Программа факультатива "Язык родной - копилка знаний"по русскому языку 2 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Федорова Анна Николаевна

Цельюфакультативных занятий как и всего курса русского языка на I ступени общего среднего образования в целом, является овладение русским языком как средством общения,

Формирование у учащихся умений и навыков, обеспечивающих свободное общение на русском языке в его устной и письменной формах. Для реализации данной цели у учащихся в первую очередь должны быть сформированы умения и навыки, связанные с правильностью речи, усвоением языковых норм русского языка (произносительных, акцентологических, лексических, орфографических, грамматических), а также коммуникативно-речевые умения и навыки, непосредственно отвечающие за процесс общения. Формирование вышеперечисленных умений и навыков относится к задачам базового курса русского языка в начальной школе.

Факультативные занятия «Язык родной-копилка знаний» направлены на актуализацию, дальнейшее развитие исовершенствование уже упомянутых знаний, умений и навыков учащихся, активизацию их мыслительной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_2_klass..docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Федорова Анна Николаевна

МБОУ «СОШ №9» г. Стерлитамак

учитель начальных классов.

Программа

факультативного курса во 2 классе

по предмету  «Русский  язык»

«Язык родной-копилка знаний»

34 часа, 1 час в неделю

Пояснительная записка.

Целью факультативных занятий «Язык родной, дружи со мной…», как и всего курса русского языка на I ступени общего среднего образования в целом, является овладение русским языком как средством общения,

Формирование у учащихся умений и навыков, обеспечивающих свободное общение на русском языке в его устной и письменной формах. Для реализации данной цели у учащихся в первую очередь должны быть сформированы умения и навыки, связанные с правильностью речи, усвоением языковых норм русского языка (произносительных, акцентологических, лексических, орфографических, грамматических), а также коммуникативно-речевые умения и навыки, непосредственно отвечающие за процесс общения. Формирование вышеперечисленных умений и навыков относится к задачам базового курса русского языка в начальной школе.

Факультативные занятия «Язык родной, дружи со мной…» направлены на актуализацию, дальнейшее развитие и совершенствование уже упомянутых знаний, умений и навыков учащихся, активизацию их мыслительной деятельности.

Задачи факультативных занятий:

  • развитие интереса к изучению русского языка как части национальной культуры и как явления культуры;
  • развитие мышления и речи;
  •  развитие и совершенствование языковых (произносительных, акцентологических, лексических, орфографических, грамматических) умений и навыков учащихся;
  • обогащение речи учащихся лексическими средствами языка, разнообразными по экспрессивным, смысловым, выразительным, стилистическим возможностям;
  • предупреждение и преодоление интерференционных ошибок, вызванных несовпадением языковых фактов русского и белорусского языков на фонетическом, лексическом, грамматическом уровнях;
  • развитие и совершенствование коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся;
  •  развитие и совершенствование умений и навыков речевого общения и поведения;
  • воспитание социально ориентированной личности, ответственной за собственную речевую культуру и речевое поведение.

Ожидаемые результаты:

– повышение интереса к изучению русского языка;

–повышение качества произносительных, акцентологических, орфографических умений и навыков;

– расширение собственного словарного запаса учащихся;

– закрепление умения учиться — добывать необходимую информацию, пользуясь различными словарями;

– повышение культуры речевого общения и поведения.

II класс

34 часа.

Тематика уроков.

     2 ч.  Звуки и буквы.

Звуки и буквы – чудо из чудес. 

Слово — одежда всех фактов, а звук — одежда слова.

2 ч. Знаки для звуков — буквы.

Звуки — оболочки слов, не обладающие сами по себе значением.

Оттенков множество в себе тая, звучание не больше, чем одёжа.

3 ч. Мягкий знак и твёрдый знак.

 Алфавит.

2 ч. Йотированные  гласные.

Звуко - буквенный разбор слов.

2 ч. Мелодичность и благозвучие русской речи.

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг… (Н. В. Гоголь).

4 ч. Богатство фонетических средств русского языка.

Звукопись.

 Скороговорки.

Пословицы.

 3 ч. «Колдовство» букв.

Учимся разгадывать и составлять мегаграммы, анаграммы, кроссворды, ребусы.

4ч.  Омонимы.

 Синонимы.

 Антонимы.

 Фразеологизмы.

4 ч. Ударение – «пульс» в слове.

 Смыслоразличительная роль ударения.

Определяем «пульс» слова с помощью словаря.

Правильно произносим и обозначаем на письме ударные и безударные гласные. Чтобы решить орфографический вопрос, надо сперва решить орфоэпический (Л. В. Щерба).

2ч. Интонационное богатство и выразительность устного слова: громкость, темп, тембр, тон, логическое ударение, пауза.

Красота звука нужна не только скрипке, но и человеческому голосу (В. Яхонтов).

3 ч. Рифма.

Игры в рифмы Подбор рифм к отдельным словам. Составление стихотворных текстов по заданным и придуманным рифмам.

3 ч. Части речи. Определение частей речи в тексте.

Список рекомендуемой литературы

Для учителя

1. Агапова И. А. Головоломки, шарады, ребусы на уроках и во внеурочное время / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. — Волгоград: Учитель, 2009. — 343 с.

2. Антипова, М. Б. Русский язык: учебное пособие по развитию речи. (Мультимедийный ресурс) / М. Б. Антипова // Пачатковая школа. — 2008. — № 2. — Приложение 2.

3. Александрович Н. Ф. Занимательная грамматика / Н. Ф. Александрович. — Минск: Государственное учебно-педагогическое изд-во Министерства просвещения БССР, 1963. — 233 с.

4. Волина В. В. Игры в рифмы / В. В. Волина. — Санкт-Петербург: Дидактика Плюс, 1997. — 224 с.: ил.

5. Волина, В. В. Учимся, играя / В. В. Волина. — М.: Новая школа, 1994. — 448 с.

6. Дьячкова Г.Т. Олимпиадные задания по русскому языку. 2- 4 классы-Волгоград: Учитель,2006. -91с.

7. Иванова В. А. Занимательно о русском языке: пособие для учителя / В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. — Л. : Просвещение, Ленингр. Отд -ние, 1990. — 255с.: ил.

8. Львова С. И. Словообразование. Словообразовательная модель на уроках русского языка: пособие для учителя / С. И. Львова. — 2-е изд. — М.: Русское слово – РС, 2001. — 126 с.

9. Синицын В. А. Путь к слову. Из записок учителя: пособие по развитию речи для преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников / В. А. Синицын. — М.: Столетие, 1995. — 346 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по и тематическое планирование по русскому языку УМК "Планета знаний

рабочая программа и тематическое планирование составлены на сонове программы УМК "Планета знаний...

Вопросы к общественному смотру знаний по русскому языку в 4 классе

Материал содержит 55 вопросов и ответов по основным темам русского языка.Вопросы могут быть использованы  при повторении и закреплении изученного материала в конце 4 класса.Учитель может использо...

"Смотр знаний по русскому языку" 4 класс УМК Школа России

В презентации представлены основные темы по русскому языку. Задания предлагают сказочные герои. Дети одновременно могут выполнять работу на отдельных компьютерах. ...

Заявка на участника направления « Всероссийский мастер-класс учителей родного, в том числе русского языка – 2021»

В этом м атериале имеются следующие документы:1. Завка на участие2. Соглашение на ОПД3. Заявление4. Характеристика3. Копии паспорта и диплома4. Эссе (на тувинском и русском языках)...

Рабочая программа "Коррекция пробелов в знаниях по русскому языку" 3 класс

Рабочая программа "Коррекция пробелов в знаниях по русскому языку" 3 класс (индивидуально обучение на дому)...

Материалы конкурса "Всероссийский мастер-класс учителей родного, в том числе русского языка - 2023"

Разработка урока "Кым? чуу? деп айтырыгларга харыылаттынар сѳстер. Чүве ады."Разработка урока "Проверяемые и проверочные слова".Эссе "Мои педагогические находки".Фрагмент...