Урок русского языка в 4 классе с презентацией.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Соколенко Наталья Николаевна

Образовательная система "Школа 2100", 4 класс, предмет "Русский язык" Тема урока: "Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных", презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon urok_russkogo_yazyka_-_4_klass.ppt2.24 МБ
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_4a_klasse.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных.

Слайд 2

Определите, какую букву будем писать. Она есть в каждом имени существительном этого ряда. Детский, тростник, громкий, лестница, капустница, отвечаю, местность, трудный.

Слайд 3

Проверим: Трос т ник , лес т ница, капус т ница, мес т ность.

Слайд 4

Угадайте имя одной науки русского языка. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Слайд 5

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1.Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и короткими толстыми лапами.

Слайд 6

м е д в е д ь 2 3 4 5 6 7 8 9 10 2. Крупный населенный пункт, место большого поселения людей, административный, торговый, промышленный, культурный центр.

Слайд 7

м е д в е д ь г о р о д 3 4 5 6 7 8 9 10 3. Синоним этого слова – село.

Слайд 8

м е д в е д ь г о р о д д е р е в н я 4 5 6 7 8 9 10 4.Наследственное семейное (обычно, полученное от родителей) наименование, прибавляемое к личному имени.

Слайд 9

м е д в е д ь г о р о д д е р е в н я ф а м и л и я 5 6 7 8 9 10 5.Птица с черным или серым оперением.

Слайд 10

м е д в е д ь г о р о д д е р е в н я ф а м и л и я в о р о н а 6 7 8 9 10 6 . Верхняя одежда, наддаваемая поверх платья, костюма.

Слайд 11

м е д в е д ь г о р о д д е р е в н я ф а м и л и я в о р о н а п а л ь т о 7 8 9 10 7. Домашнее животное семейства псовых, родственное волку, используемое человеком для охраны, на охоте.

Слайд 12

м е д в е д ь г о р о д д е р е в н я ф а м и л и я в о р о н а п а л ь т о с о б а к а 8 9 10 8.Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.

Слайд 13

м е д в е д ь г о р о д д е р е в н я ф а м и л и я в о р о н а п а л ь т о с о б а к а г е р о й 9 10 9. Хищный зверь с острой мордой и длинным пушистым хвостом.

Слайд 14

м е д в е д ь г о р о д д е р е в н я ф а м и л и я в о р о н а п а л ь т о с о б а к а г е р о й л и с и ц а 10 10. Небольшой сочный плод кустарников и трав.

Слайд 15

м е д в е д ь г о р о д д е р е в н я ф а м и л и я в о р о н а п а л ь т о с о б а к а г е р о й л и с и ц а я г о д а

Слайд 16

Части речи Самостоятельные: имя существительное имя прилагательное глагол наречие Служебные: частица союз предлог междометия

Слайд 17

Кто? медведь ворона собака герой лисица Что? город деревня фамилия пальто ягода

Слайд 18

Построить предложения: В осенние дни готовит ёжик жилище на зиму. Придёт зима и глубокий снег накроет норку. Мох и листочки таскает в норку хлопотливый ёжик.

Слайд 19

В осенние дни готовит ёжик жилище на зиму. Мох и листочки таскает в норку хлопотливый ёжик. Придёт зима и глубокий снег накроет норку .

Слайд 20

Найдите имена существительные: Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку.

Слайд 21

Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку .

Слайд 22

Выполнила : Соколенко Наталья Николаевна, учитель начальных классов г.Хабаровска.



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4А классе.

Тема. Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных.

Цель: 1. Обучающая

 • систематизировать знания об имени существительном

 • тренировать в нахождении имен существительных, определение признаков существительных

 • обобщить знания детей о роли существительных в предложении

 2. Развивающая

 • Развивать устную и письменную речь учащихся;

 • развитие орфографической зоркости, внимания, мышления, воображения;

 • формирование навыков самоконтроля.

 3. Воспитательная

 • Воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе;

 • Формирование личностных качеств, как ответственность, коммуникативность.

 Оборудование: дидактические карточки для работы в паре , проектор, экран, компьютер.

Ход урока:

1. Орг. момент.

 Эмоциональный настрой.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

-Доброе утро!

Доброе утро

Солнцу и птицам.

Доброе утро

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым.

Доброе утро

Длится до вечера.

2. Минутка чистописания.

   

 На доске слова: детский, тростник, громкий, лестница, капустница, отвечаю, местность, трудный.

- Прочитайте слова. Определите, какую букву будем писать сейчас. Она есть в каждом имени существительном этого ряда. Какая это буква, и в каких словах она присутствует? (буква «т»)

- Выпишите только имена существительные.

 - Что объединяет эти имена существительные? (орфограмма – непроизносимая согласная)

Какое слово лишнее? (лестница – нельзя проверить)

3. Словарная работа

-Двум ребятам нашего класса было дано домашнее задание: поработать со словом «лестница», используя словари.

 

             1. Лестница — имя сущ., ед. ч., ж. р.

Лестница — сооружение в виде ряда ступеней для подъема и спуска.

При проверке непроизносимой согласной слово-по мощник — «лезти, лезть» с помощью старинного суффикса -me(а).

Деревянная дорога,

Вверх идет она отлого,

Что ни шаг — то овраг.

     2. Лестница — древнерусское слово. Согласный звук [т] исчезает. Почему? Дело в том, что три согласных подряд очень трудно произносить, вот мы и упроща ем их произношение. А написание их упрощать нельзя. В древнерусском языке было слово «лъствица». Вот оно-то и превратилось в лестницу под вли янием таких слов, как «сахарница», «чернильни ца». Что же касается самого слова «лъства», то оно образовано от глагола «лезти», «лезть», с помощью суффикса -тв(и). Значит, непроизносимый звук [т] в существительном «лестница» — это остаток суф фикса -тв(a)

    4. Кроссворд

- Молодцы. Хорошо постарались. Теперь вам необходимо угадать имя одной науки русского языка. Для этого нужно разгадать кроссворд.

М

е

д

в

е

д

ь

г

0

р

о

д

д

е

Р

е

в

н

я

ф

а

м

и

л

и

я

в

о

р

О

н

а

п

а

Л

ь

т

о

с

О

б

а

к

а

Г

е

р

о

й

         

л

И

с

и

ц

а

Я

г

о

д

а


1 Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и короткими толстыми лапами.

2. Крупный населенный пункт, место большого поселения людей, административный, торговый, промышленный, культурный центр.

3. Синоним этого слова – село.

4. Наследственное семейное (обычно, полученное  от родителей) наименование, прибавляемое к личному имени.

5.Птица с черным или серым оперением.

6 . Верхняя одежда, наддаваемая поверх платья, костюма.

7. Домашнее животное семейства псовых, родственное волку, используемое человеком для охраны, на охоте.

8.Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.

9. Хищный зверь с острой мордой и длинным пушистым хвостом.

10. Небольшой сочный плод кустарников и трав.

   - Как зовут эту науку? (Морфология). Что она изучает?

   - Ребята, скажите, на какие 2 группы можно разделить все части речи? (самостоятельные и служебные).

Назовите самостоятельные части речи! (сущ. прил, глагол, наречие). А служебные? (частица, союз, предлог, междометия).

   Двое учащихся разделяют на 2 группы служебные и самостоятельные части речи.

5. Имя существительное

   - Сегодня на уроке мы вспомним об одной части речи и вы сами мне скажете как ее зовут.

- Слова какой части речи записаны в кроссворде? (имена существительные).

На какие группы можно их разбить? (одушевленные и неодушевленные, по родам)

Какой вопрос задаем к одушевленным именам существительным? А к неодушевленным?

Запишите ребята в 2 столбика эти слова, записав, вопрос кто? и что? Что у них можем определить?

 Какие слова записали  в 1 столбик?  2 столбик?

Как определить род? Какие это признаки? (род - постоянный, число -  непостоянный)

Все ли имена существительные изменяются по числам? (нет) Какие употребляются только в ед.ч. и какие только во мн. Числе? (молоко, молодежь,  хвоя – ед.ч.   качели, ножницы, очки, штаны – мн. ч.)

6. Текст. Предложения.

   -Давайте узнаем, какими членами предложения являются имена существительные.

-Перед вами конверты со словами. Постройте из них предложения.

В осенние

дни

готовит

 ёжик

жилище

на зиму

Придет

зима

и глубокий

сугроб

накроет

 норку.

Мох

и

листочки

таскает

в норку

хлопотливый

ёжик

Прочитайте их. Получился ли текст?

Что нужно сделать, чтобы получился текст? (поменять предложения местами)

Какое будет 1 предложение? Запишите его.

Выделите грамматическую основу.  Какое это предложение? (простое)

Подпишите сверху над словами части речи. Назовите их. Каких больше? Определите род имен существительных. Что сделать, чтобы определить род? (поставить в начальную форму)

Какое будет 2 предложение? Давайте его разберем по членам и частям речи. Схема.

   - Какими членами предложения могут являться имена существительные?

  Запишем 3 предложение. Выделим грамматическую основу. Какое это предложение? (сложное)

Какая у меня ошибка? Подпишите имена сущ. Прочитайте имена сущ. Ж.Р., М.Р.,  

 Сущ. какого рода нам не встретилось в предложении?

7. Закрепление. Работа с учебником.

 -  Стр. 86 Упр. 103

Прочитайте первых четыре предложения. Выпишите имена существительные, поставив в начальную форму, определите род и число.

8. Предложение.

Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку.

Найдите имена сущ. Докажите, что это имена существительные

9. Обобщение.

- Что называется именем существительным?

- Какие признаки имен существительных вспомнили на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока+презентация урока русского языка 3 класс "Слова с глухими и звонкими согласными в корне"

Урок проводится в форме путешествия. На уроке формируется умение подбирать проверочные слова, сравнивать написание корня в проверочном и проверяемом словах, развивать речь, расширять словарный запас. ...

презентация к уроку русского языка. 3 класс. УМК«Начальная школа XXI века» Тема урока: правописание приставок на –з и -с

Данная презентация поможет учителям подготовиться к уроку русского языка в 3 классе по теме "Праописание приставок на з- и с-...

Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку

Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Презентация к уроку русского языка 4 класс по учебному комплекту "Перспективная начальная школа" на тему "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков"

Представлен ход урока " Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков", 4 класс.  Презентация содержит проверочную работу -игра "Редактор", представлены значения слов "аббр...

Презентация к уроку русского языка - 3 класс по учебнику С.В.Иванова. УМК « Начальная школа XXI века » по блоку «Как устроен наш язык» и по теме «Дополнение».

Работа на уроке будет проходить по блоку «Как устроен наш язык» и  по теме «Дополнение». На этом уроке русского языка для 3 класса следующие задачи:•...

Слово и предложение. (Урок русского языка 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" 19 урок. Презентация к уроку для интерактивной доски Smart).

Тема  урока: Слово и предложение.Урок  русского языка  2  класс. УМК "Начальная школа 21 века" 19 урок. Презентация  к  уроку для интерактивной доски Smart, выполнена...