Урок русского языка " Обобщение об именах существительных"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Антоненко Лилия Владимировна

Обобщение  и  систематизация  знаний   об   имени   существительном;

Развитие умений распознавать имена существительные: одушевлённые и неодушевлённые; мужского, женского и среднего рода; единственного и множественного числа.

Развитие   орфографической   зоркости   и   интереса   к   предмету;

Обогащение  словаря  учащихся,  формирование  навыков  связной  речи.

Формирование  навыков  контроля  и  оценки  своей  деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Обобщение об именах существительных.

Цели урока:

Обобщение  и  систематизация  знаний   об   имени   существительном;

Развитие умений распознавать имена существительные: одушевлённые и неодушевлённые; мужского, женского и среднего рода; единственного и множественного числа.

Развитие   орфографической   зоркости   и   интереса   к   предмету;

Обогащение  словаря  учащихся,  формирование  навыков  связной  речи.

Формирование  навыков  контроля  и  оценки  своей  деятельности.

Ход урока

Презентация (Слайд 1)

I. Организационный момент.

Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.

Встаньте ровно, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь!

Мне очень хочется, чтобы на уроке присутствовало хорошее настроение.

II. Минутка чистописания:

а)    Букву, которую мы сегодня будем писать, вы определите, расшифровав данную запись.

2   4  ?

(2 буква – б, 4 буква – г, следующая должна быть шестая буква – это буква – е)

 Верно, сейчас напишем букву е и соединения с названными буквами.

е   еее   е   бе   ге   еге

б) Орфографическая минутка:

Прочитайте  строку из стихотворения С. Есенина.

Белый снег пушистый в воздухе кружится.

Назовите все изученные орфограммы.

Спишите, подчеркните грамматическую основу предложения.

Какими частями речи являются подлежащее и сказуемое?

III. Словарная работа:  (Слайд 2)

На какие две группы можно разделить эти слова:

Завтр_к,  ин_й, к_нгуру, т_ релка.  с_л_вей,  ш_фёр,  н_с_ком_е, пш_ница.

В тетради запишите словарные слова в 2 столбика, поставьте ударение и подчеркните только одну орфограмму - непроверяемую безударную гласную в корне слова.

Одушевлённые имена                                           Неодушевлённые имена

существительные                                                     существительные

кенгуру                                                                         завтрак

соловей                                                                        иней

шофёр                                                                         тарелка

насекомое                                                                   пшеница

Взаимопроверка.

- Записали? Поменяйтесь тетрадями и проверьте в парах. (Слайд 3)

IV. Введение в тему урока:

а)  - Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости. (Слайд 4)

(Дедушка Имя Существительное)

У него есть волшебная палочка, с помощью которой он превращается в разные предметы.

- Посмотрите, во что он превращается сегодня.

- На какие вопросы отвечают слова, обозначающие эти предметы? Назовите их.

- Правильно (кто? что?).

б)  - Ребята, давайте вместе прочитаем вопрос, который вам задает дедушка:

"О какой части речи мы сегодня будем говорить?" (Слайд 5)

(Об имени существительном)

- Правильно. Тема нашего урока:

"Что мы знаем об именах существительных ?" (Слайд 6)

- Сегодня мы с вами вспомним всё, что узнали об именах существительных за 3 года для того, чтобы правильно использовать имена существительные в нашей речи.

V. Упражнения по закреплению материала:

В словарной работе мы с вами уже повторили один  признак  имени существительного. Какой?   (одушевлённость и неодушевлённость)

Скажите  это  признак   постоянный   или   непостоянный?

а)   А теперь наш домовой Афанасий со своим дедушкой принесли для вас задание:

"Найди лишнее слово" (Слайд 7)

- В каждой группе слов найдите лишнее слово, выпишите, определите и запишите род каждого имени существительного. (1 вариант – 1,2.3,  2вариант – 4, 5, 6, строку)

  1. Чулки, носки, яблоки, сад.
  2. Чистота, сапоги, груши, рельсы.
  3. Медали, село, камни, острова.
  4. Школьники, скрипки, утро, столы.
  5. Папа, волны, ключи, перья.
  6. Ромашки, ягоды, встреча, огни.

- Проверьте, пожалуйста. (Слайд 8)

 1 вариант     -    Сад (м. р.),  чистота (ж. р.),  село (ср. р.),

 2 вариант     -    Утро (ср. р.),  папа (м. р.),  встреча (ж. р. ).

-Мы повторили еще один  признак  имени существительного - род.  

Итак,  мы доказали, что имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Изменяются ли имена существительные по родам или имеют постоянный род? (постоянный)

- Скажите, а если бы я попросила вас определить род всех остальных имен существительных из этого задания, что бы вы сделали сначала? (Поставили бы их в единственное число)

- Зачем?    (Во множественном числе мы не можем определить род имени существительного)

А число имён существительных это постоянный признак или непостоянный?

(непостоянный,  им. сущ. изменяются по числам)

Физминутка.

Я  буду называть слова.  Вы, если услышите слово, обозначающее  одушевлённый  предмет – начинайте двигаться, если это неодушевлённый предмет – стойте ровно.

А, если это совсем не имя существительное – присаживайтесь на корточки.

День,   дорога,   самолёт,

Мама,  парта   и   пилот,

Птица,   заяц,    весело,

Солнце,  дети  и   село.

- Спасибо. Садитесь.

б) А теперь дедушка Имя Существительное предлагает вам поиграть в игру

"Волшебные превращения" (Слайд 9)

- Мы будем превращать взрослых животных в маленьких Слон - слонёнок        

кукушка - кукушонок

лось - лосёнок

лиса - лисёнок        

ёж - ежонок

волк - волчонок

медведь - медвежонок

- Какие суффиксы нам помогали? (-онок, -ёнок)

- Какое явление вы увидели в 2-х последних парах слов? (Чередование согласных на конце корня)

- С помощью этой игры мы вспомнили, что в русском языке существует очень много суффиксов для образования имен существительных.

- Вам понравилась игра?     Назовите, какие ещё вы знаете суффиксы.

в)  Работа по учебнику.       Самостоятельная работа.  

Стр.43, упр. 275 по заданию  (каждый ряд по одному слову)

- И снова к нам в гости домовой Афанасий.

в) Он предлагает вам прочитать стихотворение В. Викторова о том, как берёзка встречает весну. (Слайд 10)

Она весну встречает - серёжки надевает.

Накинута на спинку зелёная косынка

И платьице в полоску.

Ты узнаёшь берёзку?

Найдите в этом стихотворении все имена существительные (весну, серёжки, на спинку,  косынка,  платьице,  в полоску, берёзку).

Сделайте морфологический разбор ( разбор как части речи).

1вариант – на спинку,  2 вариант – в полоску.

- У доски разбор выполнят два ученика  (весну,  берёзку)

Они  сделают разбор, а мы проверим вместе с вами.

- Ребята,  домовой Афанасий тоже выбрал два слова для разбора. Давайте проверим его работу. (Слайд 11) Со всем ли вы согласны?

- Хорошо. Спасибо.

VII. Итог урока.

- Сегодня мы хорошо поработали. Давайте назовём ключевые слова этого урока. (Слайд 12)

Имя существительное

Часть речи

Одушевлённое и неодушевлённое

Что? Кто?

Мужской род, женский род, средний род

Единственное число и множественное число.

- Молодцы. Ребята, я открою вам тайну. Это ещё не все признаки  имени существительного. В следующем учебном году мы познакомимся ещё с другими признаками  этой части речи и узнаем о ней ещё много нового. Спасибо вам за работу. Дедушка Имя Существительное прощается с вами до следующих встреч.

VIII. Домашнее задание.

Стр.50, упр. 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Обобщение о имени существительном. Путешествие в Частиреченск."

Обобщение знаний учащихся об имени существительном, его грамматических признаках (роде, числе); развитие познавательного интереса к языку, мыслительных процессов; формирование орфографической зоркости...

Урок русского языка "Обобщение об имени существительном" 4 класс

Автор: Стрекаловская Л.А. ГБОУ  СОШ № 80  Санкт-Петербург Представлен урок русского языка "Обобщение об имени существительном" в 4 классе и авторская презентация к уроку...

Урок русского языка "Обобщение об имени существительном" 4 класс

Автор: Стрекаловская Л.А. ГБОУ "Школа здоровья и индивидуального развития" Санкт-Петербург Представлен урок русского языка "Обобщение об имени существительном" в 4 классе и авторская презентация ...

урок русского языка. 3 склонения имен существительных.

Материал предназначен для учащихся 3 класса, позволяет хорошо усвоить новый  материал  по теме: «Склонение имен существительных.».Цели урока:-установить отличительные признаки имён сущ...

Урок русского языка.Тема "Род имен существительных"- открытие новых знаний

Познакомить с приемами определения рода имен существительных....

Урок русского языка "Обобщение об имени существительном" 2 класс

Цели: создание условий для обобщения знаний обучающихся об имени существительном как части речи; развитие  умений распознавать в речи имена существительные,  классифицировать одушевленные и ...

Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»

Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...