Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Обобщение знаний об имени существительном"
план-конспект урока русского языка (3 класс) на тему

Календарёва Ольга Анатольевна
В конспекте урока по русскому языку в 3 классе по общеобразовательной программе "Школы России" "Обобщение знаний об имени существительном" представлены различные виды работы на обобщающем уроке. Использован разнообразный дидиактический и наглядный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_3_kl._rus.yaz_.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В 3 КЛАССЕ

Тема: Обобщение знаний об имени

существительном.

Учитель: Календарева О.А.

2007 г.

Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

I. Орг.момент.

II. Минутка чистописания.

     Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.

«Двадцать второе марта».

- Какая орфограмма в слове «двадцать»? (непроизносимая согласная «д» в корне слова).

«Классная работа».

- Какая орфограмма в слове «классная»? (удвоенная согласная «сс»).

- В слове «работа»? (непроверяемая гласная «а» в корне слова).

Тема нашего урока зашифрована в минутке чистописания. Попробуйте прочитать, что здесь написано?

- Правильно, сегодня мы повторим все, что знаем об имени существительном.

- Запишите. Сели ровно, спинки выпрямили, в тетради пишем чисто, красиво, аккуратно.

- Что такое «имя существительное»? (это часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы: Кто? Что?)

III. Словарная работа.

  - А сейчас, давайте попробуем отгадать загадки:

(По мере отгадывания выставляются иллюстрации).

  1. Что за скрип?

Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я - … (капуста).

- Правильно, записываем словарное слово – капуста. Какая орфограмма в слове? Делим на слоги, ставим ударение, подчеркиваем орфограммы.(По одному учащемуся у доски).

2. И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко:

Под кустом - … (картошка).

- А как правильно сказать? (картофель).

3. Летом в огороде

Свежие, зеленые,

А зимою в бочке –

Желтые, соленые.

Отгадайте молодцы,

Как зовут нас? (огурцы).

- В каком числе стоит слово «огурцы»?

- Поставьте в единственное число. Записываем слово «огурец».

4. Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет сочней … (помидора).

- Записываем слово «помидор».

5. Рыжая лисичка – ростом невеличка.

Спряталась в норушку,

Оставила макушку.

Мы найдем плутовку –

Вытащим … (морковку).

 - Записываем последнее слово «морковь», ставим точку.

- Давайте определим какой части речи являются эти слова(существительные).

- Сейчас определим род этих имен существительных, но сначала вспомним стихотворение, которое поможет нам это сделать. (опрос)

Женский род запомню я

И скажу: «Она, моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «он, мой».

Средний род: «Оно, моё» -

Это правило твое!

(Определяем род каждого словарного слова).

- А как все эти слова можно назвать одним словом? (овощи).

 - Правильно, это новое словарное слово.

- Запишем слово овощи с новой строки с маленькой буквы. Какая есть орфограмма?

- Разделим на слоги. Поставьте ударение.

- Напишите это слово до конца строчки.

- Составьте предложение с этим словом. (варианты детей)

- А я тоже составила свое предложение: «В этом году фермеры вырастили очень вкусные  овощи».

- Какие есть попутные орфограммы? Запишите (с комментированием)

- А теперь давайте найдем главные члены  предложения.

IV. Изменение имен существительных по числам.

- Ребята, а какое время года сейчас? (весна). А как мы узнаем, что наступила весна, по каким признакам?

- Все в природе просыпается, набухают почки, появляется молодая зеленая травка и зацветают цветы.

 - У меня на столе много цветов, целая поляна. Давайте соберем необычные букеты из слов, определив их число. Но для этого надо вспомнить, как изменяются имена существительные? (по числам).

- В каком числе они могут быть? (в ед.и во мн.).

Чем отличается существительное в единственном числе от существительного во множественном числе?

( Слова: ед.ч. – пенал, ученик, заяц, автобус, вагон

мн.ч. – валенки, ботинки, ребята, яблоки, орехи).

V. Физ.минутка.

 - А сейчас немного отдохнем. Все встали.

Если я называю слово, стоящее в единственном числе, то вы хлопаете 1 раз в ладоши. Если слово стоит во множественном числе – подпрыгиваете.

(Лист, яблоки, дети, крыло, загадка, город, задачи, учебник, тарелки, платье, квартира).

VI. Работа по карточкам.

- У каждого из вас на столе карточка со стихотворением. Послушайте, пожалуйста. (читаю сама).

Ш…рокие, привольные

Родимые края.

Бере…ка  б…лоствольная,

Любимица моя.

Стоит как свечка белая,

Глядит она вокруг:

Ей рожь кивает спелая,

Ей кланяется луг.

- Красивое стихотворение, правда?

- Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? (хорошее радостное0.

- Ну, а теперь с таким вот настроением вставим в тексте пропущенные буквы.

- Какую орфограмму вы видите в слове «ш…рокие»? (жи-ши).

- Бере…ка? (парная согласная «з», проверочное слово – «Березонька»).

- Б…лоствольная? Что значит это слово, как вы его понимаете? (безударная гласная «е» в корне слова. Проверочное слово – «белый»).

- Определите род выделенных существительных. (Катя, какого рода слово «Березка»? В каком числе?  А теперь поставь во множественное число.)

(Любимица(род), свечка(род, число), рожь(род), луг (род, число)).

VII. Работа с учебником.

- Отложили карточки в сторону. Открой те учебники на стр. 150,            найдите  упр. 423.

 - Прочитайте задание (1 ученик).

 - Что надо сделать в упражнении?

- разделим слова на 2 столбика и запишем:

                       Ед.ч.                                          Мн. ч.

- Какое первое слово? (площади).

- В каком оно числе? (во мн.). Записываем во второй столбик.

 - А теперь поставьте это слово в единственное число. (Площадь). Записываем в первый столбик. Какого рода слово «площадь»?

- Далее – самостоятельно. Проверка «по цепочке».

VIII. Итог урока.

 - О какой части речи мы сегодня говорили?

- Давайте еще раз вспомним, что такое имя существительное.

- Как определить род имени существительного? (стих)

- Как изменяются имена существительные?

- В каком числе могут быть имена существительные?

- Чем отличаются Имена существительные единственного числа от существительных множественного числа?

- Молодцы, вы сегодня хорошо отвечали, старались (оценивание).

IX. Игра «Угадай предмет по признакам».

(Один ученик отворачивается от класса. Учитель в это время показывает предмет, который дети описывают).

Лимон: маленький, кислый, желтый, овальный, цитрусовый.

Яблоко, груша.

 - А на какой вопрос отвечают слова, которыми мы описывали предмет?

- К какой части речи они относятся? (прил.)

- Темой нашего следующего урока будет «Имя прилагательное».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку. Тема "Обобщение знаний об имени существительном. Морфологические признаки"

Открытый урок был проведён для студентов и преподавателей Курского педагогического колледжа. В уроке использовалась презентация, раздаточный материал....

Конспект урока по русскому языку на тему «Начальная форма имени существительного. Косвенные падежи»

Конспект урока по русскому языку на тему «Начальная форма имени существительного. Косвенные падежи»...

3 класс. Конспект урока по русскому языку по теме: "Именительный падеж имен существительных"

Предмет: Русский языкКласс:  3 «е»Тема урока: Именительный падеж имен существительныхЦели урока: познакомить с особенностями именительного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и п...

3 класс. Конспект урока по русскому языку по теме: "Родительный падеж имен существительных"

Предмет: Русский языкКласс:  3 «е»Тема урока: Родительный падеж имен существительныхЦели урока: познакомить с особенностями родительного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и пре...

Конспект урока по русскому языку на тему "Способ образования имени существительного" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Способ образования имени существительного" 3 класс УМК " Начальная школа 21 века"...

Конспект урока по русскому языку "Единственное и множественное число имен существительных" 2 класс

Конспект урока по русскому языку УМК"Школа России" 2 класс "Единственное и множественное число имен существительных"...