Реализация новых стандартов в учебниках русского языка М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка»
статья по русскому языку по теме

Мещерякова Наталия Алексеевна

 

Я работаю третий год по учебникам русского языка Марины Сергеевны Соловейчик «К тайнам нашего языка» - УМК «Гармония». Считаю, что в содержании данного учебника реализуется принцип системно-деятельностного подхода, что способствует формированию всего комплекса УУД.: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация новых стандартов в учебниках русского языка

 М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка»

Учитель начальных классов ГОУ СОШ №601

Мещерякова Н.А.


     Главное направление новых стандартов - усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. Хорошо понятно, что общие идеи, красной нитью проходящие через стандарты, родились не сегодня - они уже много лет живут в умах и делах педагогов, психологов, методистов, учителей и целых педагогических коллективов. Вот тезис, который давно в психологии обучения является основополагающим: «Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности».

    Теперь в обновлённых стандартах общего образования, которые условно называют стандартами нового поколения, ярко выражен переход от былого «знаниевого» подхода к «деятельностному».

 Базовым содержанием образования являются:

 - наличие у детей познавательного мотива (желание узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели;

 - выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

 - выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

 - формирование у школьников умения контролировать свои действия - как после их завершения, так и по ходу. 

Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.

В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные,  познавательные, коммуникативные. Которые вам хорошо известны.

     Я работаю третий год по учебникам русского языка Марины Сергеевны Соловейчик «К тайнам нашего языка» - УМК «Гармония». Считаю, что в содержании данного учебника реализуется принцип системно-деятельностного подхода, что способствует формированию всего комплекса УУД.: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

      Рассмотрим последовательно.   

 1.Познавательный процесс усвоения нового по учебнику «К  тайнам нашего языка» начинается не с предъявления ученику образца готовых сведений, а создания учителем такой учебной ситуации ,которая вызвала бы у детей потребность, желание узнать эти сведения и научиться ими воспользоваться. Постепенно становится аксиомой: «Прежде, чем вводить новые знания, надо создать ситуацию… необходимости его появления».Один из приёмов  создания проблемных ситуаций: введение в учебники персонажей, которые ведут между собой диалог, высказывая разные точки зрения. Вопрос «Кто прав?» становится отправной точкой дальнейшего поиска. В учебнике «К тайнам нашего языка» говорит один из персонажей – отстающий на год от нашего ученика Антон или изучающий русский язык мальчик- иностранец. Они что-то спрашивают или высказывают суждения, чаще всего ошибочные, а нередко по своему разумению выполняет то или иное учебное действие. Ученик, работающий по учебнику, вступает с персонажем в диалог, пытаясь ответить на его вопрос, проверить его действия, исправить, объяснить . Отсутствие достаточных знаний создаёт необходимость их пополнения.

     Для формирования активной, познавательной позиции учащихся  в учебнике «К тайнам нашего языка» использованы следующие приемы;

 - вопросы, суждения , ошибки персонажей;

 - задания, для выполнения которых не достаёт знаний;

 - заголовки- вопросы; - наблюдения за фактами языка;

-обращение к различным словарям, справочникам. )

-обучение пониманию информации, представленной в виде таблиц, схем,моделей.

   

  2.  Учебник имеет большую коммуникативную направленность.  Ученикам чаще всего рекомендуется высказать передположение, попробовать самим ответить кому- то из персонажей и , а потом проверить или уточнить ответ по учебнику. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в курсе русского языка обеспечивается  общей направленностью работы на обучение общению в устной и письменной форме. Среди них:   обучение созданию текстов определённых жанров: записок, поздравлений, писем, этюдов, загадок, кулинарных рецептов, дневниковых записей, систематическое создание ситуаций для общения детей с персонажами учебника, друг с другом, в семье; организация партнёрства, делового сотрудничества детей при выполнении различных заданий.

3.У учащихся постоянно формируется умение контролировать свои действия  – как после их выполнения, так  и по ходу (используются различные виды памяток, задания на исправление ошибок, ведётся  системная работа по обучению самопроверке написанного и т.д.). Одним из примеров формирования самоконтроля, в данном случае  орфографического, является последовательно реализуемый в учебнике приём письма с «окошками» – пропуск самим учеником во время письма сомнительной для него буквы. Использование этого приёма направляется социальным мотивом: «На родном языке… писать с ошибками стыдно! «Окошко» лучше ошибки!».

 Применение приёма одновременно обеспечивает: а) совершенствование у младших школьников ряда предметных, орфографических, умений; б) становление рефлексии, самоконтроля как личностного качества, при этом самого трудного его вида – по ходу осуществления действия; в) постепенное появление у ребёнка сознательного, ответственного отношения к качеству своей речи;  д) формирование у школьника способности регулировать свои действия, выполняя на  разных этапах различные умственные операции.

     .

          3 Курс русского языка, представленный в учебниках УМК «Гармония», нацелен на становление ребёнка как языковой личности, на помощь ему в осознании себя носителем русского языка,  языка страны, где он живёт. Различными методическими средствами у школьника последовательно формируется эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться и в целом ответственное отношение к своей речи. Тем самым через воспитание у ребёнка уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю закладываются основы гражданской личности..

    Таким образом, структура и содержание  учебника «К тайнам нашего языка» способствуют системному развитию учащихся и становлению умения учиться.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Особенности работы по обучению списыванию по учебникам М. С.Соловейчик "К тайнам нашего языка".

            Работа над списыванием по методике М.С.Соловейчик и Н.С.Кузьменко оказывает положительное влияние на уровень грамотности, способствует сознательно...

Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик

Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь  в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....

Работа с орфограммами по учебнику русского языка М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко

Статья была  написана после первого года обучения по данному учебнику. Она была посвящена вопросам становлению умения учиться у первоклассников....

Рабочая программа по русскому языку по учебнику Соловейчик для 4 класса

Рабочая программа содержит календарно-тематическое планирование , рассчитанное на 4 часа в неделю...

Формирование орфографической зоркости средствами учебника М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка» (УМК «Гармония")

Обобщён опыт работы по теме "Формирование орфографической зоркости средствами ученика М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко "К тайнам нашего языка". Авторы вводят понятия "опасностей" письма в букварный пер...

Тема урока: «Части речи. Закрепление.» Учебник: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка», 3 класс

Тема урока: «Части речи. Закрепление.» Тип урока: закрепление изученного Учебник: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка», 3 класс...