Урок изобразительного искусства 2 класс
методическая разработка (2 класс)

Анна Михайловна Молчанова

Урок по теме "Украшение и фантазия . Украшаем головной убор" с учётом национально- регионального компонента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_izobrazitelnogo_iskusstva.doc48.5 КБ
Office presentation icon kichka.ppt2.3 МБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства

Класс: 2 «а»

Тема: Украшение и фантазия. Украшаем головной убор.

Молчанова А.М., учитель начальных классов

МБОУ «Тарбагатайская средняя общеобразовательная школа»

Цель: дать представление о связи характера человека, украшения и его назначения.

Задачи:

1.Расширить знания детей о головных уборах русского народного костюма.

2.Продолжать развивать навыки работы кистью, творческую активность, художественный вкус.

3.Воспитывать интерес обучающихся к историческому прошлому своего народа.

4.  Способствовать формированию универсальных учебных действий:

познавательные УУД:

-отличать новое от уже известного;

-добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

-контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

–создавать самостоятельно алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

–составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

–анализировать объекты с целью выделения признаков;

-находить наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные УУД:

-определять последовательность действий на уроке;

-учиться высказывать своё предположение (версию), описывать на основе работы с иллюстрацией, картиной;

-учиться работать по предложенному учителем (или составленному самостоятельно) плану, схеме, инструкции;

-учиться отличать верно выполненное задание от неверного, корректно исправлять недочеты и ошибки;

-учиться выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Личностные УУД: - Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий.

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;

-учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль посредством рисунка.

Задание: украшение кички.

Оборудование для учащихся: гуашь или акварель, бумага.

Зрительный ряд: презентация «Женские украшения старообрядцев».

Ход урока

  1. Организационный момент. 

-Прозвенел звонок веселый.

          Мы начать урок готовы.

          Будем слушать, рассуждать,

          И друг другу помогать.

  1. Определение темы и целей урока.

Создание проблемной ситуации.

-У меня в руках шкатулка. Угадайте, что может храниться в ней? (бусы, кольцо, серьги, браслет)

-Что это такое? (украшения)

-Кому могут они принадлежать? (русской красавице, женщине)

-Молодцы! Сегодня мы поговорим о женских украшениях и научимся украшать головные уборы.

  1. Изучение нового материала.

Формирование художественных знаний.

-Для чего люди использовали украшения?(ответы детей)

Украшения бывают разные, и они могут многое рассказать о своем хозяине. Хозяевами украшений, с которыми мы сегодня познакомимся, являются старообрядцы или семейские. Семейские — старообрядцы, высланные правительством Российской империи в Забайкалье в XVIII веке при разделе Речи Посполитой. Переселённые старообрядцы получили от местных жителей название семейские, ввиду их прихода большими семьями с имуществом, в отличие от одиноких каторжников. Семейские расселились крупными группами, образовав сёла и деревни на территории нынешних Бичурского, Мухоршибирского, Тарбагатайского и частично Хоринского, Заиграевского, Селенгинского, Кижингинского районов Республики Бурятия, а также Красночикойского района Забайкальского края.

Раньше на Руси все украшения имели свое значение. Так женский народный костюм дополняли бусами и подвесками. Каждое село имеет свою манеру украшения костюмов. Любовь семейских к яркости в костюме, узорочью, обилие нагрудных украшений и объясняет их красочные костюмы. Одежду семейские почитали, если говорить точнее, то каждое село имеет пошив и крой изготовления костюма. Элементами различия чаще всего считались:

       • запоны – передник (нашив лент, их ширина, расстояние и изобилие лент)

• ленты – размеры, цвет

• рубаха (со станушкой) – часть одежды, претерпевшая изменения от русской крестьянской рубахи – платья

• пояс – элемент белорусского костюма, плотно стягивающий талию

• завязывание кички – элемент украшения (в основном, нитки, бисерное плетение)

• нашив лент на сарафанах и запонах (большое расстояние между лентами в Бичурском районе и небольшое в Тарбагатайском, а также обилие лент)

Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам - самой заметной части любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда чётко делились на девичьи и уборы замужних женщин.

Женский головной убор должен был полностью покрывать голову. Женщины старообрядцы носили кички – шапочки , которые покрывали мягким чехлом из тканиГоловные уборы украшали вышивками, жемчугом, бисером. А самым распространённым камнем был янтарь - это окаменевшая смола деревьев.

  1. Физминутка

Формирование практических умений

А сейчас попробуйте сами украсить кичку, имитируя драгоценные камни, образующие узоры.

   5. Подведение итога урока. Рефлексия

Обсуждение работ детей в форме диалога художников и зрителей.

-Что мы изготовили на уроке?

-Какие знания нам пригодились?

-Оцените свою работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок изобразительного искусства. Класс: 2 Тема: «Украшение и фантазия. Украшаем головной убор» Учитель: Молчанова Анна Михайловна МБОУ Тарбагатайская средняя общеобразовательная школа»

Слайд 4

Село Тарбагатай

Слайд 5

Старообрядцы-семейские.

Слайд 6

Женский головной убор

Слайд 7

Кичка- старинный женский головной убор. Сорока -нарядный чехол, надеваемый на кичку. Убрус-богатый большой платок . Новые слова

Слайд 10

Украшение головного убора Творческая работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе "Изучаем азбуку изобразительного искусства.Рисуем с натуры коробку".

Данная презентация содержит теоретический материал по теме и образцы поэтапного рисования коробки....

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Платок для мамы", 3 класс, (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Платок для мамы»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования у учащи...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Старинное вышитое полотенце», 3 класс, УМК "Изобразительное искусство", автор Б.М. Неменский

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Старинное вышитое полотенце»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования п...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 1 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б.М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для раскрытия творческого поте...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 2 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для развития у детей художеств...