Система работы с орфографическим словарем на уроках русского языка
статья (русский язык, 4 класс) по теме

Курносенко Виктория Ивановна
В статье описывается опыт работы со словарем П.Грушникова в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orfograficheskiy_slovar.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

  • Курносенко Виктория Ивановна
  • Г. Омск, МОУ «Гимназия № 88», учитель начальных классов,

р.т. 83812(54-12-56), 

tory-omsk@mail.ru,

Система работы

с орфографическим словарем на уроках русского языка

Одна из главных задач обучения языку, условие успешного, речевого развития  -  обогащение словаря учащихся. На уроках русского языка реализуется сложная система обогащения и активизации новых слов – эта система именуется словарной работой и рассматривается как составная часть системы развития речи учащихся. Все это повышает значение различных видов справочной литературы, культурных источников информации, предназначенных для получения сведений различного характера. Без словарей, без справочников в настоящее время обойтись невозможно, т.к. в них собраны человеческие знания, расположенные в алфавитном порядке. «Цель издания словарей для учащихся – снабдить их справочной литературой по языку, тем самым повысить уровень их самостоятельной работы, обеспечить доброкачественным языковым материалом». (3, 15) Использование словарей на уроках русского языка является одним из  требований  стандартов начального общего образования по русскому языку, предъявляемые к уровню подготовки учеников, оканчивающих начальную школу.  

Школьные программы и учебники по русскому языку ориентируют учителя на использование словарей в учебном процессе. Очень ценную информацию по работе со словарями я получила из книг З.А. Потиха, Д.Э. Розенталя «Лингвистические словари и работа с ними в школе», В.Н. Сергеева «Словари – наши друзья и помощники». Но, к сожалению, на страницах книг поднимается вопрос о работе со словарями в старшем и среднем звене  и не раскрывается методика работы в начальной школе. Ученые-методисты, в частности, М.Р. Львов, на станицах книг «Методика развития речи младших школьников», «Правописание в начальных классах» говорит о необходимости работы со словарями в начальной школе, но не указана система работы. Лишь в книге «Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах» П.А. Грушников раскрывает методику работы над орфографическим словарем. Таким образом, учителю достаточно тяжело проследить комплексный, системный подход в работе с различными словарями, это и является источником затруднений в работе педагога.

Главный критерий отбора словарей на урок – словарь должен соответствовать  возрасту -   т.е. это учебные словари, изданные специально для начальной школы.

В последние годы значительно выросло количество словарей, издаваемых для начальной школы, я отобрала для работы три из них: П.А. Грушников «Орфографический словарь», Е. Леонович «Толковый словарь», В.Волина «Этимологический словарь».

Опишу работу с «Орфографическим словарем» А.П. Грушникова.

Работу со словарями я проводила в соответствии с общедидактическими принципами, предъявляемыми к урокам русского языка, осуществляла комплексный подход к работе над словом. Начиная данную работу, я определила место работы с каждым из словарей в системе тематического и поурочного планирования.

Работа со словарем может быть предложена как задание к упражнению учебника, а может быть и как самостоятельное задание, но обязательно должно иметь выход в речевую практику.

Работу по ознакомлению младших школьников с азами пользования справочной литературой я начинала с обучения пользованием «Орфографическим словарем» П.А. Грушникова. Орфографический словарик для начальной школы состоит из двух основных частей: словника и правил правописания, изучаемых в 2-4 классах. Кроме того, в конце словарика в качестве приложения даны отдельными алфавитными списками наиболее употребительные и трудные для правописания имена, отчества, названия городов. Начиная работу со словарем, я изучила принципы построения словаря, его структуру, лексический состав, систему грамматических помет и форм, которые даны при словах и составляют вспомогательный аппарата словарика. Использовать орфографический словарик на уроках можно в двух направлениях, указанных самим  П.А. Грушниковым: как справочник по орфографии, как дидактическое пособие при изучении орфографии. «Задача данного словаря приучить школьников пользоваться справочником, развитие их самостоятельности, самоконтроля». (4, 4) Развитие самостоятельности процесс сложный, противоречивый. Тем не менее, можно говорить об определенной его логике, выделить основные этапы.

  1. Дети действуют по готовому образцу с помощью взрослого (этап подражания).
  2. Ребенок в состоянии выполнить самостоятельно часть работы (этап частичной самостоятельности).
  3. Младший школьник выполняет определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях.

В первом классе определились следующие цели работы:

1. Заложить основы учебно-познавательной мотивации.

2. Пробудить интерес к особой книге-словарю.

Задачи:

  1. Учащиеся должны знать сущность алфавитного принципа расположения слов с учетом первой буквы.
  2. Учащиеся должны уметь находить слова в начальной форме по первой букве.

Работа в первом классе ведется по готовому образцу с помощью учителя на этапе подражания и на этапе частичной самостоятельности, с указанием страниц словаря. Когда же в первом классе начинать работу с орфографическим словарем? Ученые, учителя-практики, Л.Н. Калинина, говорят о том, что не нужно скрывать язык как явление, что формирование навыка работы со словарем должно начинаться с первых шагов ученика в школе, с уроков обучения грамоте, было бы неправильным отодвигать решение этой сложной задачи на более поздний период обучения.

Учитывая тот факт, что у младших школьников преобладает интерес к формам, приемам познавательной деятельности, при работе со словарем, при подготовке к работе с ним использую различные занимательные приемы, учебные игры, элементы соревнования. Это помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, вести изучение материала на уровне эмоционального осознания, что способствует в дальнейшем появлению элементарного познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету.

 Введение словаря на урок предваряет большая подготовительная работа по усвоению алфавита русского языка. Приведу примеры игр, направленных на решение этой задачи.

Игра «Кто за кем» (расставляем по алфавиту карточки с изображением животных).

Цель: закрепление алфавита, его практическое применение

Игра: «Помощники библиотекаря».

Оборудование: стопки книг, карточки с буквами.

Ход игры: Учитель говорит: «Ребята, мы с вами в новой библиотеке. Нужно помочь библиотекарю правильно и быстро расставить книги по полкам. На первой полке будут стоять книги авторов, чьи фамилии начинаются на А-И, на второй полке – К-У, на третьей на Ф-Я». Учащиеся выбирают книги из стопки и расставляют их на полках.

Такие игры можно проводить на каждом уроке, а вот для ознакомления со словарем нужно выделить специальный урок. Методика такого урока подробно описана у автора.

Приведу примеры заданий, которые иллюстрируют использование орфографического словаря как словаря-справочника.

1 класс. Задание 1. Прочитай первые десять слов в словаре, с какой буквы они начинаются,  а с какой буквы начинаются последние 10 слов?

Задание 2. Какие изменения слов ты будешь искать в словаре, чтобы проверить орфограммы в словах п(е/и)тухи, уч(е/и)ники, п(е/и)налы. Запиши эти слова в алфавитном порядке.

Использую «орфографический словарик» и как словарь-учебник.

Задание 3. Выпиши из словаря несколько дву- и трехсложных слов.

Задание 4. (При изучении темы «Большая буква в именах, отчествах, фамилиях») Пользуясь приложением, напиши полное имя, отчество родителей.

Во втором, третьих классах цели работы усложняются:

Воспитывать у детей потребность  обращения детей к словарю.

Задачи: 1. Учащиеся должны знать принцип расположения слов не только с учетом первой, но и последующей буквы.

2.Учащиеся должны уметь находить слова в начальной форме по первой, второй букве.

  1. Развивать самостоятельность и самоконтроль при проверке орфограмм. Работа ведется на этапе частичной самостоятельности и самоконтроля. М.Р. Львов говорит о самостоятельности работы с «Орфографическим словарем» во втором-третьем классах, о том, что словарь должен стать настольной справочной книгой, рекомендует использовать его как прием работы при изучении тем «Безударные гласные» и «Парные согласные».

Игра «Угадай слово».

Цель: развитие умения группировать предметы по определенному признаку, формирование умений находить нужное слово в словаре.

Ход игры: учитель задает вопрос, а учащиеся записывают ответы на них, пользуясь словарем.

- Что растет в лесу?

- Что нужно ученику для школы?

- Кто живет в зоопарке?

Словарь-справочник.

Задание 5. Найди в словаре слово «лопата». Какое слово расположено перед ним, после него? Почему?

Практика показывает, что нестандартные, проблемные задания повышают интерес к учебе даже у пассивных ребят.

Задание 6. Можно ли, не проверяя орфограммы по словарю, точно определить, какое слово записано в словаре раньше:

- дев(о/а)чка или дер(е/и)вце

- д(е/и)журный или дер(е/и)вце. Почему во втором случае для проверки орфограммы нельзя сказать, какое слово из двух помещено словаре раньше?

Задание 7. Ребята проверяли орфограммы в словах в(о\а)рона и в(о\а)робей. Света прочитала все слова на ВА- и сказала, что этих слов в словаре нет. Катя перевернула несколько страниц и нашла оба слова. Почему их не нашла Света?

Задание 8. Найди загаданное слово. Это слово находится на стр. 57,  в нем три слога, 6 букв и 6 звуков, ударный слог второй, четвертый звук Э.

Незаменим словарь на уроках по теме «Двойные согласные».

Задание 9. Выпиши пять женских имен, пользуясь Приложением стр. 77 (Белла, Инесса, Нелли, Римма, Сусанна)

Задание 10. Выпиши слова с двойными согласными на с.58, 1 столбик (рассада, рассвет, рассеянный, рассказ, рассказчик, расспросить, расставить и т.д.). Используя корни слов: САД, СВЕТ, СКАЗ, расскажи, в результате чего произошло удвоение согласной на письме.

Полезен словарь и при изучении морфемики  и словообразования.

Задание 11. Слова «комн(а/о)тный» в словаре нет. Как же проверить орфограмму в этом слове с помощью словаря. Может быть тебе поможет слово, от которого образовалось слово «комн(а/о)тный». Попробуй найти в словаре проверку для слов: меб(е\и)льный, сах(а/о)рный, м(о/а)рковный.

Задание 12. Проверь орфограммы в слове к…лхоз. В словаре есть еще несколько слов, которые образованы от этого слова, связаны с ним по смыслу. Запиши эти слова.

Словарь-учебник.

Задание 13. Запиши сначала одушевленные существительные, затем неодушевленные, потом прилагательные: р…бята, х…роший, р…дной, н…деля, тр…мвай.

В четвертом классе основные цели работы со словарем:

1. Ввести использование словаря в систему ежедневной работы на уроках русского языка, в систему работы над сочинением, изложением.

2. Формировать навык самоконтроля.

Программный материал в 4 классе значительно усложняется, в связи с этим усиливается необходимость ежедневного обращения к словарю как к словарю-справочнику. Так из словаря можно получить сведения из области орфоэпии при затруднении образования падежных форм и форм множественного числа имен существительных.

- Например, веер, мн. веера

- Банан, р., мн. бананов

При изучении темы «Глагол» возникает ряд трудностей при образовании глагольных форм, словарь снова поможет ученику:

- обтереть, оботрут, обтер

- ляг, лягте.

В современном русском языке употребляются морфологические, фонетические варианты, в словаре найдете сведения о некоторых из них:

- до свидания и до свиданья

Работая с «Орфографическим словарем», отыскивая в словаре нужное слово, школьник невольно обращает внимание на начертания других слов, зрительно запоминает их. Поэтому обращение к орфографическому словарю способствует воспитанию внимательного отношения к графическому образу слова, создается ценный навык быстро схватывать и запоминать правильное написание слов.

К концу четвертого года обучения у учеников начальной школы появляется не только желание, но и умение пользоваться справочной литературой. И самое главное, если работа со словарями будет проводиться не эпизодически, а в системе уже на ранних ступенях развития, то «учащийся почувствует естественную потребность в словаре, и рука его без всякого принуждения со стороны будет постоянно тянуться к словарю» (5, 118).

Система заданий, упражнения, безусловно, не исчерпывают всего разнообразия подходов к работе с «Орфографическим словарем», показаны лишь некоторые примеры, иллюстрирующие широкие возможности уроков русского языка. Работа со словарем – один из путей воспитания детей средствами языка.

Литература:

  1. Грушников П.А.  Орфографический словарь для начальных классов, М, 1985
  2. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990. – 160 с.

3. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М.: Просвещение, 1988. – 240 с.

4. Потиха З.А, Розенталь Д.Э.  Лингвистические словари и работа с ними в школе. Пособие для учителя М Просвещение 1987г. 127с

5.  Сергеев В.Н.   Словари – наши друзья и помощники,  книга для внеклассного чтения учащихся 5-8 классов / В. Н. Сергеев. — М.: Просвещение, 1984. — 142с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с толковым словарем на уроках русского языка

В статье описывается опыт работы с толковым словарем Е.Леоновича в начальной школе...

Материалы из опыта работы: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах».

Работа содержит доклад «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах»; практические задания, направленные на формирование орфографической зоркос...

Орфографические словари на уроках русского языка в начальной школе

Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изме...

"Система работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС НОО"

                                          Аннотация к методической разработке...

Статья : "Система работы со словарными словами на уроках русского языка "

Статья : "Система работы со словарными словами на уроках русского языка"...

Методическая разработка "Система работы изучения словарных слов на уроках русского языка в начальных классах"

Для успешного запоминания слов с непроверяемыми написаниями наряду с традиционной моделью передачи знаний в разработке показаны нетрадиционные методы и приёмы изучения словарных слов, которые напрвлен...

Особенности работы с орфографическим словарём на уроках русского языка во 2 классе

Работа с "Орфографическим словарем" на уроках русского языка повышает у учащихся орфографическую зоркость....


 

Комментарии

Курносенко Виктория Ивановна

Статья опубликована в журнале "Управление начальной школой" в марте 2010 года