Рабочая программа курса "Югра маё наследие" 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Чертова Наталья Вячеславовна

Программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 11»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Югра - моё наследие»

для 4 В класса

учителя Чертовой Натальи Вячеславовны

(Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

2017 – 2018 учебный год

Содержание

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета …………….………………..…….…. 4

2. Содержание учебного предмета ……………………………………….……………………..…. 6

3. Тематическое планирование по предмету «Югра – моё наследие» ……………………………6


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа регионального курса «Югра – моё наследие» по экологическому этнокультурному образованию 4 В класса составлена в соответствии:

1) в соответствиях с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования (Приказ МО РФ № 373 от 06.10.2009) к структуре и результатам освоения основных образовательных программ начального образования в части содержания, определяемого образовательного процесса.

2) на основе книг Е.Н. Дзятковской, А.Н. Захлебного, которые входят в состав регионального УМК по экологическому и этнокультурному образованию.

3) на основе авторской программы Е.Н. Дзятковской, А.Н. Захлебного.

4) Образовательной программы НОО МБОУ «СШ № 11».

5) Рекомендаций по составлению рабочих программ МБОУ «СШ № 11».

Основа учебно-воспитательного процесса – это, прежде всего, усвоение школьниками содержания системы учебных предметов. Каждый учебный предмет представляет собой своеобразную проекцию той или иной «высокой» формы общественного сознания – науки, искусства, нравственности, права – в плоскость усвоения 1. Основу учебного предмета составляет его программа – систематическое и иерархическое описание тех знаний, умений, ценностей, которыми должен овладеть обучающиеся. Концептуально-методологическая особенность регионального учебного курса «Югра – моё наследие» для 2-4 классов под авторством Е.Н. Дзятковской, А.Н. Захлебного, Т.А. Гнеушевой нашла отражение в программе для 4 класса. Разработка программы, этнокультурной, экологической направленности, представляет собой не второстепенный вопрос обучения, а существенную комплексную проблему всей системы образования. В Законе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22.06.2000 № 56-оз «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», сказано, что «экологическая культура» – это «совокупность экологического сознания и экологического поведения человека, способ организации и развития жизнедеятельности в системе ценностных ориентаций и экологических норм взаимодействия с окружающей средой на основе экологических знаний, навыков и умений». Экологическая культура – это уникальная область человеческого знания, тем самым является ценностью для всего общества в целом. В таком контексте транслирование экологических знаний в содержание школьного образования рассматривается не как факт, относящийся к объектной области экологии как науки, а как экологический стиль мышления. Это становление культуры разумного потребления, здорового образа жизни и деятельности, основанной на соблюдении экологического императива, на понимании опасности потери природной среды жизнеобеспечивающих качеств.

Главной целью данной программы «Югра – моё наследие» для 4 класса является формирование экологического стиля мышления, который включает в себя комплекс нравственно-этических принципов, экологический кодекс поведения и взаимодействия в системах «человек-природа» и «человек-человек», через воспитание познавательного интереса к изучению своего родного края, используя его историко-культурное и природное наследие.

Основная задача программы «Югра – моё наследие» для 4 класса раскрыть общие закономерности организации жизни и на этой основе разработать принципы рационального использования природных ресурсов в условиях все возрастающего влияния человека на биосферу.

Программа тесно связана с содержанием уроков окружающего мира, историей, литературным чтением, изобразительным искусством, технологией, основой светской этики. Принцип междисциплинарной интеграции даёт возможность сделать процесс обучения более глубоким, насыщенным, познавательным. Экологический пласт знаний, получаемый на уроках, базируется на традиционных ценностях, отношениях и поведенческих особенностях, воплощенных в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса, сложившихся в прошлом, развивающихся в исторической социодинамике и постоянно обогащающих этнической спецификой культуру в различных формах.

Гипостасис программы «Югра – моё наследие» для 4 класса состоит в раскрытие проблемы «экологического следа» человека, общества и решению задачи открытия школьниками личного экологического стиля мышления по контролю за своим экологическом следом на основе «экологического кодекса».

Реализация программы «Югра – моё наследие» в 4 классе осуществляется на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В соответствии с ФГОС НОО существенное значение уделяется формированию значимости культуры, а также развитию компетенций. При этом знания и ценности перестают противоречить друг другу. Применение знаний фокусируются как проявление компетенции, в соответствии с усвоенными, ценностями – ценностными ориентациями. Экологическая компетентность – необходимое наследие человека, существенные условия для предотвращения экологически безнравственных поступков. Путь к экологической компетентности – это формирование экологического кодекса поведения, литогенез универсальных учебных действий.

В программе «Югра – моё наследие» широко используются интерактивные методы. Между обучающимися и учителем, обучающимся – обучающимся должен быть высокий уровень аллелопатии. Аллелопатия происходит в форме вовлеченности всех обучающихся в процесс познания, активного обсуждения учебных задач, в построение образовательной траектории обучающихся, активное использование метода проектов с подключением идей проектной и исследовательской деятельности, на межпредметной основе.

В основе методов проектов лежит развитие универсальных учебных действий:

- выбор способов действий в нестандартной форме приближенных к реальным условиям.

- парадигматика приоритетов ценностей,

- ориентироваться в информационном пространстве,

- анализ ситуаций и переформулирование её в проблему,

- представление окружающим полученного результата, «продукта».

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную или групповую, которую выполняют в течение определенного отрезка времени.

Ключевая идея в четвёртом классе.

Связь социального общества и природы стало одной из глобальной проблемой цивилизации. Взаимодействие человека с природой приводит к интенсивно изменяющийся окружающей среде. Антропогенные факторы приводят к критическому положению:

- таяние ледников, исчерпываются запасы пресной воды;

- истощение природных ресурсов;

- ухудшение состояния почв, водного и воздушного бассейнов;

- опустынивание огромных территорий, образование искусственных ландшафтов;

- борьба с болезнями и вредителями сельскохозяйственных культур.

Воздействие человека на окружающую среду в современную эпоху стало фактором геологического или даже космического масштаба, превосходящим все природные силы, которые когда-либо влияли на эволюцию жизни, эволюцию земной биосферы. Это означает, что деятельность человека вступила в противоречие с природой, в результате чего во многих районах мира нарушилось ее динамическое равновесие.

Профессор коммунального и регионального планирования в университете канадской провинции Британская Колумбия Уильям Риз ввёл понятие экологического следа. «Экологический след – это мера воздействия человека на окружающую среду, позволяющая рассчитать размеры прилегающей территории, необходимой для производства потребляемых нами ресурсов и хранения отходов. Это – единица измерения, которой мы можем определить соотношение между своими потребностями и объемами экологических ресурсов, которые имеются у нас в запасе». Человечество стоит перед выбором. Оно может пролонгировать деградацию окружающей среды ради выгоды. А может пойти другим путём – научить будущее поколение грамотно управлять природными ресурсами, принимать правильные инвестиционные решения, занимать активную позицию в социальном современном обществе для стабилизирования ситуаций.

«Экологический след» выступает как индикатор устойчивого развития общества. Программа «Югра – моё наследие» призвана повысить компетентность у обучающихся по вопросам, связанных с «Экологическим следом». Основным акцентом в программе являются принципы (нравственные императивы): оглядывайся (какой «экологический след» оставил после себя для природы и для культуры). Инволяция культуры, духовности превращает индивида в расчётливого потребителя. В процессе систематического и целенаправленного воздействия на духовное развитие личности и в целях подготовки обучающегося вводится понятие «Кодекс экологического поведения»:

Я лично несу ответственность за сохранение окружающего мира Югры.

Я лично не причиню зла живому – цветку, деревцу, птице, животному. И, конечно, человеку.

Я помогу любой жизни, которой могу помочь, - цветку, дереву, птице, животному. И, конечно, человеку.

Вовлечение школьников начальных классов в интерактивную деятельность по решению экологических проблем благоприятно для формирования экологической культуры, становления этнокультурного мировоззрения, осознания нравственно-этических норм поведения.

Структура УМК.

1. Учебное пособие «Югра – моё наследие» 4 класс

2. Рабочая тетрадь к учебному пособию в 2-х частях

3. Вкладыш для семейного чтения к учебному пособию

4. Методическое пособие для учителя.

В тетрадях представлены задания различных видов: вопросы, ребусы, загадки, пословицы и поговорки, народные приметы. Учитель имеет возможность выбора различных видов организации деятельности учащихся: фронтальную, групповую, парную, индивидуальную работу. Кроме того, в пособие включены диагностические задания.

Вкладыш для семейного чтения включает в себя сказания, мифы народов ханты и манси, рассказы и стихотворения о взаимоотношении людей, о природе, об отношениях в семье. Статьи из Красной книги Югры.

УМК может быть использован при организации урочной и внеурочной деятельности: для занятий кружков и научно-практических объединений, обучающихся в системе дополнительного образования.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение определённых личностны, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

- умение соотносить свои поступки по отношению к природе с принятым экологическим стилем мышления, знанием кодекса экологического поведения;

- умение выделить нравственный или безнравственный аспект поведения в природе;

- ответственность за культурное окружение, ориентация в социальных ролях (роль защитника, хранителя или разрушителя природы);

- уважительное отношение к иному мнению, культуре других народов, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций;

- ответственность за свое здоровье и здоровье других людей;

- потребность участия в деятельности по охране и улучшению состояния окружающей среды.

Метапредметные результаты:

- освоение обучающимися проектных умений минимального уровня сложности;

- умение применять универсальные способы деятельности в рамках образовательного процесса и в реальных жизненных ситуациях;

- умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

- умение понимать и объяснять значения моделей, символов, схем, графиков, орнамента коренных народов;

- умение сравнивать поведения человека с кодексом экологического поведения и высчитывать «экологический след»

Предметные результаты:

- сформированность представлений об экологическом долге, экологическом следе;

- умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства, обобщать, делать несложные выводы;

- знание элементарных представлений об экологии питания;

- оценивать свой рацион с точки зрения соответствия требованиям здорового питания;

- знание, понимание и принятие учащимися культурных ценностей: музеи, монументы, памятники, парки, заповедники.

Планируемые результаты

Обучающийся научится:

Называть Табу природы.

Передавать своими словами суть иносказательного мыслеобраза отношений общества и природы.

Адекватно использовать в устной речи словосочетание «экологическая зоркость».

Приводить примеры поговорок и пословиц на тему Табу природы.

Называть правило трех «О», приводить пример его использования в жизни.

Делать записи в дневнике по заданной форме.

Своими словами объяснять, что такое потребительство.

Высказывать мнение о необходимости экономии в быту.

Проводить количественное исследование по плану.

Кратко перечислять особенности югорской природы.

Приводить примеры приспособления местной природы к северным условиям.

Обосновывать экологическую линзу «Изучать природу надо вместе с ее средой».

Применять экологическую линзу «Изучай живое вместе с его средой» при изучении природных сообществ.

Называть пищевые цепочки смешанного леса.

На основе текста самостоятельно составлять пищевые цепочки гниющего выворотня.

Объяснять иносказательный образ разнообразия в природе (батут).

Оценивать устойчивость сообщества по его биологическому разнообразию.

Обсуждать в группе причины изменения среды жизни дикорастущих растений и диких животных.

Обучающийся может научиться:

Находить отражение Табу природы в в иносказательных образах фольклора и литературных произведениях.

Задавать уточняющие вопросы на понимание.

Высказывать свое отношение к авторскому тексту (разделять/не разделять мнение автора).

Переформулировать суждения.

Соединять полученную информацию из видеофильма, фотографий и текста и составлять рассказ.

Применять правило трех «О».

Критически анализировать свои покупки с точки зрения их нужности / ненужности.

Использовать в речи приемы убеждения.

Соединять научную информацию, народную мудрость и информацию из художественных произведений (мультфильм, стихотворение, записки натуралиста) для обоснованных выводов.

Высказывать мнение, в чем мудрость природы, приводить в качестве доводов примеры.

Приводить пример, как пищевые цепочки могут быть связаны между собой и образовывать сети связей.

Объяснять выражение «Все живые существа приспособлены к своей природной среде. В другой среде они жить не могут».

Доказывать последствия сокращения разнообразия в природе. Сравнивать северную и южную природу.

Содержание программы

Раздел 1. Экологический след. Количество часов: 3 часа

След, который ты оставляешь. Входящая диагностика.

Раздел даёт первичное представление о ресурсах, необходимых для удовлетворения потребностей человечества, о биологическом потенциале – показателе, предоставляющий такую возможность. Знакомит с понятиями «экологический след», «экологический долг». Раскрывается с обучающимися главный смысл экологической морали – научиться поступать так, чтобы не навредить окружающей среде, не делать ей зла. Упорядочиваются совокупности направленных на сохранение природы запретов, требований, обычаев, традиций, принятые в современном обществе данного региона. Выявляются нормы морали, закреплённые в культуре и передающиеся от поколения к поколению. Формулируется кодекс экологического поведения.

Раздел 2. Экология природы. Количество часов: 15 часов

Экология воды. Готовим проект. Экология воздуха. Готовим проект. Экология почвы. Готовим проект. Экология леса. Готовим проект. Вернём природе чистоту. Готовим проект. Экологическая прогулка по заповедным местам Югры. Готовим проект.

В данном разделе рассматриваются вопросы, связанные с экологией биосферы. Целостность этого раздела обеспечивается взаимосвязанным раскрытием физических, биологических, экологических и других естественнонаучных понятий. Рассматриваются экологические факторы. Формируется умение проецировать кодекс экологического поведения на антропогенное воздействие человека. Большая роль в этом разделе отводится проектной деятельности. Проекты направлены на то, чтобы сформировать экологическую культуру у обучающихся, выявлять теоретические основы рационального природопользования.

Раздел 3. Экология человека. Количество часов: 11 часов

Экология питания. Готовим проект. Экология отношения в семье. Готовим проект. Экология взаимоотношений. Готовим проект. Экология культуры. Экология слова. Готовим проект.

В разделе рассматривают взаимоотношения в системе «общество – природа», пути оптимизации взаимоотношений человека со средой. Обобщается этнокультурный материал через призму экологии человека.

Раздел 4. Спасти и сохранить. Количество часов: 6 часов

Спасти и сохранить. Итоговая диагностика. Готовим проект.

Тематическое планирование по предмету «Югра – моё наследие» 4 класс

№ п/п

Тема урока

Сроки

Примечания

план

факт

Раздел 1. Экологический след. Количество часов: 3 часа

1

Входящая диагностика.

06.09.2017

2-3

След, который ты оставляешь.

13.09.2017

20.09.2017

Раздел 2. Экология природы. Количество часов: 15 часов

4

Экология воды.

27.09.2017

5

Готовим проект.

04.10.2017

6

Экология воздуха.

11.10.2017

7

Готовим проект.

18.10.2017

8

Экология почвы.

25.10.2017

9

Готовим проект.

08.11.2017

10

Экология леса.

15.11.2017

11-12

Готовим проект.

22.11.2017

29.11.2017

13

Вернём природе чистоту.

06.12.2017

14-15

Готовим проект.

13.12.2017

20.12.2017

16

Экологическая прогулка по заповедным местам Югры.

27.12.2017

17-18

Готовим проект.

10.01.2018

17.01.2018

Раздел 3. Экология человека. Количество часов: 13 часов

19

Экология питания.

24.01.2018

20-21

Готовим проект.

31.01.2018

07.02.2018

22

Экология отношения в семье.

14.02.2018

23-24

Готовим проект.

21.02.2018

28.02.2018

25

Экология взаимоотношений.

07.03.2018

26-27

Готовим проект.

14.03.2018

21.03.2018

28

Экология культуры.

04.042018

29-31

Экология слова. Готовим проект.

11.04.2018

18.04.2018

25.04.2018

Раздел 4. Спасти и сохранить. Количество часов: 4 часа

32

Спасти и сохранить.

02.05.2018

33

Итоговая диагностика.

09.05.2018

34-35

Готовим проект.

16.05.2018

23.05.2018 

Приложение

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение

Кабинет для начальных классов, компьютер, мультимедийное оборудование, документ-камера, медиатека, комплекты дидактических и демонстрационных материалов, дидактические материалы (карточки, таблицы).

п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный

«Югра – моё наследие», 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

2016

Москва «Центр образования и экология»

2

Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, Т.А. Гнеушева

Примерная программа и тематическое планирование к региональному учебному курсу «Югра – моё наследие», 4 класс, в 2-х частях

2016

Москва «Центр образования и экология»

3

Е.Н. Дзятковская, Т.А. Гнеушева

Методические рекомендации к учебному пособию «Югра – моё наследие», 4 класс

2016

Москва «Центр образования и экология»

4

Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный

Вкладыш для семейного чтения к учебному пособию «Югра – моё наследие», 4 класс

2016

Москва «Центр образования и экология»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....