Способы определения падежа имен существительных
план-конспект урока русского языка (3 класс) на тему

Рассматривается определение падежа разными способами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sposoby_opredeleniya_padezha.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Способы определения падежа имен существительных.

Цели: 1)формирование навыка в определении падежа

                   имен       существительных;

          2)  развитие речи учащихся, расширение словарного запаса.

Ход урока.

  1. Настрой на урок. Актуализация знаний.

В начале урока нужно ум в порядок привести. Гимнастика для ума. Кроссворд.

з

а

П

я

т

а

я

н

А

р

е

ч

и

е

р

о

Д

к

о

р

Е

н

ь

О

Ж

е

г

о

в

а

н

т

о

н

и

м

ы

  1. Какой знак препинания чаще всего ставится перед союзами?
  2. Какая самостоятельная часть речи не имеет грамматических значений?
  3. Какое значение является постоянным у имени существительного?
  4. О какой части  слова можно сказать, что она является носителем лексического значения слова?
  5. Автор «Словаря русского языка».
  6. Слова, противоположные по значению.

-Самый внимательный уже, наверное, заметил еще одно слово, которое спряталось в кроссворде ( см. по вертикали: падежи).

II. Сообщение темы урока.

Падежи. Именно о них мы сегодня будем говорить.

- Какие части речи имеют это грамматическое значение?

 (существительное, прилагательное, числительное, местоимение, т.е. имена)

- Какие способы определения падежа существительного знаете?

  •  по падежному вопросу;
  •  по предлогу;
  • по смысловому вопросу  ( В. и П.  в, на – куда? где? )
  •  по окончанию (В. – у, Р. – ы)

На уроке будем тренироваться определять падежи такими разными способами.

  1. Работа по теме.
  1. На доске слова:

В, февраль, под, снег, непроглядный, упрятать, тропинка,

 [ м' и т' э л '].

- Что вы можете сказать о словах?

( это не предложение, есть слово в транскрипции)

- Составьте характеристику слову: звуки, буквы, чего больше и т.д.

 - Постройте предложение,  кому-то может помочь схема предложения (дана схема).

  1. Запись предложения в тетради и на доске:
  2. Работа с предложением

В  феврале под  снегом непроглядная метель упрятала тропинки.

Задания: выделить орфограммы;

                  определить падежи;

                  лексическое значение слова «метель»

( использование словаря В.В.Репкина)

 - Синонимы ?

     1. буран – снежная буря, метель в степи.

     2. вьюга – снежная буря.

     3. пурга – снежная буря, сильная вьюга.

- Что сильнее: метель или буран ? вьюга или пурга?

- Как понимаете слово «непроглядная»?

(такая темная, что нельзя разглядеть)

- Ряд однокоренных слов к слову «упрятала»?

Молодцы! К этому предложению мы еще вернемся, а сейчас  эстафета.

  1. Работа по рядам в парах.

Каждый ряд получает карточки, на которых написаны словосочетания, надо определить главное слово и падеж зависимого, на доске те же словосочетания.

Последний ученик с  каждого ряда выходит к доске и проверяет:

Появился на ветках

На ветках берёзы

Покрывают землю

Украсились инеем

Летит на землю

Летит с ветки

Стоял после метели

( у каждого сигнальные карточки с цифрами:  1 – Р.п., 2 – В.п., 3 – П.п. ,4- Д.п.)

  1. Работа с парах подвижного состава: у каждого карточка со словосочетанием.

Поехал к сестре , схожу за доктором, спит на кровати, сыплет с неба, пронеслись над поляной, облепили вершину, висели на верхушке, ходит по снежку.

  1. Развитие речи. Самостоятельная работа.

- Вернемся к нашему предложению: о чем оно сообщает?

Это предложение  - начало рассказа. Вам нужно продолжить его 2 -3 предложениями.

На доске помощники – словосочетания. Составьте рассказ, придумайте название и запишите в тетрадь.

Примерный рассказ:

В  феврале под  снегом непроглядная метель упрятала тропинки. Маленькие елочки занесло снегом. Инеем украсились березки и осинки. С ветки на землю летит пушистый снежок. Толстый слой снега покрывает землю. После метели лес стоял  удивительно  красивый.

  1. Итог  урока.

Рефлексия: знание – незнание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Определение падежа имени существительного"

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по УМК "Начальная школа XXI века"...

3 класс. Разноуровневый тренажёр «Определение падежа имени существительного»

ЦЕЛИ:- проверить знания учащихся по теме «Имя существительное. Падежи»,- подготовиться к письменной проверочной работе.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3190942","attributes":{"alt":"...

Карточки по русскому языку "Определение падежа имен существительных"

Вставить пропущенные окончания и определенить падеж имен существительных...

3-4 кл. (2013 год) Интерактивный тренажер "Определение падежа имен существительных"

Тренажер в виде таблиц для быстрой проверки знаний детей. Подходит для работы в классе и дома.УМК - любой. Оформление лаконичное, что не отвлекает внимание детей.http://pedsovet.su/load/238-1-0-40435...

Тест по теме «Определение падежа имени существительного и имени прилагательного».

Тест предназначен учащимся 4 класса по программе УМК "Школа России"...