олимпиадные вопросы по окружающему миру, русскому языку, ОБЖ
олимпиадные задания по русскому языку (3,4 класс) по теме

Олимпиадные задания разных уровней по русскому языку. окружающему миру. ОБЖ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada.doc349 КБ

Предварительный просмотр:

4 класс 1 тур

1. Объясни лексическое значение слов.

  • Туш -
  • Тушь -

2. Составь словосочетания со словами, чтобы была понятна разница в лексическом значении.

  • Вкусный – вкусовой
  • Дельный – деловой

3. Запишите предложения, исправив ошибки в употреблении фразеологизмов.

  • На субботнике наш класс хорошо работал сложа руки.
  • Коля написал предложение красиво как курица лапой.
  • От моего дома до школы очень близко, за тридевять земель.
  •  

4. Запиши пары слов, которые отличались бы в написании, но не различались бы в произношении, например:

Роман-роман, слезать - слизать, посидеть-поседеть

5. Определи части речи выделенных слов, обозначь, какой частью речи они являются.

Слепой музыкант подошел к роялю.

Слепой осторожно переходил дорогу.

6. Раздели слова на 3 группы, исходя из значения суффикса. Объясни значение суффикса -ИСТ-.

Медалист, лесистый, волокнистый. золотистый, хоккеист, серебристый, лесистый, холмистая.

7. Какая фраза зашифрована в этих предложениях?

МЫ НЕ ОЧЕНЬ ГРУСТИЛИ О СЕВЕРНОМ ЛЕТЕ, А ДЕЙСТВОВАЛИ КАК ОБЫЧНЫЕ ГОРОДСКИЕ ОБИТАТЕЛИ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ЕДА ДОЛГО НЕ ОСТЫВАЛА.

4 класс 2 тур

1. Напиши существительные в именительном падеже множественного числа, поставь над словами ударение.

Средство-…, шофер-…., цыган,-…, торт-…, трактор-…, инженер-….,

2. Соблюдая правило русской грамматики, поставьте мягкий знак после шипящих.

Пятлая куш…

Дормый делаж…

Бурявый папалош…

Вылюный вагач…

Мяувыая дуч…

Желомная беч…

3. Подбери к данным фразеологизмам антонимичные фразеологизмы.

  • Заварить кашу-
  • Жить душа в душу-
  • На ночь глядя-
  • Повесить нос-
  • Водой не разольешь -

4. Сколько значений в многократно повторяющемся слове? Какое прямое, какое переносное?

Подбери синонимы к этому слову в каждом случае.

Встало солнце кислое,
Смотрит – небо скисло,
В кислом небе кислое облако повисло…
И спешат несчастные, Кислые прохожие,
И едят ужасное кислое мороженое.
Даже сахар кислый!
Скисло все варенье!
Потому что кислое было настроение.

5. Разбери по составу выделенные слова.

Мяч попал в окно и стекло треснуло.

От жары мороженое растаяло и стекло из моих рук на асфальт.

6. В каких словах количество букв и звуков совпадает?

Маяк, объем, грустный, юг, поют, окрестные, якорь, рассказ.

7.Составьте предложения со словами, чтобы была понятна разница в лексическом значении.

Неведа – невежда.

8.Разбери по составу слова.

Метро, вынуть, окружность, листочки.

Олимпиада по русскому языку

4 класс

I тур (внутри каждого класса)

Время выполнения работы 45 минут

1.Диктант.

Весенний звон.

Пробудилась земля от долгого зимнего сна. Заблестела молодая травка. Разлилась волна зелёного тумана по широкому лугу. Стоят тёплые дни и тихие вечера. Звенят луга. По земле, по лугам, по оврагам плывёт звон. Что это звенит?

Вот скатилась капля сладкого сока с берёзовой ветки. Она упала на зеркальную поверхность пруда. Возвратились из тёплого края журавли. Они важно осмотрели родное болото. Весело зазвучала их радостная песня. В эти дни мы всюду слышим музыку природы.

5 баллов

2. К данным словам подберите слова, близкие по значению. Выделите окончания, обозначьте падеж и склонение: по шоссе - …., об Отчизне - … .

Ответ: по шоссе–по дороге Д.п., 1-е скл.

Об Отчизне – О Родине П.п. 1-е скл. 2 балла

3. Подберите и запишите такие три слова, в которых звуков меньше, чем букв.

Ответ: мышь дочь, пень, пеньки и т.д. 3 балл

4. Распределите слова на две группы: вода, водитель, водит, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток.

Ответ: возможны любые из вариантов 2 балла

А) по смыслу: вода, водичка, жидкость, кипяток.

Водитель, водит, шофёр, таксист

Б)по частям речи: сущ: вода, водитель, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток.

Глагол: водит

В) однокоренные слова: вода – водичка, водитель – водит

Слова, не являющиеся однокоренными: жидкость, шофёр, таксист, кипяток

5. Подберите и запишите по два слова с таким же составом полёт, уголок..

Ответ: полёт – поезд, поход, восход и т.д. 4 балла

6. Образуйте от слова СВЕТ семь однокоренных слов.

Ответ: светофор, светлячок, светильник, светить, светлый, подсветка, светает и т.д. 7 баллов

Максимальное количество баллов – 23.

Олимпиада по русскому языку

4 класс II тур (параллель)

Время выполнения работы 45 минут

1. Спишите предложения, раскрывая скобки, и над каждым словом укажите части речи.

Снежное (по) крывало (по) крывало всё поле.

Ведро дало течь, и вода стала течь.

(С) горы (с) бежал поток проворный.

Ответ: Снежное покрывало (сущ.) покрывало (глагол) всё поле.

Ведро дало течь (сущ.), и вода стала течь (глагол).

С горы(сущ.) сбежал (глагол) поток проворный. 3 балла

2. Разберите слова по составу: загадка, засада, рассказ, подушка

Ответ: загадка, засада, рассказ, подушка  4 балла

3. Распределите слова на две группы водитель, громоотвод, водокачка, водопой, приводить, водоворот.

Ответ: водитель, громоотвод, приводить – от “водить”

Водокачка, водопой, водоворот – от “вода”  2 балла

4. Подчеркните лишнее слово стужа, метель, пурга, снег, буран.

Ответ: стужа, метель, пурга, снег, буран, 1 балл

5. Замените одним словом:

Человек, совершающий поездку в любом транспорте -____________ .

Ответ: пассажир 1 балл

6. Поставьте существительные в родительном падеже множественного числа

Килограммы - … апельсины - … сапоги - … помидоры - … ботинки - …

Ответ: килограммы – килограммов, апельсины – апельсинов, сапоги – сапог, помидоры – помидоров, ботинки – ботинок. 5 баллов

7. Запишите 3 имени существительных, которые не изменяются по падежам

Ответ: пальто, кино, шоссе, кофе, кашне и т.д. 3 балла

8. Поставьте существительные в форму множественного числа: трактор, доктор, шофер, сторож.

Ответ: трактор – тракторы, доктор – доктора, шофёр – шофёры, сторож – сторожа 4 балла

9. Отгадайте и запишите слово, в котором

Корень из слова СНЕЖИНКА

Приставка из слова ПОДЪЕХАЛ

Суффиксы из слова ЛЕСНИК

Окончание из слова УЧЕНИКИ

Ответ: подснежники 1 балл

10. Объясните значение выражений:

Рукой подать; работать, засучив рукава; работать, спустя рукава; бить баклуши.

Ответ: рукой подать – близко; работать, засучив рукава – хорошо, усердно работать;

работать спустя рукава – плохо работать; бить баклуши – лентяйничать, бездельничать. 4 балла

Максимальное количество баллов – 28

Результаты

___ тура олимпиады по русскому языку

в _____ классе.

Дата проведения:__________________

Учитель: _________________

Фамилия, имя.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

итого баллов

место

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Победители олимпиады:

1 место:

2 место:

3 место:

Олимпиада 4 класс

Первый тур ( тестовая работа)

1. Определите признаки живого:

  • а) движется, питается, размножается, растет, дышит;
  • б) питается, размножается, растет, умирает, дышит;
  • в) размножается, дышит, растет, питается, летает;
  • г) дышит, видит, растет, умирает, размножается.

2. Частью какого океана является Балтийское море?

  • а) Тихого
  • б) Северного Ледовитого
  • в) Атлантического
  • г) Индийского

3. В каких горах вырос “Каменный цветок” П.П. Бажова?

  • а) Кавказские горы
  • б) Альпы
  • в) Алтай
  • г) Уральские горы

4. Смена дня и ночи происходит из-за того, что...

  • а) Солнце вращается вокруг Земли
  • б) Земля вращается вокруг Солнца
  • в) Земля вращается вокруг своей оси
  • г) Ось вращения Земли немного наклонена.

5. У моржа острые могучие клыки, но он совсем безобидный. Для чего ему клыки?

  • а) для защиты от врагов
  • б) для добывания корма
  • в) для борьбы с соперниками
  • г) для лечения

6. Дети из поселка, который находится на западе, пошли в лес на восток. В каком направлении дети должны возвращаться в поселок?

  • а) восток
  • б) запад
  • в) север
  • г) северо-запад

7. Какая часть света состоит из двух материков?

  • а) Америка
  • б) Евразия
  • в) Африка
  • г) Антарктида

8. Наука о связи живых существ со средой обитания

  • а) физиология
  • б) экология
  • в) география
  • г) естествознание

9. Какое общее свойство у мела и торфа?

  • а) мягкие
  • б) растворимы в воде
  • в) состоят из остатков растений
  • г) горючие

10. Какое из перечисленных животных впадает в спячку?

  • а) белка
  • б) еж
  • в) кабан
  • г) крот

11. Перистые, слоистые, кучевые... Что это?

  • а) листья
  • б) волны
  • в) облака
  • г) осадки

12. Определи правильно составленную цепь питания:

  • а) растительный опад — дождевые черви — лисицы — кроты
  • б) дождевые черви — растительный опад — кроты — лисицы
  • в) растительный опад — кроты — дождевые черви — лисицы
  • г) растительный опад — дождевые черви — кроты — лисицы

13. Поджигая сухую траву на лугах мы...

  • а) даем расти молодым побегам
  • б) повышаем плодородие почвы за счет золы
  • в) наносим непоправимый вред всему сообществу
  • г) восстанавливаем природное равновесие

14. В какой природной зоне существует взаимосвязь: голубика — лемминг — белая сова?

  • а) в степи
  • б) в пустыне
  • в) в лесу
  • г) в тундре

15. Сколько конечностей у паука?

  • а) 6
  • б) 4
  • в) 8
  • г) 3

16. Как заканчивается народная примета: Собака свертывается и лежит калачиком – к...

  • а) теплу
  • б) холоду
  • в) голоду
  • г) землетрясению

17. Определи комнатное растение:

  • а) тимофеевка
  • б) ежа сборная
  • в) полынь
  • г) камнеломка

18. Какое из перечисленных озер расположено в Ленинградское области?

  • а) Байкал
  • б) Белое
  • в) Баскунчак
  • г) Ладожское

Олимпиада 4 класс

Второй тур

1. Найди лишнее в каждой строке и подчеркни:

  • а) лягушка, еж, гадюка, хамелеон, уж
  • б) лист, почва, стебель, плод, корень
  • в) гнездо, нора, курятник, берлога, муравейник
  • г) снегирь, соловей, лебедь, дрозд, ласточка
  • д) гранит, каменный уголь, полиэтилен, торф, природный газ

2. Узнай по описанию:

  • а) Растут грибы гнездами, иногда по нескольку десятков штук, и всегда встречаются лишь на пнях или корнях деревьев. Собирать их можно осенью. Шляпка у этих грибов светло-коричневая, с мелкими чешуйками. Ножка тонкая, с белой пленкой. Какие это грибы?
  • б) “Меня называют “смотритель леса”. Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью я прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?”

3. Назови понятия, соответствующие указанным определениям:

  • а) углубление с пологими, поросшими растениями склонами
  • б) изменение густоты и окраски шерсти у животных
  • в) охраняемая природная территория
  • г) модель Земли
  • д) часть океана, которая вдается в сушу

4. Обозначьте цифрами последовательность стадий развития растений

  • проросток с развивающимися корешком
  • взрослое растение с плодами и семенами
  • семя
  • взрослое растение с цветками
  • проросток с развивающимися стеблем и листочками

5. Найдите в рассказе ошибки, подчеркни их.

Наступила осень. Со всех деревьев опадают последние листья. Животные готовятся к зиме. Некоторые птицы улетают на юг. Это журавли, кукушки, синицы, грачи. Заяц, ёж, лиса меняют шубки на более теплые и густые. Белка и ёж делают запасы, медведь и крот засыпают до весны.

6. Укажи стрелками, что к чему приводит?

Браконьерство

Выброс выхлопных газов автомобилями

Заготовка древесины

Вырубка леса по берегам рек

 

Обмеление рек

Исчезновение видов животных

Уменьшение количества лесов на Земле

Загрязнение воздуха

7. Что объединяет:

  • а) радуга, смерч, гроза, ураган
  • б) хлорофитум, бегония, камнеломка, традесканция
  • в) Париж, Токио, Стокгольм ,Неаполь
  • г) крапивница, кузнечик, божья коровка, таракан

8. Соедини стрелками народные приметы

Птицы купаются в пыли

Лошадь зимой ложится на снег

Кошка лижет хвост и прячет морду

Гуси стоят на одной ноге

 

к морозу

к ненастью

к теплу

к дождю

Олимпиада 4 класс

Третий тур

1. Реши экологическую задачу

Еж и крот относятся к одному отряду насекомоядных. Но еж впадает в зимнюю спячку, а крот — нет. Чем объясняются различия в жизнедеятельности животных?

2. Укажи стрелкой, что к чему приводит.

Выловили всех раков

Выловили все ракушки(двустворчатых моллюсков)

Зимой рыбаки наделали дырок во льду

Все озеро заросло камышами, водорослями

 

вода в водоёме стала мутной

в водоеме стало много больных рыб

начинается образование болот

в воду поступает кислород для дыхания рыб

 

3. Где дом названных ниже животных? (Соедини стрелками).

а) большого пестрого дятла

б) клопы-водомерки

в) кобылка

г) дождевого червя

 

почва

деревья

вода

травы

4. Найди ошибки, подчеркни их.

Осень в лесу.

Хорошо дышится в осеннем лесу! Просторно и светло. Среди увядающей травы можно найти много грибов: груздей, сыроежек, сморчков и опят. Цветущих растений совсем мало, но и над ними продолжают кружиться насекомые: жуки, бабочки, пауки, комары. Особенно их привлекают своим ароматом медуницы и клевер. Птиц почти нет, лишь изредка услышишь стук дятла да кукование кукушки. Животные леса готовятся к зиме. Белка и ёж делают запасы, медведь и крот засыпают до весны, все насекомые погибают, многие звери линяют. Скоро придет суровая и длинная зима.

5. Определи животное и среду обитания организма по перечисленным признакам:

  • а) Короткое тело, очень длинные пальцы передних конечностей, между ними тонкая летательная перепонка, маленькие глаза, большие уши.
  • б) Плоское обтекаемое тело, шеи нет, тело покрыто слизью, плоский хвост, конечности - плавники.
  • в) Кожа без волос, шеи нет, толстый слой подкожного жира, передние конечности ласты, задних нет совсем. Широкий двулопастной хвост похож на рыбий, но лопасти его располагаются горизонтально.
  • г) Округлое тело, шеи нет, ушных раковин нет, передние конечности — “лопаты”, шерсть короткая, легко заглаживается вперед и назад, глаза малы, часто скрыты под кожей.

6. В какой природной зоне относятся?

  • а) растения низкорослые, с мелкими листьями
  • б) растения имеют очень длинные корни
  • в) расположены растения всех ярусов
  • г) сплошной травянистый растительный покров

7. Из каких растений можно сварить

  • а) ячневую кашу
  • б) пшенную кашу
  • в) манную кашу
  • г) гречневую кашу

8. Составь цепь питания с этим животным.

 

9. Как заканчиваются эти народные приметы:

  • а) Лягушка прыгает на берегу и квакает – к...
  • б) Лошадь фыркает – к...
  • в) Овцы стучат лбами – к...

Ответы.

Первый тур (тестовая работа)

1. б

2. в

3. г

4. в

5. б

6. б

 

7. а

8. б

9. в

10. б

11. в

12. г

 

13. в

14. г

15. в

16. б

17. г

18. г

Максимальное количество - 18 баллов.

Второй тур

1

а) еж б) почва в) курятник г) снегирь д) полиэтилен

 

5 баллов

2

а) опята б) поползень

 

4 балла

3

а) балка б) линька в) заповедник г) глобус д) море

 

5 баллов

4

2, 5, 1, 4, 3

 

5 баллов

5

ошибки: со всех, синицы, еж, еж, крот

 

5 баллов

6

1-2, 2-4, 3-3, 4-1

 

4 балла

7

а) природные явления б) комнатные растения
в) города г) насекомые

 

4 балла

8

1-4, 2-3, 3-1, 4-2

 

4  балла

 

 

Максимальное количество - 36 баллов

Третий тур

1

Еж зимой не может найти пищу, а кроту под землей пищи достаточно.

 

5 баллов

2

1-2, 2-1, 3-4, 4-3

 

4 балла

3

1-2, 2-3, 3-4, 4-1

 

4 балла

4

Ошибки: сморчки, пауки, медуница, клевер, кукушка, еж, крот, все насекомые

 

8 баллов

5

а) летучие мыши, воздушная б) рыбы, водная б) киты, водная в) кроты, почвенная

 

6 баллов

6

а) тундра б) пустыня в) лес г) степь

 

4 балла

7

а) ячмень б) просо в) пшеница г) гречиха

 

4 балла

8

полевка

 

4 балла

9

а) к дождю б) к теплу в) к сильному ветру

 

6 баллов

 

 

Максимальное количество - 45 баллов

Цели: 

  • повышение интеллектуального уровня детей,
  • развитие логического мышления,
  • учить детей самостоятельно мыслить, находить правильное решение.

Вопросы I тура интеллектуального марафона

Вопросы

Ответы

Баллы

1. В этом государстве довольно высокий жизненный уровень. Его ресурсы составляют меха, золото, драгоценные камни, а вооруженные силы состоят из одного взвода морской пехоты. Какой титул носит его правитель?

Князь Гвидон

3

2. Каким обитателям сказочного мира мотыльки служат лошадками?

Эльфам

3

3. Какой обычный в быту предмет заменял героям русских сказок и карту, и компас?

Клубок ниток

2

4. Он может быть звонкоголосым, бойким, слепым, колючим, секущим, студеным, теплым, парным. Назовите его.

Дождь

1

5. Кто в европейских мифах соответствуют нашему мужичку-с-ноготок?

Гномы

1

6. Как звали героиню сказки Андерсена, которая сшила своим братьям рубашки из крапивы?

Элиза

1

7. Сколько всего раз старик выходил на берег моря в “Сказке о золотой рыбке” А.С. Пушкина?

1 раз сам, 5 раз посылала старуха, всего 6 раз

3

8. Этот персонаж русской сказки является к своей возлюбленной по ночам в облике прекрасного царевича, оставляя перед уходом свое перо. В кого же он превращался днем?

Финист Ясный Сокол

1

9. Успенский подметил, что Пушкин не любил букву “ф”. Так в “Полтаве” она встречается всего 3 раза, а в “Сказке о царе Салтане” тоже 3 раза и все в одном и том же слове. Каком?

флот

3

10. Во время прогулки неожиданно найден клад. По случаю находки состоится праздник, который омрачен появлением коварного злодея. Жизнь героини в опасности, но в последний момент появляется герой и убивает злодея. Все заканчивается свадьбой. Как зовут героиню этого произведения?

Муха-Цокотуха

1

Максимальное количество  – 19 баллов.

Вопросы II тура

Вопросы

Ответы

Баллы

1. Морская болезнь возникает вследствие укачивания, а от чего возникает горная болезнь?

От недостатка кислорода или от яркого солнечного света.

2

2. Где текут реки без воды?

На географической карте.

1

3. Владимир – “владеет миром”, Святослав – “освящает славу”, а Ярослав – ?

Славит Ярилу (солнце)

2

4. Гипотезу о том, почему птицы выводят птенцов на севере, а не на юге, пытались объяснить таким опытом: цыплятам ставили 2 блюдца, в одном из которых была налита обыкновенная вода, а в другом …Что же более привлекательное было налито в другом?

Талая вода

3

5. Юный техник Сережа Волков, играя, построил башенку из катушек для ниток и, чтобы она не рассыпалась, продел внутрь веревочку и туго натянул ее. Мальчику выдали авторское свидетельство и построили по его проекту… Что?

Останкинская башня, радиомачты

2

6. У мальчика столько же сестер, сколько и братьев, а у его сестры – братьев в 2 раза меньше, чем сестер. Сколько всего в семье и братьев, и сестер?

3 сестры, 4 брата

2

7. Для процесса горения необходимы 3 условия: наличие кислорода, определенная температура и … Назовите третий компонент.

Топливо

1

8. Девизом Олимпийских игр служит фраза “Быстрее. Выше. Сильнее”. Девиз международной любительской легкоатлетической федерации также состоит из трех слов, причем первые два слова в обоих девизах совпадают. Назовите третье слово.

Дальше

3

9. Эти две профессии похожи, но разница между ними есть. Заключается она в том, что первый охраняет, а второй растит. Догадавшись, что является предметом их общей заботы, назовите эти профессии

Лесник и лесничий

3

10. Почему у жареной картошки есть корочка, а у вареной нет?

При жарке картофель нагревают сильнее, чем при варке. От сильного жара крахмал на поверхности превращается в клей (декстрин), который и склеивает отдельные крахмальные зерна в румяную корочку

4

Максимальное количество – 23 балла.

Вопросы III тура

Вопрос

Ответ

Баллы

1. Зачем страус голову в песок прячет?

Ждет, когда погибнут или сбегут с головы паразиты. Потом он погружает в песок шею, грудь, взбивает песок крыльями, т.е. принимает “песочные ванны”

3

2. Зачем змеи язык показывают?

“Ощупывают” воздух, ищут добычу.

4

3. Почему молоко скисает?

Грибки вроде дрожжей, которые есть всегда в воздухе, попав в молоко, превращают молочный сахар в молочную кислоту. От кислоты молоко створаживается.

4

4. Что теплее: три рубашки или рубашка тройной толщины?

Чем больше воздуха между рубашками, тем толще воздушное платье.

2

5. Красный, желтый, зеленый, оранжевый, синий, голубой. Какого цвета в данном списке не хватает?

Фиолетовый

1

6. Процедура выяснения обстоятельства любого дела в римском суде состояла из 7 вопросов. Вот 4 из них: Кто? С чьей помощью? Для чего? Каким образом? Назовите оставшиеся 3 вопроса.

Что? Где? Когда?

1

7. Праздник Ивана Купалы на Руси всегда отмечался с весельем и ночным гуляньем. Одно из развлечений было прыганье через костер. Однако, иногда Купальский костер заменяли кучей стеблей некоего растения. Какого?

Крапива

2

8. Свинья, собака, ворона, заяц. Эти животные известны всем малышам. Назовите имя, хотя бы одного из них.

Хрюша, Филя, Каркуша, Степашка.

4

9. Хищник семейства псовых, жвачное полорогое животное, растение семейства крестоцветных. С XVIII века известна логическая задача с участием этой троицы. Сформулируй эту задачу.

Как перевезти через реку волка, козу и капусту, если лодка выдерживает не более одного из них.

3

10. В Древнем Китае размоченную кору тутового дерева расщепляли на тонкие ленты и варили в растворе извести 2 часа. Затем полученную массу разбивали молотками, добавляли клей, заливали водой и все это просеивали через мелкое сито. Массу, осевшую в сите, опрокидывали на доску и прессовали. Как мы называем полученное таким образом изделие?

Бумага

2

Максимальное количество – 26 баллов.

               ОБЖ

К какой группе относится этот знак? Запрещающий

  1. Что обозначает этот сигнал светофора? Остановись! 
  2. Какой сигнал у светофора вверху? Красный 
  3. Как называется полосатая палочка у регулировщика? Жезл 
  4. Можно ли ходить группами по тротуару? Да 
  5. Что это обозначает?
  6. Опасен ли нерегулируемый перекресток? Да 
  7. Если столкнутся пешеход и машина, кто пострадает? Пешеход 
  8. Можно ли играть около дороги? Нет 
  9. Аппарат, который регулирует движение?Светофор 
  10. Если на перекрестке у всех светофоров мигает один желтый сигнал, что это значит? Перекресток не регулируется 
  11. Что такое ДТП? Дорожно-транспортное происшествие 
  12. Кому надо уступать дорогу на тротуаре в узком месте?Взрослым 
  13. Как называется движущаяся лестница в метро? эскалатор 
  14. Какие автомобили оборудованы сигналом “сирена”? Милиция, скорая помощь, пожарные 
  15. Что обозначает этот сигнал светофора? Внимание
  16. Если велосипедист поднял правую руку, что это значит? Он будет поворачивать направо 
  17. Если у велосипеда спустило колесо, то поможет …? Насос 
  18. Как называется этот светофор? Пешеходный
  19. По какой стороне тротуара надо идти? По правой 
  20. Что должно быть в руках у сопровождающих группу? Флажки 
  21. Какой сигнал у светофора внизу? Зеленый 
  22. Может ли быть на дороге такой знак? Нет
  23. Кому дает команды пешеходный светофор? Пешеходам 
  24. Что значит: дорога с односторонним движением? Машины двигаются только в одном направлении 
  25. Какую форму имеют предписывающие знаки?Круглую 
  26. Если у движущейся машины сзади загорелись красные огоньки, что это значит? Останавливается 
  27. Где нужно ждать автобус? На остановке 
  28. Что требуется машине после аварии? Ремонт 
  29. Какого цвета знаки сервиса? Синие 
  30. Имеют ли право водители пересекать сплошную линию по середине дороги? Нет 
  31. Сколько сигналов у светофора? Три 
  32. Можно ли обходить трамвай сзади? Нет 
  33. Сколько стоит проезд в автобусе? 7 Рублей 
  34. В какую игру можно играть около перекрестка? Ни в какую 
  35. Что необходимо каждому пешеходу на дорогах? Внимание 
  36. Разрешается ли машине скорой помощи проезжать на красный сигнал светофора? Да 
  37. Когда на дорогах скользко, как это называется? Гололед 
  38. Сколько сигналов у пешеходного светофора? Два 
  39. Где должен переходить улицу пешеход? По пешеходному переходу 
  40. Где в вашем возрасте можно кататься на велосипеде? Во дворе 
  41. Что такое “зебра”? Пешеходный переход 
  42. Можно ли ходить и прыгать по автобусу во время движения? Нет 
  43. Когда на перекрестке скопилось большое количество машин, как это называется? Пробка 
  44. Сигнал светофора, который разрешает переход дороги красного цвета? Нет 
  45. Человек, который продает билеты в пассажирском транспорте? Кондуктор 
  46. Если человек не успел до конца перейти дорогу на зеленый сигнал, можно ли ему вернуться обратно? Нет 
  47. Если ты не знаешь где выходить, можно ли спросить об этом у водителя автобуса?Нет 
  48. Запрещающие знаки красного цвета? Да 
  49. Что появилось раньше трамвай или троллейбус? 1888 год трамвай с лошадью 
  50. Горит зеленый сигнал светофора, но ты слышишь звук сирены, будешь ли ты переходить улицу? Нет 
  51. Влияет ли дождь на длину тормозного пути? Да 
  52. Если машина поедет медленно, можно ли к ней прицепиться санками? Нет 
  53. Как называется перекресток, на котором нет ни светофора, ни регулировщика? Нерегулируемый 
  54. Как одним словом назвать эти машины? Грузовые
  55. Где по дороге можно увидеть большую букву А? На автобусной остановке 
  56. Что обозначает этот знак? Ничего. Такого знака нет

ПО страницам энциклопедий “Хочу всё знать”

Баллы

Вопросы

Ответ

Тема: “РАСТЕНИЯ”

10 б.

Хищное (плотоядное) растение, которое ловит и переваривает насекомых. 

а) Повилика; б) Росянка; в) Крапива.

Б

20 б.

Самое высокое дерево в мире, растущее на западном побережье континента.

а) Секвойя; б) Сосна; в) Дуб.

А

30 б.

Семя, содержащее съедобную мякоть и молоко в крепкой скорлупе.

а) Грецкий орех; б) Кокосовый орех; в) Желудь.

Б

40 б.

Дерево, которое может занимать площадь до 5 тыс. кв. метров, имитируя целую рощу. Его крона поддерживается столбовидными воздушными корнями. 

а) Гингко; б) Баобаб; в) Фикус.

В

50 б.

Какие леса формируют почвы богатые гумусом? 

а) Тропические леса; б) Хвойные леса; в) Лиственные леса.

В

60 б.

Самый большой цветок в мире. Он достигает 1 м в диаметре. Источаемый им запах тухлого мяса привлекает опыляющих его мух. 

а) Раффлезея Арнольди; б) Мадагаскарский барвинок; в) Орхидеи.

А

Тема: “ТЕХНИКА”

10 б.

Первый в мире маяк, возведён в 280 г. до нашей эры. Башню маяка высотой 140 м венчает статуя Посейдона, греческого бога морей. 

а) Форосский маяк; б) Родосский маяк; в) Гизейский маяк.

А

20 б.

Кто и в каком году разработал космический корабль с жидкостным ракетным двигателем? 

а) Русский учёный Константин Циолковский (1903г.);

б) Американский Роберт Роддарт (1926 г.);

в) Англичанин Уильям Конгрив (1805 г.).

А

30 б.

Кто создал вариант радиоприёмника и продемонстрировал его 7 мая 1895г.? 

а) Гиппократ; б) А.С. Попов; в) А.С. Пушкин.

Б

40 б.

Это техническое средство необходимо для массового производства книг, газет, журналов, плакатов и другой печатной продукции. 

а) Полиграфия; б) Шелкография; в) Топография.

А

50 б.

Благодаря изобретению лазера в 1960 году появляется голография. Это… 

а) Кинофильм; б) Цветная фотография; в) Объёмная фотография.

В

60 б.

Самые точные часы, которые отстают не больше, чем на одну секунду за сто тысяч лет. Это … 

а) Кварцевые; б) Атомные; в) Механические.

В

Тема: “ТРАНСПОРТ”

10 б.

В кабине пилотов имеются различные приборы, рычаги и кнопки управления самолетом. Что находится в кабине экипажа? 

а) Чёрный ящик”; б) Топливный бак; в) Тормоза.

В

20 б.

Какое транспортное средство имеет привод от двух педалей через цепную передачу? 

а) Автомобиль; б) Велосипед; в) Мотоцикл.

Б

30 б.

Автомобиль – одно из самых важных изобретений в истории человечества. Первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания был изобретён немецким инженером Готлиром Даймлером. В каком году это произошло? 

а) 1908г.; б) 1891г.; в) 1886г..

В

40 б.

Первые самолёты появились в начале XX века. Какое название они имели? 

а) Авиалайнеры; б)Аэропланы; в) Воздушные шары.

Б

50 б.

Этим трёхтонным грузовиком была оснащена британская армия в 1914 г. Что это за машина? 

а) “Фоден – С”; б) ЗИЛ; в) Хеллфорд.

В

60 б.

Этот поезд способен развивать скорость до 210 км/ч. И при этом он плавно и бесшумно перевозит ежедневно несколько тысяч пассажиров. О каком поезде идёт речь? 

а) “Буллит” (Япония); б) “Летучий шотландец”; в) “Полярная стрела”.

А

Тема: “ЖИВОТНЫЙ МИР”

10 б.

Самые быстрые бегуны на свете, способные несколькими прыжками развить скорость 110 км/ч. Кто это? 

а) Страус; б) Антилопа; в) Гепард.

В

20 б.

У какого животного самые большие глаза, больше чем у всех когда-либо живущих на Земле животных? Они достигают 40 см в диаметре, т.е. в 10 раз больше человеческого глаза. 

а) У кальмара; б) У крокодила; в) У бегемота.

А

30 б.

Единственное ракообразное, которое живёт только на суше. Защищаясь от врагов, она сворачивается в клубок.

а) Креветка; б) Дафния; в) Мокрица.

В

40 б.

Птица, получившая прозвище “хохочущий дурак” за свой странный крик, напоминающий хихиканье. Это… 

а) Попугай; б) Кукубара; в) Тутуканы.

Б

50 б.

Самая маленькая птичка, которая умеет летать задом наперёд. Звук, возникающий при этом, похож на жужжание. Это … 

а) Райская птичка; б) Колибри; в) Снегирь.

Б

60 б.

Самые многочисленные животные на Земле – насекомые. Сколько видов насекомых приходится на одного человека? 

а) Около 200 мил. насекомых; в) Около 100 мил. насекомых.

б) Около 5 мил. насекомых;

А

Тема: “ВОДНЫЙ МИР”

10 б.

У кого рот расположен на нижней части тела и соединён прямо с желудком? 

а) У голотурии; б) У морской звезды; в) У офиурии.

Б

20 б.

Кожа какой рыбы покрыта острыми костяными зубчиками? 

а) У акулы; б) У ската; в) У осьминога.

А

30 б.

Рыба – изобретатель: самка откладывает икру в специальную сумку на животе самца, где он и носит её до появления мальков. 

а) Пираньи б) Морской конёк в) Миноги

Б

40 б.

Мелкие китообразные с острым рылом, изогнутым будто бы в неизменной улыбке. Это игривые и умные животные. 

а) Белуха; б) Клюворыла; в) Дельфин.

В

50 б.

Эти рыбы лишены сильных плавников и имеют только два зуба. У самцов один зуб представляет собой острый трёхметровый спиральный бивень. 

а) Нарвалы; б) Финвалы; в) Белобочки.

А

60 б.

Кто глубже всех ныряет на свете? Основная их пища – кальмары, в том числе и гигантские. 

а) Кит; б) Бутылконос; в) Кашалот.

                                      Конкурс болельщиков

1."Образуй существительное"

На доске записаны в 2 столбика прилагательные:

Глупый –… (глупец)
Хвастливый – …(хвастун)
Сильный – …(силач)
Ленивый – …(лентяй)
Смелый – …(смельчак)
Старый – …(старик)
Болтливый – …(болтун)
Крепкий – …(крепыш)

Храбрый – …(храбрец)
Шаловливый – … (шалун)
Богатый – …(богач)
Мудрый – …(мудрец)
Крикливый – …(крикун)
Маленький – …(малыш)
Добрый – …(добряк)
Грубый – …(грубиян)

2. « Найти слово по его частям».

1) Корнем – с дорогой роднится,
В сборе приставка таится.
Суффикс как в слове
дневник
Целым же в космос проник.
(Спутник.)

2) Корень мой находится в "цене".
В
"очерке" найди приставку мне.
Суффикс мой в
"тетрадке" вы встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
(Оценка.)

3. "Замени одним глаголом"

Задание: заменить каждый фразеологический оборот глаголом близким по смыслу.

Совать нос – (любопытничать)
Надуть губы – (
обидеться)
Выходить из себя – (
сердиться)
Зарубить на носу – (
запомнить)
Заговаривать зубы – (
отвлекать)

Чесать языки – (болтать)
Водить за нос – (
обманывать)
Унести ноги – (
убежать)
Ломать голову – (
думать)
Клевать носом – (
дремать)

4. «Найти слова, которые спрятались».

Хлев – (лев), коса – (оса), точки(очки). щель, зубр, столб, укол, удочка.

5. БЛИЦ – ТУРНИР ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ


  1. Какой снег тает быстрее – чистый или грязный? (
    Грязный)
  2. Сколько крыльев у жука? (Четыре)
  3. Кто охраняет лесную поляну от вредных мух? (Стрекоза)
  4. Какое дерево цветет позже всех? (Липа)
  5. Какая птица умело подражает голосам птиц? (Скворец)
  6. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)
  7. Состояние реки, когда вода заливает территории. (Половодье)
  8. Детеныши, каких животных питаются молоком чужой матери? (Зайчата)
  9. Животное, которое строит дом на реке? (Бобр)
  10. У какой птицы самый длинный язык? (до 15 см) (Дятла)
  11. Прилет, каких птиц означает начало весны? (Грачей)
  12. Месяц весенних первоцветов. (Апрель)

Вопросы 2 команде:

  1. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (Лисичка)
  2. Какое животное почти все время проводит под землей? (Крот)
  3. В какие времена года можно наблюдать туманы? (Во все)
  4. Какую траву любят кошки? (Валериану)
  5. Кто кукует у кукушки – самка или самец? (Самец)
  6. Дерево, которое зацветает раньше других.(Ива)
  7. Изменение густоты и окраски шерсти у животных. (Линька)
  8. Какие ноги у жирафа длиннее – передние или задние? (Одинаковые)
  9. Где раки зимуют? (В речке)
  10. Трава, которую могут узнать на ощупь даже слепые. (Крапива)
  11. Самый быстрый зверь на земле. (Гепард)
  12. Какому насекомому хлопают в ладоши? (Комару)

Организм человека.

 Какой орган? (2 балла)       задание – узнать орган по описанию.

1. Это мускулистая трубка длиной около 20 см, продвигающая по себе измельченную и смоченную пищу. (Пищевод)                                                                                                                    2.  Они состоят из «пузырьков», не имеют мышц, но способны растягиваться, увеличивая свой объем и сокращаться, уменьшая его. (Легкие)

Творческое задание по математике

Ученикам второго класса (программа I–III) в финале Олимпиады предлагалось объяснить, как может случиться, что 2+2=5? Так ученики школы «Муми-Тролль» вышли на математически абсолютно корректное решение – если сложить вместе 2 квадрата и 2 квадрата, то получится 5 квадратов (вместе они образуют еще один «большой» квадрат 2X2).

В школе «Приоритет» нашли еще один вариант решения (рисунок справа), где пятый квадрат появляется внутри «четверки»:

                                     

                                                     Природоведение

1. Сколько природных зон на территории России?

А) 4 Б) 5 В) 6 Г) 7

2. В какой последовательности сменяются природные зоны с севера на юг на территории нашей страны?

А) ледяная зона, зона лесов, тундра, зона пустынь, зона степей;

Б) зона лесов, тундра, зона пустынь, ледяная зона, зона степей;

В) тундра, зона степей, зона пустынь, зона лесов, ледяная зона;

Г) ледяная зона, тундра, зона лесов, зона степей, зона пустынь.

3. Где дожди успевают высохнуть, не долетев до Земли?

А) в тундре Б) в лесной зоне В) в степной зоне Г) в зоне пустынь

4. Кого называют “хозяином” Арктики?

А) песца Б) тюленя В) моржа Г) белого медведя

5. Какое природное явление можно наблюдать в ледяной зоне или зоне арктических пустынь?

А) белые ночи Б) полярное сияние В) радугу Г) солнечное затмение

6. Каков главный отличительный признак тундры?

А) безлесье Б) богатая растительность В) сильные морозы Г) жаркое лето

7. Как приспособились растения к суровым условиям тундры? Отметь неверное утверждение:

А) низкорослые;

Б) длинные толстые корни;

В) стелются по земле;

Г) очень короткий корень.

8. Главные отличительные признаки лесной зоны:

А) вечная мерзлота;

Б) глубокое оттаивание почвы весной;

В) достаточность тепла и влаги;

Г) многочисленные болота.

9. Где берёзы по колено и толщиной с карандаш?

А) в тундре Б) в ледяной зоне В) в лесной зоне Г) в степной зоне

10. Лесная зона расположена южнее зоны:

А) степей Б) арктических пустынь В) пустыни Г) тундры

11. Какое значение имеет листопад для леса? Подчеркни неверное утверждение.

А) листья ежегодно удобряют почву;

Б) зимой спасает почву от глубокого промерзания;

В) опавшие листья являются хорошим кормом для животных в долгие зимние дни.

Г) листья, разлагаясь, обеспечивают почву питательными веществами;

12. кого из животных можно назвать всеядным?

А) рысь Б) белка В) медведь Г) лось

13. Птица, которую называют “доктором” леса:

А) снегирь Б) сойка В) тетерев Г) дятел

14. Развита ли в степной зоне промышленность?

А) да Б) нет

15. Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красная ягода. Но не бери её в рот – она ядовита. О каком растении идёт речь?

А) черёмуха Б) колокольчик В) ландыш Г) шиповник

16. Какое животное обитает на поверхности пресного водоёма?

А) жук – плавунец. В) водомерка.

Б) беззубка. Г) рак.

17. Птицы улетают в другие края, потому что:

А) изменяется окраска листьев;

Б) замерзают водоёмы;

В) понижается температура;

Г) исчезают насекомые.

Выбери все подходящие ответы.

Часть 2

1. В какой природной зоне встречаются названные растения и животные? Отметь лишние.

А) Ель, сосна, пальма, лиственница, пихта – ______________.

Б) Верблюд, варан, олень, скорпион – ______________ .

2. Какие животные зоны тундры обозначены на рисунке цифрами:

1. ____________________ 2. ____________________

3. ____________________ 4. _____________________

3. О какой природной зоне идёт речь?

…Это удивительная страна: реки без устьев, деревья без листьев, сухие дожди, не смачивающие поверхность земли. Солнце печёт немилосердно. Кругом барханы, как волны застывшего моря. По этим дорогам очень трудно ездить, но я стараюсь не поддаваться трудностям

Часть 3

1. Как люди помогают лесным жителям зимой?

2. Отчего образуются в тундре многочисленные болотца?

 История

1 вариант.

Внимательно просмотри задания, их можно выполнять в любом порядке, выбери самые легкие для тебя, начни с них! А потом подумай! Вспомни! У тебя всё получится!

1. Укажи даты:

  • Отечественная война
  • Куликовская битва

2. Выбери правильный ответ (обведи нужную букву).

Фреска – это…

а. Мозаичное изображение Бога, сцен из Библии.
б. Картина из цветных камешков или кусочков стекла.
в. Картина, написанная красками по сырой штукатурке.

3. Подчеркни лишнее слово.

  • Суворов, генералиссимус, скипетр, Измаил.
  • Санкт-Петербург, алтарь, Петр I, столица.

4. Соотнеси правильно (соедини пары линией).

Иконопись
Военное искусство
Наука
Книгопечатание

Александр Суворов
Михаил Ломоносов
Андрей Рублёв
Иван Фёдоров

5. Соотнеси даты, имена, события (соедини линиями)

1380
1240
1703

Александр Невский
Петр I
Дмитрий Донской

Куликовская битва
Чудское озеро
Санкт-Петербург

6. Покажи стрелкой, какому слову, какое определение соответствует.

Князь
Стрелец
Боярин
Ополчение

- большое войско.
- вооруженный воин.
- крупный землевладелец.
- правитель на Руси.

7. Восстанови последовательность событий, расставив цифры от 1 до 4:

Куликовская битва
Введение христианства на Руси
Первое упоминание о Москве
Отечественная война с Наполеоном

8. Кто основал в России первый университет? (Подчеркни одной чертой)
Кто автор иконы “Троица”? (Подчеркни двумя чертами)

М. Ломоносов,
А. Суворов,
П. Третьяков,
А. Рублёв

9. Ответь на вопросы:

Как называется страна, в которой ты живёшь?________________________
Как называется наука, которая изучает события и жизнь людей в прошлом и  настоящем?__________________

10. Определи дату начала XX века _____________________________________

11. Напиши в скобках римскими цифрами, о каком веке говорится.

Провозглашение первого русского царя произошло в 1547 году (_____ в.).
Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года (______ в.).
Печерский монастырь был основан при Ярославе Мудром в 1051 году (______ в.).
Новгород известен с 859 года (_____ в.).

2 вариант.

1. Ответь на вопросы:

Как называется страна, в которой ты живёшь?________________________
Как называется наука, которая изучает события и жизнь людей в прошлом и настоящем?

2. Определи дату начала XXI века _____________________________________

3. Выбери правильный ответ:

Какой город являлся столицей России к началу XXI века?

а. Москва
б. Новгород
в. Киев

4. Соотнеси исторические источники (соедини линиями):

Свиток рукописи
былина
старинная монета

письменные источники
устные источники
вещественные источники

летописи
обломок каменного ножа
песни

5. Кто создал славянскую азбуку? (Подчеркни одной чертой.)
Кто напечатал первую книгу? (Подчеркни двумя чертами.)

Иван Фёдоров,
Кирилл и Мефодий,
Ярослав Мудрый,
Нестор.

6. Покажи стрелкой, какому термину, какое определение соответствует:

Палаты
Герб
Пергамент
Вече

- отличительный знак.
- богатое жилое помещение.
- особым способом обработанная кожа
- народное собрание.

7. Напиши в скобках римскими цифрами, о каком веке говорится.

Киев был столицей Древней Руси с 862 года (_______ в.).
Рюриковичи начали править с 912 года (_______ в.).
Столица перемещается в Москву с 1328 года (______ в.).
Санкт – Петербург становится столицей с 1712 года (______ в.).

8. Соотнеси даты, имена, события (соедини линиями).

988
1147
1812

Юрий Долгорукий
князь Владимир
М.И. Кутузов

упоминание о Москве
крещение Руси
Бородинское сражение

9. Восстанови последовательность событий, расставив цифры от 1 до 4:

Ледовое побоище,
Бородинское сражение,
Крещение Руси,
Первое упоминание о Москве.

10. Укажи даты:

  • Куликовская битва,
  • Крещение Руси.

11. Выбери правильный ответ (обведи нужную букву).

Икона– это…

а. Живописное изображение Бога, сцен из Библии.
б. Картина из цветных камешков или кусочков стекла.
в. Картина, написанная красками по сырой штукатурке.

12. Подчеркни лишнее слово.

  • Христианство, Киевская Русь, крещение, дань.
  • Москва, летопись, баскаки, Юрий Долгорукий.

13. Соотнеси правильно (соедини пары линией).

Иконопись
Военное искусство
Наука
Картинная галерея

М.И. Кутузов
Михаил Ломоносов
Андрей Рублёв
П. Третьяков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

олимпиадные вопросы по окружающему миру

Предлагаются вопросы по окружающему миру и краеведческому материалу....

Интегрированный урок по ознакомлению с окружающим миром (русский язык) во 2 классе по теме: «Какие бывают правила».

  Интегрированные уроки в начальной школе имеют определённые преимущества. Программа УМК "Начальная школа XXI века" способствует межпредметным связям при изучении отдельных тем, развивая у...

«Большое путешествие Маши по сказочному лесу» (интегрированный урок по окружающему миру, русскому языку и математике)

Цели и задачи урока:закрепить умения детей работать с деформированным предложением, выделять грамматическую основу предложения;отрабатывать изученные приемы устных вычислений, умение решать текстовые ...

Олимпиадные вопросы по окружающему миру.

Данные вопросы помогут учителю провести олимпиаду у учеников по окружающему миру....

Тесты по окружающему миру, русскому языку, литературному чтению.

Представлены тесты для 3 класса по УМК "Школа Росссии" по темам: по литературному чтению  - "Великие русские писатели",  по окружающему миру  - "Эта удивительная природа", по русскому я...

Уроки по окружающему миру, русскому языку, технологии в начальной школе

Конспекты уроков по окружающему миру во 2, 3 классах, конспект технологии во 2 классе, конспект урока по русскому языку в 3 классе...