Конспект урока
план-конспект урока (4 класс) на тему

Конспект урока ИКН "Марийская национальная кухня"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_uroka.docx28.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»                                          

Руководитель практики

от базового учреждения

_____________________                                        подпись                      ___________________________________                                        дата        

«Утверждено»

Методист практики

_____________________________ ____                                                                            подпись                  

  __________________________________

 дата                                                                                                                                                                        

Конспект

пробного урока по ИКН,

который будет проведен 15 ноября 2018 года в 4 «В» классе  

МОУ «Оршанская средняя общеобразовательная школа»

у учителя Ивановой Екатерины Владимировны

студентом 4 курса группы «НК»

ГБПОУ Республики Марий Эл «ОМК им. И.К. Глушкова»

Капитоновой Кристиной Николаевной

Оценка: _______________

Подпись методиста:__________

Оршанка

2018

Паспорт урока

1. Класс: 4 «В»

2. Место проведения: МОУ «Оршанская средняя общеобразовательная школа»

3. Продолжительность: 45 мин

4. Предмет: ИКН

5. Тема: «Особенности марийской кухни»

6. Тип урока: урок открытия нового знания

7. Цель: познакомить учащихся с марийской национальной кухней

8. Задачи:

Образовательные:

  1. Актуализировать знания детей о традициях и нации;
  2. Формировать представление о традиционных национальных блюдах мари;

Развивающие:

Направленные на:

Регулятивных УУД:

1. Развивать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

2. Развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке;

3. Развивать умение учиться высказывать своё предположение на основе работы с  учебником;

Познавательных УУД:

1. Формировать умение преобразовывать информацию из одной формы в другую;

2. Учить делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

3. Формировать умение находить ответы на вопросы в тексте;

 Коммуникативных УУД:

1. Развивать умение слушать и понимать речь других;

2. Развивать умение оформлять свои мысли в устной форме;

     Воспитательные:

Личностных УУД:

     1. Способствовать развитию умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

     2.Формировать умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

     3.Способствовать формированию мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

9. Методы обучения:

9.1. Основной метод: словесный

9.2. Частные методы:

1) словесные: беседа, объяснение;

3) методы поощрения: похвала, одобрение

4) методы контроля: контроль учителя и самоконтроль

10. Ресурсы урока:

10.1 Консультация методиста и учителя: консультация с методистом Ореховой Ларисой Валерьевной; учителем 4 «В» класса Ивановой Екатериной Владимировной

Ход урока

1. Организационное начало

У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Кристина Николаевна, и сегодня урок ИКН у вас проведу я. Если вы готовы к уроку тихонечко присаживайтесь.

2. Актуализация знаний

У: Ребята, прежде чем мы начнем изучение новой темы, давайте вспомним, что такое традиция?

Д: Традиция - это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предков.

У: Что такое нация?

Д: Это общность людей, у которых сложились общие интересы, общие традиции и говорят одним общим языком.

У: Что означает понятие национальный? 

Д: Это то, что характерно для данной нации, свойственный именно ей.

У: Совершенно верно! Молодцы!

3. Введение в тему. Расшифровка темы урока

У: Ребята, а сейчас попробуйте сами расшифровать название темы нашего сегодняшнего  урока.

14, 1, 18, 10, 11, 19, 12, 1, 33
15, 1, 24, 10, 16, 15, 1, 13, 30, 15, 1, 33

12, 21, 23, 15, 33

А
1

Б
2

В
3

Г
4

Д 
5

Е
6

Ё
7

Ж
8

З
9

И
10

Й
11

К
12

Л
13

М
14

Н
15

О
16

П
17

Р
18

С
19

Т
20

У
21

Ф
22 

Х
23

Ц
24

Ч
25

Ш
26

Щ
27

Ъ
28

Ы
29

Ь
30

Э
31

Ю
32

Я
33

Д: Марийская национальная кухня
У:
Совершенно верно! Тема нашего сегодняшнего урока «Марийская национальная кухня»

4. Открытие новых знаний

У: Ребята, как вы думаете, что такое национальная кухня?

У: Верно, национальная кухня это набор блюд, которые готовят представители какой – либо национальности. Одни и те же блюда могут готовить представители разных народов и каждый народ справедливо может считать это блюдо своим.

У: Марийская национальная кухня формировалась веками. За свою длительную историю марийский народ создал богатую и разнообразную кухню. И хотя она не отличается особой аристократической изысканностью, сложностью приготовления, всё же её технология, ассортимент блюд имеют определенную специфику, отличающую марийскую кухню от национальной кухни других народов.

У: Обилие лесов, рек, озёр и лугов способствовало созданию своеобразных и вкусных блюд из даров леса, содержащих много витаминов и минеральных веществ (холодные блюда, напитки, квасы из клюквы, брусники, рябины, блюда из грибов), рыбных блюд (салаты из стерляди, уха двойная, супы из солёной сушёной рыбы, жаркое, запечённая рыба), блюд из зелени (супы из зелени, борщевики, щи зелёные). Лесная фауна также обогащала марийскую кухню (медвежатина тушёная, зайчатина запечённая, лосятина тушёная,

шашлык из лосятины). Во многих блюдах большое применение находит мед, придавая им приятный вкус и лечебные свойства (напиток из мёда, колбаски из творога и мёда, брусника в меду).

У: При изготовлении первых блюд использовали говядину, свинину, баранину, рыбу, овощи, изделия из муки (лапшу, лашку). Весной употребляли раннюю зелень (щавель, сарде), очень распространён квас - для изготовления первого блюда и как напиток.

У: Так же марийская кухня богата по количеству и разнообразию супов (щей). Они бывают чисто картофельные, с зеленью (капуста, сныть, борщевик, щавель, крапива), с мясом, с рыбой, с калиной, с клецками и т.д.

У: Ребята, как вы думаете, где марийцы готовили еду?

Д: В печи

У: Совершенно верно!

У: Познакомься с марийскими национальными блюдами поближе.

Шопо лашка (суп с кислым тестом)

У: Готовят крутое опарное тесто. Раскатывают его в пласт толщиной не менее 1,5 см, нарезают длинными полосками, которые, в свою очередь,

нарезают поперёк на кусочки по 15–20 г (можно скатать их в шарики). Кусочки (или шарики) кладут в кипящую подсоленную воду, добавляют нарезанный кубиками (или дольками) картофель. За 5 минут до готовности заправляют суп пассированным луком, взбитыми яйцами, солят. Подают со сметаной.

Колан лашка (рыбная лапша)

У: Готовят крутое пресное тесто, раскатывают в тонкую лепешку и режут лапшу. Крупную рыбу (лещ, окунь, судак, стерлядь) обрабатывают, промывают, разрезают на кругляши, заливают холодной водой, доводят до кипения, снимают пену, солят и варят до готовности. Затем рыбу вынимают, а в бульон кладут очищенный картофель (целиком), нарезанный кольцами лук. За 5–7 минут до готовности картофеля опускают лапшу. Лапша, рыба и картофель подаются отдельно.

Уяча (колобок)

У: Из дрожжевого или пресного теста нарезают небольшие кусочки весом по 5–7 г, формуют в виде приплюснутых слив, жарят в небольшом количестве

жира до приобретения золотистого цвета. Затем вынимают дуршлагом, после стекания масла помещают на 2–3 минуты в кастрюлю с медом. Подают в горячем или холодном виде к чаю

Шыл подкогыльо (отваренные пирожки с мясом)

У: Пресное тесто тонко раскатывают и разделывают пирожки в форме полумесяца с начинкой из сырого рубленого мяса, приправленного мелко нарезанным репчатым луком, солью и перцем. Затем пирожки отваривают в кипящей подсоленной воде, вынимают, поливают маслом и подают в горячем виде.

Сокта (отварная домашняя колбаса)

У: Кишки бараньи, говяжьи или свиные тщательно обрабатывают и промывают. Внутреннее сало (баранье или свиное) нарезают мелкими кубиками. Репчатый лук шинкуют и пассируют. Перебранную и хорошо промытую крупу (овсяную, перловую), нарезанное сало и репчатый лук

смешивают, добавляют бульон, соль, перец и тщательно перемешивают. Этим фаршем набивают нетуго подготовленные кишки и оба конца завязывают нитками. Отваривают в подсоленной воде при слабом кипении до готовности (40–50 минут). В воду перед варкой рекомендуется добавить печеные кусочки репчатого лука, перец. Готовую сокту подают горячей, а перед подачей поджаривают до образования румяной корочки.

Туара (сухие сырники)

У: Сухой жирный прессованный творог заправляют сметаной и яйцами, добавляют соль, перемешивают. Из крутого творожного теста формуют сырники диаметром 8–10 см, толщиной 2–3 см, укладывают на смазанный маслом лист, смазывают топленым маслом (или яйцами) и выпекают на слабом огне в духовке 1–1,5 часа. После этого изделие подсушивают при 40–50°. Подают к чаю. Сухой жирный творог 190, сметана 20, яйцо 11, соль 3, топленое масло 3.

Коман мелна (блины трехслойные)        

У: Пресное крутое тесто раскатывают в тонкую лепешку толщиной 5–2 мм по размеру сковороды. Лепешку слегка зарумянивают в жарочном шкафу, затем смазывают густой смесью овсяной муки, несвернувшегося молока (простокваши или кефира) и сметаны. Блин снова зарумянивают и затем намазывают третий слой, представляющий собой овсяную крупу, которую в течение 8–10 часов вымачивали в сметане. После этого блины выпекают, смазывают топленым или сливочным маслом и подают горячими.

У: Как вы думаете, пили чай марийцы? Чай пили и пьют. Пьют чай с молоком.

У: А еще они пили свекольный квас. Он готовиться из красной свёклы и ржаного солода. Свёклу чистят, режут тонкими ломтиками, сушат, лишь затем её используют для приготовления кваса. Отдельно готовят солод изо ржи заранее, а затем из данных ингредиентов варят квас. Также варят квас из клюквы и брусники.

Брусника, моченная в собственном соку

У: В эмалированную кастрюлю всыпают спелую промытую бруснику, чтобы она заняла 1/5 объема. Кастрюлю встряхивают, утрамбовывают ягоды, надавливая на них крышкой, несколько меньшей по размеру. Затем насыпают еще столько же ягод и снова утрамбовывают. Операция повторяется до тех пор, пока кастрюля не будет наполнена соком до края. После этого накрывают крышкой и держат 4–5 дней. За это время ягоды оседают, их снова добавляют. Затем кастрюлю плотно накрывают, кладут груз и помещают в прохладное место для созревания (примерно на месяц). Моченую бруснику подают к мясным блюдам.        

5. Итог урока

У: Ребята, с какими марийскими национальными блюдами мы сегодня познакомились?

6. Рефлексия

У: Итак, ребята, вам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание.

1. На уроке я работал- активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я- доволен / не доволен

3. Урок для меня показался - коротким / длинным

4. За урок я- не устал / устал

5. Мое настроение - стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был- понятен / не понятен

7. Домашнее задание мне кажется-  

полезен / бесполезен,

интересен / скучен , легким / трудным

7. Организационное завершение

У: Мне понравилось сегодня как на уроке работал…

Я, надеюсь, что на следующем уроке все будут такими же активными.

У: На этом урок закончен, спасибо за урок. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...