Ι. Актуализация знаний. | Повторение. «Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!» - Добрый день, ребята! Рада встрече с вами. Скажите, пожалуйста, в каком городе мы с вами живем? - в Омске. - А вы знаете, чем богата наша родная Омская земля? - Степные просторы, таёжные леса, полноводные и тихие тенистые реки, многочисленные озера и роскошные луга, богатый животный и растительный мир. - Как мы можем увидеть красоту родной природы? Что поможет нам получить впечатление? - Экскурсии на природу, просмотр картин художников, чтение книг. -А какой раздел краеведения мы с вами изучаем? -Культура Омского Прииртышья, литературное краеведение - А с творчеством, каких омских поэтов – наших земляков, которые красиво, с любовью, описывают сибирский край, вы знакомы? -Маргарита Федоровна Удовиченко - Сегодня мы более подробно познакомимся с творчеством еще одного нашего земляка. А кто он, вы узнаете, отгадав кроссворд. Слайд 2 - С творчеством какого земляка мы будем знакомиться? -Что бы вы хотели узнать? (прикрепить план к доске) Где родился, жил, учился; В каком жанре писал; О чем произведения Т. Белозеров -Что мы сейчас делали? -Зачем нам нужен план? Слайд 3 Тимофей Максимович Белозеров родился 23 декабря 1929 г. в глухом таежном селе Камыши Курганской области в большой крестьянской семье. В 5-летнем возрасте лишился матери. Слайд 4 В 1941 г. нужда заставила его переехать в Омскую область Слайд 5 в Большереченский район Слайд 6 в сельское поселение Старо-Карасук, деревня Черново. Слайд 7 Здесь Белозёров закончил 7-летнюю школу, Слайд 8 а за тем он уехал в Омск, поступил в речное училище. Работал столяром, рабочим по очистке железнодорожных путей, лесозаготовителем в Калачинске. Именно в этот период поэт начал писать, много печатался в газетах, журналах. Говоря о творчестве Т.М. Белозерова, можно сказать, все его произведения так или иначе связаны с Сибирским краем. Но, пожалуй, самой большой любовью поэта была природа Прииртышья. Слайд 9 Т. Белозёров “Живёт, ощущая себя частью родной сибирской природы, царства листвы, трав, бегущей воды, слышит и открывает нам удивительную музыку этого волшебного мира”, – так говорил о поэте Яков Аким. Так давайте же сегодня попробуем найти ответ на вопрос: Почему произведения Белозерова названы музыкой волшебного мира?
| Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) представлять информацию в виде схемы; 3) выявлять сущность, особенности объектов; 4) на основе анализа объектов делать выводы; 5) обобщать и классифицировать по признакам; |
ΙΙ. Совместное открытие знаний. | – Предлагаю разделиться на группы, чтобы ответить на вопрос: Какие же произведения писал Тимофей Белозеров. Давайте вспомним правила работы в группе: Слайд 10 (1 группа работает по учебнику) К каким литературным жанрам относятся произведения Т. Белозерова? Какие по форме произведения писал Т.Белозеров? Докажите. Стихотворения: рифма, ритм, строфа. (2 группа работает по хрестоматии) К какому жанру вы отнесли бы произведения Т.Белозерова? Стихи, загадки: рифма, ритм, строфа. (3группа работает по сборникам произведений) Стихи, загадки, сказки в стихотворной форме: рифма, ритм, строфа. –Давайте вернемся к нашему вопросу: Почему произведения Белозерова названы музыкой волшебного мира . Что объединяет стихи и музыку? (ритм, эмоции, чувства) Слайд 11 “Я исходил и изъездил свой край вдоль и поперек… Все мои книги о том., что я видел”, – говорил поэт. А видеть довелось очень много! –Давайте же узнаем что довелось видеть Т.Белозерову. – Откройте учебники на с. 30. - Работа с текстами.
- Какое настроение у вас вызывает это стихотворение? Почему произведения Белозерова названы музыкой волшебного мира? (потому, что ему удавалось написать красиво о простых вещех, которые мы видим каждый раз и не замечаем их красоты, у поэта развито воображение) - Лексическая работа
-Ребята, а как вы понимаете слово «плетень»? Исходя из собственного опыта, что такое плетень. Плетень – покажите.(3 человека) Слайд 12 Тимофей Белозеров — сибиряк, и слова в его стихах встречаются особенные, диалектные, употребляемые только в Сибири. Знаете ли вы, что сибирское слово “лыва” означает “лужа”? А если собственного опыта не хватает, как узнать значение слова? А теперь определите значения следующих диалектных слов: 1 группа. В сказке “Бука” мы читаем: “Рядом в кресле — бабка, А у бабки шапка, Одеяло И пимы. То-то было кутерьмы.” Пимы — это: - игрушки;
- одежда;
- книги;
- обувь.
2 группа. В стихотворении “Бабушка” мы видим избу и “с шанежками печь”. Бабушка Бабушка Маланья! Ласковая речь. В туесках варенье, С шанежками печь, Бабушка Маланья! Колотый орех, Санки, рукавицы, Белый, Белый Снег! |
Шанежки — это: - рисунки;
- булочки;
- посуда;
- полотенца.
3 группа. Вертушок Поёт в ограде вертушок С хомутиком на спинке,- Весёлый солнечный кружок С гвоздём посерединке. Он ветерку любому – брат, С любым готов сдружиться, С ним день и ночь вертеться рад И день и ночь – кружиться!
Вертушок означает:
- петушок;
- флюгер;
- неспокойный человек;
- верхушка растения.
Слайд 13 | 6) ориентироваться на развороте учебника; 7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других; 2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в устной форме; 4) умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты: 1) развиваем умения выказывать своё отношение к прочитанному, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) экологическое воспитание; 3) эстетическое воспитание.
|
ΙΙΙ.Работа в тетради. | 1. – Какова тематика произведений, напечатанных в тетради? Слайд 14,15,16 Выразительное чтение учащимися «Подснежники, Зяблик, день» – После чтения стихотворения мы, наверное, согласимся с тем, что (« Природа – это целый волшебный мир...»). - Отгадывание кроссворда (в парах)
– Какое ключевое слово вы получили? Слайд 17
– С чем у вас ассоциируется подсолнух? (солнце, тепло…) Слайд 18,19
Хочется верить, что, оказавшись теперь в лесу или на поляне, на реке или в поле, – на всё вы посмотрите уже другими глазами, глазами доброго волшебника, со стихотворениями которого вы уже знакомы. |
|