Технологическая карта урока кубановедения в 4 классе "Архитектура. Исторический центр города Новороссийска"
план-конспект урока (4 класс) на тему

Чеухова Людмила Юрьевна

Познакомить учащихся с понятием «архитектура» и её видами, с «Историческим  центром города Новороссийска» с помощью виртуальной экскурсии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx31.95 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока кубановедения  в 4 «б» классе

УМК «Перспектива»

Класс: 4

Форма урока: урок-виртуальная экскурсия

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Учитель: Чеухова Л.Ю.

                                                                                                                

Тема

Виртуальная экскурсия по историческому центру города Новороссийска

Цель

Познакомить учащихся с понятием «архитектура» и её видами, с «Историческим  центром города Новороссийска» с помощью виртуальной экскурсии.

Задачи

1. Расширить объем жизненных наблюдений и кругозор учащихся; пополнить словарный запас учащихся новыми словами.

2. Воспитывать в учащихся способность эмоциональной отзывчивости на прекрасное  в жизни, уважительное отношение к объектам, которые созданы руками человека и достопримечательностям города в целом, воспитывать патриотизм к своей Малой Родине.

3. Развивать интерес к культуре, архитектуре, строительству, а также чувство гордости за добрые дела своих земляков,  развивать речевую культуру учащихся,  познавательный интерес к изучению истории Кубани через знакомство  с историей родного города.

Планируемый результат

Развить чувство прекрасного на основе знакомства с памятниками архитектуры родного города.

Уметь видеть красоту труда и творчества.

Основные понятия

Понятия:

- архитектор

- архитектура и ее виды

- культура

Межпредметные связи

Кубановедение, русский язык

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

В.М. Мирук  «Кубановедение» 4 класс;

персональный компьютер, мультимедийный проектор, программа Microsoft Power Point, экран, карточки с текстом, пазлы архитектурных объектов.

Организация пространства

Работа фронтальная, групповая, индивидуальная.

Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания каждого этапа

I этап.  Организационный момент.

Цель – активизация учащихся.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Настраивать детей на работу.

- Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Будем вместе мы трудиться,

чтобы хорошо учиться.

- Что нужно для плодотворного труда на уроке?

Личностные УУД: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться.

II этап.  Самоопределение – Поставить проблему перед детьми, подвести их к раскрытию темы урока.

Ответить на вопросы

Участвуют в обсуждении, отвечают  на вопросы, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Включение учащихся в обсуждение

У. Ребята, посмотрите внимательно на фотографии на слайде (Слайд 2) и ответьте вопрос: Это создано природой?

Д. Нет.

У. Как называется все то, что создано руками человека?

Д. Культурное наследие наших предков.

У. Молодцы! Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить?

(Ответы учащихся)

У. У нас сегодня с вами необычный урок. Нам с вами предстоит совершить виртуальную экскурсию по «Историческому центру города Новороссийска». А как вы думаете, почему центр города Новороссийска называется «историческим»?

(Ответы учащихся)

У. Назовите тему нашего урока?

(Предположения учащихся)

У.  Молодцы! Сейчас мы с вами совершим увлекательное путешествие  по старым улицам «Исторического центра города Новороссийска» и познакомимся с настоящими музеями архитектуры под открытым небом.

Познавательные: перерабатывают полученную информацию, делают выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной речи с учётом своего жизненного опыта

III этап.  

Актуализация знаний.

IV этап. Виртуальная экскурсия.

Работа по теме урока.

Цель - формировать понятия  архитектура, культура

V. Физминутка

VI. Закрепление

VII. Домашнее задание

VIII. Итог урока. Рефлексия

Участвуют  в работе,  

отвечают на вопросы.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Оценивать правильность выполнения заданий

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Оценивать правильность выполнения заданий

Выполняют физические упражнения.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Продолжите фразу:

Мне было интересно узнать …

Меня удивило, что …

Я хотел бы узнать еще…

Стоит в поле теремок.

Он ни низок, ни высок.

(Слайд 3)

У. Ребята, а вы помните эту сказку? Как называется сказка?

Д. Теремок.

У. Назовите героев сказки?

Д. Мышка, лягушка,  зайчик, лисичка, волчок, медведь.

У. Помните, а чем закончилась сказка?

Д. Медведь развалил теремок.

У. А кто строит наши дома? Мышка с лягушкой?

Д. Нет. Строители.

У. А кто такие строители?

Д. Люди, которые занимаются строительством зданий.

У. Но, чтобы построить дом, нужно его сначала придумать, рассчитать, сколько будет окон, этажей, дверей. Может быть, кто-то из вас знает, кто придумывает дома?

(Предположения учащихся)

У. Сегодня мы с вами познакомимся с творениями архитекторов. Но для начала давайте заглянет в Толковый словарь, который лежит перед вами, и найдем значение слова «архитектор».

(учащиеся работают с Толковым словарем)

Д. Архитектор – это специалист по архитектуре, зодчий.

У. А как называется деятельность, которой занимается архитектор?

Д. Архитектура.

У. Давайте снова обратимся к нашему Толковому словарю, и найдем в нем значение слова «архитектура».

(учащиеся работают с Толковым словарем Ожегова)

Д. Архитектура – 1. Искусство проектирования и строения зданий, сооружений, зодчество. 2. Стиль постройки. Это слова греческого происхождения. В древнегреческом языке слово «архи» - означало старший, «тект» - строитель.

У. Памятники архитектуры могут «рассказать» о своем времени, о том, кто строил и украшал наш город, они запечатлевают навечно летопись человеческих судеб. Это первоисточники, тесно связанные с местом своего возникновения. Ребята, архитектурные памятники относятся к культуре. А что такое культура на ваш взгляд?

(Ответы учащихся)

У. Культура – означает «возделывание» - это все, что не является природой, то есть то, что создано и создается обществом и человеком. Культура бывает материальной и духовной. Материальная культура – это все то, что сделано руками человека. Духовная культура – это взгляды, идеи, знания, которые присущи культурно-историческому обществу людей. Приведите примеры материальной культуры?

Д. Одежда, мебель, украшения, жилище.

У. Различают 3 вида архитектуры:

 1) объемные сооружения -  промышленные, жилые и другие здания;

2) ландшафтная архитектура -  беседки, фонтаны и т.д.;

3) градостроительство – создание новых городов и реконструкция старых. (Слайд 4)

- Архитектура отражает художественный стиль эпохи. Известные архитектурные сооружения запоминаются как  символы стран и городов.    (Кремль и Красная Площадь в Москве,  Колизей в Риме, пирамиды в Египте и т.д.). (Слайд 5-6)

У. Как называется страна, в которой родился человек?

Д. Родина.

У. Верно, наша общая родина – Россия, это могучая и великая страна, самая большая в мире. Но еще у каждого человека есть город или село, в котором он живет, и это место принято называть малой Родиной. (Слайд 7) И каждый город, село имеет свой неповторимый облик. Часто это связано со зданиями, которые там построены.  Есть ли в нашем городе красивые здания, о которых бывает приятно вспомнить?

(Ответы учащихся)

У. Чем отличаются друг от друга городские сооружения?

Д.  Формой, стилем.

У. Когда вы с родителями гуляете по городу, вы, наверно, замечали, что наряду с современными красивыми зданиями в нашем городе много старых, но не менее красивых зданий? Эти здания оставили нам в наследство люди, которые жили раньше. Сейчас мы с вами  постараемся более внимательно рассмотреть памятники архитектуры, увидеть какие они и попытаемся дать ответ на вопрос -  почему через столетия не иссякает интерес к ним. Вы сможете это понять, если почувствуете сердцем душу каменных сооружений. Итак, сейчас будем работать командами. Каждая команда получает свое современное архитектурное здание. Вы должны восстановить его целостность, а также составить небольшой рассказ о здании, восстановив текст в нужном порядке.

( 1 ряд – дом купца Гурия Ларина; 2 ряд – городской дом; 3 ряд – дом купца Д.Е. Манусси)

(Выступления детей)- (Слайд 8-10)

Буратино потянулся.

Раз – нагнулся, разогнулся

Руки в стороны развел, ключик видно не нашел. Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.

- У вас на столах лежат листы бумаги А4.  Я предлагаю вам сейчас побыть в роли  архитекторов и нарисовать на листах бумаги архитектурное здание, какое вам подскажет ваша фантазия.  Сделайте вашу постройку такой нарядной, чтобы про нее можно было сказать, что она со временем станет памятником архитектуры родного города.

Потом организуем выставку ваших рисунков.

(Учащиеся рисуют на листах бумаги свои архитектурные здания, и рисунки вывешиваются на доску)

- Ребята, вспомните, пожалуйста, название исторического архитектурного здания города Новороссийска, которому в прошлом году исполнилось 105 лет? (гимназия № 20 Воронцовых-Дашковых)

- Итак, 1 ряд готовит информацию об истории возникновения гимназии № 20 Воронцовых-Дашковых.

2 ряд готовит рисунки гимназии № 20

3 ряд готовит информацию об архитектуре здания гимназии № 20.

- А что понравилось на уроке вам?

- О каких зданиях  мы узнали сегодня на уроке?

- Какие здания называются памятниками архитектуры?

-Какое архитектурное здание понравилось больше всего? Чем понравилось?

- Одна из обязанностей граждан России, согласно Конституции,  является бережное отношение к архитектурным памятникам, достоянию истории. Почему?

- Теперь мы с вами знаем, что памятники надо беречь и охранять, чтобы наш город оставался красивым, чтобы следующие поколения могли любоваться красотой этих зданий.

- Наш урок подходит к концу. Каждый из вас получил информацию о наших  архитектурных памятниках, их роли в изучении прошлого нашей Малой родины. Мы обязаны сохранить, защитить те памятники, которые дожили до нашего времени.  Пусть каждый из вас ощутит себя наследником, ощутит гордость за своих предков и, может быть, вам захочется сделать наш город лучше и краше. Не забывайте, что это наша история. Как писал А.С. Пушкин: «Уважение к минувшему – вот черта характера человека, отличающая образованность от дикости».

Обсуждение вопросов.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

 

Коммуникативные УУД (участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

Регулятивные УУД

(анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты)

Обсуждение проблемного вопроса.

К: умение выражать свои мысли

Личностные УУД

Регулятивные УУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок кубановедения в 4 классе: «Виртуальная экскурсия по историческому центру города Новороссийска»

Сейчас мы с вами совершим увлекательное путешествие  по старым улицам «Исторического центра города Новороссийска» и познакомимся с настоящими музеями архитектуры под открытым небом....

Технологическая карта урока Кубановедения 4 класс "народные ремёсла Кубани"

Создать условия для развития любознательности, интереса к предмету,формировать у учащихся знания об истории Кубани. Расширять представления учащихся о ремеслах Кубани, развивать творческие с...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Картины исторические и бытовые" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Картины исторические и бытовые»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование практических умений изображения исторических картин; развитие способносте...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству "Исторические картины (этюд гуашью)" (3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока:  формирование практических умений  создания исторических картин; ознакомление с жанром исторической картиныЗадачи урокаДидактически...

Технологическая карта урока по изобразительного искусства «Исторические картины" (УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока: «Исторические картины» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений о жанре исторической картины; представление принципов создания...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Картины исторические и бытовые» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цель урока: формирование представлений о картинах исторических и бытовых.Планируемые результаты:Предметные:1. Знать: что такое исторические и бытовые картины;2. Уметь: изображать картины.Личностные:1....