Главные вкладки

    Рабочая программа по доноведению начального общего образования для 3 класса
    рабочая программа (3 класс)

    Яковлева Анастасия Анатольевна

    Рабочая программа по доноведению начального общего образования для 3 класса

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon donovedenie_yakovleva.3_klass.doc126.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
    СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №6

    Рассмотрена

    на заседании МО

    Протокол №1

    от _28_ августа 2019 г._

    ____________/Палагина Н.В._/

        (подпись)         (Ф.И.О.)

    Согласована

    Заместитель директора

    по УВР

    ________/   Острикова А. Г./

           (подпись)             (Ф.И.О.)

    _28__ августа 2019 года

    УТВЕРЖДАЮ

    Директор

    МБОУ СОШ № 6

    __________/Дрейзина Е. Д./

    (подпись)     (Ф.И.О.)

    Приказ № 27

    от 28 августа 2019 года

     

    Рабочая программа

    по доноведению

    начального общего образования

    3 класс

    Яковлевой Анастасии Анатольевны

                                                                                                           

                                                                                                                        2019-2020 учебный год

                                                                                                                               г. Морозовск

    Пояснительная записка

    Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса -  «Доноведение».

    Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.

    Рабочая программа по доноведению   для 3 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых  документов:

    1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в  Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
    2. Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  начального  общего  образования
    3. Приказ  Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации  от 31.12.2015 №1577  «О  внесении  изменений  в  федеральный  государственный  образовательный  стандарт  начального  общего  образования, утвержденный  приказом  Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации  от 17 декабря 2010г. №1897
    4. Примерная  основная  образовательная  программа  начального  общего  образования, одобренная  решением  федерального  учебно-методического  объединения  по  общему  образованию (протокол  от 8 апреля 2015 г. №1/15)

    с  использованием  

    1. Примерной программы  начального общего образования  для 1-4 классы.

    в  соответствии  с

    1. Учебным    планом  МБОУ СОШ №6  на  2019-2020  учебный  год
    2. Образовательной программой  МБОУ СОШ №6  на  2019-2020  учебный  год
    3. Уставом МБОУ СОШ 6
    4. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

    В соответствии с учебным планом и годовым календарным графиком на 2019-2020 учебный год программа рассчитана на 29 часа.

    Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.

    Задачи курса.

    Образовательные:

    1. Пробуждение интереса к малой Родине и  формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;  

    2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.

    Воспитательные:

    1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.

    2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

    Развивающие:

    1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.

    Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.  

    Планируемые результаты (универсальные учебные действия).

    Обучаемые могут научиться:

    1. личностным универсальным учебным действиям,обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:

    -    анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

    • объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

    2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:

    -  ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

    -  составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

    - вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

    -  оценивать собственные знания и умения;

    -  доводить дело до конца.

    3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:

    • находить и  пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов;в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
    • проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
    • ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

    4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

    -  слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

    -  осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.

    При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).

     Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт  интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:

    1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.

    2. Человек Донского края имеет свои  индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

    3. История Донского края – часть истории Отечества.

    Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.

    Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.

    При конструировании содержания программы курса использовался принцип  спиралевидности.  Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Программа обучения в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.

    Содержание учебного предмета «Доноведение» 3 класс

    3 класс  (34ч)

    Я и окружающий мир (5ч)

    Край, в котором я живу. Ростовская область как административная единица. Герб, флаг, гимн Ростовской области. Ростовская область на карте. Соседи Ростовской области. Города Ростовской области. Знакомство с известными людьми.

    Природа Донского края (11ч)

    Природные условия, процессы и явления характерные для Ростовской области (гололёд, туманы,  ливневые дожди, грозы). Существенные признаки сезонных изменений в крае. Климат, погода.

    Вода. Её распространение и значение для живых организмов Донского края.

    Водоёмы Донского края. Водоёмы. Реки: Дон, Сал, Северский Донец, Егорлык, Калитва, Западный Маныч, Таганрогский залив, Цимлянское водохранилище, озеро Маныч-Гудило. Природная экосистема водоёма.

    Рельеф родного края: равнина, овраги, терриконы, курганы.

    Полезные ископаемые – известняк, песок, глина. Их месторождения в родном крае. Бережное использование природных богатств.

    Почва Донского края и её значение для Ростовской области.

    Природные экосистемы Донского края (лес, луг, поле).

    Дикорастущие и культурные растения Донского края (различение).

    Человек и природа (4ч)

    Профессия – метеоролог.

    Сельскохозяйственная деятельность человека в крае: земледелие, животноводство. Профессии, связанные с сельским хозяйством (общее представление о 3-4 профессиях).

    Жизнь на Дону (13ч)

    Тайны Донской земли. Первые поселения на Дону. Танаис – древний город.

    Донской край – казачий край. Первые казачьи городки. Особенности быта казаков (жилище, посуда, одежда, ремёсла). Казачья семья. Воспитание в казачьей семье.

    Обычаи, весенние обряды и праздники на Дону

    Экскурсии[1]

    «Родной город (село)», «Города Ростовской области», «Танаис – древний город»;

    «Сезонные изменения в природе родного края», «Разнообразие водоёмов родного края», «Влияние деятельности человека на природу»;

    в краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с бытом казаков.

    Исследовательские, проектные и практические работы

    Практическая работа: работа по карте Ростовской области; «Почвы родного края».

    Исследовательская деятельность по проблемам:

    - «Город (станица)… Ростовской области»,

    - «Мир природного сообщества родного края», -

    - «Водоём родного края», «Кто работает на родной земле» и др.

    Проекты: «Город раньше и теперь» (коллаж), «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок),  и др.

    Учебно – тематический план

    №  п/п

    Наименование раздела

    Всего часов

    1

    Я и окружающий мир

    2

    2

    Природа Донского края

    11

    3

    Жизнь на Дону

    10

    4

    Обычаи. Весенние обряды и праздники на Дону

    3

    5

    Человек и природа

    3

    Итого:

    29

    Учебно-методическое  и  материально-техническое  обеспечение  образовательного  процесса

    Учебники и учебные пособия: Е.Ю. Сухаревская Доноведение. Рабочая тетрадь к курсу. 3 класс. Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2016 г

    Интернет ресурсы

    http://nsportal.ru/page/tematicheskie-podborki-materialov

    https://infourok.ru/nachalnye-klassy.html

    http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/01/17/shablony-prezentatsiy

    http://www.proshkolu.ru/user/robot/folder/6012/

    http://pedsovet.su/load/100

    КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ДОНОВЕДЕНИЮ

    3 класс

    п/п

    Тема

    Дата

    Кол-во

    часов

    Задачи

    Виды  деятельности

    Я и окружающий мир

    1

    Край, в котором я живу

    02.09

    1

    Дать представления  о  Ростовской  области  как  административной  единице; познакомить с гербом, флагом, гимном Ростовской области и правилами  поведения  при  прослушивании  гимна; формировать умения работы с картой (исторической, географической и контурной), находить  территорию Ростовской области  на  карте  страны

    Работа с картой

    Ростовской  области

    Практическая

    работа по контурной карте: выделение

    границы Ростовской области.

    2

    О городах и станицах родного края

    09.09

    1

    Познакомить с наиболее  крупными городами Ростовской области, с их

    архитектурой, достопримечательностями и значением.

    Обратить  внимание  на  необходимость  бережного  отношения  к историческим  памятникам, сохранению  исторических  традиций.

    Экскурсии  по  городам Ростовской области.

    Исследовательская деятельность «Город (станица) Ростовской области»

    Природа Донского края

    3-4

    У природы нет плохой погоды

    16.09

    23.09

    2

    Продолжать  формирование  умений анализировать, сравнивать и выделять  существенные  отличительные  признаки  сезонных  изменений, продолжать систематические  наблюдения  за  погодой. Познакомить  с  особенностями  времен  года  в Ростовской области. Познакомить  с природными  условиями, процессами  и явлениями  характерными  для края (гололед, засуха,  ливневые дожди, грозы, туманы)

    Познакомить с профессией - метеоролог.

    Экскурсия  «Сезонные изменения в природе»

    Конкурс рисунков

    5

    Живая  вода.

    30.09

    1

    Вода. Ее распространение и значение для живых организмов.

    Работа  с картой Ростовской области .

    Исследовательские  работы.

    6

    Разнообразие  водоемов  родного  края. Главная река нашего края

    07.10

    1

    Познакомить  с  водоемами  родного  края. Изучение  живой  природы  водоема, находящегося  вблизи  населенного  пункта; его  экологических  проблем.

    Экскурсия на водоем (с целью изучения живой природы водоема и его экологических проблем) Беседа о бережном использовании воды.

    7

    Растения и животные водоёмов.

    14.10

    1

    Расширить представления детей об экологических связях в мире природы водоёма.

    Исследовательские работы учащихся

    Жизнь на Дону

    8

    Тайны Донской земли

    21.10

    1

    Дать  представление о древних поселениях и кочевых племенах, проживавших на Дону, познакомить с историческими памятниками тех веков.

    Экскурсия  в архитектурный исторический памятник «Танаис»

    9

    Танаис – древний город

    11.11

    1

    Познакомить с историческим памятником Ростовской области – городом Танаисом.

    10

    Дикое поле

    18.11

    1

    Дать  представление о первых постоянных поселениях (Хазария, Белая Вежа) на Дону.

    Познакомить с героическими битвами славян против воинственных кочевых племен (печенегов, половцев, монголо-татар).

    Познакомить с историческими и литературными памятниками тех времён.

    Рисование картин прошлого Дона.

    11

    Донской  край – казачий  край

    25.11

    1

    Познакомить с историей появления первых казачьих городков; казачьими поселеньями  и хозяйством казаков.

    Экскурсия в краеведческий музей

    Исследовательская работа «История казачьей семьи».

    12

    Первые казачьи городки

    02.12

    1

    13

    Казачья семья

    09.12

    1

    Познакомить с особенностями  казачьей семьи и  воспитанием  детей.

    14

    Жилище казака

    16.12

    1

    Актуализировать знания об  особенностях  быта казаков (жилище, посуда, одежда), станичных   ремеслах

    Проект «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок)

    15

    История вещей. Одежда.

    23.12

    1

    16

    История вещей. Посуда.

    13.01

    1

    17

    Славен Дон!

    20.01

    1

    Воспитывать гордость и чувство ответственности перед  настоящим и прошлым своего родного края. Воспитывать на примерах своих соотечественников гордость и чувство ответственности перед Родиной и своими близкими.

    Праздничное мероприятие

    Обычаи. Весенние обряды и праздники на Дону

    18

    Сретение. Сороки.

    27.01

    1

    Дать общее представление о весенних обрядах на Дону

    Праздничные мероприятия.

    19

    Встреча птиц

    03.02

    1

    Дать общее представление о международном дне птиц.

    Изготовление скворечника

    20

    Пасха, Вербное воскресенье

    10.02

    1

    Дать общее представление о весенних обрядах на Дону

    Праздничные мероприятия.

    Природа Донского края

    21

    Природная поверхность нашего края

    17.02

    1

    Познакомить  с  особенностями  поверхности  Ростовской области:  холмистой  равниной, оврагами, курганами, терриконами, лиманами поймы  реки  Дон.

    Экскурсия. Практическая  работа «Рисунок, карта  поверхности  родного  края»

    22

    Из  недр  Донской  земли

    02.03

    1

    Познакомить с полезными  ископаемыми Ростовской области:  известняк, песок, глина; их  месторождения; воспитывать понимание необходимости  бережного  использования  подземных  богатств  края.

     Работа

     с картой Ростовской области  и  практическая работа по контурным картам. Беседа о бережном использовании полезных ископаемых

    23

    Почвы  родного  края

    16.03

    1

    Почвы  Ростовской области: черноземы, каштановые, луговые. Выявить  значение  почвы  для  Ростовской области.

    Практическая  работа

    «Почвы родного края»

      24

    Цвети, мой  край  родной! Природная экосистема степи.

    30.03

    1

    Закрепить представления о степи, как о природном сообществе, раскрыть значение степи для растительного и животного мира.

    Экскурсия.

    Исследовательские  работы уч-ся «Мир природного сообщества родного края»

    Конкурс рисунков

    Викторины, кроссворды

    25

    Природные экосистемы луга

    06.04

    1

    Закрепить представления о луге, как о природном сообществе, раскрыть значение лугов для человека, экологические проблемы, связанные с данным сообществом.

    26

    Природные экосистемы леса

    13.04

    1

    Познакомить с  одним из природных сообществ  Ростовской области:  лесом. Показать взаимосвязи  растений и животных в данном  сообществе. Влияние  человека на сообщество.

    Человек и природа

    27

    Сельское хозяйство на Дону: земледелие.

    20.04

    1

    Сформировать представления о сельском хозяйстве нашего края и его отраслями.  Познакомить с профессиями людей, работающих в сельском хозяйстве.

    28

    Сельское хозяйство на Дону: животноводство

    27.04

    1

    Сформировать представления о животноводстве нашего края и его отраслями. Познакомить с профессиями людей, работающих в животноводстве.

    Исследовательская  работа «Кто работает на родной земле»

    29

    Казачьи посиделки

    18.05

    1

    Показать значение хлеба для людей; воспитывать бережное отношение к хлебу, труду людей.

    Праздничное мероприятие.


    [1] Экскурсии и практические работы проводятся по усмотрению учителя и в зависимости от местных природных особенностей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа за курс начального общего образования по русскому языку 3 класс

    Рабочая программаза курс начального общего образованияпо  русскому языку 3 класс Программа составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 го...

    Рабочая программа за курс начального общего образования по математике 3 класс

    Рабочая программа предмета «Математика» составлена на основе Федерального го­сударственного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной про­граммы начального общего образования по м...

    Рабочая программа за курс начального общего образования по литературному чтению 3 класс

    Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе Феде­рального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), Пример­ной программы начального общего образов...

    Рабочая программа за курс начального общего образования по окружающему миру 3 класс

    Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе Федераль­ного государственного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной программы начального общего образовани...

    Рабочая программа за курс начального общего образования по технологии 3 класс

    Рабочая программа предмета «Технология» составлена на основе Федерального госу­дарственного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной програм­мы начального общего образования по и...

    Рабочая программа по доноведению начального общего образования для 3 класса

    Рабочая программа по доноведению начального общего образования для 3 класса...