Психологические особенности обучения детей с ОВЗ английскому языку
статья по иностранному языку
В современном обществе обучение английскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья особенно актуально в силу того, что сегодня очень значимо не столько дать ребенку больший багаж знаний, но и обеспечить ему общекультурное, психологическое и познавательное развитие. Все дети имеют право на образование, дети с ОВЗ не являются исключением.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические особенности обучения детей с ОВЗ английскому языку
В современном обществе обучение английскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья особенно актуально в силу того, что сегодня очень значимо не столько дать ребенку больший багаж знаний, но и обеспечить ему общекультурное, психологическое и познавательное развитие. Все дети имеют право на образование, дети с ОВЗ не являются исключением.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений.
Прежде всего, следует различать две категории детей с определенными отклонениями в развитии. Так несмотря на то, что понятия «ребенок-инвалид» и «ребенок с ОВЗ» часто используются как синонимы, необходимо провести определенную грань между ними.
У детей-инвалидов определяющими критериями является способность к передвижению, к общению, к самообслуживанию, к ориентации, а также способность контроля своего поведения.
Что же касается детей ОВЗ, то наиболее известной является классификация, по типу нарушения здоровья, представленная А.Р. Маллером. Он выделил детей глухих, позднооглохших, слабослышащих, слабовидящих, незрячих, с нарушением интеллекта, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями эмоционально-волевой сферы, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, со сложными недостатками развития.
Для таких детей существует отдельный ФГОС, а именно Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598). В данном ФГОС вводится аббревиатура АООП НОО, которая означает адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования, то есть речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья, которым требуются специальные адаптивные программы.
ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья выделяет 2 подхода к обучению детей с ОВЗ: деятельностный и дифференцированный. Деятельностный подход направлен на становление личности, на развитие сознательной деятельности. В свою очередь дифференцированный подход – это индивидуальный подход, направленный на изучение и выявление общих трудностей, которые возникают у конкретной группы обучающихся. В рамках этого подхода выделяются определенные группы учеников (например, учеников с ОВЗ), и обучение производится с учетом особенностей таких детей.
Общая цель обучения английскому языку в рамках ФГОС заключается в формировании у школьников способности и возможности наладить общение с носителями языка в психологически комфортной среде. Если говорить о детях с ОВЗ, то главной целью их обучения английского языка является так же формирование способности и возможности наладить общение с носителями языка.
ФГОС не выделяет как таковых принципов обучения английскому языку для детей с ОВЗ, но, исходя из общих положений, требований к структуре и к условиям реализации АООП НОО, а так же требований к результатам освоения АООП НОО, их можно выделить самостоятельно.
Мы выделили основные принципы обучения английскому языку детей с ОВЗ:
-принцип связи теории с практикой. Этот принцип особенно важен для детей с ОВЗ, так как для них особенно остро стоит вопрос применения теоретических знаний на практике, в английском языке, например, употребление активной лексики в речи, правильное использование времен;
-принцип последовательности и систематичности. Данный принцип заключается в последовательной подаче материала в результате чего у ребенка формируется целостная и систематичная база знаний, умений, навыков;
-принцип доступности. Обучение иностранному языку направлено на достижение учеником максимального результата, что возможно исключительно тогда, когда преподаватель преподносит материал доступным языком, что-то необходимо разъяснять более подробно для детей с ОВЗ для лучшего усвоения материала;
-принцип прочности усвоения знаний. Большая роль отведена повторению и закреплению пройденного материала при специальной организации различных видов деятельности детей, что побуждает к припоминанию и воспроизведению учебной информации или практических действий. В некоторых случаях возможно обучение детей мнемотехническим приемам;
-принцип наглядности. Наглядность в восприятии предметов, карточки, картинки, фигуры, таблицы, все это должно иметь такой вид, чтобы привлечь внимание ребенка, но при обучении детей с нарушениями зрения возрастает роль тактильно-двигательного и других видов восприятия;
-принцип индивидуального подхода дает возможность развитию детей с тяжелыми и множественными нарушениями через иное, доступное для них содержание обучения, через особый его темп и организацию, через использование специфических приемов и способов коррекционной психолого-педагогической работы. Несмотря на то, что подход к каждому ребенку должен быть индивидуальный, часто в группе преобладает коллективный, так как классы детей с ОВЗ обычно собираются по принципу «схожести отклонения».
Ведущей задачей учителя иностранного языка, преподающего в инклюзивном классе и школы в целом, является создание психологически-комфортной образовательной среды, в котором весь процесс обучения будет обеспечивать успех в достижении всеми учащимися класса необходимых образовательных результатов, что в свою очередь предполагает использование эффективных учебных стратегий, направленных на прогнозирование и снятие возможных трудностей в обучении иностранного языка, возникающих у каждого ученика класса при изучении иностранного языка.
Одним из таких приемов, являются игры, другие занимательные упражнения. Так называемые, игровые задания помогают детям психологически расслабиться, и при этом каждое такое задание может иметь четкую цель. При использовании дидактических игр происходит тренировка различных речевых навыков: фонетических, лексических, грамматических, что имеет важное практическое значение. Во время таких творческих занятий дети учатся общаться между собой, поскольку работа часто коллективная, которая, в свою очередь служит профилактикой межличностных конфликтов в классе. Более того, деятельность детей во время таких занятий чаще бывает успешной, что является залогом положительного отношения к учебному процессу и формирует положительное отношение к изучению английского языка.
В заключении хотелось бы отметить, что с каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах становится больше, поэтому необходимо применять на практике доступные и разнообразные принципы обучения английскому языку детей с ОВЗ. Целесообразно организовывать рабочий процесс учитывая их возможности и психологические и физические особенности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические особенности обучения леворуких детей.
Люди с преимущественно левыми признаками более эффективно адаптируются к природным факторам среды, а не к социальным условиям, где у них выше вероятность срыва при стрессе по сравнению с другими вариа...

Психологические особенности развития детей младшего школьного возраста
АннотацияВ настоящее время психологи, врачи, педагоги сталкиваются в своей практике с множеством психологических проблем у детей младшего школьного возраста. Это проблемы повседневной жизни, свя...

Концепция развития кабинета начальных классов с учетом психологических особенностей развития детей младшего школьного возраста и здоровьесберегающей среды.
Рекомендуемые мероприятия по совершенствованию здоровьесберегающей среды кабинета начальных классов...

«Психологические особенности обучения иностранным языкам детей раннего возраста»
Цель данного реферата – выявление психологических особенностей обучения иностранным языкам детей младшего школьного возраста посредством изучения работ различных авторов: И.А.Зимней, А.Н.Леонтьева, Н....

Особенности обучения детей группы риска русскому языку в начальной школе.
В статье раскрываются цели, задачи и методы обучения детей группы риска русскому языку....

Адаптация учебного материала при обучении детей с ЗПР английскому языку на уровне начального общего образования
На сегодняшний день реалии таковы, что учащихся с ЗПР становится всё больше и больше. Так как они обучаются в классах с обычными детьми, то проблема обучения детей с задержкой развития представляется ...
Статья на тему: "Особенности обучения детей с ОВЗ на уроках английского языка"
Данная статья познакомит с особенностями обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка....
