Экологизация традиционных учебных дисциплин младшей школы. Материалы публикации в журнале "Поиск".
статья

Жанна Ивановна Кошляк

Предварительный просмотр:

Кошляк Жанна Ивановна, учитель начальных классов, классный руководитель 1 класса «А» , zhanna.koshlyak@mail.ru  89607765051

Koshlyak Zhanna Ivanovna, the teacher of initial classes, classroom teacher, grade1 "A", zhanna.koshlyak@mail.ru 89607765051

                                                           Аннотация

Экологическая сказка на основе этно-культурного регионального компонента, как  средство познания основ экономики младшими школьниками

An environmental tale based on regional ethno-cultural component, as a means of understanding the fundamentals of the economy younger students

В силу того, что младшие школьники способны к наиболее яркому эмоциональному экологическому сопереживанию природе при  изучении материала посредством сказки, автор предлагает использовать данное средство в смешанной модели образования при изучении основ экономики, опираясь на принцип возможности экологизации традиционных дисциплин.  При этом автор приводит пример использования экологической сказки на основе этно-культурного регионального компонента, с экономическими терминами в её контексте при изучении основ экономики, как своеобразное решение проблемы приобретения единой конкретной  практической направленности  экологического сознания и экономического мышления школьников в процессе современного образования.

Due to the fact that younger students are capable of the most vivid and emotional empathy ecological nature while learning the material through stories, the author offers to use this tool in a mixed model of education in the study of the fundamentals of the economy, based on the principle of the possibility of the greening of traditional disciplines. The author gives an example of using environmental tale based on ethno-cultural component, with the economic terms in context, as a kind of solution to the problem of acquiring a single specific practical orientation of environmental consciousness and economic thinking of schoolchildren in the process of education.

Экологическая сказка на основе этно-культурного регионального компонента, как  средство познания основ экономики младшими школьниками

An environmental tale based on regional ethno-cultural component, as a means of understanding the fundamentals of the economy younger students

Ключевые слова: экологизация традиционных учебных дисциплин младшей школы, основы экономики в контексте сказки, этно-культурный компонент, единство экологического сознания и экономического мышления

The greening of traditional academic disciplines elementary school,  Basic Economics in the context of the tale,  Ethno-cultural component,  The unity of environmental consciousness and economic thinking

Эмоциональное экологическое сопереживание природе детьми в младшем школьном возрасте является ключевым моментом для успешного изучения разных школьных предметов, даже тех, которые на первый взгляд, не могут быть взаимосвязаны с наукой экологии.  

Известно, что экологическое образование может осуществляться как через экологизацию традиционных дисциплин [1], так и преподавание специального учебного курса. Но возможно и объединение обоих подходов в смешанной модели воспитания и обучения.

Проблемой, например, является приобретение единой конкретной  практической направленности  экологического сознания и первоначального экономического мышления школьников в процессе образования.

Если учесть, что впервые термин «Экология» для новой области знаний был предложен зоологом Э. Геккелем в 1866 году, который определил науку, как познание экономики природы [7], одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды, включая непременно взаимоотношения растений и животных, живой и неживой природы, контактирующих друг с другом, то возможно пробовать изучать  экономические основы на специальных учебных средствах, описывающих необходимость охраны окружающей среды и взаимоотношения человека и природы, имеющих экологическую направленность и соответствие эмоциональным и возрастным потребностям младшего школьника.

О каких учебных необычных  средствах может идти речь?  

В связи с вышеописанным,  предлагается  изучать некоторые термины основ экономики  в контексте литературного средства обучения - сказки с элементами этно-культурного регионального  компонента, которые во всем своем многообразии, основаны на экологической связи человека и природных сил.  

С  давних времен сказка являлась важным и рациональным  средством воспитания.

Сказка входит в жизнь ребенка с  раннего возраста через каналы материнской школы, сопровождает на протяжении всего детства и юности,  остается с ним на всю жизнь.

Со сказки начинается  знакомство с  огромным и богатым миром литературы, с  миром человеческих  личностных, экономических  взаимоотношений и с  окружающим  миром в целом.

Такие нравственные понятия, как  доброта, честность, толерантность к окружающему миру, ярко выраженные в образах сказочных героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с  окружающими  людьми, превращаясь в нравственные  идеалы, которыми  объясняются  поступки  и желания  ребенка, а затем и взрослого.

Для составления первоначального представления о сути экономических терминов должна использоваться уже существующая  авторская или народная сказка, тщательно выбранная  педагогом так, чтобы  в контексте было возможно выделение и пояснение некоторых экономических терминов: альтруистических потребностей человека, экономических благ, свободных благ, личной и общественной собственности, ограниченности ресурсов, цены  выбора, природных богатств.

Благодатная почва для приобретения, а затем и развития экологического сознания и экономического мышления младших школьников, содержится, например, в авторских сказках (сказаниях и преданиях) Петра Анисимовича Троякова «Коре Сарыг на буланом коне», являющих собой кладезь этнической литературы и культуры нашего региона.  

В данных сказаниях человек учится  почтительному, уважительному отношению к духам-хозяевам гор, где они, в свою очередь, выступают в качестве чудесного дарителя именно экономических и  природных благ, уважающим и почитающим их людям, что и является экологической составляющей данных сказок.

Немаловажно, что основой для этих сказок стали также и мистические представления древних людей о природе человеческих качеств - лени, строптивости, жадности и других,  как о живых существах, что тоже, несомненно,  интересно и поучительно для младших школьников.

Кроме того,  данный контекст затрагивает моральную цену выбора между трудолюбием и ленью, между строптивостью и покладистостью  и, конечно же, представляет возможность  рассмотреть наличие человеческих альтруистических потребностей.  

Так, изучая основы экономики на содержании сказок из сборника «Коре Сарыг на буланом коне» П. А Троякова, например,  «Чудесный хомыс», «Мальчик на чужбине» или «Стеклянный шарик»,  педагог погружает детское воображение  в самобытную среду охотничьей, сельскохозяйственной  и  животноводческой жизни хакасской семьи, одновременно заостряя внимание на том, как человек в сказке получает или завоевывает  свободные блага, использует личную и общественную собственность, понимает и осуществляет цену выбора, не навредив природе, в лице  ее неких могущественных  сил.

С целью вторичного закрепления экономических понятий, а также   экологических связей в природе,  сказка может быть сочинена  учеником с помощью взрослого наставника.

В 3-4 классе дети уже могут попробовать самостоятельно сочинять сказки, вышеописанного формата, опираясь на помощь взрослого наставника, используя предложенный им общий план сочинения.

В подготовительный этап сочинения сказки обязательно входит ознакомительное чтение и разбор других авторских и народных сказок, ориентированных на развитие социально-экологического сознания и основанных на принципе экономического воспитания.

Что касается плана сочинения сказки, то он может быть таким:

1) Описание родного края.

2) Опасность для природы, созданная поступками человека или неких сказочных сил.

3) Добрые герои-спасатели.

4) Подручные (личные) волшебные средства для спасения природы.

5)Добрый замысел героев против злых сил.

6) Помощь окружающего мира героям.

7)Добрый исход замысла героев для природы.

При самостоятельном сочинении, а затем фронтальном разборе ситуации, имеющей место в данной сказке, можно на доступном сообразном возрасту уровне рассмотреть, как экологические, так и экономические аспекты, а также выделить содержательные моменты, связанные с  моральным долгом человека природе.

В пример хочется привести один из удачных образцов сказочного сочинения ученика [2,3,4]

   

                         Чудовище Ай-кюн и три героя

(Экологическая сказка по основам экономики с указанием терминов в контексте)

Очень красив и приветлив наш плодородный край Хакасия. Но по-разному раньше бывало. Давным-давно жило на вершине горы страшное чудовище Ай-кюн. Зорко смотрело оно вокруг. Взглянет Ай-кюн на небо - загораются небеса красным пламенем. Посмотрит на землю - горит трава на пастбищах красным огнем. Однажды, трое добрых героев: солдат Аас, батрак Торсых и Ласточка решили помочь (альтруистические потребности) хакасскому народу избавиться от злого чудовища Ай-кюна и освободить пастбища, поля с пшеницей и ягодники (экономические блага) от пламени. Надоело видеть героям мытарства народа, а также высыхающие озёра, реки и ветер (свободные блага) умирающие от жаркого дыхания чудовища.

У солдата Ааса была тачанка, у Торсыха батрака- бочка, а у Ласточки- мёд и волшебное пёрышко. (Личная собственность)

Посоветовались они друг с другом и придумали средство, с помощью которого избавят от чудовища Ай-кюна  свою Хакасию.

Пошли три героя со своим скарбом   к реке Абакан, от которой всё меньше становилось толку. Жители  пользовались ею, но через особый колодец (общественная собственность), управляемый надсмотрщиком. Очереди к колодцу были несметные. Мало стало воды. На всех помногу не хватало. (Ограниченность ресурсов). Подошла очередь Ааса, Торсыха и Ласточки брать воду. Увидел бочку надсмотрщик и возмутился. Предупредил, что столько нельзя брать воды, а если герои уговорят жителей поделиться своей долей воды, то тогда можно. Рассказали герои о своем замысле односельчанам. Сделать зелье колдовское, чтоб оно казалось лакомым и навсегда усыпить чудовище Ай-кюн. Многие односельчане отказались от своей воды (цена выбора) на целые сутки и наполнили бочку для зелья.

Загрузили герои бочку на тачанку, намазали ее края сладким мёдом и обмакнули в воду волшебное пёрышко. Сказали колдовские слова. Забурлила вода и стала мертвой.

Отправились Ааас, Торсых и Ласточка к Ай-кюну и оставили бочку на пригорке. Не смогло устоять чудовище перед сладким запахом меда, сползло с вершины горы и отведало мертвой воды. С тех пор закаменело Ай-кюн и стало причудливой скалой. Старожилы говорят, что много в ней залежей железной руды (природные богатства) и тянется она по просторам Хакасии к самому югу.

Такие содержательные предметные сказки для смешанной модели обучения могут сочинять дети при поддержке взрослых, что в свою очередь, благоприятно сказывается не только на  становлении экологической и экономической культуры представителей разных поколений одного региона, но и  активизирует интерес к участию в масштабных общероссийских и региональных конкурсах [5], которые смогут выявить талант к изучению  сложных дисциплин и обеспечить  его признание, а также высоко  оценить детское творчество.

Например, данная сказка « Чудовище Ай-Кюн и три героя» третьеклассника  Трубицына Дениса, [6] из города Абаза, республики Хакасия, стала призером XXIII Межрегионального экономического фестиваля школьников «Сибириада. Шаг в мечту» в рамках экономического конкурса «Сказка сказывается, да дело делается» среди многих участников из сорока девяти городов  российского Зауралья, благодаря тому, что юный автор активно использовал возможности подготовительного периода собственного продуктивного сочинительства, перечитывая и разбирая предложенные руководителем сказки с экологическим, экономическим и этно-культурным региональным  компонентом, при первичном ознакомлении  хорошо усвоил  начальные экономические термины, умело воспользовался навыком сочинения по плану и смог грамотно  внедрить термины в контекст своей собственной  сказки.  

В итоге, хочется перефразировать слова известного русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова, справедливо гласящие, что интеллектуальный потенциал российской  молодежи «будет прирастать Сибирью».

                                                Источники:

  1. Кошляк Ж. И. Взаимодействие педагога с родителями по организации работы объединения «Почемучки», как фактор повышения экологической культуры учащихся. Научно-методический журнал ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК» №1, 2016,  «ПОИСК»
  2. http://60722.mdtf.ru/ 

  1. https://multiurok.ru/files/skazka-po-osnovam-ekonomiki.html

  1. https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2016/04/06/diplomant-mezhdunarodnogo-konkursa-yuzhnyy-polyusi

  1. http://sibiriada.org/about.html

  1. http://sibiriada.org/zaochnyj_konkurs/itogovye_protokoly_zaochnogo_konkursa_skazka_skazyvaetsya_da_delo_delaetsya_dlya_2_6_klassov.html

https://studfiles.net/preview/1624387/

  1. http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/biologiya/GEKKEL_ERNST_GENRIH.html


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интегрирование учебных дисциплин и активизация учебно - познавательной деятельности младших школьников»

Основной формой организации процесса интеграции предметов в начальной школе является интегрированный урок, особенностью которого выступает то, что его могут вести два или три, а может быть и б...

Научная публикация. Мотивация учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития.

Учебная мотвация младших школьников с задержкой психического развития. Сравнительная характеристика учебной мотивации детей с нормальным ителлектуальным развитием и детей с задержкой психическог...

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроках по разным учебным дисциплинам

Реализация  системно-деятельностного  подхода в обучении младших школьников на уроках по разным учебным дисциплинам...

« Создание условий для успешной социализации личности младшего школьника в условиях учебной дисциплины Литературное чтение».

Выступление на областном педагогическом совещании "повышение качества образования как приоритет развития региональной системы образования"....

Формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами ИКТ. Дата публикации: 21.03.2017г.

Сегодня начальная школа должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить позн...

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроках по разным учебным дисциплинам

Реализация  системно-деятельностного  подхода в обучении младших школьников на уроках по разным учебным дисциплинам «Великая цель образования- это не знания, а действия!»   Ге...

Шахматы как учебная дисциплина в школе, основные нормативные документы.

Шахматы как учебная дисциплина в школе, основные нормативные документы. Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов умственного развития детей. Сегодня ...