Урок по теме: "Путешествие в страну Морфемики. Состав слова" 3класс
план-конспект урока русского языка (3 класс) на тему

Урок - путешествие по теме "Состав слова". Урок - повторение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_otkr.urok_po_russ.yaz_.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Путешествие в страну Морфемика. Состав слов»

Цели урока: 1. Проверить теоретический материал по теме: «Состав слова» в  

                            условиях развивающего обучения.

                        2. Закрепить умения выполнять мыслительные операции на основе  

                             полученных знаний.

                         3. Способствовать развитию внимания, связной устной речи  

                             учащихся.

                         4. Воспитывать интерес к предмету.

I. Орг. момент.

Мы сегодня отправляемся
В дальний путь, далекий путь.
Побываем мы с вами на острове
И погостим там чуть-чуть.

II. Постановка темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы совершим путешествие по стране Лингвинии, и пунктом нашего назначения будет остров Морфемики. Во время нашей прогулки нам необходимо повторить и обобщить знания по теме: «Состав слова», а также показать наши знания, которые мы получили при изучении данной темы.

Путешествовать мы будем на кораблике. Давайте придумаем ему название. (…)

Итак, в путь!

III. Чистописание.

Путь наш с вами не близок и первую остановку мы сделаем на острове «Чистописания».

Откройте, пожалуйста, тетради по чистописанию на стр.30. правильное написание каких букв мы сегодня повторим? (Л, М, Я).

Как вы думаете, почему эти буквы собрались на одной странице? (…)

Обратите внимание на нижнее соединение. (показ учителем на доске)

Прочитайте слово, которое написано на следующей строке. (лямка)

Кто может нам объяснить, что такое лямка? (…)

А в толковом словаре Ожегова это слово объясняется так: Лямка – это широкий ремень, полоска из ткани или верёвка, перекидываемая через плечо для носки тяжести.

Обведите слов по образцу и напишите рядом 2 раза.

Прочитайте предложение, которое написано ниже. Запишите его на следующей строке, соблюдая правила написания и соединения букв.

(учитель записывает на доске) Лес умылся летним дождём.

Давайте разберём это слово по членам предложения. Как называется такой разбор?

Выполнив все задания, мы удачно миновали остров Чистописания и отправляемся дальше.

IV. Словарная работа.

Наш корабль попал в тёплое течение Словарных слов, чтобы удачно его миновать, необходимо выполнить следующее задание.

6 человек получают карточки со словарными словами, все остальные работают фронтально при помощи сигнальных карточек.

Игра «Молчанка».

Погода, дорога, корабль, помидор, жёлтый, малина, урожай, хороший, месяц, земляника, горох, берёза.

Удачно пройдя тёплое течение Словарных слов, наш корабль пристаёт к северу острова Морфемики.

V. Основная часть.

Пока мы совершим прогулку по острову, наш корабль обогнёт остров и будет ждать нас на юге острова. Поспешим, нас ждут различные задания.

1. Нам сперва необходимо пополнить запас пресной воды, поэтому отправляемся      к озеру Окончания.

А что такое окончание? Для чего оно служит? (…)

Чтобы набрать пресной воды, надо выполнить задание.

Из данных слов составьте предложения.

Рысь, вечером, на, вышла, поляна, лесную.

Слышит, в,  всё, лес, глухом, она.

Что помогло нам связать слова в предложении? (      )

Выделите их.

2. Пополнив запасы воды, мы отправляемся в глубь острова. Наш путь лежит вдоль реки Корень.

Что такое корень? (…)

Физ. Минутка.

Путешествуя вдоль реки, давайте понаблюдаем за ней (звучит спокойная музыка)

1. Гимнастика для пальчиков.

Пальцы сцеплены в замок. Поочерёдно открывая и закрывая ладонь, дети имитируют волны.

2. Гимнастика для глаз.

«Горизонт» 1 – 4 чертим кончиком пальца правой руки линию горизонта слева – направо, глаза сопровождают движение.

                      5 – 8 повторить линию горизонта  справа-налево.

«Лодочка» 1 – 4 чертим «лодочку», глаза повторяют движение.

                    5 – 8 повторить движение в обратную сторону.

На берегу реки Корень стоит яблонька с наливными яблочками. Она просит нас отведать её яблочки и тем самым помочь ей.

Двое снимают по яблочку и выполняют полученные задания на доске, у остальных детей яблочки лежат на столах. Работа выполняется по вариантам.  

Выпиши только однокоренные слова. Выдели корень в однокоренных словах. Найди лишнее слово.

Рисунки, рис, рисует, рисование.

Борьба, бороться, борец, воевать.

Весельчак, весёлый, радостный, веселье.

Выпиши только однокоренные слова. Выдели корень в однокоренных словах. Найди лишнее слово.

Слёзы, слёзки, слезает, слезливый.

Вражда, враг, противник, вражеский.

Дорога, путь, подорожник, дорожный.

Взаимопроверка.

Путешествуя дальше, на нашем пути встречается посёлок Суффиксов.

Что такое суффикс? Для чего он служит?

Жители этого посёлка очень доброжелательные, давайте покажем им, что мы знаем множество ласковых слов.

Образуйте новые слова при помощи суффиксов: -ОНЬК-, -ЕНЬК-, -УШК-, -ЮШК-.

Трава, поле, рука, изба, берёза, дочь.

Фронтальная проверка.

Физ. Минутка.

Если я читаю однокоренные слова, то вы хлопаете в ладоши, если слова не однокоренные, то топаете ногами.

Маленький – малыш ,маленький – мальчик, варенье – варит, гром – громкий, мышонок – смышленый, жалоба – жалить, чаё – чайник, жалость – жалкий.

После этого наш путь лежит к берегу Приставки.

Что такое приставка? Для чего она служит?

Здесь мы поиграем на зелёном бережку. Кто быстрее составит по 2 слова с приставками ОТ-, У-, В-.

Фронтальная проверка.

Вот мы с вами и достигли южного берега нашего острова. Но капитан нашего корабля хитрец, поставил условие, что на борт поднимутся только те, кто справится с упр.168.

Фронтальная проверка. (домик, пересадка, заморозки)

VI. Итог урока.

Все справились с заданием капитана и теперь отправляемся в обратный путь. Давайте подведём итог нашего путешествия.

Игра «Угадай, кто я»

  1. Часть я очень главная, в слове я живу. Без меня нет смысла ни розе, ни ежу (корень)
  2. Я и часть, я и предлог. Без меня никто не смог. Я и слово и добавка. Называюсь я (приставка).
  3. Ну а я частичка. Обозначусь я, как птичка. Только вот наоборот. Это каждый разберёт (суффикс)
  4. Меня в окошко обозначат. Для связи слова я служу, какой смысл в каждом предложении, я всем и сразу расскажу (окончание)
  5. Без окончания, часть слова. Называюсь я … (основа)

VII. Дом. задание.

Упр.168, ч.с. 30

                     

Б…рёза, п..м…дор, ж..лтый, м..лина, х..роший, уч..ник, з..мл..ника, г..рох, мес..ц, з..вод, вет..р, быстр.., гор..д, кла(с,сс), (М,м)..сква.

З..вод, ж..лтый, мес..ц, веет..р, быстр.., гор..д, уч..ник, п..м..дор, б..рёза, г..рох, з..мл..ника, х..роший, ур..жай,  кла(с,сс), м..лина, (М,м)..сква.

Б…рёза, п..м…дор, ж..лтый, м..лина, х..роший, уч..ник, з..мл..ника, г..рох, мес..ц, з..вод, вет..р, быстр.., гор..д, кла(с,сс), (М,м)..сква.

З..вод, ж..лтый, мес..ц, веет..р, быстр.., гор..д, уч..ник, п..м..дор, б..рёза, г..рох, з..мл..ника, х..роший, ур..жай,  кла(с,сс), м..лина, (М,м)..сква.

Б…рёза, п..м…дор, ж..лтый, м..лина, х..роший, уч..ник, з..мл..ника, г..рох, мес..ц, з..вод, вет..р, быстр.., гор..д, кла(с,сс), (М,м)..сква.

З..вод, ж..лтый, мес..ц, веет..р, быстр.., гор..д, уч..ник, п..м..дор, б..рёза, г..рох, з..мл..ника, х..роший, ур..жай,  кла(с,сс), м..лина, (М,м)..сква.

Выпиши только однокоренные слова. Выдели корень в однокоренных словах. Найди лишнее слово.

Рисунки, рис, рисует, рисование.

Борьба, бороться, борец, воевать.

Весельчак, весёлый, радостный, веселье.

Выпиши только однокоренные слова. Выдели корень в однокоренных словах. Найди лишнее слово.

Слёзы, слёзки, слезает, слезливый.

Вражда, враг, противник, вражеский.

Дорога, путь, подорожник, дорожный.

Выпиши только однокоренные слова. Выдели корень в однокоренных словах. Найди лишнее слово.

Рисунки, рис, рисует, рисование.

Борьба, бороться, борец, воевать.

Весельчак, весёлый, радостный, веселье.

Выпиши только однокоренные слова. Выдели корень в однокоренных словах. Найди лишнее слово.

Слёзы, слёзки, слезает, слезливый.

Вражда, враг, противник, вражеский.

Дорога, путь, подорожник, дорожный.

Выпиши только однокоренные слова. Выдели корень в однокоренных словах. Найди лишнее слово.

Рисунки, рис, рисует, рисование.

Борьба, бороться, борец, воевать.

Весельчак, весёлый, радостный, веселье.

Выпиши только однокоренные слова. Выдели корень в однокоренных словах. Найди лишнее слово.

Слёзы, слёзки, слезает, слезливый.

Вражда, враг, противник, вражеский.

Дорога, путь, подорожник, дорожный.

Выпиши только однокоренные слова. Выдели корень в однокоренных словах. Найди лишнее слово.

Рисунки, рис, рисует, рисование.

Борьба, бороться, борец, воевать.

Весельчак, весёлый, радостный, веселье.

Выпиши только однокоренные слова. Выдели корень в однокоренных словах. Найди лишнее слово.

Слёзы, слёзки, слезает, слезливый.

Вражда, враг, противник, вражеский.

Дорога, путь, подорожник, дорожный.

Выпиши только однокоренные слова. Выдели корень в однокоренных словах. Найди лишнее слово.

Рисунки, рис, рисует, рисование.

Борьба, бороться, борец, воевать.

Весельчак, весёлый, радостный, веселье.

Выпиши только однокоренные слова. Выдели корень в однокоренных словах. Найди лишнее слово.

Слёзы, слёзки, слезает, слезливый.

Вражда, враг, противник, вражеский.

Дорога, путь, подорожник, дорожный.

Выпиши только однокоренные слова. Выдели корень в однокоренных словах. Найди лишнее слово.

Рисунки, рис, рисует, рисование.

Борьба, бороться, борец, воевать.

Весельчак, весёлый, радостный, веселье.

Выпиши только однокоренные слова. Выдели корень в однокоренных словах. Найди лишнее слово.

Слёзы, слёзки, слезает, слезливый.

Вражда, враг, противник, вражеский.

Дорога, путь, подорожник, дорожный.

        

           

        

                     

             

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: «Путешествие в страну Правознайку».

 Тема:«Путешествие в страну Правознайку».Цель:ознакомить учащихся с их правами и обязанностями.Задачи:- познакомить учащихся с ООН, показать его роль и значение в мировом сообществе;- познакомить с Вс...

Открытый урок по теме: "Путешествие в страну больших букв" 4 класс.

На этом уроке я закрепила знание детей о написании имён собственных. Воспитывала любовь к Родному краю....

Разработка открытого урока по теме: «Путешествие по стране Здоровья»

урок предназначен для учащихся начальной школы...

Урок рисования по теме: «Путешествие в сказочную страну»(рисование жар-птицы в технике манкография , знакомство с теплыми цветами)

Урок рисования по теме: «Путешествие в сказочную страну»(рисование жар-птицы в технике манкография , знакомство с теплыми цветами)....

Конспект урока по теме "Путешествие в дальние страны: Австралия и Антарктида !

Знакомство с особенностями стран: Австралии и Антарктиды...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Путешествие в дальние страны", 2 класс

Конспект урока по окружающему миру по теме "Путешествие в дальние страны", 2 класс...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ УРОК ПО ТЕМЕ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В СКАЗОЧНУЮ СТРАНУ ФИЗЛАНДИЯ».

Аннотация Именно игра позволяет сделать учебный процесс в первом классе необычным, сказочным и заманчивым. В данной разработке урока игра рассматривается кА основное средство формирования двигате...