Конспект урока русского языка "А если одного предложения мало?". Знакомство с понятием "Текст". Учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко "К тайнам нашего языка" (2класс).
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

Занудина Любовь Николаевна

Мною разработан конспект урока русского языка для 2 класса по учебнику М.С. Соловейчик "К тайнам нашего языка".

 

Тема: «А если одного предложения мало?» Знакомство с понятием «текст».

Цель: Формирование представлений о тексте.

Задачи:

- познакомить с главными признаками текста (ввести понятие и термин);

- выявить отличия текста от предложения и от набора предложений;

- развивать речь детей;

- воспитывать любовь к познанию нового.

Оборудование: «логическая цепочка»-набор слов, раздаточный материал - предложения, портрет А.С. Пушкина, рисунки Знайки и Незнайки, карточки для групповой работы.

На уроке осуществляется деятельностный метод обучения. Дети учатся применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_2_klass_Word.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка для 2 класса.

Учебник М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка»

(учитель: Занудина Л.Н)

Тема: «А если одного предложения мало?» Знакомство с понятием «текст».

Цель: Формирование представлений о тексте.

Задачи:

- познакомить с главными признаками текста (ввести понятие и термин);

- выявить отличия текста от предложения и от набора предложений;

- развивать речь детей;

- воспитывать любовь к познанию нового.

Оборудование: «логическая цепочка»-набор слов, раздаточный материал - предложения, портрет А.С. Пушкина, рисунки Знайки и Незнайки, карточки для групповой работы.

I.  Мозговая гимнастика.

1. Качание головой.

2. «Ленивые восьмёрки».

3. «Шапка для размышлений».

4. «Зоркие глазки».

II. Поэтическая минутка.

На доске портрет А.С. Пушкина и стихотворение:

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт-сын ошибок трудных,

И гений - парадоксов друг.

Словарная работа:

Просвещение-образование;

Гений – очень одаренный человек;

Парадокс – мнение, противоречащее здравому смыслу.

Учитель:

-Как вы думаете, почему мы начали урок с этих слов?

Дети:

-Нам предстоит делать открытия, раскрывать «секреты» русского языка.

Учитель:

-Да, нас ждут открытия.

III. Актуализация опорных знаний.

Учитель:

- Восстановите логическую цепочку из слов:

Предложение – звуки – слова.

Дети на доске восстанавливают:

Звуки – слова – предложение.

Учитель:

- Повторим известные сведения о предложении.

Дети повторяют хором.

IV. Введение в тему урока. Постановка проблемы.

Учитель:

-А если одного предложения мало? Что тогда делать?

В учебнике с. 108, упр.234 дети читают предложение :

 В одном сказочном городе жили коротышки.

Учитель:

-Вам всё понятно или вы ждете продолжения мысли?

Дети:

-Нет, не понятно. Мы ждем продолжение мысли.

Учитель:

-Если ждёте, то о чём бы вам хотелось узнать?

Дети:

-Почему их назвали коротышками?

V. Работа над новой темой.

Учитель:

-Может ли следующее предложение быть таким:

В особенности Незнайка прославился после одной истории.

Объясни свой ответ.

Дети:

- Нет, это предложение про Незнайку, а не про коротышек. А мы хотели узнать почему их так назвали. Мысль не продолжается.

Учитель:

- Уточните и дополните своё рассуждение.

С.109, упр.235 Читаем хором.

Учитель:

- Вместе с Незнайкой побываем в городе коротышек.

Учитель:

-Решите в задачнике:

Задачник – с. 56, №236

- Теперь предложения продолжают мысль или нет?

Дети:

- Да.

Учитель:

- Если мысль развивается, покажите это стрелкой от предложения к предложению.

Дети показывают стрелкой.

Учитель:

- Что нового сообщает каждое предложение?

- А знаете ли вы этих коротышек?

Дети называют персонажей повести Н. Носова.

Учитель:

-Кто был самым умным?

Дети:

- Знайка.

Учитель:

-Знайка познакомит вас с новым научным словом.

Дети читают сведения о тексте с. 109 (хором).

Открываем карточку со словом «ТЕКСТ», вставляем в логическую цепочку.

ЗВУКИ – СЛОВА – ПРЕДЛОЖЕНИЯ – ТЕКСТ.

Учитель:

- Докажите правильность наших действий.

Дети:

- Текст-это несколько предложений.

VI. Физминутка доктора Пилюлькина – Точечный массаж.

VII. Первичное закрепление, работа в группах.

Учитель:

- А кто в городе коротышек был самым необразованным?

Дети:

- Незнайка.

Учитель:

- Карточки, которые лежат у вас на партах, принесли вам Знайка и Незнайка. Они слушали наши рассуждения о тексте и попытались тоже составить тексты. Ваша задача-узнать, верно ли выполнено.

№1.

Пришла морозная зима.

В лесу стало тихо.

Спят деревья.

№2.

Лес кормит людей, зверей и птиц.

Люди собирают ягоды, грибы.

И каждый зверёк тоже делает свои запасы.

№3.

Деревья в парке были большие.

За полем виднеется деревня.

Усталые путники отдыхали на скамейке.

№4.

На улице жара.

Глеб и Олег отправились на пляж.

Море было тёплым, а купание веселым!

№5.

Хорош осенний лес!

Клюква растет на болоте.

Мойте руки перед едой!

Дети:

- №3 и №5-это не тексты.

Учитель:

- Почему?

Дети:

- Нет продолжения мысли, в тексте должно говориться об одном и том же.

Учитель:

-Поможем Незнайке дополнить предложение, чтобы речь шла об одном и том же.

VIII. Физминутка – гимнастика для глаз.

IX. Включение нового знания в систему знаний.

Учитель:

- Что необходимо напомнить Незнайке о тексте?

На с.109 читаем сведения хором.

Учитель:

- А свои знания хотите испытать на практике, как Незнайка?

Дети выполняют упр.239, с. 109.

Учитель:

-Сравните две записи. Есть ли среди них текст.

Дети:

- Есть один текст.

Учитель:

- Пропустите строку и спишите текст.

Учитель:

- Озаглавьте. О чём?  (о ком?) в нём говорится?

Дети записывают заголовок.

Учитель:

 - Можно ли озаглавить другую запись? Почему?

Дети:

- Нет, нельзя. Это не текст.

X.Рефлексия.

Учитель:

- Какие открытия сделали на уроке? Что узнали нового, чего раньше не знали?

Использованная литература:

  1. О. Холодова «Юным умникам и умницам»-мозговая гимнастика.
  2. И.Н. Корбакова «Деятельностный метод обучения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Главные члены предложения"

Конспект урока для 3 класса по учебнику Соловейчик М.С. "К тайнам нашего языка" (УМК "Гармония", 3 класс). Урок ознакомления с новым материалом....

Конспект урока русского языка по теме "А если одного предложения мало?". Знакомство с понятием текст. УМК "Гармония" 2 класс

Урок составлен в соответствии требованиям  ФГОС. Урок открытия нового знания. Цель: формирование  представлений о тексте....

Конспект урока русского языка по теме: "Предложение. Текст"

Урок русского языка в 3 классе по УМК "Школа России" составлен с учётом требований к ФГОС....

Конспект урока русского языка "Однородные члены предложения", 3 класс

Урок русского языка  с использованием групповой формы работы....

Конспект урока русского языка "Однородные члены предложения"

Конспект урока русского языка "Однородные члены предложения"...

А если одного предложения мало? Знакомство с понятием "текст"

Разботка урока русского языка (конспект+презентация). 2 класс УМК "Гармония"....