Главные вкладки

    Рабочая программа по курсу"Край родной, как ты чудесен!"
    рабочая программа (2 класс)

    Людмила Дмитриевна Лаврентьева

    Рабочая программа курса"Краеведение"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа по курсу "Край родной,  ты – край чудесный"

    Пояснительная записка.

    Рабочая    программа    курса «Краеведение » для   2 класса на 2016-2017 учебный год составлена  на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций: 

    •  Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
    •  Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования приказ МО и науки РФ от 06. 10. 2009г. №373  «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12. 2009 г. № 315785);
    •  Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189           «Санитарно-эпидемиологические требования  к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821-10;
    •  Основной образовательной программы  начального общего образования МАОУ СОШ №2   на 2016-2017 учебный год;
    • Учебный план МАОУ СОШ №2   на 2016-2017 учебный год;
    • Положение о структуре, порядке  разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов и программ внеурочной деятельности
    • авторской программы Департамента образования и науки Ханты – Мансийского

    автономного округа под редакцией Т.К.Орловой – доцента кафедры естественно-

    математического образования ИПКиРРО, заслуженного учителя Российской    

    Федерации.   ГУИПП «Полиграфист», Ханты – Мансийск, 2003 год.

    Курс краеведения «Край родной, ты – край чудесный» является неотъемлемой составляющей образовательного компонента «Окружающий мир». Его изучение на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа – важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о территориальном разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов, как «Литература родного края», «География Ханты-Мансийского автономного округа», «История ХМАО с древности до наших дней» и др.

    Курс краеведения «Край родной, ты край - чудесный» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования  у  младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.

    Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашей школы – воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины.

    Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание предметов согласно дидактическому принципу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Ведь именно краеведение – самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В ходе занятий  краеведческого кружка многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.

    Одно из важнейших положений – интегрирующая роль краеведения в системе наук вообще. Изучение природы своего края переплетается со знакомством с произведениями местных авторов, фольклорными произведениями и традициями коренного населения. Привлечение литературы, этнографии способствуют формированию нравственного сознания и поведения младших школьников, дают возможность обогатить новое поколение непреходящими ценностями: почтительное отношение к взрослым, забота о младших, доброта, гостеприимство, порядочность, духовное единство с природой.

    Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.

    Изучение природы своего края способствует  эстетическому воспитанию, оно учит находить в окружающем мире красоту природы: даже от простого созерцания  на экскурсии   могут возникать волнующие переживания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей любознательность и желание больше вникать в тайны природы, побуждают беречь её.

    Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания, являющиеся основой успешного усвоения окружающего мира  во 2 классе.

    Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического, личностного развития школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников гражданского мировоззрения.

    Воспитание патриотизма через краеведение — это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, повышает нравственность. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе.

    Теоретической базой данной образовательной программы явились:

    • психологические теории общения (А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов и др.);
    • основные положения философии, культурологии, этики, касающиеся описания процессов освоения человеком нравственной, поведенческой культур, культуры общения (М.М. Бахтин, B.C. Библер, С.Н. Иконникова, И.А. Ильяева, Л.Н. Каган, М. Мид и др.);
    • теории делового общения и культуры делового общения (Г.В.Бороздина, Л.В. Власов, Н.В.Казаринова, О.Ю. Маркова, В.Н.Лавриненко, А.Ю. Панасюк и др.);
    • закономерности психического и социального развития младшего школьника (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.Ф. Голованова, Д.И.Фельдштейн и др.).

    Новизна и теоретическая значимость образовательной программы «Мы – дети природы» заключается:

    • в уточнении структуры и содержания  краеведческой культуры применительно к младшему школьнику;
    • в определении критериев и уровней сформированности  краеведческой культуры младшего школьника;
    • в создании системы формирования краеведческой культуры у младших школьников.

                   Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости:

    • в разработке программы по формированию  краеведческой культуры младших школьников через вовлечение  младших школьников  в  поисковую, исследовательскую деятельность;
    • в формировании и апробации блока диагностических методик для педагогического управления процессом становления краеведческой  культуры;
    • в реализации индивидуального подхода, позволяющего решать задачи формирования коммуникативной успешности младших школьников.

    В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют младшие школьники в возрасте 8-9 лет.

    Образовательная программа «Мы - дети природы» рассчитана на 1 год.

                    Формы и режим занятий

    • Этический урок как специализированный учебный предмет, построенный по методике с сюжетно-игровой основой. Продолжительность занятия 40 минут (1 академический час);
    • Общеколлективная внеклассная деятельность (специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие).

                    Методы и приемы:

    • диалоги; элементы дискуссий
    • игры-практикумы;
    • проблемные ситуации;
    • сюжетно-ролевые игры;
    • конкурсы, викторины;
    • беседы;
    • коллективно-творческие дела.

                     Формы проведения

    • рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов,
    • экскурсия; поездка, поход
    • практическое занятие, викторина, консультация
    • проблемная лекция, работа в музеях
    • встречи с участниками исторических событий

                     Цель и задачи данной образовательной программы:

    Цель: формирование у учащихся целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, воспитание любви к родной природе на основе познания её ценности, формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств Югорского края.

    В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи курса:

    Обучающие:

    • развитие познавательного интереса к изучению природы края;
    • приобретение знаний о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном  органическом единстве;
    • повышение интеллектуального уровня учащихся.

    Развивающие:

    • развитие личностных качеств: наблюдательности, ответственности, активности, интереса к изучаемому материалу;
    • привитие навыков познавательной творческой деятельности;
    • развитие творческих способностей учащихся.

    Воспитательные:

    • формирование активной жизненной позиции через изучение природы родного края;
    • привитие навыков здорового образа жизни.

                Ожидаемые результаты реализации программы:

    Учащиеся будут знать:

    • Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые, охраняемые растения).
    • Местоположение своего края, символику округа ХМАО – Югра.
    • Писателей и поэтов округа, их творчество.
    • Национальный состав округа, обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного творчества, народные промыслы.

    Учащиеся будут уметь:

    • Вести самостоятельные наблюдения в природе.
    • Узнавать изученные растения и животных.
    • Работать с дополнительной литературой по предложенной теме.
    • Работать с элементами народного творчества.
    • Применять игры народов Севера для организации собственного досуга.

    Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой  культуры будет осуществляться через блок диагностических методик, выступление – презентацию по изученному материалу.

    Критерии результативности

    • Участие в общешкольных и районных мероприятиях (тематические конкурсы);
    • Участие в социально-значимых проектах;
    • Участие в учебно-исследовательских конференциях и фестивалей ученических проектов.

    Основное содержание программы

    Для достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующим направлениям: 

    • представления: Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой  Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека;
    • знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы учащему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;
    • умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее.

    Список литературы по реализации программы.

         Для учителя:

    1. Интегрированная программа по краеведению «Мы – дети природы» / Под. ред. Т. К. Орловой. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2003.
    2. Гаврилова О.Н. Край родной. Азбука краеведения. Екатеринбург “СВ – 96”, 2001.
    3. Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению. М, 2006.
    4. Сейненский А.Е. Краеведение в школьном историческом образовании. - М: Книголюб, 2006.
    5. Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному плану. Под редакцией Т.Б. Табардановой, Ульяновск: ИКП ПРО, 2005.
    6. Окружной ежегодный литературный альманах «Эринтур» (Поющее озеро), Ханты-Мансийск, 2008.

           Для ученика:

    1. Мы – дети природы. Рабочая тетрадь по краеведению. 2 класс. / Орлова Т. К., Демус Л. Г., Богордаева Н. Г., Нечаева Л. Н. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2006.

    Учебно-тематическое планирование по курсу

    «Край родной, ты – край чудесный»

    темы

    Тема

    Кол - во

    часов

    Тип учебного занятия

    Вид контроля

    Дата проведения

    План

    Факт

     1

    Наш край ХМАО-Югра  

    1час.

    Изучение и первичное закрепление новых знаний.

     2

    Что нас окружает?  

    1час.

    Изучение и первичное закрепление новых знаний.

     3

    Живая и неживая природа.  

    1час.

    Изучение и первичное закрепление новых знаний.

     4

    Явления природы. Народный календарь Югры.

     5

    Югорские леса и лесные чудеса. Хвойные деревья.

    1час.

    Изучение и первичное закрепление новых знаний.

     6

    Югорские леса и лесные чудеса. Лиственные деревья.

    1час.

    Изучение и первичное закрепление новых знаний.

    Практическая работа

     7

    Урок-экскурсия.

    Югорские леса и лесные чудеса. 

    1 час

    Изучение и первичное закрепление новых знаний.

     8

    Урок-экскурсия.

    Югорские леса и лесные чудеса.

    1 час

    Закрепление знаний.

     9

    Югорские леса и лесные чудеса. КВН.

    1 час

    Обобщение и систематизация знаний

     10

    Ягоды нашего края.

    1час

    Изучение и первичное закрепление новых знаний.

     11

    Ягоды нашего края.

    1час.

    Закрепление знаний.

    Самостоятельная работа

     12

    Югорское разнотравье. Дикорастущие травы. Сенокосная страда.

    1час.

    Изучение и первичное закрепление новых знаний.

     13

    Югорское разнотравье. Лекарственные травы Югры. Травы и цветы Югры.

    1час.

    Изучение и первичное закрепление новых знаний.

     14

    Югорское разнотравье. Водные и болотные растения Югры.

    1 час

    Изучение и первичное закрепление новых знаний.

     15

    Югорское разнотравье. Мхи и лишайники.

    1 час

    Изучение и первичное закрепление новых знаний.

    Практическая работа

     16

    Наши грибы.

    1час

    Изучение и первичное закрепление новых знаний.

     17

    Лес даёт нам стол и дом.

    1час

    Изучение и первичное закрепление новых знаний.

    18

    Жилище народов Севера раньше и теперь.

    1час

    Изучение и первичное закрепление новых знаний.

     19

    Домашняя утварь – искусное мастерство северян.

    1час

    Изучение и первичное закрепление новых знаний.

    Самостоятельная работа

     20

    Праздники в нашем доме. Медвежий праздник.

    1час

    Изучение и первичное закрепление новых знаний.

     21

    Праздники в нашем доме. У нас гости.

    1час

    Изучение и первичное закрепление новых знаний.

     22

    Праздники в нашем доме. У нас гости.

    1час

    Закрепление знаний

    Практическая работа

     23

    Дружная семья: дети помощники родителей.

    1час

    Изучение и первичное закрепление новых знаний.

     24

    Дружная семья: с мамы начинается Земля.

    1час

    Изучение и первичное закрепление новых знаний.

     25

    Дружная семья: наша бабушка.

    1час

    Изучение и первичное закрепление новых знаний.

     26

    Образы детей в Югорских сказках.

    1 час

    Изучение и первичное закрепление новых знаний.

     27

    Образы детей в Югорских сказках.

    1час

    Закрепление знаний

     28

    Образы детей в Югорских сказках.

    1 час

    Закрепление знаний.

     29

    Игры и игрушки детей Югры.

    1час

    Изучение и первичное закрепление новых знаний.

     30

    Игры и игрушки детей Югры. Спортивные игры хантов и манси.

    1 час

    Изучение и первичное закрепление новых знаний.

    Самостоятельная работа

     31

    Народный календарь.

    1 час

    Изучение и первичное закрепление новых знаний.

     32

    Памятники природы. Природный заповедник "Малая Сосьва"

    1час

    Изучение и первичное закрепление новых знаний.

     33

    Памятники природы. Природный парк "Сибирские Увалы"

    1 час

    Изучение и закрепление знаний.

     34

    Экологический урок обобщение: «Здравствуй, край Мансийский, милый»

    1 час

    Обобщение пройденного материала

    КР


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    рабочая программа факультативного курса "Экология родного края" для 2 класса.

    Программа факультативного курса "Экология родного края" направлена на формирование у младших школьников эмоционально- насыщенного образа родного севера и начальных представленийо самобытности и значим...

    Рабочая программа по курсу "Край наш Тульский"

    Программа разработана в рамках проведения занятий внеурочной деятельности....

    Рабочая программа факультативного курса "Экология родного края. Морянка"

    Рабочая программа по факультативному  курсу  «Экология родного края. Морянка» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:1....

    Рабочая программа по курсу Брянский край. История родного края 3 класс

    Рабочая программа по кружку  «Брянский край. История родного края» для 3-го класса  разработана в соответствии с программой курса «Брянский край», авторы В.Н. Лупоядо...

    Рабочая программа учебного курса «Русский родной язык» в 3 классе

    Рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...

    Рабочая программа учебного курса «Русский родной язык» в 3 классе

    Рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...