Урок русского языка по теме "Слова - признаки", 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Чуфенева Анастасия Юрьевна

Урок русского языка по теме "Слова - признаки". 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Slova-priznaki.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: "Слова-признаки".

Основные цели урока: 

- Создать условия для формирования представлений у учащихся о словах-признаках, которые отвечают на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? и обозначающиеся ~~;

- Содействовать развитию умений выполнять задания по указаниям в рабочей тетради, мыслительных операций, творческих способностей учащихся;

- Способствовать воспитанию сознательной дисциплины, умения работать самостоятельно, в парах.

Ход урока:

1.Самоопределение к учебной деятельности (организационное начало):

Организация направленного внимания на начало учебного занятия.

2.Актуализация опорных знаний:

- Урок русского языка. На уроке мы не только учимся писать грамотно, но и красиво, аккуратно, а главное – разборчиво. Писать всегда нужно с уважением к тем, кто будет читать ваше письмо.

- А кто читает то, что вы написали? (родители, учителя, друзья)

- Для того чтобы каждый научился писать красиво и аккуратно, надо очень стараться, писать буквы правильно. Сейчас предлагаю вам открыть рабочие тетради.

- Сегодня на уроке мы повторим написание прописной буквы «эм», а также соединение буквы «эм» с гласными буквами.

Показ учителя.

- Пропишите букву «эм» до конца строки.

- Что вы можете сказать о букве «эм»? (Буква «эм» обозначает два звука [м], [м`])

- Дадим характеристику звуку [м] (Согласный, звонкий, твердый)

- Запишем слоги со звуком [м]

- Дадим характеристику звуку [м`] (Согласный, звонкий, мягкий)

- Запишем слоги со звуком [м`]

- Замечательно, продолжаем работать.

- Возьмите карандаш и подчеркните букву «эм», которая у вас написана правильно и красиво. А пригодиться нам, правильно и красиво написанная буква «эм» в следующем задании.

- На прошлом уроке мы с вами говорили о животных. Сейчас я хочу загадать загадку о животном, которую вы, наверное, не сможете отгадать.

Сыт бываю только летом,

В дни, когда малину рву,

А полгода без обедов

И без завтраков живу. (Медведь)

Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны. (Медведь)

- Кто такой медведь? - спрашивает Миша. (Медведь – это крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами)

- Ребята, слово «медведь» – словарное слово, поэтому написание его мы должны запомнить.

- Запишем новое словарное слово в словарик. Напишите букву «эм» правильно и красиво как в начале урока на минутке чистописания.

- Поставим ударение. (На второй слог)

- Написание какой гласной буквы мы должны запомнить? (е)

- Подчеркните её одной чертой.

- Убрали словари.

- Вспомним, какие бывают медведи? (Бурые и белые медведи)

- Чем отличается бурый медведь от белого?

- Уделим внимание бурому медведю, которые обитает на территории нашей страны.

- Кого мы видим на картинке? (Медведя)

- Какой вопрос мы можем задать к слову «медведь»? (Кто?)

- Значит, мы с вами назвали живой предмет, а живые предметы отвечают на вопрос – кто?. А какой вопрос мы задаем к неживым предметам? (Что?)

- Давайте еще раз скажем, какие слова в русском языке, отвечают на вопросы кто?, что? (Слова-предметы)

- Как обозначаются слова-предметы? Какую модель мы выберем для обозначения слов-предметов? Почему модель с прямой линией, а не розовый прямоугольник?

- О чем мы должны помнить, когда строим предложение? (Начало предложения с большой буквы, в конце предложения точка)

- Каждый предмет может выполнять какое-либо действие. Давайте скажем: медведь что делает? (стоит, рычит)

- Какие слова отвечают на вопрос - что делают? (Слова-действия)

- Какую модель мы используем для обозначения слов названия действия? (Модель с двумя линиями)

- А почему модель синего прямоугольника не взяли? (Она нам не удобна в работе, отнимает много времени)

На доске:

Модель предложения.

- Проанализируйте, все ли мы правильно сделали?

3. Постановка проблемы. Открытие нового:

- Над волшебным лесом пролетал говорящий ворон. Он прочитал наше предложение. Обиделся на нас ворон.

- Чего-то не хватает в вашем предложении! – сказал ворон.

- Чего же не хватает?

- Говорящий ворон просит добавить в предложение описание медведя. Давайте опишем нашего медведя. Медведь (какой?) …

- А что обозначают названные слова? (признак предмета)

- О каких словах мы сегодня будем говорить? Какая тема нашего урока? ("Слова-признаки")

- Признаки какого животного мы называли? (медведя)

- Говорящий ворон предложил нам группу слов-признаков на с.15. Прочитаем их.

- А какими словами-признаками можно охарактеризовать нашего медведя? (Большой, косолапый, хищный, пушистый, бурый, крупный)

- Как одним словом мы назовем все эти слова? (Слова-признаки)

- Ребята, а животные, с которыми мы работали на прошлом уроке, тоже хотят, чтобы мы их описали. Кто запомнил о каких животных мы говорили?

- Где о них говорится? (с.14 учебника – медведь, дятел, еж, петух, кот, шмель)

- Используя слова-признаки, предложенные вороном опишем дятла. Дятел (какой?) …

Задание 1.

- Первый ряд, работая в парах, описывает ежа.

- Второй ряд, работая в парах, описывает петуха.

- Третий ряд, работая в парах, описывает шмеля.

- Подчеркните слова-признаки, описывающие вашего животного.

- На какие вопросы отвечают слова-признаки? Найдите в учебника. Прочитаем еще раз.

- Рассмотрим словосочетание: мохнатый шмель. Что обозначает слово «мохнатый», «шмель»?

- Что заметили?

- От какого слова зависят слова-признаки? (от слова-предмета)

- Ребята, а с помощью какой модели мы обозначаем слова-признаки? (Модель желтого прямоугольника)

- Как еще можно обозначить слово-признак? (Модель прямоугольника с волнистой линией)

- Какую модель нам удобней использовать? Почему?

4. Проектирование и фиксация нового знания.

- Вернемся к нашему предложению про медведя. Почему обиделся ворон? (В предложении не хватало описания медведя)

- Дополним предложение описанием медведя по картинке.

На доске:

Бурый медведь стоит.

- Исправим схему предложения.

- От какого слова зависят слова-признаки? (от слова-предмета)

- Зададим вопрос. (Медведь – какой? – бурый)

5. Первичное закрепление нового теоретического учебного материала.

Откроем тетради на с.8

Задание 1.

- Что необходимо сделать? (Вернуться на с.6)

- Для чего нас просят вернуться на с.6? (Чтобы мы вспомнили, как строятся схемы к предложениям, а также задания похожи, только сегодня добавляется слово-признак)

- Прочитаем первое предложение.

На доске:

Рыжая лиса бежит.

- С помощью моделей выложим схему предложения.

- Начертите схему в тетради.

6. Самостоятельная работа с взаимопроверкой и самопроверкой по эталону:

- Прочитаем второе предложение.

На доске:

Поет серенькая птичка.

- Самостоятельно постройте схему предложения. (Двое у доски)

- Что необходимо сделать дальше? (Расшифровать схему предложения)

- Что значит расшифровать схему предложения? (По схеме составить и записать предложение)

Задание 2.

- Какую еще работу нам предлагают выполнить? (Соединить каждый вопрос с подходящим словом-признаком)

- Придумайте ещё слова-признаки на каждый вопрос

Задание 3.

- Что необходимо сделать? (Найти слова-признаки и подчеркнуть их волнистой чертой)

- Что нам поможет найти слова-признаки? (Вопрос)

- На какие вопросы отвечают слова признаки?

6.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– О каких словах мы сегодня говорили?
– Что обозначают слова-признаки?
– От какого слова зависят слова-признаки?
– На какие вопросы они отвечают?

- Какие задания вам показались особенно интересными?

- Что запомнилось больше всего?

Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме «Признаки родственных слов» во 2 классе по системе « Школа России»

Формировать умение распознавать и подбирать родственные слова. Развивать мышление,память, речь учащихся.Прививать интерес к предмету,воспитывать культуру общения....

Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Развитие умения определять спряжение глаголов по неопределенной форме" (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса.)

Учить учащихся определять спряжения глаголов с безударным окончанием по алгоритму. Формировать навык самоконтроля, воспитывать  самостоятельность, творческую  активность  учащихся...

Урок русского языка в 3-м классе (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). Работа окончаний слов, называющих признаки. Постановка учебной задачи.

Урок русского языка в 3-м классе (система Эльконина Д.Б. - Давыдова В.В) по теме "Работа окончаний слов, называющих признаки". Тип урока: постановка учебной задачи. Цель урока: создать условия для опр...

Конспект урока русского языка во 2-ом классе УМК «Гармония» Тема: «Узнаём буквы корня в названиях признаков предметов» Тип урока: Получение новых знаний.

Цели урока:1) Познакомить учащихся с общими способапми поиска проверочных слов для корневых безударных гласных и парных согласных в именах прилагательных.2) Формировать умения подбмрать проверочные сл...

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Признаки однокоренных слов" 2 класс Занков Л.В.

технологическая карта урока "Признаки однокоренных слов" 2 класс Занков...