Урок русского языка: Разделительный твердый знак
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах – одна из ведущих в русском языке. Работа учителя по орфографии, в основном, идет стереотипно: учащиеся заучивают правило, затем упражняются в написании. Знание правила является теоретической базой, различные виды упражнений вырабатывают орфографические навыки. Однако часто выпадает в работе учителей этап обучения учащихся приёмам применения правила. Данный урок показывает, как применить правило на практике, как совместно с учениками составить алгоритм рассуждения на примере темы «Разделительный ъ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Разделительный твёрдый знак»

Цель урока: ознакомление с правилом употребления твёрдого знака.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  1. Двое работают у доски с заданием:

Выписать из домашнего упражнения на доску слова с приставками, выделить приставки.

Выписать  слова  с предлогами, подчеркнуть предлоги.

  1. Выделить приставки в словах. Помните, что, если отделить приставку, оставшиеся части будут иметь свои «смыслинки». А, если «смыслинок» нет, значит, вы отделили не приставку, а просто бессмысленно разрезали слово:

 ворваться, воевать, ворох, вогнать;

добраться, домашний, доверить, доброта;

предвидеть, предсказать, предмет;

подписать, порох, подправить;

сотрудник, соловей, соединение.

  1. Работа над новым материалом. Постановка учебной задачи.
  1. Используя  приставки, и, опираясь на изображения на слайдах, (Слайды №№1-3) придумайте слова. (Подъезд, съёмка, подъём, объявление, воробьи, муравьи, ульи)
  2. Определите на слух, что общего в этих словах? Какой звук есть во всех словах? (Звук i.(йот).  Он прячется буквах е, ё, ю, я)
  3. После  каких звуков слышим этот звук? ( После согласных)
  4. О чём нам это говорит? (Что в этих словах нужно писать разделительный ь)
  5. Давайте вспомним, когда нужно писать в слове разделительный ь. (После согласных перед буквами е, ё, ю.я, и.)  На доске нарисовать уже известный детям рисунок:

        е

        ё

согл. Ь                ю

                             я

                             и

  1. Подходит это правило здесь? (Отвечают по-разному))

Посмотрите в своих словарях как пишутся эти слова. Что заметили? (В одних словах пишется ъ, в других ь)

подъезд                                  муравьи

съёмка                                   воробьи

подъём                                  ульи

  1. «Открытие» правила о написании разделительного ъ в сравнении с правилом о разделительном ь.
  1. Тогда почему все-таки в одних словах пишется ь, а в других - ъ?
  2. Разберите слова по составу. Что заметили? (ъ пишется после приставок, ь – нет) Слайд 4
  3. Обратите внимание, на какую букву заканчиваются приставки, после которых пишется ъ? ( На согласную) Слайд №5)
  4. Как показать на рисунке, что ъ пишется после приставок перед буквами я, ё, ю, я? ( Он будет похожа на рисунок про ь)
  5. В чём будет видно отличие? ( Не будет буквы и.)
  6. Вспомните, какие мы используем обозначения, когда разбираем слова по составу. (Подвести детей к мысли, как можно показать различие правил на рисунке)

                                              я

               согл. Ъ                  е

                                              ю

                                              е

  1. Что нужно изменить на рисунке про Ь, чтобы пояснить отличие? (Показать, что Ь в корне.)

                                              я

                                              ё

                        согл. Ь          ю

                                              е

     (Слайд №5)        и

Прочитайте в учебнике правило.

  1. Выведение алгоритма рассуждения.
  1.  Что нужно сделать перед тем,  как написать ь или ъ? (Определить место знака в слове. Если после приставки – ъ, если в корне – ь)
  2. Вот это и надо запомнить. Посмотрите алгоритм рассуждения при написании ъ в слове. ( слайд №6 )
  3. Потренируемся в использовании алгоритма. Вставьте пропущенные буквы в словах: Винни Пух с…ел весь мёд и варен…е. (Слайд №7)

(Образец рассуждения: с…ел, поел, ел – с- -это приставка, значит, нужно вставить букву ъ. Варен…е, вареник – в  корне, значит, надо писать ь) Прим.: алгоритм применяют до тех пор, пока есть необходимость.

  1. Упражнение в употреблении ъ.
  1. Спишите слова. Выделите приставки. Подчеркните гласные, с которых начинается корень и разделительный твёрдый знак.

Объезд, съезд, разъезд, въезд, отъезд, отъехать, съехать, разъехаться, въехать, подъехать.

Объявить, объяснить, объявление, разъяснение, разъярить, разъярённый.

  1. Спишите пары слов, вставляя пропущенные буквы. Выделите приставки, подчеркните твёрдый знак и гласную после него.

Необъятная страна, объявление в газете, съёмка фильма, подъём в гору, въехать в квартиру, съедобные грибы, подъездные пути, разъярённый лев, первый подъезд.

  1. Запись под диктовку (упр.351)
  2. Выборочный диктант: выписать все слова с ъ.

Всё вокруг объято страхом –

Разъярённый людоед

Объявил, что съест сегодня

Замечательный обед.

В сверхъестественной тревоге

Всё зверьё уносит ноги.

Даже несъедобный ёжик

Съёжился от страха тоже.

Разъярённый людоед

Мигом съел мешок конфет,

Закусил печеньем плотно.

Он отъявленный злодей,

Но совсем не ест людей

 И не трогает животных.

                          С Бондаренко

  1. Проверка: объято, разъярённый, объявил, съест, сверхъестественной, несъедобный, съёжился, съел, отъявленный.
  2. Домашнее задание: упр.353, знать правило о твёрдом знаке.
  3. Итог урока:

- Когда в словах пишется Ъ?

- Когда в словах пишется Ь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка: Разделительный твердый знак

Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах – одна из ведущих в русском языке. Работа учителя по орфографии, в основном, идет стереотипно: учащиеся заучивают правило, затем упраж...

Конспект урока русского языка "Разделительный мягкий знак" во 2-м классе.

Цель работы: Способствовать ознакомлению с правилом употребления мягкого знака, формированию умения соотносить произношение слова и его написание;Новизна работы. Использование на уроках сингапур...

Конспект урока русского языка "Разделительный мягкий знак"

Данная разработка предназначена для учащихся 2 класса по УМК "Школа России".Начиная с минутки чистописания ребята вместе с учителем повторяют уже имеющиеся знания о разделительном мягком знаке.Работу ...

Урок русского языка -Разделительный мягкий знак

Урок русского языка -Разделительный   мягкий  знак...

Презентация к уроку русского языка "Разделительный твердый знак"

Презентация содержит краткие выводы,алгоритм...

Технологическая карта урока русского языка «Разделительный твердый и мягкий знаки» ( УМК «Перспектива» , 3 класс)

Цель урока: формирование орфографического навыка правописания разделительного твердого и мягкого знаков в корнях слов и на границе приставки и корня.Задачи урокаДидактические:Закрепить знание правил о...