Разработка открытого урока к Сагаалгану в 4 классе
план-конспект урока (4 класс)

Хамнуева Санжима Батуевна

Разработка открытого урока Хамнуевой Санжимы Батуевны

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_k_sagaalganu_v_4_b_klasse.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Открытый урок  «Сагаалган» в 4 «Б» классе.

Цель: продолжить знакомство с бурятскими народными обычаями, праздником Сагаалган, её историей, традициями; учить почитать народные праздники, познавать культуру бурятского  народа.

Задачи:  

  • воспитывать уважение и понимание к народным обычаям и традициям, воспитывать в душах учащихся любовь и заботу к родному краю, к земле, на которой они живут. 
    Изучение, сохранение, приобщение к народной культуре бурят, традициям и обычаям;

Планируемые результаты:

Личностные 

Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; воспитание интереса к истории традиционных праздников

Метапредметные  развитие речи; развитие творческих способностей, навыков коллективного труда; готовность слушать собеседника и вести диалог;

Предметные  понимание значения праздника, осознание его важности в жизни бурятского народа, знакомство с особенностями празднования Сагаалгана.

Атрибуты: Красочные благопожелания, написанные на бурятском и русском языках, 12-летний годовой цикл (картинки).

План открытого урока:

Вступление: Үреэлы детей на бурятском языке.

      1 Из истории праздника:

А) Родина Сагаалгана.

Б) Почему первый весенний месяц носит название »белый»

В) Что означает «белая пища»

3 Традиции и обычаи .

А) Церемония «Золголго»

Б) Песня на бурятском языке «Сагаалган»

В) .Лунный календарь:

Выступление чтецов на бурятском языке про 12 лет восточного календаря

4).Викторина

5)Подведение итогов.

Ход урока:

     Учитель: Бодогты! Сайн байна hурагшад! hуугты!

Амар сайн, хүндэтэ ерэhэн айлшад Сагаан hарада зорюулагдаhан манай хэшээлдэ ерэhэндэтнай бидэ ехэ баясанабди.

      Мы очень рады приветствовать вас на нашем уроке, посвящённому Белому месяцу. Этот прекрасный праздник пришёл к нам из глубины веков. Он олицетворяет собой добро, любовь и чистоту помыслов, он вобрал в себя самые лучшие, красивые, мудрые национальные обычаи, обряды, традиции бурят.

Прослушайте и повторите. Обратите внимание на произношение звуков /h/ и /г/. Прослушайте и повторите  праздничное поздравление.

 Амар мэндэ

Сагаан hара!

Амгалан жэл

Болохонь болтогой!

1 ученик:

Шэнэ жэлээр, шэнын нэгэнээр,

Сагаан hараар сагаалганаар

2 ученик:

Амар мэндэ, амар мэндэ-э!

Сагаан hараар айлшадаа

Сагаан хадагаар золгожо,

Сагаан эдеэгээр угтанабди!

Из истории Сагаалгана.

   Сегодня мы расскажем Вам коротко историю возникновения праздника Сагаалган, узнаете про Лунный календарь, споём песню, посмотрите обряды бурятского народа, и в заключении мы проведём викторину.

    История этого праздника очень древняя. Отмечать его начали в веке (1267) по приказу Хана-Хубилая, внука Чингис-хана, в феврале, ан границе зимы и весны. В Бурятии в годы Советской власти Сагаалган был запрещён. Лишь в 1991 году он был узаконен как всенародный праздник. Этот празлник отмечают буряты не только в Бурятии, но и в Калмыкии, в Тыве, в Китае, Японии и других странах. Сагаалган-Так называют его буряты, в переводе означает Белый месяц. Слово –Белый здесь имеет глубокий смысл. В бурятском языке, как и в русском языке, есть такие понятия «белый свет», белая птица, светлая душа и все понимают, что говорят о доброй нашей земле,о вкусной еде и о чистой совести.

Просмотр мультфильма.

Мультфильм «Сагаалган»

Учитель:  А теперь мы познакомим вас, ребята с красивым обычаем.

Ученик 3. Рассказывает и показывает обряд «Золголго» .

Молодые особым образом приветствуют старших- «золгодог». Старший по возрасту кладет руки ладонями вниз на руки младшего, а младший поддерживает снизу. Это приветствие означает, что старшие могут опереться на молодых, найдут поддержку и уважение с их стороны.

Учитель: Давайте и мы попробуем поздравить друг друга. (Дети встают, младшие протягивают руки ладонями вверх, а старшие кладут свои руки ладонями вниз)

Ученик 4 : В праздник Белого месяца принято угощать гостей белой молочной пищей. Хозяева дома по традиции в первую очередь приподносят гостям горячий чай. На стол обязательно ставятся молоко, сметана, творог молочные пенки, домашний сыр.

Учитель: После обильного угощения гости и хозяева обмениваются подарками и новостями. А детям рассказывают народные сказки, загадывают загадки, учат петь песню на бурятском языке.

Давайте и мы споём все вместе песню «Сагаалган»

Дети исполняют  песню «Сагаалган» на бурятском языке.

1.Уужам, уужам Буряадайм,

Ууган заншалаар.

Уураг айраг табингаа

Буужал айлшалааш.

Припев:

Сагаалган, сагаалган

Сагаан ћарамнай.

Сагаалган, сагаалган

Сагаан ԧарамнай.

2.Аажам, аажам Буряадайм

Алин заншалаар.

Айраг тараг табингаа

Айлшан буугаалши.

Учитель: По восточному календарю, каждый наступивший год имеет название животного. Чтобы лучше запомнить названия годов, наши предки придумали песенку, напоминающую считалку.

Учитель: На сцену выходят 12 участников в костюмах животных, символизирующих 12-годичный цикл, ученики 4 класса):

  1. Хулгана (Мышь)

Арбан хоер жэлэй аха заха

Ама сагаан Хулгана жэл.


2.Yхэр (Бык)

Аргай, даргай эбэртэй,

Аша ехэтэй Yхэр жэл.

3.Бар (Тигр)

Амитан бухэниие айлгадаг

Алаг эреэн Бар жэл.


4.Туулай (Заяц)

Бушуу hүрэн харайдаг

Булшан ехэ туулай жэл.


5.Луу (Дракон)

Агаар тэнгэреэр дуулидэг,

Абарга дуутай Луу жэл.


6.Могой (Змея)

Ута эреэн бэетэй,

Уран хэлэтэй Могой жэл.


7.Морин (Лошадь)

Алас газарта гуйдэлтэй

Агуу хүсэтэ Морин жэл.


8.Хонин (Овца)

Дуулим сагаан беэтэй,

Доржогоноор маарадаг Хонин жэл.


  1. Бишэн (Обезьяна)

Хун шэнги аашатай

Хооруу зантай Бишэн жэл.


  1. Тахяа (Курица):

Саг сагтаа донгододог

Сагые мэдэдэг Тахяа жэл.


  1. Нохой (Собака):

Хото. хорео hагигша

Хүл хурдан Нохой жэл.


  1. Гахай (Свинья):

Гадар зузаан беэтэй

Гайхал ехэ Гахай жэл.

Дети садятся за парты.

Учитель: Следующий этап нашего урока это Викторина. Вам нужно будет быстро, чётко, ясно ответить на вопросы.

Вопросы:

По традиции в дни Сагаалгана гости обходили всех соседей и поздравляли их с праздником, желали добра и здоровья, и при этом обязательно соблюдалось направление хода.

1. В каком же направлении люди совершали праздничный ход?

А. по ходу луны.        B. против хода луны.

C. по ходу солнца.      Д. против хода солнца.

2. Какая деталь головного убора говорит о местности, из которой прибыл гость?

A. мех, которым обшита шапка.       B. цвет.           C. фасон.

3. Что из нижеперечисленного принято было подавать самому почетному гостю?

A. бараний крестец.

B. баранья голова.

C. сердце барана.

Д. баранья грудинка.

4. Оригинальный, исторически сложившийся образец жилища, идеально приспособленная для кочевого образа жизни. (Юрта)

5. Кто является символом 2018 года?

6.Назовите самого популярного героя бурятских сказок. (Будамшу).

7.Как зовут бурятского Деда Мороза? (Саган-Убгэн).

Учитель:  Дорогие друзья! Как же быстро, как степной ветерок, пролетел наш праздник. Мы надеемся, что радость встречи, общение, единение согрели ваши сердца и будут помниться долго-долго. Мира и спокойствия, пусть всегда горит огонь благополучия! Счастья вам и здоровья.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по математике 4 класс.Тема :" Разряды и классы "

Создать условия для знакомства  детей с новым понятием класс, исследовать новые понятия.Учить, опираясь на изученный материал считать тысячами.Совершенствовать вычислительные навыки, устные и пис...

Разработка открытого урока в 3 «б» классе учителя английского языка

Тема: Одежда. Введение  лексических единиц Цель: Научить насыщенному общению...

Разработка открытого урока математики в 3 классе

Учебный материал представлен предметными знаниями по следующим темам: табличные случаи умножения и деления на числа от 2 до 8, нахождения площади и периметра квадрата, различение однозначных и двузнач...

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Разработка открытого урока , проводимого учениками 2 класса для учащихся 1 класса.

Данное занятие дает возможность познакомить учащихся начальной школы с истоирей  блокадного Ленинграда...