Правило правописания падежных окончаний имен существительных
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Урок способствует формированию у учащихся умения определять способ проверки падежных окончаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravilo_pravopisaniya_padezhnyh_okonchaniy_imen_sushch-yh.rar12.76 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 4А классе МОУ СОШ №7 27.01.09

Поспелова И. В.

Тема: Введение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен      существительных.

Цели: Способствовать осознанию учащимися способа проверки орфограммы в слабых позициях падежных окончаний имен существительных.

Задачи: Формировать у учащихся умения определять способ проверки падежных окончаний.

               Учить обосновывать выбор той или иной буквы для орфограммы в окончаниях имен       существительных.

               Прививать интерес к учебной деятельности.

Технические условия:

Используемое оборудование: компьютер, проектор, экран

Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

Тип урока: Открытие новых знаний

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I Организационный момент

Скажите ребята, какую широкую тему мы изучаем?

Над какой частью речи мы сейчас работаем?

Что уже знаем про имя существительное?

Слово. Части речи.

Имя существительное (слайд 1)

(Ответы детей)

II Словарная работа

Запишите слова в родительном падеже

портрет, береза, молоко, тень

(слайд 2)

Какое слово не является словарным?

Слова какой части речи записали?

Назовите окончания имен существительных.

Почему у этих существительных разные окончания, если падеж один и тот же?

Легко ли вам было определить, какую букву писать в окончании?

Записывают в родительном падеже, выделяют окончания

Тень

Имена существительные

(Называют окончания)

Разные склонения

Предположения детей

III Постановка проблемы

На слайде (3) предложения

  1. Из рощ… доносилось пение птиц.
  2. К рощ… вела узкая дорожка.

Запишите эти предложения, вставьте окончания.

При записи предложения, какое возникло затруднение?

Что вы написали? Почему?

Почему возникла трудность в выборе буквы?

Что надо делать, чтобы определить, какую букву писать в безударной позиции в окончании имени существительного?

Дети работают в парах, обсуждают, какое окончание вставить.

Выбор буквы в окончаниях существительных.

(Ответы детей)

Это гласная буква, она обозначает звук в безударном положении.

IV Наблюдение

Сейчас вы поработаете в группах.

Распределите обязанности.

Предлагаю провести наблюдение и самостоятельно вывести общее правило правописания безударных падежных окончаний существительных.

 

Проанализируйте безударные окончания существительных.

Сделайте вывод.

Дети разбиваются на группы, распределяют обязанности (у каждой группы памятка)

Проводят наблюдение, работая по карточкам.

Дети делают вывод; «Ошибку можно допустить в написании гласной буквы в безударных окончаниях. Если ударение падает на окончание, то написание соответствует произношению»

V Решение проблемы

Проведем исследование

- В каких падежах легче всего допустить ошибку?

- Как нужно действовать, чтобы не допустить ошибку?

Просклоняйте слова-помощники..

1 склонение: луна, земля

2 склонение: конь, окно

3 склонение: печь, степь

- Почему эти слова могут стать словами-помощниками?

- Какие вы знаете правила проверки безударной гласной?

- Сравните ударные и безударные окончания, сделайте вывод.

Давайте сравним ваш вывод с моим (Работа с использованием ЦОР)

- Как нужно действовать, чтобы узнать, какую безударную гласную писать в падежном окончании имен существительных? Слайд 4.

Сравните с алгоритмом, который предлагаю вам я (Работа с использованием ЦОР)

1 склонение: Р. п., Д. п., Т. п., П. п.

2 склонение: Т. п., П. п.

3 склонение: Р. п., Д. п., П. п.

Предположения детей

Склоняют слова-помощники.

Работа в группах.

Окончание стоит под ударением.

Озвучивают правила проверки безударной гласной

Сравнивают, делают вывод.

Составляют алгоритм действия, озвучивают.

VI Физкультминутка

VII Первичное закрепление

Попробуйте применить этот алгоритм.

Вставьте нужное окончание.

у дяд…, в дом…, о стройк…, к лошад…

Слайд 5.

Выполним коллективно упражнение 187.

Теперь поработайте самостоятельно за компьютерами (в парах)

Работа с использованием ЦОР

Выполняют упражнение пошагово.

Делают вывод.

Работают за компьютерами.

VIII Работа с правилом

  1. Прочитайте правило. Слайд 6.
  2. Ответьте на вопросы.

- О каких словах помощниках узнали?

- Для чего они нужны?

- Выберите из слов те, которые могли бы выполнить роль помощников.

Собака, лиса, волк, поле, прорубь, грудь

 

  1. Обозначение орфограммы

Как будем обозначать орфограмму?

Как объясните выбор буквы?

Читают самостоятельно

Отвечают на вопросы

Выбирают слово-помощник

Ставим ударение, выделяем окончание, подчеркиваем гласную.

Определить склонение, подобрать слово-помощник в том же склонении, выделить окончание.

IX Итог урока

- Чем вам запомнился урок?

- Что вы для себя узнали нового?

- Зачем нам нужно знать правило проверки безударной гласной в падежных окончаниях?

Дают ответы на вопросы.

Показывают свои знания.

X Домашнее задание

Упражнение 1, с. 24

Правило с. 17-18

Записывают задание.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  1. Раздаточный материал                                                                                                 а)карточки для каждой группы с одинаковым заданием

1скл.             2скл.            3скл.

И.п.   полянка            тело            молодость

Р. п.   полянки           тела          молодости

Д. п.   полянке        телу        молодости

В. п.        полянку         тело        молодость

Т. п.   полянкой        телом           молодостью

П. п.   о полянке        о теле          о молодости

           б) карточки со словами-помощниками

          1скл.                 1скл.             3скл.

        луна                конь                печь

        земля                окно                степь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонениЯ

Презентация предназначена для проведения урока по русскому языку по теме: "Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения" в 3 классе - система Занкова. Кроме того, материал можн...

Презентация к уроку русского языка в 4 классе. Тема: "Правописание падежных окончаний имен существительных в Р. Д. П. падежах "

Упражнения и задания, которые представлены в данной презентации помогут детям закрепить пройденный материал....

Правописание падежных окончаний имен существительных

Урок подготовлен и проведен в 3 классе по учебнику Полякова А.В....

"Правописание падежных окончаний имен существительных"

Презентация к уроку русского языка содержит текст и фотографии Петербурга....

Тема :“Правописание падежных окончаний имен существительных”

Цель: - повторить и закрепить правило написания безударных окончаний существительных;- воспитать аккуратность, внимательность;- повторить написание предложений с однородными членами;- прививать ...

Русский язык ОБЖ. 3 класс Тема. «Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения. О чем говорят дорожные знаки».

Тема. «Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения. О чем говорят дорожные знаки». Цели. Закрепление навыка правописания падежных окончаний имен существительных 1-го склон...


 

Комментарии

Уважаемая Ирина Владимировна, спасибо за ваш труд и желание делиться материалом с коллегами. С уважением, Анжелика.