Урок русского языка по теме: "Приставка и суффикс"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

 

  • Используемые  современные приёмы и методики.

При подготовке минутки чистописания и словарной работы использовала методику интеллектуального развития младших школьников Г.А. Бакулиной.

Изучение нового учебного материал было построено через создание проблемной ситуации.

       Потому что развивающим обучением, то есть ведущим к общему и специальному развитию можно считать только такое обучение, при котором учитель, опираясь на знания закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целена правленную работу по формированию мыслительных способностей своих учеников в процессе изучения ими основ наук. Таким обучением и является проблемное обучение.  В доказательство предпочтения проблемного обучения  хочу привести статью А. Плешакова, научного руководителя комплекта «Школа России», помещённую в Приложении к информационно-публицистическому бюллетеню «Просвещение» (Выпуск №2 апрель 2007 года )

    При организации обучения по комплекту «Школа России» пред­почтение отдается проблемно-по­исковой и творческой деятельнос­ти младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвиже­ние предположений, поиск доказа­тельств, формулирование выво­дов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе воз­никает естественная мотивация учения, успешно развивается спо­собность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планиро­вать учебную работу, контролиро­вать и оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педаго­гической ситуации, учитывать ин­дивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он да­ет возможность применять обшир­ный арсенал методов и приемов эвристического характера, целе­направленно развивая познава­тельную активность и самостоя­тельность учащихся. При этом де­монстрируется возможность су­ществования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и ува­жение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерант­ности.

  На каждом этапе  урока использоваласьмультимедийная презентация, содержащая не только текстовые задания, но и мультипликационные проекты по теме урока ( см. приложение № 1, 2). Учреждения образования как носители культуры и знаний также не могут оставаться в стороне. И речь идет не только о включении уроков информатики в учебный план, но, в большей степени, об использовании информационных технологий (ИТ) учителем для повышения эффективности преподавания.  Обычно под ИТ понимают электронные носители информации и технические средства по их обработке. Что это такое? Компьютер и компьютерные программы, принтер для печати, сканер для копирования материалов с бумажных носителей, мультимедийный проектор и т.д. Использование ИТ в начальной школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя. Как же это происходит?  Где же ИТ могут помочь современному учителю в его работе? Ответить на этот вопрос мне бы хотелось исходя из собственного опыта.

      Это и подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок, подготовка отчетной документации, оформление учебных стендов и т.д. Все это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат в обучении детей. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам  в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Что такое презентация? Почему именно презентация? “Презентация” - переводится с английского как “представление”. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. В связи с этим именно эту область применения ИТ я постараюсь подробнее осветить в  уроке . 

    Возможности программы Power Point при создании презентаций для повышения эффективности уроков еще далеко не полон, и хочется надеяться, что возможности программы PowerPoint поможет учителям повысить эффективность уроков по различным предметам.

     Урок на столько привлёк внимание учащихся к способам образования слов в русском языке ( приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный), что возникло желание у детей продолжить эту работу дома, через создание собственных проектов. Детям мною были предложены два варианта : море и сад. Наиболее удачный проект представляю в работе ( Приложение № 3).

 Таким образом, можно говорить и об использовании  проектной  деятельностиученика на данном уроке.

Ценность организации такой работы состоит в том, что багаж приобретенных знаний и умений обеспечивает активность и самостоятельность учащихся во всем учебном процессе, готовит их к выбору будущей профессии.

Итогом этой исследовательской работы стала  проводимая  конференция учащихся.

В результате проведённого тестирования ребята по данной теме показали гораздо более высокий процент качества знаний, чем в классах своей параллели, где изложение нового материала велось традиционно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pristavka_i_suffiks.doc52.5 КБ
Office presentation icon urok_pristavka_i_suffiks.ppt1.27 МБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  • Направление «Начальная школа»
  • Тема урока русского языка  «Приставка и суффикс»

       Цели: Образовательные

                1. Формирование представления о суффиксе  и приставке как о значимых  частях основы слова.

  1. Формирование умений: образовывать группы однокоренных слов (существительных) с данными приставками, суффиксами; разбирать слова по составу.

3.Введение в активный словарь учащихся терминов  приставка слова, суффикс слова.

Воспитательные

1.Воспитание организованности, самодисциплины, любознательности, настойчивости, познавательного интереса.

Развивающие

  1. Развитие умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи.
  2. Развитие оперативности мышления: анализ, синтез.
  3. Развитие умения прогнозировать при использовании гипотезы.
  4. Развитие памяти через мыслительные образы и эмоции.
  5. Развитие умения работать с книгой.

Оборудование

  1. Мультимедийная  презентация  (программа  PowerPoint)
  2. Карточки со словарными словами : мороз  и  хорошо.
  3. Индивидуальные разноуровневые карточки для самостоятельной работы  для каждого учащегося.
  • 3 класс  2009/2010 учебный год.
  • Автор программы М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. Школа России. Концепция и программы для начальных классов. Часть 1. – Москва «Просвещение», 2009г.
  • Учебник . Русский язык. Учеб. Для 3 кл. нач. шк. В 2 ч.     Автор        Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова   Издательство  «Просвещение», 2010 .    

Мобилизующий этап

На наборном полотне карточки с буквами расставлены следующим образом

(Показ слайда № 3):

А

Б

В

А

В

Б

У. Сравните, как стоят карточки с буквами вверху и внизу. Скажите, какую карточку в нижнем ряду надо переставить, чтобы в обоих рядах буквы одинаково располагались?

Д. Карточку с буквой В надо поставить в пустой кармашек. Тогда буквы в верхнем и нижнем рядах будут иметь одинаковый порядок.

У. Какой звук обозначает буква А?

Д. Буква А обозначает звук [а]. Он гласный. Бывает ударным и безударным.

Минутка чистописания

У. Внимательно посмотрите на данное изображение. Скажите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания? Она встречается чаще, чем другие. Сколько раз? Какая это буква?

(Показ слайда № 4)

Г    Б    Р    В    М

Р                              Н

Д                       У

Г                        Р

В                       Ч

Р      С       Р      Е

С

 A

Д. Сегодня мы будем писать букву р. Она изображена чаще других, а точнее — пять раз.

У. Определите порядок написания букв в данном ряду: Рраб Ррвг Рр...

Д. Заглавная Р, строчная буквар, две буквы алфавита по порядку.

У. Продолжите данную запись, ориентируясь на алфавит.

Словарно-орфографическая работа

У. Сегодня мы познакомимся с двумя словами, которые вы должны самостоятельно составить из данных букв (Показ слайда № 5):

MP        X        Ш

3

о        о        о        о

Д. Получились слова мороз и хорошо.

У. Что означает слово мороз?

Д. Мороз — это холод. Очень холодная погода.

У. В каких значениях может употребляться слово хорошо?

Д. С помощью слова хорошо оценивают поведение, поступки, действия. Например, поступил хорошо. Слово хорошо говорят, когда с кем-либо или с чем-либо соглашаются.

Например: хорошо, я приду. Слово хорошо может обозначать угрозу. Например: ну, хорошо же!

У. Отметку «четыре» называют «хорошо».

Что можете сказать о написании слов мороз и хорошо?

Д. В обоих словах имеется сочетание -оро-.

У. Напишите оба слова в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните гласные, которые надо запомнить. Составьте предложение, в которое вошли бы эти два слова одновременно.

Изучение понятия “приставка и суффикс

1.Постановка проблемы.

Прочитайте текст. Найдите и выпишите однокоренные слова.(Показ слайда № 6)

 Вот объявили наш вылет. Мы приготовились к полёту. Перелёт длился два часа.

(У учащихся появляются в тетради запись столбиком)(Показ слайда № 7)

вылет

полёт

перелёт

У. Отличается ли значение слов?

Д. Да

У. Чем это вызвано?

2. Решение проблемы

У. Отделите окончания в этих слова. Выделите основу. Выделите корень. Что заметили? Чем ещё отличаются эти слова друг от друга? (Проверка. Показ слайда № 7)

Д. Частью основы.

У. Где стоит эта часть?

Д. Перед корнем.

3. Введение термина.

У. Эта часть слова называется приставкой. Подумайте и дайте определение приставки по плану. (Показ слайда №8)

Приставка – это…        

1. Часть слова

2. Находится перед корнем или после корня.

  3. Для чего служит?

4. Постановка проблемы.

Прочитайте текс и исправьте стиль. Запишите получившийся текст.

 (Показ слайда № 9)

    На нашей улице вырос новый  многоэтажный домишко. Моего старшего братишку взяли в армию, а старшая сестрёнка учится в университете.

(У учащихся в тетради появляется запись)

    На нашей улице вырос новый  многоэтажный дом. Моего старшего брата взяли в армию, а старшая сестра учится в университете.

(Показ слайда № 10)

У. Выпишите слова парами, которые вам пришлось изменить.

Д. дом –      домишко

     брат –     братишка

     сестра – сестрёнка.

Проверка. Показ слайда № 11

У. Отличается ли значение слов?

 Д. Да

У. Чем это вызвано?

2. Решение проблемы

У. Отделите окончания в этих слова. Выделите основу. Выделите корень. Что заметили? Чем ещё отличаются эти слова друг от друга?

Проверка. Показ слайда № 11

Д. Частью основы.

У. Где стоит эта часть?

Д. После корня.

3. Введение термина.

У. Эта часть слова называется суффиксом. Подумайте и дайте определение суффикса по плану.(Показ слайда № 12)

Суффикс  – это…        

1. Часть слова

 2. Находится перед корнем или после корня.

 3. Для чего служит?

Осознание изученного

У.Как вы думаете, можно ли определить приставку и суффикс, не находя корня слова?

Д. Нет.

У. Какие слова в определении говорят, что для того, чтобы найти приставку и суффикс, надо вначале определить корень?

Д. Стоят перед корнем или после .

(Вводится обозначение приставки и суффикса.)

Введение в систему ранее изученного

У.  Подумайте, правильно ли ученик определит

а) окончание, посмотрев на слово “домам” и сразу назвав окончание.

Что нужно для этого сделать?

Д. Надо поставить в начальную форму, сравнить начальную форму, форму множественного числа и данную форму, потом выделить окончание.

Закрепление изученного

  1. Работа по учебнику

Чтение правила на странице 101

Упражнение 34. Образуйте и запишите однокоренные слова с корнем –ход при помощи приставок за-, у-, по-, от-, вос-, под-. Отделите в словах основу от окончания . Разберите слова по составу.

Упражнение 37. Выпишите из каждого предложения существительное, однокоренное с существительным  заморозки. В записанных словах отделите основу от окончания. При помощи каких частей основы слова эти слова образованы от корня –мороз-. 

  1. Самостоятельная работа и самопроверка по слайдам  № 13 - 24

Итог урока

1.        Обобщение.

  • Из скольких частей может состоять основа слова?
  • Какая часть должна обязательно входить в основу?
  • При помощи какой части слова можно образовывать родственные слова? Придумать слова к схемам: корень, окончание; приставка, корень.

2.        Рефлексия.

  • Какое задание больше всего понравилось?
  • С каким настроением уходим с урока?

Домашнее задание

Упражнение № 33

Прочитайте текст. Найдите в тексте и выпишите слова с корнем –ход.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Приставка как часть слова"

Урок проведён во 2 классе в системе "Школа - ХХI века". Цель урока: обобщить знания детей о частях слова и познакомить с новой частью слова - приставкой. К уроку составлена призентация....

Урок русского языка по теме: "Приставка как часть слова"

Урок проведён во 2 классе в системе "Школа - ХХI века". Цель урока: обобщить знания детей о частях слова и познакомить с новой частью слова - приставкой. К уроку составлена призентация....

Презентация к уроку русского языка по теме "Приставки и суффиксы"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Приставки и суффиксы".УМК "Перспектива"...

Урок русского языка по теме: "Приставка как часть слова"с презентацией на интерактивной приставке "Mimio Studio", 2 класс, программа "Начальная школа XXI века"

Цель урока: Сформировать новые знания и умения по теме: Приставка как часть слова.Задачи:- образовательные:1. Сформировать понятие приставки, как части слова, которая стоит перед корнем и служит...

Презентация к уроку русского языка по теме "Приставка"

Презентация к уроку русского языка "Приставка"...

Познавательные и увлекательные дополнительные разработки к уроку русского языка по теме "Приставки" - "Приставки - труженицы"

Очень люблю уроки русского языка. Хочу, чтобы изучаемый материал легко усваивался детьми. Поэтому дополнительный, с одной стороны, познавательный материал, а с другой - увлекательный,  с интересн...

Технологическая карта урока русского языка на тему : «Приставка и суффикс как значимые части слова»

Тип урока: комплексное применение знаний и умений (урок закрепления)Цель: закрепление знаний о роли суффиксов и приставок в словах.Задачи:Образовательная:-закрепить умения подбирать корень в слове;-за...