуктивное использование новых образовательных технологий
laquo;Воспитание и только воспитание - цель школы...» ...
