Главные вкладки

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности "В мире родных языков (коми язык)" для 4 класса
    рабочая программа (4 класс)

    Сорока Наталия Александровна

    Рабочая программа курса ВД включает цели, задачи курса, календарно-тематическое планирование

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 4_klass_v_mire_rya_komi.docx426.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    M:\раб программы\2019 - 2020\сканы титулов\коми4 001.jpg

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Саранпаульская средняя общеобразовательная школа»

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности

    «В мире родных языков (коми язык)» для 4 класса

    разработана в соответствии с требованиями федерального

    государственного стандарта начального общего образования

    Согласовано на заседании МО учителей филологии.

    Протокол №1 от 28 .08.2019.

    Руководитель МО __________  Арманова М.Э.

    Рассмотрено и принято на заседании  педагогического совета школы.

    Протокол № 1 от 29.08.2019.

    Утверждаю

    Директор школы    ___________   Попов А.Д.

    Приказ № 92 от 29.08.2019 г.

    Учитель 1 категории – Сорока Н.А.

    Пояснительная записка

     Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2), УМК «Коми язык» как государственный, авторами которого являются Вязова Е.Н., Сизова А.В. (издательства ООО «Анбур»).

    На изучение коми языка в 4 классе отводится  1 час в неделю. Курс рассчитан на 34 часа:

    В Программе дается краткая характеристика предмета, определяются цели и задачи обучении коми языку в начальной школе, основное содержание обучения, требования к уровню подготовки выпускников, нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся коми языку.

    Программа реализуется на основе УМК:

    1. Коми кыв. Учебник для II класса школ с изучением коми языка как государственного. Авторы Е.Н.Вязова, А.В. Сизова - Сыктывкар: Анбур, 2011.
    2. Коми кыв. Учебник для III класса школ с изучением коми языка как государственного. Авторы Е.Н.Вязова, А.В. Сизова - Сыктывкар: Анбур, 2011.
    3. Коми кыв. Учебник для IV класса школ с изучением коми языка как государственного. Авторы Е.Н.Вязова, А.В. Сизова - Сыктывкар: Анбур, 2011.

    Цели и задачи учебного предмета:

    Изучение коми языка в начальной школе направлено на:

    1. развитие способности к общению на коми языке:
    • речевая компетенция – формирование элементарных коммуникативных умений в 4-х видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение и письмо) с учётом возможностей и потребностей младших школьников;
    • языковая компетенция – овладение произносительной, лексической и грамматической сторонами речи, а также – графикой и орфографией;
    • социокультурная компетенция – усвоение определенного набора социокультурных знаний о республике и умение их использовать в процессе общения;
    • учебно-познавательная компетенция – развитие общеязыковых, познавательных, интеллектуальных способностей, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению коми языком.

    2.  Использование коми языка для решения задач общения в той или иной сфере знаний, актуальной для детей младшего школьного возраста; формирование представления о наиболее общих особенностях речевого взаимодействия русского и коми языков.

    Основные задачи реализации содержания учебного предмета:

    • Способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру.
    • Обучать правильному произношению новых слов, словосочетаний.
    • Развивать речь учащихся.
    • Формировать у учащихся навыков и умений самостоятельного решения  простейших коммуникативно-познавательных задач в устной речи, чтении и письме.
    • Обеспечить усвоение определённого круга знаний из области фонетики, орфографии, лексикологии, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации и формировать умение применять эти знания в речевой деятельности.
    • Ознакомить учащихся с окружающим миром, историей, культурой, традицией коми народа.

    Основные цели и задачи обучения коми языку в начальной школе направлено на формирование у учащихся:

    - основ коммуникативной культуры. Учащиеся научатся ставить и решать коммуникативные задачи, адекватно использовать имеющиеся речевые и неречевые средства общения, соблюдать речевой этикет, быть вежливыми и доброжелательными речевыми партнерами;

    - уважительного отношения к родной культуре, более глубокого осознания особенностей культуры коми народа;

    - положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса к предмету «коми язык», что заложит основы успешной учебной деятельности по овладению коми языком на следующей ступени образования.

    СПЕЦИФИКА УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА «КОМИ ЯЗЫК»

            Наряду  с  русским  языком  и  литературным чтением  он  входит  в  число  предметов  филологического  цикла.  Предмет  «Коми  язык» способствует формированию представлений ученика о диалоге культур, осознанию им себя как носителя  культуры  и  духовных  ценностей  своего  народа,  национальной  идентичности, гражданственности, норм морали и речевого поведения.

    Существенная особенность курса состоит в том,         что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Коми язык » использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках литературного чтения и  русского  языка,  совместно  с  ними  формирует  коммуникативную  культуру  школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию.

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА

    В  курсе коми языка можно выделить следующие содержательные линии:

    1. коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме;
    2. языковые  средства  и  навыки  пользования  ими;                                                                            
    3. социокультурная  осведомлённость;                                                                            
    4. общеучебные и специальные учебные умения.

    Основной содержательной линией из четырёх перечисленных являются коммуникативные умения, которые  представляют  собой  результат  овладения  коми  языком  на  данном  этапе  обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе общения в устной и письменной форме. Таким образом, языковые  навыки  представляют  собой  часть  названных  сложных  коммуникативных  умений. Формирование  коммуникативной  компетенции  также  неразрывно  связано  с  социокультурной осведомлённостью  младших  школьников.  Все  указанные  содержательные  линии  находятся  в тесной взаимосвязи, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Коми язык».

    Обучение  перечисленным  видам  речевой  деятельности  происходит  во  взаимосвязи.  Однако наблюдается  некоторое  устное  опережение,  вызванное  объективными  причинами:  овладение письменными  формами  общения  (чтением  и  письмом),  связанное  с  необходимостью формирования техники чтения и техники письма, происходит более медленно. Поэтому темпы овладения  разными  видами  речевой  деятельности  уравниваются  только  к  концу  обучения  в начальной школе.

    ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА

    При изучении коми языка в начальной школе  

    1.   стимулируется общее речевое развитие младших школьников;  
    2.   развивается их коммуникативная культура;
    3.   формируются  ценностные  ориентиры  и  закладываются  основы  нравственного  поведения  в процессе  общения  на  уроке,  чтения  и  обсуждения  текстов  соответствующего  содержания, знакомства с образцами коми фольклора;  
    4.   вырабатывается дружелюбное отношение и толерантность.

    РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА

    Личностные  результаты:

    1. формирование  общего  представления  о  мире  как  многоязычном  и  поликультурном сообществе; осознание себя гражданином своей республики;  
    2. осознание языка, как основного средства общения между людьми;  
    3. знакомство  с  культурой  коми  народа  с  использованием  средств  изучаемого  языка  (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции).

    Метапредметные результаты:

    1. развитие  умения  взаимодействовать  с  окружающими  при  выполнении  разных  ролей  в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
    2. развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
    3.  расширение  общего  лингвистического  кругозора  младшего  школьника;                                                  
    4. развитие  познавательной,    эмоциональной  и  волевой  сфер  младшего  школьника;                                  
    5. формирование  мотивации  к  изучению языка;                                                                            
    6.  овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском и т. д.).

    Предметные результаты:

    1. овладение начальными представлениями о нормах коми языка (фонетических, лексических, грамматических);  
    2. умение (в объёме содержания курса) находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово.

    В  коммуникативной сфере (т. е. во владении коми языком как средством общения)

    Речевая  компетенция формируется  в следующих видах речевой деятельности

    говорении: 

    1.   вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения, диалог-расспрос (вопрос-ответ) и диалог - побуждение к действию;
    2.   уметь на элементарном уровне рассказывать о себе, семье, друге; описывать предмет, картинку; кратко характеризовать персонаж;

    аудировании: 

    1.         понимать на слух речь учителя и одноклассников; основное содержание небольших доступных текстов в аудиозаписи, построенных на изученном языковом материале;

    чтении: 

    1.         читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и нужную интонацию;
    2.   читать про себя тексты, включающие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, и понимать их основное содержание; находить в тексте нужную информацию;

    письменной речи: 

    1. владеть техникой письма;
    2.   писать с опорой на образец поздравление с праздником и короткое личное письмо.

    Языковая компетенция (владение языковыми средствами)

    1.       адекватное  произношение  и  различение  на  слух  всех  звуков  коми  языка;  соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
    2.    соблюдение особенностей интонации основных типов предложений;
    3.    применение основных правил чтения и орфографии, изученных в курсе начальной школы;
    4.   распознавание и употребление в речи изученных в курсе начальной школы лексических единиц (слов, словосочетаний, оценочной лексики, речевых клише)  и грамматических явлений.

    Социокультурная осведомлённость

    1.   знание  названий  литературных  персонажей  известных  произведений,  сюжетов  некоторых популярных  сказок,  написанных  на  изучаемом  языке,  небольших  произведений  детского фольклора (стихов, песен).
    1.   В познавательной сфере:
    1.    умение сравнивать языковые явления родного и коми языков на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний, простых предложений;
    1.     умение  действовать  по  образцу  при  выполнении  упражнений  и  составлении  собственных высказываний в пределах тематики начальной школы;
    2.   совершенствование приёмов работы с текстом с опорой на умения, приобретённые на уроках родного языка (прогнозировать  содержание текста   по  заголовку,   иллюстрациям и др.);
    3.    умение пользоваться справочным материалом, представленным в доступном данному возрасту виде (правила, таблицы);
    4.       умение  осуществлять  самонаблюдение  и  самооценку  в  доступных  младшему  школьнику пределах.  
    1.  В ценностно-ориентационной сфере:
    1.    представление об изучаемом языке как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
    2.    приобщение к культурным ценностям через произведения детского фольклора.
    1.   В эстетической сфере:
    1.    владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на коми языке;
    2.       развитие  чувства  прекрасного  в  процессе  знакомства  с  образцами  доступной  детской литературы.
    1.   В трудовой сфере:
    1.   умение следовать намеченному плану в своём учебном труде.

    Календарно-тематическое планирование занятий  коми языка в 4 классе

    Тема

    Вспомогательные материалы.

    Количество часов

    Знакомство

    1

    1

    Здравствуй, школа!

    1

    2

    Давай познакомимся.

    1

    3

    Слова приветствия и этикета.

    1

    Время

    4

    Сутки. Части суток.

    Иллюстрации

    1

    5

    Времена года. Осень.

    Иллюстрации

    1

    6

    Времена года. Осень.

    Иллюстрации

    1

    7

    Дни недели, месяцы.

    1

    Моя родина

    8

    Моя Родина.

    Компьютерная презентация

    1

    9

    Моя Родина.

    Компьютерная презентация, иллюстрации

    1

    10

    Моё село.

    Стихотворение В.Лодыгина «Ме ола сэн…»

    1

    11

    Моё село.

    1

    12

    Множественное число существительных.

    1

    13

    Множественное число существительных.

    1

    14

    Слова, отвечающие на вопрос какой? Цвета, размеры, форма.

    Особенности коми прилагательных.

    1

    15

    Слова, отвечающие на вопрос какой? Цвета, размеры, форма.

    1

    16

    Слова, отвечающие на вопрос какой? Цвета, размеры, форма.

    1

    Зима

    17

    Времена года. Зима.

    Иллюстрации. Компьютерная презентация.

    1

    18

    Времена года. Зима.

    Стихотворение «Первый снег»

    1

    19

    Количество. Вопрос КЫМЫН?

    Таблица «Числительные»

    1

    20

    Послелоги места.

    1

    21

    Послелоги места.

    1

    Мир вокруг нас

    22

    Кем быть? Названия профессий.

    Иллюстрации. Презентация

    1

    23

    Кем быть? Названия профессий.

    1

    24

    Коми народная сказка «Восьминогая собака»

    1

    25

    Коми народная сказка «Восьминогая собака»

    1

    26

    Моя семья. Труд моих родителей.

    1

    27

    Моя семья. Труд моих родителей.

    1

    Моя учёба

    28

    Мой учебный день.

    Иллюстрации «Режим дня»

    1

    29

    Мой учебный день.

    1

    30

    Времена года. Весна.

    Иллюстрации

    1

    31

    Времена года. Весна.

    1

    32

    Мой  выходной.

    1

    33

    Повторение

    1

    34

    Итоговое занятие.

    1

    Итого

    34

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Список литературы для учащихся:

    1. Коми кыв. Учебник для II класса по обучению коми языку как неродному.  2-е издание.  Авторы Е.Н.Вязова, А.В. Сизова - Сыктывкар: Анбур, 2011.
    2. Л.А. Моторина, З.А. Лодыгина. «Öмидз тусь (Ягода малина)». Учебник для 2 класса начальной школы с русским языком обучения в 2-х частях. – М., 1998

    Словари:

    1. Безносикова Л.М., Ляшев В.А. Словарь антонимов коми языка. Сяктывкар, 1992
    2. Плесовский Ф.В. Коми пословицы и поговорки. Изд. 2. Сыктывкар, 1983
    3. Ракин А.Н. Краткий коми-русский, русско-коми зоонимический словарь. Сыктывкар, 1993
    4. Русско-коми и коми-русский словарь. Сыктывкар, 1994

    Список литературы для учителя:

    1. Безносикова Л.М., Айбабина Е.А., Коми эпитетъяслöн кывчукöр. Сыктывкар, 1994
    2. Безносикова Л.М., Айбабина Е.А., Коснырева Г.И. Коми-роч кывчукöр: 31000 кымын кыв. Сыктывкар, 2000
    3. Лыткин В.И., Гуляев Е.С. Краткий этимологический словарь коми языка. Сыктывкар, 1999
    4. Традиционная культура народа коми: этнографические очерки. Сыктывкар, 1994
    5. Коми язык. Энциклопедия. Москва. Издательство Дик, 1998
    6. Мифология коми. М-С. Изд. Дик, 1999
    7. Безносикова Л.., Айбабина Е.А. Словарь антонимов коми языка, Сыктывкар, 2002.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 3 класс

    Данная программа внеурочной деятельности предусмотрена ФГОС начального образования...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мы и окружающий мир» для учащихся 4 класса

    Программа внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Мы и окружающий мир» разработана на основе Федерального государственного стандарта  начального общего образования, с учетом пр...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности в начальной школе «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» 1-4 классы

    Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:²    быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать с...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире книг»

    Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире книг» для обучающихся 2 класса разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности "В мире книг".

    Рабочая программа и тематическое планирование курса внеурочной деятельности "В мире книг". (1 - 4 класс)....

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире книг» (социальное направление) для 4 класса.

    Рабочая программа  курса внеурочной деятельности «В мире книг» (социальное направление) для 4 класса....

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности "В мире информатики"

    Актуальность настоящей программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном...