Методическая разработка занятия "Введение в программу "Край родной""
методическая разработка (4 класс)

Гостева Ольга Николаевна

Вводное занятие по дополнительной образовательной программе "Край родной" позволяет познакомить детей с деятельностью детского объединения, работающего по программе туристско-краеведческого направления..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия по краеведению

 «Введение в образовательную программу «Край родной»».

 

Форма проведения:     занятие – путешествие.

Цель: Познакомить детей с деятельностью детского объединения, работающего по программе «Край родной».

  • Задачи: 1. Дать представление о разделах программы «Край родной», основных тематических блоках программы;
  • Выявить базовый уровень знаний,  умений и навыков;
  • Развивать положительные эмоции от работы в группе.

Оборудование: Заготовка на листе: фотография Петровской часовни села Черевково, листы для рефлексии.

Раздаточный материал: карточки: с семейными традициями, со словами для описания Петровской часовни, с описанием поведения животных, с законами юных туристов; фотографии зверей и птиц; лепестки ромашки по количеству детей.

I. Введение.

– Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас и познакомиться с  каждым из вас.

– Как тебя зовут? А тебя?...

– Какие замечательные имена вам подарили родители.

– А меня зовут Ольга Николаевна, и я работаю педагогом ЦДО. Моё объединение называется «Край родной». Как вы думаете, чем занимаются наши дети?

–Вы правы, на занятиях в объединении по программе «Край родной» дети путешествуют по нашему краю, проводят экскурсии по селу, учатся правильно вести себя на природе, изучают свои родословные и семейные традиции, выполняют необычные работы из природного материала.

II. Основная часть

– Ребята, а вы любите путешествовать? (ответы детей)

– Я тоже. И сегодня я хочу предложить вам отправиться в удивительный мир – мир истории и природы.

Поскольку мы в основном путешествуем пешком, будем называть наши остановки привалами. Итак, собрали рюкзачки и пошагали под бодрую песню

Поём песню  (1-й куплет песни и припев «Вместе весело шагать»)

Первый привал «Я и моя семья»

Притча: «Далеко, далеко в горах с белоснежными вершинами жил человек – один – одинешенек. Может когда – то были у него родные, но он их не помнил. Не знал он своего имени. Однажды на его избушку набрел путник.

-Кто ты? - спросил он,- как тебя зовут? Кто твои предки?

 - Не знаю,- ответил человек.

-О, несчастный! Ты живешь, как дерево в пустыне, но даже оно имеет свои корни, а ты…несчастный человек. Я знаю, что мой отец был искусным кузнецом. Он назвал меня в честь деда. Я знаю, что не случайно появился на свет, у меня есть корни, есть Родина. А тебе это неведомо.

И человек почувствовал себя несчастным, заплакал. Путник сказал: - Не плачь! Я помогу тебе. Вот семечко, брось его в землю. Человек так и сделал. А на утро перед домом раскинулось дерево, но не простое, а родословное. Человек утешился»

Издавна одной из традиций русского народа было знание своих предков, своей родословной. Сегодня старинная традиция возвращается. Веками в русских семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить. Я вам принесла бабушкин сундучок, из которого мы достанем по одной традиции написанной на карточке, а вы скажете, есть ли она у вас?

• Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;

• Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;

• Приглашать гостей и собирать застолье;

- на Новый год украшать елку

 - На Пасху печь куличи, красить яйца

-на Крещение набирать святую воду, купаться в проруби

– вместе вечерами читать книги журналы газеты

– зимой кататься на лыжах по выходным

-собираться в праздники в кругу семьи

• Собирать и хранить семейные фотографии;

• Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.

• представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д. А теперь я предлагаю всем нам рассказать друг другу о традициях своей семьи.

Каждый из нас живёт в деревянном доме или в квартире, но все мы живём в одном месте – в селе. Каждый уважающий себя человек должен знать о своём селе как можно больше и любить свою малую родину.

Поём песню  (2-й куплет песни и припев «Вместе весело шагать»)

Второй привал «Экскурсионный»

Вам предложен самый известный памятник в селе Черевково. Мы попробуем рассказать о нём хотя бы в пяти предложениях. Кто хочет попробовать себя в роли экскурсовода? Вам даны слова, нужно составить из них связное предложение. Остальные будут помогать.

Мы живём в селе, поэтому мы более близки к природе, чем городские жители. Наша природа полна загадок. Подходим к следующему привалу.

Поём песню  (3-й куплет песни и припев «Вместе весело шагать»)

Третий привал  «Природа нашего края»

 Задание: покажи одну из повадок зверей и птиц нашего края (пантомима) Остальные должны отгадать.

Поем песню (припев песни «Вместе весело шагать»)

Четвёртый привал  Законы юных туристов. Составь четыре закона туристов. (собери из разрезанных)

Наше путешествие подходит к концу.

ИТОГ нашего путешествия. «Рефлексия-ромашка»

На трех листах разного цвета видны желтые серединки ромашек. Задание: Приклеить свой лепесток на нужное вам поле. (Если вам было: трудно – на фиолетовое, интересно – на розовое, захотелось узнать, что вас ждет на следующих занятиях – оранжевое). Спасибо всем! Мне очень приятно было с вами пообщаться! Жду вас на следующем занятии!



Предварительный просмотр:

План занятия: «Введение в программу «Край родной»

Цель занятия: Познакомить детей с деятельностью детского объединения, работающего по программе «Край родной».

.

Задачи занятия:

  • Дать представление о разделах программы «Край родной», основных тематических блоках программы;
  • Выявить базовый уровень знаний,  умений и навыков;
  • Развивать положительные эмоции от работы в группе.

Необходимое оборудование: 

Заготовка на листе: фотография Петровской часовни села Черевково, листы для рефлексии.

Раздаточный материал: карточки: с семейными традициями, со словами для описания Петровской часовни, с описанием поведения животных, с законами юных туристов; фотографии зверей и птиц; лепестки ромашки по количеству детей.

Форма занятия: занятие-путешествие.

План занятия

Этапы занятия, задачи

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время (мин)

Оборудование

1. организационный момент: знакомство, эмоциональный настрой

Ведет диалог о краеведении, побуждает детей к путешествию, делает обобщающий вывод.

Дети выдвигают версии, что такое краеведение, высказываются об  отношении к путешествиям.

4

2. погружение в тему: изучение истории родного края через виртуальное путешествие с привалами

 

Рассказывает притчу о родословном древе, побуждает детей к диалогу о семейных традициях;

помогает учащимся составить предложения по описанию Петровской часовни;

предлагает одним учащимся изобразить повадки зверей и птиц,  а другим – сформулировать их поведение;

предлагает собрать разрезанные законы юных туристов, побуждает учащихся к диалогу.

Слушают, выдвигают гипотезы, отвечают на вопросы,

выполняют задания

27

Карточки: с семейными традициями, со словами для описания Петровской часовни, с описанием поведения животных, с законами юных туристов; фотографии зверей и птиц

3. рефлексия

«Ромашка»

Делает вывод. Выявляет степень удовлетворенности детей занятием.

Предлагает приклеить лепесток к одной из трёх ромашек: «Было трудно». «Было интересно», «Хочу узнать, что дальше»

Приклеивают лепестки к одной из трёх ромашек.

4

Лепестки, листы для рефлексии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка праздничного мероприятия "Мамочка родная " (для воспитанников группы продленного дня)

Даная методическая разработка ориентирована на учащихся 1- 4 классов. Мероприятие направлено на воспитание уважения и любви к родителям, а также на развитие коммуникативных и творческих навыков младши...

Методическая разработка "Проект. Разнообразие природы родного края"

Методическая разработка предназначена для педагогов начальной школы, направлена на формирование бережного отношения к природе и нравственно-патриотических чувств младших школьников в процессе ознакомл...

Методическая разработка "Проект. Разнообразие природы родного края"

Проект предназначен для учителей и воспитателей начальной школы и направлен на формирование нравственно-патриотических чувств у детей младшего школьного возраста в процессе ознакомления с природой род...

Методическая разработка. Проект "Разнообразие природы родного края".

Разнообразие природы Санкт-Петербурга и Ленинградской области....

Методическая разработка на тему "Наш родной край"

Расширить знания детей о природе родного края, закреплять знания детей...

Методическая разработка "Заочная экскурсия по родному селу Кильдюшево"

В сценарии представлено знакомство  с достопримечательностями и народными традициями села Кильдюшево....

Методическая разработка "Интеллектуальная игра "Мой родной край"

Методическая разработка предназначена для проведения одного из итоговых занятий объединения "Юный краевед" в средней общеобразовательной школе. Она учитывает состав места проживания школьник...